Открытый урок русского языка в 5 классе "Виды глагола"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ширлина Татьяна Васильевна

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК Т.А.Ладыженской и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Виды глагола.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Учебник: «Русский язык», автор: Т.А.Ладыженская и др.

Учитель: Ширлина Т.В.

Цели:

  • Образовательные:
  • сформировать представление  о видах глагола; умение распознавать виды глагола по вопросу и значению.

     Развивающие:

  • способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности у обучающихся.
  • Воспитательные:
  •  содействовать воспитанию у обучающихся    культуры  поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе, прививать ценностное отношение к родному языку.

Формирование УУД:

  • личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.
  • познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник русского языка 5кл., компьютер, наглядно- иллюстрационный материал, краткий  этимологический  словарь , авторов:  Шанского и др.

Ход урока

1.Самоопределение  к деятельности.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к  работе

Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей на уроке, надеюсь на наше сотрудничество и предлагаю начать урок с девиза, который поможет нам идти по дороге знаний:

Не можешь – сумей,

Не знаешь – узнай,

Не бойся тропы отвесной,

Пробуй, ищи, свершай, достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней.

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявление уровня знаний.

Чтобы мы могли плодотворно работать на уроке, нужно вспомнить то, что мы изучали на предыдущих уроках. Послушайте, пожалуйста, загадку ( на слайде  компьютера).

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ………..глагол.

Чекунова Саша сделала лингвистическое мини - исследование о глаголе. Давайте её послушаем. ( Краткий этимологический словарь,  авторов: Николая Максимовича Шанского, Валерия  Васильевича Иванова, Тамары Васильевны Шанской).

А мы  все вместе с вами вспомним о глаголе  и составим кластер по теме «ГЛАГОЛ».

«ГЛАГОЛ»

  1. Часть речи.
  2. Обозначает действие предмета.
  3. Отвечает на вопросы: что делает? что сделают? что делать? ….
  4. Н.ф.глагола отвечает на вопросы: что делать? и  что сделать?

      5.Глаголы на чь пишутся с ь.

      6. В глаголах на ться пишется ь, если они отвечают на вопросы: что делать? что сделать? А тся пишется без ь , если это глагол 3 л. и  отвечает на вопросы:  что делает? что сделает? что делают? что сделают?

А  я ещё добавлю вот такую запись:___Виды глагола___

Сможете назвать? Затрудняетесь ответить? А это мы с вами знаем? А хотите узнать?

3.Постановка учебной задачи.

Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока.

Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему нашего урока «ВИДЫ ГЛАГОЛА» ( тема урока записана на слайде компьютера).

Какие задачи мы должны выполнить на уроке?

- Узнаем, какие виды глагола есть в русском языке.

- Научимся  распознавать виды  глагола.

А я ещё добавлю: узнаем, что такое видовая пара глагола и научимся её записывать.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Организация  обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

Составление плана достижения цели и определение средства ее достижения(алгоритм, модель и т.д.)

1)Давайте откроем учебник на с. 109 п. 111 и попробуем выяснить, какие виды глагола существуют. Рассмотрим две картинки. 1 и 2. – Под какой картинкой вы напишите «Дети решали задачу», а под какой – « Дети решили задачу»?( работа в группах)

- Какова разница в значении выделенных глаголов? ( первый глагол- решили – подчёркивает достижение результата действия, а второй глагол решали  обозначает процесс самого действия. На какие вопросы они отвечают?  Решали – что делали?, рещили – что сделали?

Сделаем вывод, глаголы, которые отвечают на вопрос что делали? Это глаголы несовершеного вида. А глаголы, отвечающие на вопрос что сделали?  Это глаголы совершенного вида.

2)Молодцы. А теперь продолжим наше исследование и рассмотрим таблицу, с. 109.

В каком столбике выделенные глаголы с.в.Докажите. Поставьте  вопросы. А в каком столбике глаголы с.в. Докажите. Поставьте вопросы.

У глаголов  какого вида есть только два времени? Как вы думаете, почему? ( Так устроен наш русский язык. Нельзя сказать  в настоящем времени: «Я срешаю задачу».  Наша речь должна быть красивой и точной.)

Молодцы. А теперь давайте прочитаем   правило в учебнике о глаголах с.в. и гл. н.в. стр. 110, которое вы сегодня постарались открыть.

3)Чтение правила обучающимися. Обратная связь.

- Какие бывают глаголы? Что узнали о глаголах н.в.? Зачитайте. Что узнали о глаголах с.в.? Это однокоренные глаголы.

  1. Составление алгоритма.
    -Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь составим алгоритм определения вида глагола.


Задаём вопрос к глаголу.

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_m6e9a29b5.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_688304aa.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_m78a1bfeb.gifhttp://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_1cbbb251.gif


http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_m2299233f.gif

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/56/55295/55295_html_m12c9476c.gif

Учитель: в русском языке глаголы с.в. и гл. н.в. записываться могут парами. Это и дало название видовые пары глагола. Например: Учу(н.в.) – выучу( с.в.). Их образуют однокоренные  глаголы, отличающиеся только по виду и образуются при помощи……А при помощи чего они образуются, мы выясним, выполним упражнение 639.

5. Первичное закрепление. Устанавливание осознанности

восприятия. Решение типовых заданий с проговариванием алгоритма

вслух

1)Упр. 639  Записать выделенные глаголы парами. Поставить к ним вопросы, определить вид. ( Индивидуальная работа обучающихся у доски- под рук.учителя.)

Молодцы. Какие видовые пары вы теперь знаете? Г.с. в. и гл. н.в.  Сравните. При помощи чего образуются видовые пары? ( приставок). Молодцы. Какова главная мысль рассказа? Да, ребята обе руки – и правая, и левая одинаково  важны для человека.

Ребята, я Вам открою один маленький секрет русского языка, а может быть, вы сами догадаетесь.Какая буква в вопросе глагола с.в. подсказывает, что это глагол с.в.? (С).

ФИЗМИНУТКА Гимнастика для глаз.

Цель: Снятие зрительного утомления.   Вам нужно зрительно  составить  и прочитать пословицу, которая разбросана по всему классу.

Без труда не вытащишь  и рыбку из пруда.

- Как вы её понимаете? Чтобы чего-то добиться в жизни, надо всё время трудиться. Ваш главный труд- это учёба.

2)Самостоятельная работа в паре. Распределительный диктант

Гл.с.в.                                             гл.н.с.

Бежит, убежит, напишут, пишут, читаю, прочитаю.

- Как вы распределяли слова? ( ставили вопросы)

Взаимопроверка.

6.  Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся. Тест

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, решали, пою.

Б) сказали, спели, покататься.

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) читаю, решали, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

Самопроверка по ключу.

1-Б

2- А

7.Итог урока. Рефлексия

- Что нового для себя вы открыли на уроке? Чему научились?

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, используя незаконченные предложения ( на слайде компьютера).

Сегодня на уроке я узнала…

Я научилась на уроке …

Усвоила( не усвоила), что глаголы с.в. отвечают на вопросы……, а глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы……….

Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что урок для него прошёл плодотворно, основные знания по теме урока усвоены – тот на полях тетради рисует  смайлик  с улыбкой, а кому ещё нужно работать над данной темой – смайлик  грустный.

И рядом со смайликом поставьте каждый себе оценку за урок. Я согласна с вашими оценками. Спасибо за урок. Я довольна, что у вас у всех хорошее настроение после урока. Мы продолжим изучать виды глагола на следующем уроке.

8.Д.з. 1) п. 111 упр. 639,

2) творческое задание:  написать  3 предложения о весне, используя глаголы н.в. и с.в. ( по желанию).

- А закончу наш урок словами замечательного  русского писателя ( портретАлексея Югова). Глагол– « самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение Глагола – выражать само действие!»

- Дома устно, вместе со своими родителями, подумайте над словами этого писателя и на следующем уроке мы с вами попробуем разобраться в данном высказывании.

(Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической и др.), различные явления природы.

По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Глагол - самая сложная и емкая часть речи: до 15% слов художественного текста – глаголы. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.)

Приложение 1

Алексей Кузьмич Югов родился 12 (25) марта 1902 года в слободе Каминской Каминской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне село Каминское Куртамышского района Курганской области)[1] в семье волостного писаря.

  • поэма «Лётчики» — 1923
  • роман «Бессмертие» — 1944, о классовой борьбе на сибирских золотых приисках в первые годы советской власти
  • исторический роман «Ратоборцы» — 1944-1948, о временах Александра Невского
  • роман «На большой реке» — 1956, о строительстве Волжской ГЭС
  • историко-революционный роман-дилогия «Страшный суд. Шатровы» — 1971, примечателен тем, что в число персонажей включён Троцкий
  • избранные произведения в 2-х томах — 1975
  • «Думы о русском слове» — 1975

        Приложение 2

Лингвистическое мини – исследование

Глагол

Я прочитала словарную статью о глаголе из Этимологического словаря                           ( словаря о происхождении слов) , под редакцией ____________________________. Выяснила:  термин «глагол»  « пришёл»  к нам из  _________________________________________ , что означает “слово, речь”. Красиво о глаголе   сказал  ___________________ : «_______________________ __________________________». Эта фразу я понимаю так:   нужно  так высказывать свои мысли, чувства , чтобы растрогать слушателей , достучаться до их сердец , чтобы они поняли суть твоего высказывания , донести до них все то , что ты хотел сказать внятным русским языком . И в этом нам помогает   ______________, который таит в себе много тайн.

Приложение 3

ТЕСТ «ВИДЫ ГЛАГОЛА»

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, решали, пою

Б) сказали, спели, покататься

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) читаю, решали, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Конспект открытого урока русского языка в 6 В классе по теме "Переходные и непереходные глаголы".

Урок с использованием технологии "Развитие критического мышления". На уроке проводится индивидуальная и групповая работа учащихся, приём "мозгового штурма", "инсерт", сос...

Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»

Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение"

Презентация у уроку русского языка в 9 классе про теме "Глагол. Правописание глаголов. Повторение изученного в 5-9 классах"...

Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.

Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...