Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Слово – основная единица языка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos2.docx | 22.75 КБ |
prezentaciya1.pptx | 364.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Конспект составила учитель русского языка
МБОУ г. Владимира «СОШ №26» Шаповалова Е.А.
Тема урока: Слово – основная единица языка.
Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания (первый урок)
Цели урока: - способствовать освоению понятия слово через филологический анализ стихотворения; способствовать формированию уважительного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
Личностные
- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;
- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.
Метапредметные:
- умение свободно пользоваться словарями различных типов;
- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
Предметные:
- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;
- составление выступления по теме урока;
- овладение орфографическими нормами
Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, словарь синонимов; этимологический словарь
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
Ребята, поздравляю вас с новым учебным годом. Не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок сова Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет подражать.» Вспомните, пожалуйста, о чем обычно мы говорим на вводном уроке. Слово учителя: - Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу. - Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.) - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему? | Дают ответы. Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя. Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах). Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.» Учащиеся высказывают своё мнение.
| Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний | ||
- Как вы думаете, ребта, какова тема нашего урока? - Какова главная цель урока? - Каковы задачи урока? | Формулируют тему урока (слово –основная единица речи) Формулируют цель и задачи (помощь учителя) | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания | ||
- Что же такое слово? Какова его этимология? - Какая информация текста оказалась для вас новой? Предоставляется слово каждой группе. - А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого. - Спишите понравившееся вам высказывание. - Сделайте вывод. - С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова». • Физминутка. | Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах)
2)Слушаем устные высказывания и дополнения учащихся Анализ работ и вывод. Учащиеся выразительно читают стихотворение. | сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3). - Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами. - Спишите текст, выделите орфограммы в корне. - Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор? - Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами. - С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово? - Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4. - С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты? - Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете? | •Учащиеся выразительно читают стихотворение. •Дают ответы. •Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово; •Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором; •Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях. • Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания). Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения). | Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы мы с вами вели на уроке? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Домашнее задание: - используя информацию эпиграфа, упражнения №1и материала на странице 4, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка; - на выбор выполните упр. 4 или 7. - Ребята, спасибо за урок. Примите от меня ещё один подарок-пожелание. | Дают ответы на вопросы Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложение: презентация.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О чём ведут разговор подруги?
Слово - основная единица речи
Значение слова слово в словаре Даля. Что такое слово: слово это устарело. Устарелый, устаревший; - лость , сост. по прилаг . т. Устарок пск . , твер. человек уже стареющий, лет 50-ти. Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866.
СЛОВО . Общеслав . индоевроп . характера. С перегласовкой корень тот же, что в слава , слыть . Того же корня, что латышск . slava "молва", греч. kleos "слава", ирл. clú — тж. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов
Ребята, чтобы в совершенстве владеть русским Словом, надо читать художественные произведения русских писателей, читать книги об истории нашего Отечества, читать литературу о путешествиях, знакомиться с мемуарами*, читать книги об искусстве, посещать музеи, путешествовать по родному краю, по нашей земле, тогда вы будете душевно богаты и интересны. Будьте « любителями слова», ибо слово формирует культуру человека, его нравственные и гражданские качества. (Д.С. Лихачёв «Письмо о добром и прекрасном»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа «Язык – зеркало культуры» Класс: 10 Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
все этапы урока, УУД и приложения...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Жизнь египетского вельможи". 5 класс
Технологическая карта урока истории в 5 классе. Тема урока: "Жизнь египетского вельможи"....
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: " Военные походы фараонов". 5 класс...
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс
План- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС на тему: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». 6 класс...
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »
Пробный конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Правописание чередующихся гласных о и а в корне - рос -, -раст -, -ращ - »Тема урока: Правописание чередующихся глас...
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока «Прямое и переносное значение слова»
Технологическая карта...
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Предмет: русский языкКласс: 5Тема урока: Лексика. Культура речи. ...