Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Главные члены предложения. Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_chleny_predlozheniya._podlezhashchee.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Главные члены предложения. Подлежащее.» (5 класс)
(Авторы учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.
Задачи урока:
- Образовательные:
- развить умение находить грамматическую основу;
- формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
- развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Обобщение ранее изученного.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Физ. минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя: Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний Постановка учебной цели. | Комментированное письмо. Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку. -Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. - Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста. - Выпишите словосочетание: - Чем предложение отличается от словосочетания? - Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы) - Назовите грамматическую основу записанных вами предложений. - Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? - Правильно, это подлежащее. Сформулируйте тему урока. Главные члены предложения. Подлежащее . Запишите число, классная работа и тему урока: «Главные члены предложения. Подлежащее» - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? Вспомним, что такое подлежащее; научимся находить подлежащее в предложении; узнаем способы выражения подлежащего;. | Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. |
(На окне узоры инея).
4. Чтение правила в учебнике стр. 76 Вывод. Чем может быть выражено подлежащее? | Отвечают на вопросы. Коллективная работа. Записывают предложения из упр. 160, выделяют грамматические основы, обозначают способ выражения подлежащего. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество). |
Физ. минутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Выполняют физкультминутку | |
Закрепление изученного материала | - Чем чаще всего выражено подлежащее? Чаще всего подлежащее выражено существительным. - Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения. - Как вы думаете, в чем его сложность? - В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным. Групповая работа. -Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах. Задание:
1 группа
2 группа
3 группа
Проверка работы в группах. Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи. | Выписывают грамматические основы предложений. Работают в группах | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). Коммуникативные (умение работать в группе, развитие уважения друг к другу). |
Рефлексия деятельности. | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Грамматическая основа – это…. Подлежащее – это …. Подлежащее может быть выражено…… - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. | П.32, упр.162 | Запись учащимися задания в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку 8 класс по теме Однородные члены предложения
Презентация предназнчена для объяснения нового материала и закрепления....
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Методическая разработка. Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Тестовая работа по русскому языку /8 класс/ по теме «Второстепенные члены предложения. Дополнение»...
Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки УУД на уроках русского языка по разделу "Главные и второстепенные члены предложения"
Данные задания направлены на формирование УУД на уроках русского языка в 8 классе...