Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Чиранова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_russkiy_9_kl._chts.doc373.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык» в 9 классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2013 г.

Пояснительная записка

  1. Цель изучения:
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами РЛЯ;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка,   освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык». Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических и познавательных задач: формирования у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, овладения навыками использования различных лингвистических словарей; вооружения их основами знаний о лингвистической науке в целом,  ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых-русистах, сделавших открытия в изучении родного языка.  

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных и практических задач: формирования у учащихся осознания  родного языка как части и основы национальной культуры, важнейшего средства приобщения к её разнообразным богатствам; речи человека, отношение его к языку как отражение духовно-нравственной культуры личности; речевого поведения каждого человека как создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры; изучения русского языка как познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране, понятия «изучать русский язык – значит изучать национальную культуру»; взаимосвязи языка и истории народа, овладения нормами русского речевого этикета, культурой речи, культурой речевого общения; культурой межнационального общения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка в 9 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 5–9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и  примерной программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  и ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений и изложений.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе в объеме 68 часов.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 9 класс

                                                                                                 

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

1

Международное значение русского языка

1

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

7

4

2

1

3

Сложное предложение. Культура речи

5

4

1

4

Сложносочиненные предложения

7

5

1

1

5

Сложноподчиненные предложения

23

17

5

1

6

Бессоюзные сложные предложения

8

6

1

1

7

Сложные предложения с различными видами связи

7

4

2

1

8

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

9

6

2

1

9

Подведение итогов

1

1

Итого

68

48

14

6

Содержание дисциплины (68 ч).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1ч.).

Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «мировые языки»;
  • почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества;
  • сведения о месте русского языка среди языков народов мира;
  • значение русского языка в мировой языковой системе;
  • особенности написания выборочного изложения.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план;
  • пересказывать текст по плану;
  • отвечать письменно на вопросы к тексту;
  • правильно писать выборочное изложение.

 

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (5ч.+2ч.).

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.

Учащиеся должны знать:

  • формы и виды речевого общения;
  • основные нормы построения устного и письменного высказывания;
  • названия стилей языка, их определения, особенности, сферы общения и функции языка, на базе которых происходит выделения данных стилей;
  • определение простого предложения;
  • определения понятий двусоставное и односоставное предложения;
  • какие предложения называются определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, назывными;
  • определения второстепенных членов предложения;
  • какие члены предложения называются обособленными;
  • определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями;
  • особенности написания изложения с элементами сочинения.

Учащиеся должны уметь:

  • строить устное и письменное высказывания;
  • вести диалог;
  • правильно оформлять монологическую и диалогическую речи на письме;
  • различать стили языка, определять их жанры;
  • определять темы, основную мысль, тип текста;
  • создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля языка;
  • производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему;
  • распознавать предложения с обособленными членами, правильно расставлять знаки препинания;
  • находить в предложениях обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания;
  • объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • анализировать текст;
  • воспринимать текст на слух;
  • воспроизводить услышанное;
  • создавать небольшое сочинение, отображая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме;  
  • писать изложение с элементами сочинения.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч.+1ч.).

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Сочинение в форме дневниковой записи.

Учащиеся должны знать:

  • определение сложного предложения;
  • классификацию сложных предложений;
  • определения ССП, СПП, БСП;
  • случаи, когда знаки препинания между частями сложного предложения выполняют разделительную функцию, а когда выделительную;
  • основные средства связи между частями сложного предложения;
  • особенности интонации в сложном предложении;
  • структуру, особенности написания сочинения в форме дневниковой записи.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать простое предложение от сложного;
  • выделять  в сложных предложениях простые;
  • находить в сложных предложениях грамматические основы;  
  • правильно интонировать сложные предложения;
  • различать основные виды сложных предложений (ССП, СПП, ББП) по характерным признакам;
  • определять способы и средства связи между частями сложного предложения;
  • строить схемы сложных предложений;
  • написать сочинение в форме дневниковой записи.

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.+1 ч.)

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Сочинение-описание по воображению.

Учащиеся должны знать:

  • определение ССП;
  • грамматические признаки ССП, его строение;
  • основные группы ССП по значению и союзам;
  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов ССП;
  • структуру, особенности написания сочинения-описания.

Учащиеся должны уметь:

  • интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между его частями;
  • определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения;
  • правильно ставить знаки препинания между частями ССП;
  • объяснять постановку знаков препинания между частями ССП;
  • опознавать ССП с общим второстепенным членом;
  • производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП;
  • составлять схемы ССП;
  • конструировать ССП разных видов по схемам;
  • различать ССП и простые предложения с однородными членами;
  • написать сочинение-описание.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 ч.+5 ч.)

Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Сочинение-отзыв. Сжатое изложение. Сочинение по данному началу. Сообщение о происхождении псевдонимов. Подробное изложение.

Учащиеся должны знать:

  • определение СПП;
  • грамматические признаки СПП, его структуру и средства связи между его частями;
  • положение придаточной части по отношению к главной в СПП;
  • особенности присоединения придаточных предложений к главному;
  • отличая союзов от союзных слов;
  • роль указательных слов в СПП;
  • основные группы СПП по значению;
  • определения СПП с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
  • определение СПП с несколькими придаточными;
  • виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными;
  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов СПП;
  • композиционные особенности сочинения-отзыва;
  • структуру изложения;
  • правила написания сжатого изложения;
  • правила написания подробного изложения;
  • особенности написания сочинения по данному началу;
  • порядок составления сообщения на определенную тему;
  • особенности написания доклада на какую-либо тему.

Учащиеся должны уметь:

  • определять границы придаточных предложений;
  • определять место придаточной части по отношению к главному в СПП;
  • грамотно задавать вопрос от главной части к придаточной;
  • различать союзы и союзные слова;
  • определять синтаксическую функцию союзного слова;
  • опознавать указательные слова в главной части СПП;
  • отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;
  • определять синтаксическую функцию указательных слов в главной части СПП и их роль в СПП;
  • находить определительные, изъяснительные, обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов;
  • определять виды придаточных обстоятельственных (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
  • правильно расставлять знаки препинания между частями СПП;
  • объяснять постановку знаков препинания между частями СПП;
  • производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП;
  • составлять схемы СПП;
  • конструировать СПП разных видов по схемам;
  • составлять план сочинения-отзыва;
  • передавать последовательность микротекстов;
  • использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
  • написать сочинение-отзыв;
  • воспринимать текст на слух;
  • воспроизводить услышанное;
  • выделять главные мысли в тексте, передавать содержания текста в сжатом виде;
  • определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
  • выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
  • приводить аргументы;
  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
  • писать сочинение по данному началу;
  • составлять сообщение на определенную тему;
  • делать доклад на определенную тему.  

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.+2 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Подробное изложение с дополнительным заданием. Сочинение-отзыв.

Учащиеся должны знать:

  • определение БСП;
  • синтаксические особенности БСП, его структуру и средства связи между его частями;
  • виды БСП по значению (причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия);
  • правила постановки знаков препинания в БСП;
  • условия постановки запятой, двоеточия, тире, точки с запятой в БСП;
  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов БСП;
  • структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение;  
  • композиционные особенности сочинения-отзыва;
  • структуру изложения;
  • правила написания сжатого изложения;
  • правила написания подробного изложения с дополнительным заданием.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать БСП в тексте;
  • правильно расставлять знаки препинания между частями БСП;
  • объяснять постановку знаков препинания между частями БСП;
  • производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП;
  • составлять схемы БСП;
  • конструировать БСП со значениями причины, пояснения, дополнения, по схемам;
  • соблюдать интонацию при чтении БСП;
  • выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП;
  • составлять план сочинения-отзыва;
  • передавать последовательность микротекстов;
  • использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
  • написать сочинение-отзыв;
  • воспринимать текст на слух;
  • воспроизводить услышанное;
  • определять основную мысль, идейную направленность текста, позицию автора по отношению к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
  • свободно выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
  • приводить аргументы;
  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
  • писать подробное изложение с дополнительным заданием.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 ч.+2 ч.)

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

Подробное изложение. Публичная речь.

Учащиеся должны знать:

  • определение сложного предложения с различными видами связи;
  • виды связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная);
  • основные положения синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи;
  • правила написания подробного изложения;
  • определения понятия «публичная речь»;
  • особенности публичной речи;
  • структуру публичного выступления.

Учащиеся должны уметь:

  • опознавать сложные предложения с различными видами связи в тексте;
  • правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
  • объяснять постановку знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
  • разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова
  • производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи;
  • составлять схемы сложного предложения с различными видами связи;
  • воспринимать текст на слух;
  • воспроизводить услышанное;
  • подробно пересказывать текст художественного стиля;
  • определять основную мысль, тему, идею, проблемы текста, отношение автора к поставленным в тексте проблемам, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
  • свободно выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в тексте;
  • приводить аргументы;
  • использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
  • писать подробное изложение;
  • отличать понятия «публичная речь» от «публицистической»;
  • составить публичное выступление на определенную тему.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ (7ч.+2ч.)

Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.

Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.

Учащиеся должны знать:

  • роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, значение русского языка в мировой языковой системе;
  • разделы науки о языке;
  • единицы языка, изучаемые в них;
  • определение фонетики и графики как разделов науки о языке;
  • назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке;
  • порядок фонетического разбора слова;
  • определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке;
  • назначение слов и фразеологизмов в языке;
  • отличие лексического значения от грамматического;
  • общее и различное у синонимов, антонимов;
  • роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка;
  • определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке;
  • назначение значимых частей слова;
  • способы образования слов;
  • морфемного и словообразовательного разборов;
  • определение морфологии как раздела науки о языке;
  • определение части речи;
  • три группы частей речи в русском языке;
  • морфологические признаки частей речи;
  • синтаксическую роль частей речи;
  • морфологический разбор слова;
  • определение орфографии как раздела науки о языке;
  • определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы;
  • опознавательные приметы орфограмм;
  • места орфограмм в слове и между словами;
  • условия выбора орфограмм;
  • определение синтаксиса как раздела науки о языке;
  • назначение словосочетаний и предложений в языке;
  • строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения;
  • виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
  • синтаксический разбор предложения;
  • определение пунктуации как раздела науки о языке;
  • о связи между синтаксисом и пунктуацией;
  • условия постановки различных знаков завершения;
  • условия  постановки  знаков  препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге;
  • правила написания выборочного изложения;
  • структуру сочинения (вступление, основная часть, заключение).

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его значении в мировой языковой системе;
  • рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания;
  • группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением;
  • производить фонетический разбор слов;
  • рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;
  • определять лексическое и грамматическое значение слов;
  • составлять словосочетания с многозначными словами;
  • находить диалектные слова и определять их значение;
  • рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания;
  • группировать слова по способам их образования;
  • обозначать состав слов и подбирать исходное слово;
  • производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
  • рассказывать о частях речи в форме научного описания;
  • определять части речи в предложении;
  • определять синтаксическую роль указанных частей речи;
  • производить морфологический разбор слов;
  • рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания;
  • находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
  • определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
  • находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются;
  • находить предложения с обособленными членами предложения, выраженными причастными и деепричастными оборотами;
  • находить сложные предложения (ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи);
  • правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания;
  • писать выборочное изложение;
  • писать сочинение на свободную тему.  

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1ч.).

Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

1

Введение

1

1.1

Международное значение русского языка

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

2

Повторение изученного в 5-8 классах

1

2.1

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог

Развитие речи

1

Комплексный анализ текста

2.2

Стили языка

Развитие речи

1

Конструирование текстов разных стилей

2.3

Простое предложение и его грамматическая основа

Комбинированный урок

1

Выборочный диктант. Синтаксический разбор

2.4

Предложения с обособленными членами

Комбинированный урок

1

Текущий контроль. Морфологический разбор

2.5

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Комбинированный урок

1

Объяснительный диктант

2.6

Стартовый контрольный диктант

Урок контроля знаний

1

Диктант с грамматическим заданием

2.7

Работа над ошибками, допущенными учащимися в стартовом контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Работа над ошибками

3

Сложное предложение. Культура речи

5

3.1

Понятие о сложном предложении

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Работа со схемами

3.2

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок закрепления знаний

1

Комплексный анализ текста

3.3

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Урок-практикум

1

Тест

3.4

Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины

Развитие речи

1

План. Материалы к сочинению

3.5

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

Урок изучения нового материала

1

Комплексный анализ текста

4

Сложносочиненные предложения

7

4.1

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Работа с текстом

4.2

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Конструирование предложений

4.3

Контрольный диктант по итогам  I четверти

Урок контроля знаний

1

Диктант с грамматическим заданием

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

4.4

Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Урок закрепления знаний

1

Комплексный анализ текста

4.5

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

Урок изучения нового материала

1

Конструирование предложений

4.6

Сочинение-описание по воображению

Развитие речи

1

Материалы к сочинению

4.7

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Урок изучения нового материала

1

Тест

5

Сложноподчиненные предложения

23

5.1

Понятие о сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Синтаксический разбор

5.2

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль. Составление плана статьи учебника

5.3

Сочинение-отзыв

Развитие речи

1

Словарно-орфоэпическая работа

5.4

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала

1

Синтаксический разбор предложения

5.5

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении

Урок изучения нового материала

1

Выполнение дифференцированных заданий

5.6

Сжатое изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

5.7

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Работа с таблицей

5.8

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Урок закрепления знаний

1

Конструирование предложений

5.9

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Работа по карточкам

5.10

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Урок закрепления знаний

1

Составление текста лингвистического описания

5.11

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Урок изучения нового материала

1

Составление текста по данному началу

5.12

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места

Урок закрепления знаний

1

Творческое задание по вариантам

5.13

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Урок изучения нового материала

1

Индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником

5.14

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия

Урок закрепления знаний

1

Конструирование предложений

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

5.15

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Урок изучения нового материала

1

Тест

5.16

Сочинение по данному началу

Развитие речи

1

Подбор материалов к сочинению

5.17

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок изучения нового материала

1

Составление плана статьи учебника Объяснительный диктант.

5.18

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них

Урок-практикум

1

Тест

5.19

Сообщение о происхождении псевдонимов

Развитие речи

1

Работа со словарями. Устное высказывание

5.20

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения

Урок изучения нового материала

1

Конструирование сложноподчиненных предложений

5.21

Подробное изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

5.22

Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Комплексный анализ текста

5.23

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

Урок контроля знаний

1

Диктант с грамматическим заданием

6

Бессоюзные сложные предложения

8

6.1

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Синтаксический разбор

6.2

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление бессоюзных сложных предложений

6.3

Подробное изложение с дополнительным заданием

Развитие речи

1

Работа с текстом

6.4

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Трансформация предложений

6.5

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль.

Работа с текстом

6.6

Сочинение-отзыв

Урок-практикум

1

Работа с текстом

6.7

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Урок изучения нового материала

1

Конструирование сложных предложений

6.8

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Урок контроля знаний

1

Диктант с грамматическим заданием

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

7

Сложные предложения с различными видами связи

7

7.1

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Составление плана статьи учебника

7.2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант.

Синтаксический разбор

7.3

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Урок изучения нового материала

1

Комплексный анализ текста, индивидуальные задания

7.4

Подробное изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

7.5

Публичная речь

Развитие речи

1

Конструирование текста

7.6

Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Тест

7.7

Итоговый контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Урок контроля знаний

1

Диктант с грамматическим заданием

8

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах

9

8.1

Фонетика и графика

Комбинированный урок

1

Выборочный диктант. Ответы на вопросы

8.2

Лексикология (лексика) и фразеология

Комбинированный урок

1

Комплексный анализ текста

8.3

Морфемика. Словообразование

Комбинированный урок

1

Индивидуальная работа с дидактическим материалом

8.4

Морфология

Комбинированный урок

1

Комплексный анализ текста

8.5

Синтаксис

Урок-практикум

1

Конструирование предложения

8.6

Выборочное изложение

Развитие речи

1

Работа с текстом

8.7

Орфография. Пунктуация.

Комбинированный урок

1

Комплексный анализ текста

8.8

Итоговое тестирование

Урок контроля знаний

1

Тест

8.9

Сочинение на свободную тему

Развитие речи

1

Подбор материалов к сочинению

9

Подведение итогов

1

9.1

Обобщение полученных знаний. Тестирование по итогам повторения пройденного в 9 классе 

Урок-практикум

1

Тестовые задания

Итого

Материально -техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Наглядные и дидактические материалы

  • таблицы по русскому языку для 9 класса,
  • раздаточный материал,
  • репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010

. Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.

         5. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.  

Дополнительная литература:

  1. Баронова М.М. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2012.  
  2. ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / автор- составитель И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.  
  3. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. – М.: Интеллект-центр, 2013.  
  4. Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова. – М.: Экзамен, 2012.
  5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М: ВАКО, 2011.
  6. Кулаева Л.М., Петрова Е.В. Диктанты по русскому языку: 9 класс. – М.: Экзамен, 2008.    
  7. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] / автор-составитель Т.М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2010.  
  8. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2012.  

Интернет-ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  7. http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
  8. http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
  9. http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
  10. http://www.rusword.org - Мир слова русского
  11. http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
  12. http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...