Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Гончарова Оксана Петровна

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка
интегрированного урока                                             (русский язык, литература, история)                                                                  в 11 классе

на тему

«Когда-то и сейчас…»

Автор:

учитель русского языка и

литературы

Гончарова Оксана Петровна

  Данная методическая разработка – попытка привести учащихся к пониманию необходимости постижения трагедии Холокоста, укрепить выбор в пользу добра и милосердия.

   Учащиеся 11 класса, для которых предназначен урок, уже знакомы с термином Холокост из уроков истории и  литературы. Поэтому урок направлен на личностное восприятие трагедии еврейского народа, осознание важности сохранения памяти о страшных событиях Второй мировой войны, осмысление чужой беды как собственной.

   Урок начинается стадией вызова, на которой во время просмотра ролика о сожжении книг в фашистской Германии у школьников пробуждается интерес к осмыслению причин происходящего.

    Центр урока представляет дискуссия, во время которой учащиеся имеют возможность высказать своё мнение в устной (монологической и диалогической) и письменной (подготовка к сочинению) речи, выслушать мнение одноклассников, расширить собственные знания по теме.

   В ходе исследовательской деятельности (домашнее задание) возникает личностное осознание происходившего во время войны.  Работа на уроке наводит на размышления о сохранении уважения к исторической памяти любого народа, к осознанию себя частью всего мира. Рассматриваемые проблемные вопросы способствуют формированию у учащихся чувства  сопереживания, сочувствия, толерантного сознания. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что нельзя быть равнодушным, что чужой беды не бывает.

   Эмоциональное прочтение стихотворения и просмотр видеоролика «Эшелоны смерти» также работают на основную идею урока: «Холокост и другие трагедии в мире совершаются с молчаливого согласия равнодушных и повторяются потому, что их пытаются забыть, стереть из человеческой памяти».

   Вывод урока: «Чтобы не повторилось подобное сейчас, нужно помнить о том, что было когда-то. Забыть нельзя, помнить!»

Интегрированный урок в 11 классе: русский язык, литература, история

Тема урока: «Когда-то и сейчас…» 

Цель:  привести учащихся к пониманию необходимости постижения трагедии Холокоста.

Задачи:

  • расширить исторические знания школьников  о Холокосте;
  • учить излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов, создавать текст-рассуждение на нравственную тему;
  • развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;
  • способствовать формированию толерантного сознания;
  • воспитывать трепетное отношение к исторической памяти, сочувствие к жертвам геноцида.

Оборудование:
– текст И.Руденко, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация, буклет, видеоролики;
– словарь С.И.Ожегова, тексты художественных произведений, высказывания мыслителей.

Оформление доски:

- запись темы урока (закрыта в начале урока);                                                                          - бабочка, сделанная учителем;                                                                                                                                                                                                                                                        - плакат с надписью «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Стадия вызова. Просмотр видеоролика «Сожжение книг в Германии».

(https://www.youtube.com/watch?v=1duXEs4dKyY)

Учитель:

- Немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Это лишь начало. Там, где жгут книги, будут жечь и людей». Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемые ответы уч-ся:                                                                                                          - Книга всегда была символом добра, мудрости, нравственности. Если поднялась рука на этот символ, то первый шаг к бездне уже сделан. Следующим шагом будет разрешение  покушения на человеческую жизнь.

- Книги очень важны для умственного, духовного развития. Если кто-то соглашается с сожжением книг, он теряет свой духовный мир, а значит,  может посягнуть и на самое ценное в мире – человеческую жизнь.

Учитель:

 -Да, ребята, прошло совсем немного времени, и в печах концлагерей оказались люди…

Учитель:

-  Как вы поняли причины этого исторического события – сожжения книг, или праздника костра, как его называли? Почему сжигали? Чего боялись? Что хотели уничтожить? Только ли книги?      

Предполагаемые ответы учащихся:

- Возможно, нацисты боялись того света знаний, света добра, что несут в себе книги.

-Боялись того, что люди прочитают в книгах что-то несогласное с политикой фашизма.

- Боялись того, что читающий человек – это мыслящий человек. А мыслящего труднее склонить на свою линию.

- Книги – это связь времён, это уроки истории, это память человеческая. Её тоже хотели уничтожить.

Учитель:

- Что такое память? Объясните значение слова. Сверьте с толковым словарём.

Предполагаемые ответы учащихся:

- Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.

Учитель:

-Какая бывает память?

(Индивидуальная, коллективная, историческая. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.)

Учитель:

- В чём может сохраняться память?

(В фотографиях, письмах, документах, воспоминаниях очевидцев, вещах, памятниках…)

3.  Реализация домашнего задания.

Учитель:

 –Дома вы должны были подготовить  рассказ о событии, увековеченном в одном из памятников нашего города. Предоставляю вам слово.

 (Выступление учащихся о массовом расстреле еврейских жителей в городе Почепе в марте 1942 года сопровождается презентацией и иллюстрируется буклетом –                    см. приложение).

4.  Стадия размышления.

Учитель:

- В своих выступлениях вы рассказывали о том, что было когда-то, а живём мы … (сейчас).

- Вот и тема нашего урока звучит так: «Когда-то и сейчас…»

- Представьте себе, что человек потерял индивидуальную память. Страшно ли, опасно ли это для него?

(Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.)

Учитель:                                                                                                                                              - А если потерять коллективную память, историческую память народа?

(1-е мнение: - Это очень страшно – человек, не помнящий свою историю, способен повторить все ранее совершённые ошибки.)

(2-е мнение: - Может, и не так это плохо. Мы забудем страшные события, и нам станет легче жить.)

Учитель:

- У нас прозвучали разные  мнения. Попробуем сформулировать проблему урока.

 (Проблема исторической памяти.)

Учитель:

- Исходя из проблемы, поставим цель урока

(Найти ответ на вопрос, нужно ли сохранять историческую память? Нужно ли помнить историю?)

Учитель:

 - Ответить на этот вопрос нам поможет текст из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, ведь слово – это тоже память.

- Работая над ним, мы попробуем создать свою книгу – книгу размышлений выпускника, книгу нашей памяти (раздаёт учащимся листы бумаги в виде страниц будущей книги).

5. Работа с текстом

Текст:

На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.
Это и была реклама (дома отдыха «Планерное»). Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». Ну и ну...
- Да это просто прикол такой, - не разделил моего недоумения молодой коллега. - Юмор.
Дохихикались... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.
Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!» Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». Таков слоган дня, оказывается. А вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». Самое время поерничать над военной присягой? А Родине-матери звать в ночной клуб?
Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, - за стогами». Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. Но Родина - дом человека. А не дом циника все же.
Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? И, увы, не в хоромах? Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которые они исходили своими ногами в войну. И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. Тогда зачем дорогие понятия - снова всуе?
Прямо напротив плакатов, через дорогу, - знаменитые «ежи». Последняя линия обороны. Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. И погибли… (По И. Руденко)

  1. Чтение текста.

  1. Смысловой анализ текста проводится через приём «Тонких и толстых вопросов» - представитель одной группы учащихся задаёт вопрос другой группе.

Возможные вопросы:                                                                                                  

     - Как бы вы озаглавили текст? Какие мысли, чувства он у вас вызвал? Какие плакаты встретились автору и его спутнику? Как они отнеслись к нарисованному на плакатах? Чем объясняется разница в восприятии, на ваш, взгляд? Чья цитата приводится в тексте? С какой целью? Что означает слово «ёрничать»?

  1. Формулировка проблемы  текста.

(Учащиеся записывают  индивидуально своё мнение, потом в группах обсуждают варианты и дают лучший ответ от группы.)

Примерные формулировки проблемы:                                                                                           - Автор поднимает проблему отношения к исторической памяти.                                               – Память истории… Важна ли она? Как относиться к давно минувшим событиям?                                                                                                                                                 - Можно ли переводить в шутку драматические события истории?

  1. Комментарий к проблеме текста.

Учитель:

– Какие вопросы можно осветить в комментарии?

(Ответы учащихся)

  1. – Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос … (что автор думает по данной проблеме?)

(Находим в тексте подходящие цитаты и отвечаем.)

  1. Высказывание и аргументация собственного мнения по проблеме.

Учитель:

– Выразите собственное мнение по данной проблеме и запишите его на странице нашей книги памяти (у каждого ученика своя страничка).                                                          – Аргументируйте собственное мнение по проблеме.                                      
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два – один из литературы, другой – из жизненного опыта)                                                                                                                        - Подбираем литературные аргументы.

(На это задание две минуты -  в группах - «Мозговой штурм», каждый участник предлагает своё произведение. Затем озвучивают подобранные аргументы. Другие учащиеся  записывают в «Книгу» предложенные аргументы.)

  1. Работа с афоризмами.

(Проходит в виде дискуссии с опорой на другие известные  афоризмы.                             Учащиеся фиксируют в «Книге» понравившиеся мысли.)

 Первый предложенный для обсуждения афоризм: «Прошлое - это как пустая консервная банка, которую тащишь за собой на верёвочке. Идти не мешает, но постоянно отвлекает дребезжащими звуками».

Второй предложенный афоризм: «В цепочке памяти не должно быть слабого звена – забвения».

  1. Аргументация из жизненного опыта.

Учитель:

- Прослушайте, пожалуйста, следующую информацию и выскажите своё мнение по поводу услышанного.

 7 февраля 2006 года арт-директор Hamshahri Фарид Мортазави (Farid Mortazavi) объявил о проведении газетой международного конкурса карикатур на тему Холокоста. По условиям конкурса 12 авторам, приславшим лучшие карикатуры, были обещаны денежные призы, предоставленные, по словам газеты, частными лицами. Число призов совпадало с числом карикатур, напечатанных в Jyllands-Posten. Главный приз составил сумму 12 тысяч долларов США. Каждому из 12 победителей было обещано также по две золотые монеты общей стоимостью 150 долларов.

На конкурс было прислано более 1100 карикатур из 60 стран.

С 14 августа по 13 сентября в Тегеране проходила выставка, на которой были представлены 204 карикатуры из присланных конкурсантами.

Главный приз и премию в размере 12 тысяч долларов получил марокканец Абдулла Деркауи. На его карикатуре был изображён подъемный кран со звездой Давида, монтирующий бетонную стену, на которой нарисована фотография Освенцима. Стена, закрывающая мечеть, символизирует Израильский разделительный барьер.

На церемонии подведения итогов конкурса министр культуры Ирана Мохаммед Хоссейн Саффар-Харанди (Mohammad Hossein Saffar-Harandi) назвал Холокост мифом и отметил роль президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада, который поддержал идею проведения конкурса. По мнению министра, конкурс разрушил табу на отрицание Холокоста.

Второй подобный конкурс был проведён в 2015 году, третий запланирован на июнь 2016 года. Предполагается, что главный приз в 2016 году составит не 12, а 50 тысяч долларов.

  1. Обсуждение услышанного.

В ходе дискуссии предполагается прийти к следующему выводу:

- Память нельзя продавать. Боль нельзя продавать. Совесть нельзя продавать. Душу нельзя продавать. То, чем человек отличается от зверя, нельзя продавать.

Учитель:

- Какие аргументы из жизненного опыта по проблеме исторической памяти вы можете привести после сегодняшнего урока?

  (Возвращаемся к карикатурам, памятнику в городе Почепе, сожжению книг)                                                              

- Вспомним, как выглядит памятник сожжённым книгам. (Ответы)

- Какой метафорический смысл он несёт, на ваш взгляд? (Пустота подсвечивается снизу, подчёркивая основную идею композиции – сожжение книг не уничтожило свет знаний, свет добра, не уничтожило память человеческую.)

     9.  Стадия рефлексии.

Учитель:

- Вернёмся к названию темы урока – «Когда-то и сейчас…». Что вы поняли, ребята, из урока? К какому выводу пришли?   Запишите на своей странице «Книги».

(Учащиеся зачитывают сформулированные выводы и отдают свою страницу книги для скрепления.)

Предполагаемые выводы:

-1) «Когда они пришли за социалистами, я молчал — я не был социалистом.
Когда они пришли за профсоюзными активистами, я молчал — я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за евреями, я молчал — я не был евреем.
Когда они пришли за мной — уже некому было заступиться за меня».

(Мартин Нимёллер). Я полностью согласен с этим мнением и считаю, что равнодушных быть не должно. Ведь это с их молчаливого согласия совершается всё подлое на земле.

- 2) Память истории не терпит кощунства. Ни плакаты, зовущие в бой за Родину, ни тема Холокоста – ни одна трагическая страница истории не должна становиться фарсом, шуткой, карикатурой. Иначе мы превращаемся в нелюдей, в «иванов, не помнящих своего родства».

Учитель:

- В нашей книге пока только несколько  страниц. Продолжить её вы сможете, работая дома над  сочинением-рассуждением по  тексту И.Руденко.

- А ещё книгу памяти могут продолжить наши добрые дела.

- Весь урок с нами была вот эта бабочка  (сделанная учителем бабочка была прикреплена на доске; говоря эти слова, он держит бабочку в руках) – символ преображения, жизненного цикла, свободы. Она так же хрупка, как память. Может быть, поэтому музей Холокоста в Хьюстоне объявил проект «Бабочка» в память о 1500000 детей, погибших в Холокосте. Нужно сделать бабочку и выслать в музей. Проект распространился по всему миру, и я предлагаю принять в нём участие. Сделать свою бабочку. Своими добрыми руками выпустить её из кокона. Пусть она станет символом вашей памяти, нашей памяти о прошлом. Памяти о тех, кто мог бы быть с нами, но их нет, и тем, кто будет жить после нас. История потому и ходит по кругу, что у человечества короткая память. А мы будем помнить. Я свою уже сделала. Очередь за вами.

 10. Просмотр видеоролика «Эшелоны смерти»:  https://www.youtube.com/watch?v=WpYBLOkulLo

(Учащиеся зажигают свечи памяти и стоят в течение всего видеоролика)

  11. Чтение  стихотворения заранее подготовленным учеником:

Андрей Дементьев

ТОВАРНЫЙ ВАГОН

Вблизи музея одиноко
Стоит обшарпанный вагон.
Обычный товарняк без окон.
Еще момент – и под уклон
Со старых рельс сорвется он.

В войну в таких вагонах немцы
Везли евреев прямо в ад.
И помнит Белжец и Освенцим
Зловещий этот экспонат.

Перевозил он столько горя,
Чужих отчаяний и слез,
Что и теперь нам нет покоя
При виде смолкнувших колес.

А боль жива в воспоминаньях
И в горькой участи детей,
Что так вовек и не познали
Свободы родины своей.


И все здесь вопиет: «Не смейте
Предать забвению хоть миг...»
Стоит вагон – как символ смерти.
...И не стихает в сердце крик.

И каждый день на Лобном месте
Свой суд История вершит...
Все может повториться, если
Вагон тот будет позабыт.

Учитель:                                                                                                                                  - Спасибо всем за урок! Добра, мира, терпения и милосердия вам! Надеюсь, каждый из вас осознал, как важно поставить запятую в нужном месте в этой фразе: «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»                                                             (Обращается к плакату на доске и ставит свою запятую)

Используемые источники информации:

Литература:

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. – М., 2001
  2. Гербер Алла. Когда-то и сейчас. – М., «Текст», 2012
  3. Холокост: взгляд учителя. Методическое пособие – сборник работ педагогов России. Составители: И.А.Альтман, А.Е.Гербер, Д.В.Прокудин. – М., 2006
  4. Менора/ Поэтический сборник. – Москва – Иерусалим: Мосты культуры, 04/2003

Интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/watch?v=1duXEs4dKyY

https://www.youtube.com/watch?v=WpYBLOkulLo

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1527075

http://www.fipi.ru/

http://www.lio.ru/archive/menora/html/03/04/article06.html

http://www.holomemory.ru/news/303/

Материалы местного краеведческого музея


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока, русский язык и литература.

Повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в речи; определять роль одн...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по тексту В.П. Астафьева....

Разработка интегрированного урока русского языка и литературы по теме «Словотворчество поэтов-футуристов»

Интегрированный урок-исследование  русского языка и литературы в 11 классе «Словотворчество поэтов-футуристов» призван стать уроком повторения и обобщения материала по теме «Сер...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методиче...

Разработка интегрированных уроков русского языка и литературы

Методическая разработка проекта "Времена года", который проводится после изучения темы "Имя прилагательное" в 6 классе с использованием  литературных произведений русских писа...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...