Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Главные члены предложения"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
На уроке уч-ся ведут "Бортовой журнал", в котором отмечают то, что они уже знают по теме "Главные члены предложения", и новую информацию. Цель урока: Создать условия для формирования лингвистической и коммуникативной компетенций уч-ся через систематизацию знаний о главных членах предложения, знакомство уч-ся со способами выражения подлежащего и сказуемого; формирование умения ставить смысловые вопросы к главным членам предложения, выделять грамматическую основу предложения, что будет способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, воспитанию коммуникативной, речевой культуры учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_predlozheniya_5_klass.rar | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Главные члены предложения
Урок русского языка в 5 классе
Учитель МБОУ «Украинская СОШ»
Косихинского района Алтайского края
Старикова Татьяна Викторовна
- . Организационный момент.
2. Урок-сказка.
1. Стадия вызова
а) Вступительное слово учителя. У нас не совсем обычный урок, а урок-сказка. Я приглашаю вас в сказочное царство. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 1,2 с изображениями сказочного царства и города).
Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3) Злая фея Ошибка заколдовала их. Чтобы открыть ворота и зайти в город нужно разгадать зашифрованное название города.
б) «Игра «Мозговой штурм»
1. Оно состоит из букв и звуков.
2. Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …
3. Место приставки в слове.
4. Всегда ставится в конце повествовательного предложения.
5. Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.
6. Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение
7. Слова переносятся по …
8 Какой падеж отвечает на вопросы кто? Что?
9. Оно состоит из главного и зависимого слова.
Учитель: Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось. СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город – это город СИНТАКСИС.
В) Верные – неверные утверждения” (слайд 4).
- Мы продолжаем изучение разделов науки о языке, которые называются синтаксис и пунктуация. В начале урока вспомним то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставит номер и слово “ДА” или “НЕТ”. Затем проверяем.
- Но почему же ворота не открываются ?! (слайд 5) Что же изучает синтаксис? А что изучает пунктуация?
- Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений . пунктуация изучает постановку знаков препинания.
Учитель: Открываются ворота города. (слайд 6)Мы в сказочном городе Синтаксис и Пунктуация. Приглашаем и наших гостей вместе с нами
осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица
Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания. Карточка 1. (В виде зеленого кленового листа).(слайд 8, 9)
г) Работа в парах с карточками.
Проверка и анализ выполненных заданий.
Учитель: мы безопасно преодолели эту улицу.
Д) Учитель: мы добрались до новой улицы, прочитайте ее название и скажите коротко, что это за улица (Слайд 10)
Ученики: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Учитель: Да, это улица Предложение. (Слайд 11).
Что такое пр-е? Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.
Учитель: И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться. Номера домов здесь необычные, вместо цифр – знаки. Задания в группах: каждая группа получает карточку. Нужно определить какое предложение живет в этом домике и привести пример. Слайды-карточки 1,2,3.
Ученики: Называют вид предложения, приводят примеры.
Учитель. Анализ выполнения заданий.
Итак, синтаксис изучает словосочетания и предложения. Об этом на уроках мы уже поговорили. Чем же они друг от друга отличаются? Что не является словосочетанием? Подлежащее и сказуемое. Главные члены предложения.
ФИЗМИНУТКА
- Стадия осмысления.
Сообщение темы урока, запись темы в тетради и постановка задач. Эта тема для вас новая? Нет, вы с ней знакомились в 4 классе.
- Чем же сегодня нам предстоит заняться?
- повторить, что такое подлежащее и сказуемое, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, как подчеркиваются, какими частями речи выражаются, потренироваться находить главные члены предложения в тексте
Ведение “Бортового журнала” (слайд 14).
- - На столе у вас лежит Бортовой журнал «Главные члены предложения». В течение 2 минут заполните 1-ю графу.
- - Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
- - Что вы знаете о подлежащем и сказуемом?
- .Проблемная ситуация.
- Молодцы! Вы многое вспомнили. Что ж тогда для вас не составит трудности следующее задание.
- Найдите главные члены пр-я в записанном на доске предложении.
- Что вызвало трудность? Значит по этой теме вы еще знаете не все. И сегодня вам еще предстоит познакомиться …..?
- какими частями речи, кроме существительных и глаголов, могут быть выражены главные члены предложения?
- Итак, какими частями речи может быть выражено подлежащее? Внимание на экран.
- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах. Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным
Работа с учебником: чтение правила учебника стр. 69
4. Закрепление изученного материала.
Работа с текстом (слайд 7).
- - Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Грибы в осеннем лесу)
- - подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
- - Охарактеризуйте последнее предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
- - Укажите сложное предложение.
“Лови ошибку” (слайд 9).
- Петя Ошибкин в своих сочинениях допускает не только орфографические ошибки, но и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Помогите ему исправить ошибки.
Рефлексия.
- Оценка деятельности учащихся на уроке с развернутым комментированием.
- Домашнее задание: §
РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...
Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс
Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"
Презентация к уроку русского языка в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....