Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Суперсон Марина Алексеевна

В данной методической разработке представлены материалы для проведения интегрированного урока русского языка, литературы, географии "Гидросфера и глагол". Разработка включает в себя методическое обоснование темы, конспект урока. Предлагаемый материал может быть полезен учителям русского языка, литературы и географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidrosfera_i_glagol.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интегрированного урока русского языка, литературы и географии по теме «Гидросфера и глагол»


Авторы: Суперсон Марина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы,

                                                                     Домрачева Татьяна Павловна,

             учитель географии

Место работы: МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3

п. Советский» Республики Марий Эл



2021г.

                                                Аннотация

В данной методической разработке представлены материалы  для проведения

интегрированного  урока  русского языка, литературы и географии «Гидросфера и глагол». Разработка включает в себя методическое обоснование темы, конспект урока. Предлагаемый материал может быть полезен учителям русского языка, литературы и географии.

                                             Введение

Актуальность методической разработки урока «Гидросфера и глагол»  обусловлена потребностями современного общества. Учащиеся с учетом новых ФГОС должны не только овладеть знаниями, но уметь думать, анализировать, работать в группе, адекватно оценивать свою деятельность.

Идея интегрировать урок русского языка, литературы и географии актуальна еще и тем, что именно у детей в 5-6 классах формируется абстрактное воображение, восприятие действия через сравнение. Кроме этого необходимо именно в средней школе сформировать такие УУД, как анализ и синтез.

В ходе проведения урока отрабатываются следующие УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- ориентироваться в предложенных текстах;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте после просмотра видеоматериала,

 - проводить анализ учебного материала с помощью предложенной презентации;

 - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Информационный план-проспект урока

     

Описание

Тип урока

Интегрированный

Класс

6 В

Тема

Гидросфера и глагол

Образовательная программа, автор

Учебник « Русский язык 6» под ред. Н.М.Шанского, М.: «Просвещение», 2013г.

Учебник «География 6» под ред. В.А.Кошевого, А.О.Родыгина, М.: «Балласс», 2013г.

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Обобщающий  урок по теме «Гидросфера» и по теме «Глагол».

Универсальные учебные действия

Личностные

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану,

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

качества и уровня усвоения;

Познавательные

- ориентироваться в предложенных текстах, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте после просмотра видеоматериала,

 - проводить анализ учебного материала с помощью предложенной презентации;

 - уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, знаний и словарного запаса по теме.

Определение ценностных основ, цели и задач урока

Цель: обобщение изученных ранее метапредметных знаний и умений.

Задачи:

1. Образовательные:повторить терминологию связанную с гидросферой и ее частями, вспомнить значение глагола как части речи.

2. Развивающие:развитие аналитического мышления учащихся,  направленного на интегрирование знаний по русскому языку для изучения географии.

развитие коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения задания для самостоятельной работы.

3. Воспитывающие: воспитание интереса к предметам, формирование умения организовать свою деятельность.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса

Основной дидактический метод:

Проблемный, объяснительно-иллюстративный.

Частные     методы     и     приемы: беседа, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, метод формирования умений и навыков по применение знаний на практике, метод контроля и самоконтроля.

Представление структуры урока и     информации     о     расходе времени на различных его этапах

План урока

1этап.        Организационный момент.(2мин.)

2этап.        Постановка цели урока.(1мин.)

3этап. Актуализация повторения темы «Гидросферы и глагола».

            (6 мин.)

4этап.        Отработкой имеющихся навыков по русскому языку и географии по теме «Гидросфера и глагол» (10 мин.)

5этап.        Физкультминутка. (2 мин.)

6этап. Самостоятельная работа в парах. (6 мин.)

7этап.        Подведения итогов урока.(2 мин.)

8этап.        Информация о домашнем задании.( 2 мин.)

11этап.Рефлексия.(2мин.)

Описание               применяемых

образовательных      технологий,

обоснование

их использования

Технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, здоровьесберегающая технология.

Указание   отобранных   средств обучения,      обоснование      их применения

Учебник « Русский язык 6» под ред. Н.М.Шанского, М.: «Просвещение», 2013г.

Учебник «География 6» под ред. В.А.Кошевого, А.О.Родыгина, М.: «Балласс», 2013г.

Презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, наглядное пособие для 6 класса на доске.

Изложение   содержания   урока с    указанием    технологии   его проведения

1этап.        Организационный этап.

2 этап. Постановка цели урока;

3 этап. Актуализация опорных знаний.                

•        повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

•        проведение проверочных упражнений.

 (смотреть план –конспект урока)

Описаниевозможных

методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Корректировку основных умений проводим в зависимости от контингента класса.

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов

Обучающие с высокой мотивацией активно работают при выполнении задания в тетради, охотно работают в группах по созданию кластера по «Мировому океану», с удовольствием работают в парах,  чтобы получить хорошие результаты.

                                       План-конспект урока.

 Интегрированный урок русского языка, литературы и географии по теме: «Гидросфера и глагол».


Т.П. Здравствуйте ребята

Прежде чем начать наш урок разрешите нам поинтересоваться, какое у вас настроение. Я прошу присесть тех, кто чувствует себя отлично. Теперь присядут на свои места те, у кого на душе спокойно и светло. А теперь присядут те, у кого почему- то набежали тучки.
М.А. Сегодня у нас с вами необычный урок. На одном уроке мы будем работать сразу по трём предметам: географии, русскому языку и литературе. Такой урок называется интегрированным. В ходе нашего занятия мы будем выполнять различные задания. Поэтому для получения итоговой  отметки вам необходимо будет по ходу урока заполнять оценочные листы, которые лежат у вас на партах. Вы будете вносить отметки за каждый этап урока.

Т.П. Есть на планете такое вещество, без которого люди не могут прожить и двух дней.  Сам человек на 80% состоит из этого вещества. Но человечество долгое время не знало, сколько этого вещества  на планете Земля. И уж совсем не было ясно, откуда появилось это вещество. Как вы думаете, что это такое? (вода)

Итак, ребята, внимание на экран (включается музыка, идут слайды о воде).

М.А. Известнейший  французский писатель сказал о воде так: «Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:  ты сама жизнь…». Как вы думаете, кто он? (Антуан де Сент-Экзюпири). Ребята, а какое произведение вы у него читали? (Маленький принц)

Т.П. Молодцы, это вы знаете. А какая же проблема, связанная с водой  волновала писателя? Ответы детей.

Т.П. Ребята, как  называется вся вода  на планете?

Ответ детей : Гидросфера.

Т.П. Как Вы думаете,  друзья, чем мы с вами сегодня будем заниматься? О чем будем говорить? Ответы детей.

М.А. Да, действительно проблема нашего занятия, изучить части гидросферы с помощью одной из самых ярких частей речи - глагола. Ребята давайте вспомним, что такое глагол? Ответы детей.

М.А. Давайте запишем в тетрадях число и тему сегодняшнего урока: «Гидросфера и глагол».

Т.П. Итак, тема записана и я предлагаю вам приступить к решению заданной проблемы.

Для этого мы предлагаем вам обратить внимание на доску. Рассмотрим, где находится гидросфера. Кто может сформулировать фразу о месте гидросферы на планете Земля? Ответы детей: ( 2-3 человека)

Т.П. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит гидросфера. В состав гидросферы входят:  мировой океан, реки, озера, болото, ледники, вечная мерзлота, вода в атмосфере. Обратите внимание, каков процент каждого вида водного объекта.

 М.А. Итак, ребята вот и подошло время для практической работы. Вам предлагается найти соответствие глагола с существительным (время выполнения работы 3 минуты).  

Проверка на доске. Желающий проверить нашу работу у доски. ( выходит один человек работать на интерактивной доске).

Существительное

Глагол

Река

Льет

Озеро

Стелется

Ледник

Течет

Туман

Искрится

Дождь

Тает

М.А.  Ребята, если вы безошибочно справились с данным заданием, то поставьте себе в листе достижений 1 балл.

Т.П. Распределение воды на планете крайне неравномерно. Вода содержится  в мировом океане, на суше и даже в атмосфере. И мы переходим ко второму практическому заданию по определению вида воды и места, где она располагается. Сейчас вам будут предложены стикеры с частями мирового океана и таблица с частями гидросферы. Вы должны создать кластер. ( т.е заполнить пустующие ячейки таблицы). Работа будет проходить в группах по 4 человека.  Для удобства нужно повернуться к своим соседям по парте. Получите конверты. И начинаем выполнение данной работы.

 Т.П. Проверяем себя, если вы выполнили данный вид работы безошибочно, то в листе достижений ставим один балл.

Т.П. А теперь пришло время небольшого перерыва для зарядки.  Я называю часть гидросферы, а вы мне показываете действие, какое характерно для данного явления.

1. Идет дождь.

2. Опустился туман.

3. Набегает волна.

4. Упала роса.

5. Набегает волна.

6. Дует ветер.

М.А. Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, мы с вами получили заряд бодрости и оптимизма. Приступаем к 4 этапу урока. Сейчас вам будет предложен текст о водной оболочке Земли, с пропусками букв  в глаголах. Вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы. Время работы 3 минуты.

Откуда берется пресная вода? Круговорот воды в природе.

Пресная вода появляет..ся благодаря круговороту воды в природе. Земля нагревает..ся. Это вызыва..т превращение воды в водяной пар. Водяной пар смешивает..ся с воздухом. Так происход..т испарение воды.

Вместе с более легким теплым воздухом пар поднимает..ся высоко в небо. Там остывает и превращает..ся в капельки воды. Мельчайшие капельки превраща..тся в облака. Капельки постепенно растут и становят..ся такими тяжелыми, что не могут удерживат..ся наверху воздушными течениями. Они падают на землю в виде дождя. Вода стека..т обратно в водоёмы, а потом снова испаря..тся. Так происходит круговорот воды в природе.

М.А. Желающие проверить данное задание у интерактивной доски?

Ребята, оцените сами выполненную работу. Если работа была выполнена без ошибок, то в листе достижений поставьте себе еще один балл.

Т.П. Ребята, сейчас мы вам предлагаем следующий вид работы. На доске будет показан процесс движения воды на планете.

М.А. Вы должны просмотреть данный процесс и в тетради записать глаголы означающие происходящий процесс, записать их в тетради. На данный вид работы отводится всего 3 минуты, т.е. эта работа учитывает не только верность исполнения, но и скорость выполнения данного задания.

На слайде появляются варианты глаголов.

•        Светит  (греет)

•        Испаряется

•        Дует

•        Бежит  (течет)

•        Бьет

•        Льет (идет)

•        Порошит  (валит)

•        Тает

•        Плывут (образуются)

•        Движется

Оцеваем правильность выполнения данного вида работы.

Т.П. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в мир воды с помощью глагола. Давайте запишем домашнее задание в дневниках.  П. 16, написать синквейн по теме «Гидросфера и глагол». А затем еще раз обратимся к листам достижения обучающихся, посчитайте пожалуйста, сколько баллов за урок вы набрали. Выставьте ту отметку, которая соответствует количеству баллов и впишите ее в итог в конце таблицы. И поставьте ее себе в дневник.  С последней парты передайте листы на первые. Дежурные соберите листы.

М.А. И в заключение нашей встречи нам интересно, какое впечатление у вас осталось после урока. Для этого каждому из вас предложен пустой стикер. Напишите на нем свое впечатление об уроке.  На доске висят 3 картинки. Это чемодан, корзина и мясорубка. Чемодан означает, что информация сегодняшнего урока полезна, и вы возьмете ее с собой. Корзина означает, что информация не нужная,  и ее можно оставить здесь. Мясорубка означает, что информация интересна, но ее нужно доработать и додумать.

Т.П. Сейчас вы можете подойти к доске и сделать свой выбор.

Давайте вернемся к нашему настроению, встаньте те, у кого настроение в ходе урока улучшилось, ухудшилось, не изменилось.

Спасибо вам, ребята, за урок и до новых встреч.

Список использованной литературы

  1. Антонова ЕС. Инновационная система интеграции русского языка и литературы // Народное образование, 2003 - №4.
  2. Беленький Г.И. Интеграция? // Литература в школе, 1998 - №8
  3. Беленький Г.И. Информпробежка или изучение? // Литература в школе, 2003 - №9.
  4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе, 1996 -№5.
  5. Коложвари И. Сеченикова Л. Интегрированный курс, как его разработать // Народноеобразование, 1999 - № 1-2.
  6. Яворук О. Интегративные курсы: классификация, направления, перспективы// Директор школы, 1998 - №7.
  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. для учителей средней школы, студентов пед. учеб.заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д://Учитель, 2003.
  8. Скворцов Л. А. Инструмент культурного и духовного обустройства жизни // Народное образование, 2002 - № 2.
  9. Боровлева Н.Е. Реализация Стандарта по русскому языку. Из опыта работы учителей по программе и учебникам С.И.Львовой: пособие для слушателей- Ульяновск: // УИПК ПРО, 2006.
  10. https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/prochee/dokladnatiemuintieghrirovannyieurokirusskoghoiazyka
  11. https://infourok.ru/kursovaya-rabota-po-teme-netradicionnie-podhodi-k-obucheniyu-russkomu-yaziku-i-literature-2432479.htt

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока, русский язык и литература.

Повторить и обобщить теоретический материал об односоставных предложениях, закрепить умение различать виды односоставных предложений; использовать односоставные предложения в речи; определять роль одн...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Разработка интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по тексту В.П. Астафьева....

Методическая разработка интегрированного урока (русский язык, литература, история) "Когда-то и сейчас"

Урок постороен в технологии развития критического мышления, затрагивает тему Холокоста....

Методическая разработка конспекта урока русского языка «Грамматические признаки глагола»

Методическая разработка конспекта урока русского языка«Грамматические признаки глагола»Дата проведения: 12.01.2022 г.Группа: АМ-312...

Методическая разработка дистанционного урока русского языка для 5 класса "Время глагола"

Цель урока познакомиться с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...