Конспект урока обобобщение по теме Главные члены предложения 8 класс Школа№277
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Цели:
1) Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
2) Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
3) Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
4) Развивать навыки работы по тестам
5) Развивать речь учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 8 классе.
Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.
Цели:
- Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
- Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
- Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
- Развивать навыки работы по тестам
- Развивать речь учащихся.
Ход урока
Ⅰ. Орг. момент.
Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.
Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .
Ⅱ. Словарная работа.
Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.
Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.
- Давайте, вспомним, что такое орфограмма? (Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило)
- Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? (Правописание разделительного ъ и ь знаков)
- Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?
Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.
Ⅲ. Синтаксическая пятиминутка.
Запишите предложение.
В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.
- Объясните орфограммы в словах.
- Подчеркните главные члены предложения.
- Скажите, чем выражены главные члены предложения.
Ⅳ. Объявление темы урока
-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.
Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.
Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из словосочетаний)
- Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Для этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний).
- Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? (3)
- Назовите их. (Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе)
Ⅴ. Работа по теме урока.
- А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.
Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?
Итак, задание
Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
- Солнце светит всем.
- Мы никогда не ссоримся.
- Двенадцать делится на шесть.
- Взрослые иногда не понимают детей.
- Вошедший привлёк всеобщее внимание.
- Курить - здоровью вредить.
- Очевидно не значит верно.
- Вдали послышалось ку-ку.
- Прошло несколько дней
Проверяем:
- Солнце - существительное.
- Мы - местоимение.
- Двенадцать - числительное.
- Взрослые - прилагательные.
- Вошедший - причастие.
- Курить - неопределённая форма глагола.
- Очевидно - наречие.
- Ку-ку - междометие.
- Несколько дней - словосочетание.
- Итак, какой вывод делаем:
В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие.
- А теперь следующее задание.
Найдите верное утверждение:
- В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
- Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
- Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
- Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
- Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.
- Правильный ответ - 2.
- Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.
- Найдите четвёртое “лишнее”.
- В клетке соловей перестал петь.
- Оксана любит рисовать.
- Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
- Мы будем рады видеть вас у себя.
- Проверяем. (Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени)
- Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.
Составное глагольное сказуемое.
(Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение).
- А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.
- Второклассники будут изучать английский язык.
- Он пустился бежать наперегонки.
- Путь был нелёгким.
- Она вам расскажет правду.
(правильный ответ под цифрой 2)
Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.
- Реки рвут на себе ледяные оковы.
- Это был её новый костюм.
- Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
- Вечером мы будем заливать каток.
- Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
- Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
- Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
- Я намерен был ехать сегодня же.
- Варя была с заплаканными глазами.
Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):
- Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
- Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
- Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
- Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
- Облако представлялось то косолапым медведем, то гривастым львом. (Составное именное сказуемое)
- Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое)
- Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
- Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое)
- Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.
- Жить народу служить.
- Сердце не камень.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Азбука к мудрости ступенька.
(Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении).
- Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.
- Глупый осудит, умный рассудит.
- И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
- От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
- Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.
(Правильный ответ - тринадцать витязей во втором предложении)
- Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
- Рябина красавица наших лесов.
- Дважды два четыре.
- Мороженное вот моё любимое лакомство.
- Курить здоровью вредить.
- Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
- Она девушка с характером.
- Бедность не порок.
(Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях).
Итог урока.
- Что повторяли сегодня на уроке? (Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое).
- Какие виды сказуемого вы знаете? (Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).
Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения. Обработать умение находить сказуемое (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях. Развивать умение применяя полученные знания на практике. Развивать навыки работы по текстам. Развивать речь учащихся.
Солнце светит всем. Мы никогда не ссоримся. Двенадцать делится на шесть. Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлёк к себе всеобщее внимание. Курить - здоровью вредить. Очевидно не значит верно. Вдали послышалось ку-ку. Прошло несколько дней. Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно является.
Солнце - существительное. Мы - местоимение. Двенадцать - числительное. Взрослые - прилагательное. Вошедший - причастие. Курить - неопределённая форма глагола. Очевидно - наречие. Ку-ку - междометие. Несколько дней - словосочетание. Ответ:
Найдите верное утверждение. В предложении должны быть обязательно подлежащее и сказуемое. Подлежащее может выражаться только существительным или местоимением. Подлежащее может выражаться всеми частями речи. Между подлежащим и сказуемым всегда ставятся тире. Подлежащее и сказуемое является словосочетанием.
Ответ: Подлежащее может выражаться всеми частями речи.
Найдите “четвёртое лишнее”. В клетке соловей перестал петь. Оксана любит рисовать. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября. Мы будем рады видеть всех у себя.
Ответ: В клетке соловей перестал петь. (Составное глагольное сказуемое) Оксана любит рисовать. (Составное глагольное сказуемое) Первоклассники будут выступать на торжественной линейке первого сентября. (Простое глагольное сказуемое) Мы будем рады видеть всех у себя. (Составное глагольное сказуемое)
Составное глагольное сказуемое. Вспомогательное слово + Инфинитив (неопределённая форма глагола) что делать? что сделать? Лексическое значение. начать перестать кончать прекратить продолжать должен рад готов намерен мочь хотеть Грамматическое значение.
Найти предложение, где есть глагольное сказуемое . Второклассники будут изучать английский язык. Он пустился бежать наперегонки. Путь был нелёгким. Она вам расскажет правду.
Ответ: Он пустился бежать наперегонки. (Составное глагольное сказуемое)
Запишите предложения, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого. Реки рвут на себе ледяные оковы. Это был её новый костюм. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. Вечером мы будем заливать каток. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь Я намерен был ехать сегодня же. Варя была с заплаканными глазами.
Ответ: Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое.) Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое.) Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое.) Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени.) Облако представлялось то косолапым медведем, то гривистым львом. (Составное именное сказуемое.) Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей. (Составное именное сказуемое.) Брату очень хотелось поехать в летний оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое.) Я намерен был ехать сегодня же.(Составное глагольное сказуемое.) Варя была с заплаканными глазами. (Составное именное сказуемое.)
Найдите предложения, где между подлежащим и сказуемом надо поставить тире. Жить народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить не поле перейти. Азбука к мудрости ступенька.
Ответ: Жить - народу служить Азбука - к мудрости ступенька. н.ф. гл. н.ф. гл. сущ. И.п сущ. И.п
Запишите предложения, расставьте, где нужно, знаки препинания. Рябина красавица наших лесов. Дважды два четыре. Мороженное вот моё любимое лакомство. Курить здоровью вредить. Ласковое слово точно солнышко в ненастье. Она девушка с характером. Бедность не порок.
Ответ Рябина - красавица наших лесов. Дважды два - четыре. Мороженное - вот моё любимое лакомство. Курить - здоровью вредить. сущ. И.п сущ. И.п числ. числ. сущ. И.п ук. сл. сущ. И.п н.ф. гл. н.ф. гл.
Список литературы Н.В.Егорова “Поурочные разработки по русскому языку 8 класс”. Издательство “Вако”, г. Москва, 2009 г. О.А.Нури “Поурочные разработки по русскому языку 8 класс”. Издательство “Экзамен”, г. Москва, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения"
На уроке уч-ся ведут "Бортовой журнал", в котором отмечают то, что они уже знают по теме "Главные члены предложения", и новую информацию. Цель урока: Создать условия для формирования лингвистической и...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»
Цели урока: ОбразовательныеОбобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между...
контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".
Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...