Конспект УЗ по русскому языку "Текст как интегрированная единица языка"
план-конспект занятия (русский язык, 10 класс) на тему
Представленный материал можно использовать по теме "Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Есенина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus._yazyk_po_tvorchestvu_esenina.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Русский язык
Тема: Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Сергея Есенина)
(повторительно-обобщающее занятие)
Тип занятия - закрепление и комплексное применение знаний на основе обобщения и систематизации изученного.
Цель занятия:
Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии
- обучающая - формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте, совершенствовать навыки работы с текстами художественной литературы разных типов стилей речи, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности студентов, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С. Есенина;
- развивающая - формировать навыки исследовательской деятельности, развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий и анализу текста;
- воспитывающая – воспитывать у студентов бережное отношение к слову, ввести студентов в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; воспитывать чувство прекрасного, пробуждать интерес к изучению русского языка;
- общепредметная - развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами;
Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблиц, сборник стихотворений С. Есенина
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)
Уровни усвоения знаний, учебной информации:
- восприятие, осознание, фиксация информации
- усвоение способов применения по образцам
- творческое применение знаний при анализе текста
Обратная связь:
- визуальная (наблюдение преподавателя за всеми студентами на занятии);
- выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения и закрепления);
- фронтально-содержательная
Ход учебного занятия
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Паустовский К. Г.
1. Слово преподавателя:
- Сегодня на занятии мы повторим, что такое текст, типы текста, а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу. Перед нами стоят следующие задачи: повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы работаем не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи, умений видеть особенности характеристики языковых единиц, особенности их употребления.
2. Словарная работа
На доске слова: березняк, лягушка, седина, пролилась, голова, Русь, звенит.
Распределите слова на два столбика:
- 1) слова, которые соответствуют представлению о красивом, нежном
- 2) слова, соответствующие прозаическому, обыденному.
3. Работа с художественным текстом:
При работе над стихотворением мы ответим на вопрос, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина.
Запись предложения для синтаксического разбора:
"Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льет благодать".
Можно ли назвать это предложение текстом?
Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.
- Работа с опорной таблицей
- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, «пронизывающий тоскою, о родине» текст.
(Тексты у студентов на рабочем столе)
Студент выразительно читает стихотворение:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Петербурге, Есенин возвращался на родину;
Я посетил родимые места,
Ту сельщину, где жил мальчишкой…
Возвращался в "низкий дом с голубыми ставнями", в страну "березового ситца".
Запишем в тетради и проанализируем строки:
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
- Записанное выше - текст? Чем отличается текст от нескольких предложений?
Определите тип текста - Описание? Рассуждение? Повествование?
- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина «вызванивают ивы - кроткие монашки», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер», «крапива…качаясь, шепчет шаловливо : «С добрым утром». И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера…
А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)
На доске - определение олицетворения, уже известное учащимся: олицетворение - наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.
- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.
(Ищем примеры в текстах).
Например:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Часто неодушевленным предметам приписываются действия, доступные лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?
(«Тихо август прилег ко плетню», «держат липы в зеленых лапах птичий гомон»).
- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.
- Какие еще художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?
(Метафору).
На доске: метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.).
В литературе часто совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов.
- В нашем тексте вы можете найти такую метафору? («Проводов голубая солома»- здесь совмещение цвета и формы сопоставляемых предметов).
- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.
- Как могут связываться предложения в тексте?
- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.
Сейчас мы за этим понаблюдаем.
В сборнике найдите стихотворение «Шаганэ ты моя Шаганэ!»
- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из этого цикла перед нами:
Шаганэ ты моя Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне;
Шаганэ ты моя Шаганэ…
(читаем стихотворение до конца)
- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь.
- Посмотрим, как связаны предложения в тексте.
(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов): (находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине.
- В 1925 г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре «Ты запой мне ту песню, что прежде…». В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам», березке под «родным окном».
Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название «Ты запой мне ту песню, что прежде…».
- Найдем это стихотворение в сборнике.
- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?
Запись в тетради: Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.
(Определение анафоры на доске).
Выводы студентов:
Признаки текста:
- Единство темы
- Наличие главной мысли (идеи)
- Относительная законченность
- Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
- Логическая связь частей
Отношения между предложениями в тексте (они различны)
1. Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого
2. Содержание второго может раскрывать смысл или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д.
3. Выразительное чтение стихотворений С. Есенина
4. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Преподаватель: Сегодня на занятии мы проследили, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ «рязанских раздолий».
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Мой край, задумчивый и нежный…», отметить в таблице знаком «+» верные высказывания, знаком «-» - неверные.
«Верные и неверные высказывания»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....
Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...
Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка"
Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка" нацелен на то, чтобы дети поняли, чем отличается буква от звука...
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
22.10.2020/Т3/русский язык и культура речи/лексические единицы языка
выполнить задание...
Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).
Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма...