Конспект УЗ по русскому языку "Текст как интегрированная единица языка"
план-конспект занятия (русский язык, 10 класс) на тему

Будаева Татьяна Анатольевна

Представленный материал можно использовать по теме "Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Есенина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus._yazyk_po_tvorchestvu_esenina.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Русский язык

Тема: Текст как интегрированная единица языка (на примере творчества Сергея Есенина)

(повторительно-обобщающее занятие)

Тип занятия - закрепление и комплексное применение знаний на основе обобщения и систематизации изученного.

Цель занятия:

Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии

  • обучающая - формировать коммуникативную компетенцию через  углубление и расширение знаний о тексте, совершенствовать навыки работы с текстами художественной литературы разных типов стилей речи, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности студентов, повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики С. Есенина;
  • развивающая - формировать навыки исследовательской деятельности, развивать и совершенствовать навык работы по решению тестовых заданий и анализу текста;
  • воспитывающая – воспитывать у студентов бережное отношение к слову, ввести студентов в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; воспитывать чувство прекрасного, пробуждать интерес к изучению русского языка;
  • общепредметная - развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала, развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами;

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек и таблиц, сборник стихотворений С. Есенина

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский (при анализе текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  1. усвоение способов применения по образцам
  2. творческое применение знаний при анализе текста

Обратная связь:

  1. визуальная (наблюдение преподавателя за всеми студентами на занятии);
  1. выборочно-содержательная (опрос отдельных учащихся на этапах повторения и закрепления);
  2. фронтально-содержательная

Ход учебного занятия

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Паустовский К. Г.

1. Слово преподавателя:

- Сегодня на занятии мы повторим, что такое текст, типы текста,  а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает рязанские просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу. Перед нами стоят следующие задачи: повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы работаем не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи, умений видеть особенности характеристики языковых единиц, особенности их употребления. 

2. Словарная работа

На доске слова: березняк, лягушка, седина, пролилась, голова, Русь, звенит.

Распределите слова на два столбика:

  • 1) слова, которые соответствуют представлению о красивом, нежном
  • 2) слова, соответствующие прозаическому, обыденному.

3. Работа с художественным текстом:

При работе над стихотворением мы ответим на вопрос, сохраняется ли привычное восприятие этих слов в поэзии Сергея Есенина.

Запись предложения для синтаксического разбора: 

"Выйду на озеро в синюю гать, к сердцу вечерняя льет благодать".

Можно ли назвать это предложение текстом?

Текст - это два или более предложений, связанных по смыслу, с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие.

  1. Работа с опорной таблицей


- Итак, записанное вами предложение еще нельзя назвать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, «пронизывающий тоскою, о родине» текст.

(Тексты у студентов на рабочем столе) 

Студент выразительно читает стихотворение:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родиной поэта было село Константиново, ближайшие окрестные села. Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом, поехал в Москву, но навсегда, где бы потом ни жил он, поэт сохранил самые светлые воспоминания о дедовском крае. Живя то в Москве, то в Петербурге, Есенин возвращался на родину;

Я посетил родимые места,

Ту сельщину, где жил мальчишкой…

Возвращался в "низкий дом с голубыми ставнями", в страну "березового ситца".

Запишем в тетради и проанализируем строки:

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

- Записанное выше - текст? Чем отличается текст от нескольких предложений?

Определите тип  текста - Описание? Рассуждение? Повествование?

- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? (Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой, образной). При использовании выразительных средств окружающие нас предметы оживают. У Есенина «вызванивают ивы - кроткие монашки», «заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот», «шепчет синий ветер», «крапива…качаясь, шепчет шаловливо : «С добрым утром». И мы верим поэту, потому что в его стихотворениях разговаривают, поют, ссорятся и цветы, и травы, и деревья, и озера…

А какому замечательному приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (олицетворению)

На доске - определение олицетворения, уже известное учащимся: олицетворение - наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью.

- При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку.

(Ищем примеры в текстах).

Например:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Часто неодушевленным предметам приписываются действия, доступные лишь людям. Есть ли такие действия неодушевленных предметов в нашем тексте?

(«Тихо август прилег ко плетню», «держат липы в зеленых лапах птичий гомон»).

- Именно олицетворение создает прелесть многих поэтических образов Есенина, по которым мы узнаем его стих.

- Какие еще художественные средства использует поэт, рисуя словами картину родительского дома?

(Метафору).

На доске: метафора - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению и т.д.).

В литературе часто совмещаются близость в цвете и форме сопоставляемых предметов.

- В нашем тексте вы можете найти такую метафору? («Проводов голубая солома»- здесь совмещение цвета и формы сопоставляемых предметов).

- Но не всегда удается определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры. Поэт же находит общие черты в самых разных предметах. Неожиданность таких сопоставлений придает метафоре особую выразительность.

- Как могут связываться предложения в тексте?

- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами.

Сейчас мы за этим понаблюдаем.

В сборнике найдите стихотворение «Шаганэ ты моя Шаганэ!»

- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений – «Персидские мотивы». Одно стихотворение из этого цикла перед нами:

Шаганэ ты моя Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне;

Шаганэ ты моя Шаганэ…

(читаем стихотворение до конца)

- Пленительна красота восточной природы, но поэт думает о родных «рязанских раздольях», к которым он сохранил светлую любовь.

- Посмотрим, как связаны предложения в тексте.

(Предложения в этом тексте связаны повторением одних и тех же слов): (находим примеры повтора), это усиливает сердечность, эмоциональность стихотворения, грусть по своей родине.

- В 1925 г. 13 сентября Есенин напишет стихотворение, посвященное своей сестре Шуре «Ты запой мне ту песню, что прежде…». В декабре этого года его не станет, а пока Есенин посвящает свои стихи «родимому дому», «калитке осеннего сада», «золотистым косам», березке под «родным окном».

Ласковые песни матери особенно дороги и памятны. Сестра поэта Александра Есенина, рассказывала, что когда Сергей Александрович приезжал в деревню, то очень любил слушать, как пела мать, а он с сестрой ей подпевал. Отсюда и появилось это название «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

- Найдем это стихотворение в сборнике.

- Подумайте, как Есенин достигает напевности своего стихотворения?

Запись в тетради: Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя, слушателя и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает тексту связность, подчеркивает важные мысли. Если повтор стоит в начале строки, то это называется анафорой.

(Определение анафоры на доске).

Выводы студентов:

Признаки текста:

  • Единство темы
  • Наличие главной мысли (идеи)
  • Относительная законченность
  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
  • Логическая связь частей   

Отношения между предложениями в тексте (они различны)

1.        Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого

2.        Содержание второго может раскрывать смысл или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д.

3. Выразительное чтение стихотворений С. Есенина

4. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Преподаватель: Сегодня на занятии мы проследили, как самое обычное слово обретает великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст, возникает яркая, запоминающаяся картина, образ «рязанских раздолий».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру  «Мой край, задумчивый и нежный…», отметить в таблице знаком «+» верные высказывания, знаком «-» - неверные.

 «Верные и неверные высказывания»

 

  1. Текст состоит из предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6. Текст можно разделить на части
  7. Каждая часть текста записывается с красной строки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.

Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку....

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка"

Урок русского языка в 5 классе по теме:"Фонемы как основные фонетические единицы языка" нацелен на то, чтобы дети поняли, чем отличается буква от звука...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...

Вводный урок русского языка в 6 классе по теме "Слово - основная единица языка" (программа М. Разумовской).

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме: `Слово - основная единица языка` (программа М. Разумовской). Содержит технологическую карту урока, приложение с картой заданий для учеников. Форма...