Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Галеева Гульназ Данисовна

Цели урока:

 

 Образовательные

Обобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между подлежащим и сказуемым;

 

Развивающие

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания  на практике; развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные

Воспитание у учащихся патриотизма, уважения к культурному наследию своего отечества, воспитание бережного отношения к памятникам культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_glavnye_chleny_predlozheniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе по теме  

«Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения»

Цели урока:

 Образовательные 

Обобщить знания о способах выражения подлежащего, о типах сказуемого и его способах выражения; закрепить умение применять при письме правила постановки тире между подлежащим и сказуемым;

Развивающие

Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания  на практике; развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные

Воспитание у учащихся патриотизма, уважения к культурному наследию своего отечества, воспитание бережного отношения к памятникам культуры.

 Принципы обучения

Дидактические:

1. Системности и последовательности обучения

2. Доступности (опора на знания учащихся)

3. Индивидуализации обучения

4. Научности

5. Связь теории с практикой

Методы обучения

формирование умений и навыков по применению знаний на практике, проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Вид и формы контроля знаний

1. Устный и письменный

2. Фронтальный, групповой, индивидуальный

3. Итоговый контроль

Ход урока

1. Организационный момент.

I. Вступительная часть.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада всех приветствовать. Ребята,  в течение нескольких занятий мы говорили о главных членах предложения. На сегодняшнем уроке мы проведем работу по повторению изученного по  темам  «Способы выражения подлежащего» и «Типы сказуемых», связав ее с темой «Памятники старины». Ребята,  держу в руках книгу «Памятные здания, памятные места», её автором  является наш земляк Азат Сункишев,  журналист, заслуженный деятель культуры Республики Татарстан. В этой книге собраны очерки о памятниках и памятных местах Апастовксого, Кайбицкого, Тетюшского, Буинского, Камско-Устьинского районов.

Меня взволновал один очерк, в котором  идет речь о Никольской церкви, которая была варварски разрушена в годы Советской власти. Это полуразрушенное здание  находится в селе Ишеево  Апастовского района.  Церковь была  построена в 1785 году на средства помещика В.М.Голицына  В старину этот храм был величественным классическим сакральным сооружением. К сожалению, некогда пышное, великолепное здание церкви ныне представляет собой жалкое зрелище. Кругом царствует мерзость запустения.  Что же нужно делать, чтобы сохранить, возродить этот памятник старины? -  вопрошает автор книги.

            Ребята, а  вашей деревне есть такие здания – памятники старины?

(Ответы учеников).

2. Выполнение учащимися заданий обобщающего характера.

Учитель. Ребята, дома вы повторили материал о функциональных стилях речи и типах текста и ,конечно же, о главных членах предложения.

Давайте проверим, чему мы научились.  Ребята, на ваших партах текст и задания к нему. Этот текст принадлежит перу академика Д.С.Лихачева. Выразительно прочитайте текст Д.Лихачева; выбирайте нужный тон, темп чтения, определив, где нужны логические ударения и паузы.

(1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9)Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха.(12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным. (14) Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. (16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих. (17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.

                                                                                           Дмитрий Сергеевич Лихачев

Учитель. Какова тема текста? Ребята, чтобы определить тему текста, мы задаём вопрос «О чём говорится в тексте?»

 Ответы учеников. В тексте говорится о памятниках старины и их плачевном состоянии на сегодняшний день.

Учитель:В этом тексте автор развивает тему, которая была затронута в очерке А.Сункишева «Овеянная светлой печалью».

Какова основная мысль текста? Определяя основную мысль текста, мы задаем вопрос, «Что хотел сказать автор, в чем он хотел убедить читателей?»

Ученики. Нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины.

 Учитель. Какую проблему поднимает автор в данном тексте? Какая проблема привлекла внимание Д.С. Лихачева и Азата Сункишева, какая проблема объединяет очерк из книги и данный текст? Актуальна ли она? Представляет ли данная проблема интерес для всего общества? Прокомментируйте эту проблему.

Ответы учеников. ( В этом тексте автор поднимает очень актуальную проблему сохранения памятников старины. Эта проблема имеет общественную значимость.

Учитель. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

Ответы учеников. Этот текст относится к публицистическому стилю, так как в нем реализуются функции сообщения и воздействия. Он сообщает информацию о плачевном состоянии памятников старины широким массам. Этот стиль речи используется при освещении актуальных общественно-политических , социально-культурных и морально-этических тем. Такой текст мы можем встретить в периодической печати, в общественно-политической литературе. Тексту характерна острота изложения, открытость авторской позиции, личностность, доступность. (информаци, представленная в тексте направлена на массового слушателя)

Учитель. Назовите лексику, характерную для публицистического стиля.

Ученики подчеркивают слова и выражения, характерные для публицистического стиля и называют их. («Приспособить к нуждам окружающего населения», «зрелище уходящей культуры», «заботливое отношение к окружающей природе» и т.д.).

Учитель. Как выражена авторская позиция в тексте? Согласны ли вы с автором, что нужно хранить память о прошлом, в частности восстанавливать и охранять памятники старины.

Ученики высказывают свое мнение. (Авторская позиция выражена открыто, Лихачев считает, что «памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе». Автор призывает нас «понимать свое значении в современной жизни» и «хранить память о других».

Учитель. Какие средства использует автор, чтобы более точно и ярко передать свои мысли. Отметьте их в тексте и назовите. Ребята, при затруднении определения образно-выразительных средств языка текста вы можете обратиться к справочнику.

Ответы учеников (Тропы: метафора (предложения 6,11) создает яркий образ, основанный на ассоциациях; олицетворения «они плачут», придает образность; эпитеты «Ободранные памятники», «безжалостно снесенное здание», «добрая память» выражают авторскую позицию, придают тексту образность, эмоциональность; перифраза «знаки минувшего» и др. Стилистические фигуры: лексический повтор (предложения 14,15, 17,18), параллельные синтаксические конструкции (14), риторический вопрос и восклицания (8,9), инверсия (12), присоединительные конструкции (16), неполные предложения и др.

Учитель. Молодцы, ребята. Как видим, в тексте много выразительных средств, используемых преимущественно в художественном стиле и придающие данному публицистическому тексту особую выразительность, эмоциональность, а также синтаксические средства выразительности, характерные для разговорной речи как наиболее массовой формы языка.

Ребята, объясните постанову тире в последнем предложении. Чем выражено подлежащее.

Какими частями речи выражается подлежащее?  Давайте обратим внимание на доску .

3. Проверка выполнения работ.

Учитель. А теперь выполним задание № 1. Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите, какой частью речи оно выражено.

СЛАЙД 1 (проверяем правильность выполнения задания) Делаем выводы.

СЛАЙД 2. Способы выражения подлежащего.

Учитель. Ребята, давайте вспомним о типах сказуемых. Какие сказуемые вы знаете?

Ученики. Простое глагольное, составное, глагольное и составное именное.

Учитель. Расскажите о простом глагольном сказуемом.

Ученик. Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме изъявительного, повелительного и условного наклонения.

СЛАЙД 3 (проверяем ответ ученика)

Учитель. А теперь выполним задание № 2. (ученики работаю в парах)

Ответы учеников. Инфинитив может быть и дополнением, и определением, и обстоятельством. (предложения 1 столбика)

Учитель. Определите тип сказуемых  из правого столбика.

Ученик. Здесь представлены составные глагольные сказуемые.

Учитель. Расскажите о составном глагольном сказуемом.

СЛАЙДЫ 4,5.

Учитель. Ребята, давайте рассмотрим трудные случаи определения сказуемых.

Запомните!  

Простое глагольное сказуемое может выражаться усеченной глагольной формой междометного характера:

Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (И.Крылов).

Простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени.

На уроках русского языка мы будем готовиться к экзаменам.

Несколько слов может также входить в состав простого сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием.

Он весь год бил баклуши.  Ученики нашей школы принимали активное участие в  сборе лекарственных растений.

СЛАЙД 6.

Учитель, Ребята, теперь обратимся к тексту. В предложениях  2, 3,9, 10 выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого. Какие это сказуемые? Расскажите о составном именном сказуемом.

Ученики. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части.

Учитель. Хорошо, а каким частями речи может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

Ученик. Именная часть СИС выражается существительными, краткими и полными прилагательными, числительными, местоимением и др.

Учитель. Молодцы.

СЛАЙД 7. (проверяем правильность ответов учеников)

Учитель. Следующее задание: В данных предложениях расставьте там, где нужно,  знаки препинания.

Ответы учеников.

Учитель. Вспомним случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Ответы учеников.

Учитель. В каких случаях тире не ставится? Приведите примеры.

Ответы учеников.

4. Формулирование выводов по изученному материалу.

Учитель.  Таким образом, сегодня мы повторили тему «Главные члены предложения» и научились правильно выделять в предложении грамматическую основу,  определять типы сказуемых, закрепили умения постановки тире между подлежащим и сказуемым.

5. Оценка результатов.

Сегодня мы с вами проделали огромную работу,  все были очень активны.

Молодцы, ребята.

Давайте, подсчитаем «плюсики»  и оценим вашу работу на сегодняшнем уроке.

Выставление оценок.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

1 вариант.

Напишите сочинени -рассуждение, взяв в качестве тезиса  последнее предложение:  «Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе».

2 вариант. Напишите сочинение-описание памятника старины нашего района. В свое сочинение можете включить интервью со старожилами, которые могут сообщить интересные факты об этом памятнике архитектуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Задание № 1

 Подчеркните в предложениях подлежащее и определите, чем оно выражено.

1) Колокольчик однозвучно утомительно гремит.

2) Встает заря во мгле холодной.

3) Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов.

4) И никто с начала мира не видал такого пира.

5) Уважать старших – долг каждого человека.

6) Слезливый слезами обольется, смешливый со смеху надорвётся.

7) Двести двадцать делится на двадцать без остатка.

8) Вошедший протянул мне письмо.

9) Ряд домов стоял в конце деревни.

10)Все три всадника ехали молча.

 Поставьте перед каждым заданием  знак «+», если вы справились с заданием, и знак «--», если не справились.

Задание № 2.1.

 Подчеркните грамматическую основу, определите типы сказуемых.

1)        Подруга каждая тут тихо толк подругу, и шепчут все друг другу. (И.Крылов).

2)        На уроках русского языка мы будем готовиться к экзаменам.

3)         Он весь год бил баклуши.  

4)        Ученики нашей школы принимали активное участие в  сборе лекарственных растений. 

Поставьте перед каждым заданием  знак «+», если вы справились с заданием, и знак «--», если не справились.

Задание №2.

Сравните предложения левого и правого столбиков. Определите в предложениях тип сказуемого. Каким членом предложения является инфинитив в предложениях левого столбика?

1. На краю мохового болота я приказал всем остановиться.

2. Летный директор посоветовал пилотам искать другое место.

3. Пришел приказ захватить плацдарм на противоположной стороне реки.

4. Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.

1. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями звонкие песни.

2. Брату нравилось разыгрывать друзей.

3. Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

4. После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола.

Поставьте перед каждым заданием  знак «+», если вы справились с заданием, и знак «--», если не справились.

Задание № 4.

Запишите предложения, расставляя, где нужно, знаки препинания. Объясните их постановку графически.

1) Рябина  красавица наших северных лесов.

2) Дважды два четыре.

3) Мороженое вот моё любимое лакомство.

4) Курить здоровью вредить.

5) Облака словно сказочные чудовища.

6) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

7) Она девушка с характером.

8) С другом и горе не беда.

Поставьте перед каждым заданием  знак «+», если вы справились с заданием, и знак «--», если не справились. 

      1) Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно. (2) Теплоход современный, огромный, комфортабельный; на нём более трехсот пассажиров. (3) Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. (4) Не успевало скрыться из виду одно, когда-то красивое, здание с провалившейся крышей, как появлялось в поле зрения другое. (5) И так все двадцать два дня путешествия. (6) Беда, лебедиными крыльями бьет беда! (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, еще недавно высящегося на берегу, но безжалостно снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения стал безобразен. (8) Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность! (9)Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! (10) Ведь почти все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах. (11) Они плачут глазницами своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха.(12) И огорчало это решительно всех. (13) Не было ни одного человека, которого зрелище уходящей культуры оставляло бы равнодушным.

                (14) Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной отдачи. (15) А ведь памятники старины воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. (16) Нам необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, даже если она частная, небольшая, но все же добрая для окружающих. (17) Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

            (18) Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.                                                                                                                          

                                                                                  Дмитрий Сергеевич Лихачев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе "Обобщение изученного материала по теме "Бессоюзные сложные предложения".

   На уроке подводятся   итоги по теме, над которой работали на протяжении нескольких уроков. Частично повторяется  теория, развиваются  навыки пунктуационного ана...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Самоанализ урока русского языка в 8 классе Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Самоанализ урока русского языка в 8 классе . Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения"....