Урок русского языка по теме "Время глагола" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: актуализация знаний о временах глагола.
Задачи:
1. вспомнить признаки временных форм глагола;
2. научиться отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов;
3. закрепить полученные знания.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: умение использовать глагольные формы, ставя их в нужное время (прошедшее, настоящее, будущее), объяснять условия выбора глаголов совершенного и несовершенного видов.
2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.
Формируемые УУД:
1. Личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач).
2. Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция).
3. Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач).
4. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremya_glagola.doc | 57.5 КБ |
urok_128-129._vremya_glagola.ppt | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Время глагола» (5 класс)
Пояснительная записка
Цель: актуализация знаний о временах глагола.
Задачи:
1. вспомнить признаки временных форм глагола;
2. научиться отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов;
3. закрепить полученные знания.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: умение использовать глагольные формы, ставя их в нужное время (прошедшее, настоящее, будущее), объяснять условия выбора глаголов совершенного и несовершенного видов.
2. Метапредметные: (приобретенная компетентность) умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
3. Личностные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, строить рассуждения.
Формируемые УУД:
1. Личностные (создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для оценки собственной учебной деятельности: своих достижений, причин неудач).
2. Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция).
3. Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач).
4. Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи).
Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, исследование, формулировка выводов, обобщение, объяснительно-иллюстративный, ИКТ (работа с интерактивной доской и презентацией Power Point)
Технология: проблемный диалог, здоровьесбережение, индивидуальная, групповая, фронтальная работа на уроке.
Учебник: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2015.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный момент
- Проверка д/з (упр. 380 или упр. 383 на выбор (устно), упр. 381 (письм))
- Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации (работа со слайдом)
На слайд выводится загадка: «Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его». Ученики размышляют над заданием, формулируют конкретную цель и задачи своих будущих, учебных действий по заданным опорным словам, предлагают и согласовывают тему урока (выводится на слайд).
Ученики записывают число, классная работа, тема.
- Актуализация знаний (синтаксическая разминка)
Предложения выводятся на слайд:
Перед нами два предложения. Какой общей темой они объединены? (Весна. Приход весны). Приведите синоним к слову орошенные (облитые, обрызганные, покрытые каплями). Как вы представляете себе непочатые сугробы (еще не тронутые солнцем, не начинавшие таять). Слово непочатые – разговорное, обозначает «полный, еще не начатый, не тронутый». Какое еще слово употреблено в разговорной форме? (водица)
Запишите предложения и выделите их грамматические основы. Какие это предложения? (первое предложение простое, второе сложное, сложносочиненное).
Сделайте синтаксический разбор предложений. Какими частями речи выражены главные члены предложений? Определите время и вид каждого глагола (один ученик у интерактивной доски): дрогнули (прошедшее время, совершенный вид), бежит (настоящее время, несовершенный вид), двинулся (прошедшее время, совершенный вид).
V. Первичное закрепление
1. Работа с текстом (на карточках у каждого ученика).
Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К. Г. Паустовский)
Прочтите текст про себя. Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна). Запишите текст в тетради.
Проверка: один ученик у доски вставляет пропущенные буквы и запятые, называет орфограммы и пунктограммы.
2. Работа с таблицей.
Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.
Наст. вр. | Прош. вр | Буд. вр | |
Сов. вид | Застучала Потеплел Потемнел Осел Умчались | Выбросят Прилетят Поплывут Заблестят Наполнят | |
Несов. вид | Дышит Оставляет | Дышал Оставлял | Будет дышать Будут оставлять |
Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.
Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.
Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).
3. Работа с таблицей на слайде (устно).
Изменим данные ниже глаголы по временам. Прежде чем образовать временную форму, задайте к инфинитиву вопрос. Помните, что не каждый глагол имеет форму настоящего времени.
Инфинитивы: прийти, приходить, замешивать, замесить, замести.
VI. Вторичное закрепление
Учитель предлагает ученикам прослушать текст.
У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.
Как вы думаете, какое название можно дать этому тексту? (ученики предлагают свои варианты, затем учитель раскрывает название текста – «Мелодия весны» Д. П. Зуева).
Учитель предлагает записать предложение из этого текста и сделать его синтаксический разбор:
Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.
Определите время глаголов из этого предложения. Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (это инфинитив)
VII. Самостоятельная работа на определение времени и вида глаголов (см. слайд):
Берегу, можешь, боремся, колол, буду пилить, надеялся, расскажу, увлекает, будет увлекать, восстанавливал.
VIII. Рефлексия
Давайте подведем итоги урока (см. слайд). Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили. Достигли ли вы их?
Ученики подводят итоги урока, пользуясь опорными словами, выведенными на доске.
1. Мы вспомнили признаки временных форм глагола.
2. Мы научились отличать временные формы глаголов совершенного и несовершенного видов.
3. Мы закрепили полученные знания.
IX. Этап информирования учащихся о домашнем задании
§ 51, стр. 60 слова орфографического практикума (письм)
Дополнительный материал (на слайде):
Прочитайте четверостишия. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Укажите время глаголов в четверостишиях.
1. Ур…нило солнце лучик зол…той.
Вырос одуванчик – первый, мол…дой.
У него чудес…ный зол…тистый цвет,
Он большого солнца маленький п…ртрет.
(О. Высотская)
2. Репей я к…лючий,
Ко всем пристаю,
Расту при дорог…,
У стенки стою.
(А. Пчельникова)
3. Такие в…селые
Эти ромашки –
Вот-вот заиграют
Как дети, в п…тнашки.
(Е. Серова)
Найдите в четверостишиях эпитеты и олицетворения.
Выпишите из четверостиший антонимы.
Выпишите из четверостиший личные местоимения.
Укажите разницу в морфемном составе однокоренных слов золотой – золотистый.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи урока Цель: актуализация знаний… Задачи: 1. Вспомнить признаки… 2. Научиться отличать… 3. Закрепить…
Дрогнули орошенные вешним дождем непочатые сугробы. Под снегом бежит водица, а под корой берез и кленов тайно двинулся сок.
Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр Сов. вид Застучала Потеплел Потемнел Осел Умчались Выбросят Прилетят Поплывут Заблестят Наполнят Несов. вид Дышит Оставляет Дышал Оставлял Будут дышать Будут оставлять
Образец. Привезти (что сделать?), привозить (что делать?) Настоящее время Прошедшее время Будущее время нет формы привёз привезу привозишь привозил привезёшь Инфинитивы: прийти, приходить, замешивать, замесить, замести.
У каждого времени года своя музыка. Снег померк. Веселой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки. Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. Д. П. Зуев «Мелодия весны»
Самостоятельная работа Берегу можешь боремся колол буду пилить надеялся расскажу увлекает будет увлекать восстанавливал
Рефлексия 1. Мы вспомнили признаки… 2. Мы научились отличать… 3. Мы закрепили…
Домашнее задание § 51, стр. 60 слова орфографического практикума (письм)
Дополнительный материал* Ур…нило солнце лучик зол…той. Вырос одуванчик – первый, мол…дой. У него чудес…ный зол…тистый цвет, Он большого солнца маленький п…ртрет. (О. Высотская) Репей я к…лючий, Ко всем пристаю, Расту при дорог…, У стенки стою. (А. Пчельникова)
Дополнительный материал* Такие в…селые Эти ромашки – Вот-вот заиграют Как дети, в п…тнашки. (Е. Серова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...
Презентация к уроку русского языка в 6-м классе "Этот удивительный глагол!"
Презентация содержит материалы заданий к итоговому уроку-соревнованию по теме "Глагол"...
Обобщающий урок русского языка по теме «Глагол». Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и ...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...
Урок русского языка по теме «Глагол. Правописание глаголов. Повторение»
Цель урока- систематизировать полученные в 5-9 классах знания о глаголе как части речи, закрепить орфографические навыки правописания глаголов, подгогтовиться к ОГЭ и ЕГЭ...