Открытый урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК Т.А.Ладыженской и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Виды глагола.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Учебник: «Русский язык», автор: Т.А.Ладыженская и др.
Учитель: Ширлина Т.В.
Цели:
- Образовательные:
- сформировать представление о видах глагола; умение распознавать виды глагола по вопросу и значению.
Развивающие:
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности у обучающихся.
- Воспитательные:
- содействовать воспитанию у обучающихся культуры поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, прививать ценностное отношение к родному языку.
Формирование УУД:
- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
- познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: учебник русского языка 5кл., компьютер, наглядно- иллюстрационный материал, краткий этимологический словарь , авторов: Шанского и др.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе
Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей на уроке, надеюсь на наше сотрудничество и предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний:
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявление уровня знаний.
Чтобы мы могли плодотворно работать на уроке, нужно вспомнить то, что мы изучали на предыдущих уроках. Послушайте, пожалуйста, загадку ( на слайде компьютера).
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ………..глагол.
Чекунова Саша сделала лингвистическое мини - исследование о глаголе. Давайте её послушаем. ( Краткий этимологический словарь, авторов: Николая Максимовича Шанского, Валерия Васильевича Иванова, Тамары Васильевны Шанской).
А мы все вместе с вами вспомним о глаголе и составим кластер по теме «ГЛАГОЛ».
«ГЛАГОЛ»
- Часть речи.
- Обозначает действие предмета.
- Отвечает на вопросы: что делает? что сделают? что делать? ….
- Н.ф.глагола отвечает на вопросы: что делать? и что сделать?
5.Глаголы на чь пишутся с ь.
6. В глаголах на ться пишется ь, если они отвечают на вопросы: что делать? что сделать? А тся пишется без ь , если это глагол 3 л. и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? что делают? что сделают?
А я ещё добавлю вот такую запись:___Виды глагола___
Сможете назвать? Затрудняетесь ответить? А это мы с вами знаем? А хотите узнать?
3.Постановка учебной задачи.
Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока.
Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему нашего урока «ВИДЫ ГЛАГОЛА» ( тема урока записана на слайде компьютера).
Какие задачи мы должны выполнить на уроке?
- Узнаем, какие виды глагола есть в русском языке.
- Научимся распознавать виды глагола.
А я ещё добавлю: узнаем, что такое видовая пара глагола и научимся её записывать.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Организация обучающихся по исследованию проблемной ситуации.
Составление плана достижения цели и определение средства ее достижения(алгоритм, модель и т.д.)
1)Давайте откроем учебник на с. 109 п. 111 и попробуем выяснить, какие виды глагола существуют. Рассмотрим две картинки. 1 и 2. – Под какой картинкой вы напишите «Дети решали задачу», а под какой – « Дети решили задачу»?( работа в группах)
- Какова разница в значении выделенных глаголов? ( первый глагол- решили – подчёркивает достижение результата действия, а второй глагол решали обозначает процесс самого действия. На какие вопросы они отвечают? Решали – что делали?, рещили – что сделали?
Сделаем вывод, глаголы, которые отвечают на вопрос что делали? Это глаголы несовершеного вида. А глаголы, отвечающие на вопрос что сделали? Это глаголы совершенного вида.
2)Молодцы. А теперь продолжим наше исследование и рассмотрим таблицу, с. 109.
В каком столбике выделенные глаголы с.в.Докажите. Поставьте вопросы. А в каком столбике глаголы с.в. Докажите. Поставьте вопросы.
У глаголов какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему? ( Так устроен наш русский язык. Нельзя сказать в настоящем времени: «Я срешаю задачу». Наша речь должна быть красивой и точной.)
Молодцы. А теперь давайте прочитаем правило в учебнике о глаголах с.в. и гл. н.в. стр. 110, которое вы сегодня постарались открыть.
3)Чтение правила обучающимися. Обратная связь.
- Какие бывают глаголы? Что узнали о глаголах н.в.? Зачитайте. Что узнали о глаголах с.в.? Это однокоренные глаголы.
- Составление алгоритма.
-Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь составим алгоритм определения вида глагола.
Задаём вопрос к глаголу.
Учитель: в русском языке глаголы с.в. и гл. н.в. записываться могут парами. Это и дало название видовые пары глагола. Например: Учу(н.в.) – выучу( с.в.). Их образуют однокоренные глаголы, отличающиеся только по виду и образуются при помощи……А при помощи чего они образуются, мы выясним, выполним упражнение 639.
5. Первичное закрепление. Устанавливание осознанности
восприятия. Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма
вслух
1)Упр. 639 Записать выделенные глаголы парами. Поставить к ним вопросы, определить вид. ( Индивидуальная работа обучающихся у доски- под рук.учителя.)
Молодцы. Какие видовые пары вы теперь знаете? Г.с. в. и гл. н.в. Сравните. При помощи чего образуются видовые пары? ( приставок). Молодцы. Какова главная мысль рассказа? Да, ребята обе руки – и правая, и левая одинаково важны для человека.
Ребята, я Вам открою один маленький секрет русского языка, а может быть, вы сами догадаетесь.Какая буква в вопросе глагола с.в. подсказывает, что это глагол с.в.? (С).
ФИЗМИНУТКА Гимнастика для глаз.
Цель: Снятие зрительного утомления. Вам нужно зрительно составить и прочитать пословицу, которая разбросана по всему классу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Как вы её понимаете? Чтобы чего-то добиться в жизни, надо всё время трудиться. Ваш главный труд- это учёба.
2)Самостоятельная работа в паре. Распределительный диктант
Гл.с.в. гл.н.с.
Бежит, убежит, напишут, пишут, читаю, прочитаю.
- Как вы распределяли слова? ( ставили вопросы)
Взаимопроверка.
6. Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Тест
1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) поговорить, решали, пою.
Б) сказали, спели, покататься.
2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) читаю, решали, бросаю
Б) испугался, шел, прибежал
Самопроверка по ключу.
1-Б
2- А
7.Итог урока. Рефлексия
- Что нового для себя вы открыли на уроке? Чему научились?
- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя незаконченные предложения ( на слайде компьютера).
Сегодня на уроке я узнала…
Я научилась на уроке …
Усвоила( не усвоила), что глаголы с.в. отвечают на вопросы……, а глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы……….
Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что урок для него прошёл плодотворно, основные знания по теме урока усвоены – тот на полях тетради рисует смайлик с улыбкой, а кому ещё нужно работать над данной темой – смайлик грустный.
И рядом со смайликом поставьте каждый себе оценку за урок. Я согласна с вашими оценками. Спасибо за урок. Я довольна, что у вас у всех хорошее настроение после урока. Мы продолжим изучать виды глагола на следующем уроке.
8.Д.з. 1) п. 111 упр. 639,
2) творческое задание: написать 3 предложения о весне, используя глаголы н.в. и с.в. ( по желанию).
- А закончу наш урок словами замечательного русского писателя ( портретАлексея Югова). Глагол– « самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение Глагола – выражать само действие!»
- Дома устно, вместе со своими родителями, подумайте над словами этого писателя и на следующем уроке мы с вами попробуем разобраться в данном высказывании.
(Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Глагол - самая сложная и емкая часть речи: до 15% слов художественного текста – глаголы. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.)
Приложение 1
Алексей Кузьмич Югов родился 12 (25) марта 1902 года в слободе Каминской Каминской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне село Каминское Куртамышского района Курганской области)[1] в семье волостного писаря.
- поэма «Лётчики» — 1923
- роман «Бессмертие» — 1944, о классовой борьбе на сибирских золотых приисках в первые годы советской власти
- исторический роман «Ратоборцы» — 1944-1948, о временах Александра Невского
- роман «На большой реке» — 1956, о строительстве Волжской ГЭС
- историко-революционный роман-дилогия «Страшный суд. Шатровы» — 1971, примечателен тем, что в число персонажей включён Троцкий
- избранные произведения в 2-х томах — 1975
- «Думы о русском слове» — 1975
Приложение 2
Лингвистическое мини – исследование
Глагол
Я прочитала словарную статью о глаголе из Этимологического словаря ( словаря о происхождении слов) , под редакцией ____________________________. Выяснила: термин «глагол» « пришёл» к нам из _________________________________________ , что означает “слово, речь”. Красиво о глаголе сказал ___________________ : «_______________________ __________________________». Эта фразу я понимаю так: нужно так высказывать свои мысли, чувства , чтобы растрогать слушателей , достучаться до их сердец , чтобы они поняли суть твоего высказывания , донести до них все то , что ты хотел сказать внятным русским языком . И в этом нам помогает ______________, который таит в себе много тайн.
Приложение 3
ТЕСТ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»
1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?
А) поговорить, решали, пою
Б) сказали, спели, покататься
2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?
А) читаю, решали, бросаю
Б) испугался, шел, прибежал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме: «Не с глаголами».
Конспект урока...
Конспект открытого урока русского языка в 6 В классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".
Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления". На уроке проводится индивидуальная и групповая работа учащихся, приём "мозгового штурма", "инсерт", сос...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение"
Презентация у уроку русского языка в 9 классе про теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение изученного в 5-9 классах"...
Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...