Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_chleny_predlozheniya._podlezhashchee.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Главные члены предложения. Подлежащее.»  (5 класс)

(Авторы учебника: Т.А. Ладыженская,   М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение находить грамматическую основу;
  • формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические   умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в парах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Обобщение ранее изученного.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  6. Физ. минутка.
  7. Закрепление изученного материала.
  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

 А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

Постановка учебной цели.

Комментированное письмо. 

Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. 

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание:

- Чем предложение отличается от словосочетания?

 - Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

Сформулируйте тему урока.

 Главные члены предложения. Подлежащее .

Запишите число, классная работа и тему урока:

«Главные члены предложения. Подлежащее»

- Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

Вспомним, что такое подлежащее;

научимся находить подлежащее в предложении;

узнаем способы выражения подлежащего;.

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

  1. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.
  • Какие члены предложения составляют его основу?
  • Как называются остальные члены предложения?
  • Что обозначает подлежащее?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  • В каком падеже стоит подлежащее?
  • На какие вопросы отвечает сказуемое?
  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
  • Сколько главных членов может быть в предложении?

(На окне узоры инея).

  1. Упр. 160 (письменно у доски)

4. Чтение правила в учебнике стр. 76

Вывод.

Чем может быть выражено подлежащее?

Отвечают на вопросы.

Коллективная работа.

Записывают предложения из упр. 160, выделяют грамматические основы, обозначают способ выражения подлежащего.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество).

Физ. минутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Выполняют физкультминутку

Закрепление изученного материала

- Чем чаще всего выражено подлежащее?

              Чаще всего подлежащее выражено существительным. 

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

Групповая работа.

-Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах.

Задание:

  1. Проанализируйте предложенные предложения.
  2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

1 группа

  1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.
  2. Входят семь богатырей.

2 группа

  1. Восемь делится на два.
  2. Я люблю читать.

3 группа

  1. У папы три капли упали со шляпы.
  2. Наступила золотая осень.

Проверка работы в группах.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.

Выписывают грамматические основы предложений.

Работают в группах

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Коммуникативные (умение работать  в группе, развитие уважения друг к другу).

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.32, упр.162

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения

Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения".   Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...

урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"

урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...

Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме  «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...