Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Давыдова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы

Открытый урок в 5 классе

Тема урока: «Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее».

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Методические приемы: объяснения учителя, беседа, выполнение упражнений.

Сетка времени

  1. Оргмомент – 2 мин
  2. Проверка домашнего задания – 5 мин
  3. Изучение нового материала – 10 мин
  4. Закрепление нового материала –  15 мин
  5. Занимательная лингвистика – 5 мин
  6. Комментирование домашнего задания – 3 мин
  7. Подведение итогов – 5 мин

                                                    Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение темы «Члены предложения»

1. Закрепление понятия «Члены предложения».

    1)Вопросы.

- Какие члены предложения составляют его основу?

- Как называются остальные члены предложения?

- Что обозначает подлежащее?

- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

- В каком падеже стоит подлежащее?

- На какие вопросы отвечает сказуемое?

- Сколько главных членов может быть в предложении?

   2)Упражнение 155 (устно).

   Комментарий

   В 1-м и 2-м предложениях по 6 слов и по 5 членов предложения. Предлоги не являются членами предложения. В остальных предложениях количество слов и членов предложений совпадает.

2. Закрепление понятия «Подлежащее»

    1)Упражнение 156 (устно).

    2)Чтение теоретического материала учебника.

    3)Упражнение 157 (комментированное письмо).

    4)Работа по карточкам.

Даны 3 группы слов:

      Легко, съехала, с, горы, на, лыжах.

      Мальчики, снежки, в.

      Кошка, нос, моет, снегом.

Нужно составить из них предложения. Получается только одно: Кошка снегом моет нос, т.к. в нем выражена законченная мысль. В первой группе слов непонятно о ком говориться, значит, мысль незакончена. Во второй группе слов непонятно, что делали мальчики, значит, мысль незакончена.

Можно ли добавить в эти группы слова, чтобы получились предложения?

     Девочка легко съехала с горы на лыжах.

      Мальчики играют в снежки.

Почему же без вставленных слов предложения не получались?

 - Среди членов предложения есть такие, без которых нельзя выразить мысль. Их назвали главными членами предложения.    

 

Вернемся к предложению, которое записано на доске и в тетрадях. Нужно найти грамматическую основу предложения. Почему одной чертой подчеркнуто слово «кошка», а не слово «нос»? Оно ведь тоже отвечает на вопрос кто? что?

Запомните! Слово в В.п. часто хочет выдать себя за подлежащее. Чтобы не ошибиться, используйте совет:

        Кто? Что? --- Им.п. (лиса)

        Кого? Что? ---В.п (лису).

5) Задание. Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы.

 Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. В любую погоду Черное море прекрасно. Пролетело два дня.

4. Занимательная лингвистика.

   Переставив буквы в одном слове предложения Кто сказал мяу?, вы легко найдете подлежащее.

5. Подведение итогов.

Домашнее задание

1. Параграф 31, 32.

2. Упражнение 158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Открытый урок в 5 классе "Главные члены предложения. Подлежащее"

Данный урок разработан с целью закрепления и систематизации знаний учащихся 5 класса по разделу "Синтаксис. Члены предложения"....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....