Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_russkiy_9_kl._chts.doc | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова 30 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык» в 9 классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2013 г.
Пояснительная записка
- Цель изучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами РЛЯ;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка, освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык». Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических и познавательных задач: формирования у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, овладения навыками использования различных лингвистических словарей; вооружения их основами знаний о лингвистической науке в целом, ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых-русистах, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных и практических задач: формирования у учащихся осознания родного языка как части и основы национальной культуры, важнейшего средства приобщения к её разнообразным богатствам; речи человека, отношение его к языку как отражение духовно-нравственной культуры личности; речевого поведения каждого человека как создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры; изучения русского языка как познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране, понятия «изучать русский язык – значит изучать национальную культуру»; взаимосвязи языка и истории народа, овладения нормами русского речевого этикета, культурой речи, культурой речевого общения; культурой межнационального общения.
- Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка в 9 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Авторской программы по русскому языку для 5–9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана и ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений и изложений.
- Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 9 классе в объеме 68 часов.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
- Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 9 класс
| Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | |||
1 | Международное значение русского языка | 1 | 1 | ||
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 7 | 4 | 2 | 1 |
3 | Сложное предложение. Культура речи | 5 | 4 | 1 | |
4 | Сложносочиненные предложения | 7 | 5 | 1 | 1 |
5 | Сложноподчиненные предложения | 23 | 17 | 5 | 1 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | 6 | 1 | 1 |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 | 4 | 2 | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 9 | 6 | 2 | 1 |
9 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 48 | 14 | 6 |
Содержание дисциплины (68 ч).
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (1ч.).
Роль языка в мировом пространстве. Официальные и рабочие языки ООН. Место русского языка в мире по включению его в клуб мировых языков. Язык – важнейшее средство общения.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «мировые языки»;
- почему русский язык является мировым языком, избираемым для широкого международного общения и сотрудничества;
- сведения о месте русского языка среди языков народов мира;
- значение русского языка в мировой языковой системе;
- особенности написания выборочного изложения.
Учащиеся должны уметь:
- составлять план;
- пересказывать текст по плану;
- отвечать письменно на вопросы к тексту;
- правильно писать выборочное изложение.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VIII КЛАССАХ (5ч.+2ч.).
Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции.
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили языка.
Учащиеся должны знать:
- формы и виды речевого общения;
- основные нормы построения устного и письменного высказывания;
- названия стилей языка, их определения, особенности, сферы общения и функции языка, на базе которых происходит выделения данных стилей;
- определение простого предложения;
- определения понятий двусоставное и односоставное предложения;
- какие предложения называются определенно-личными, неопределенно-личными, обобщенно-личными, безличными, назывными;
- определения второстепенных членов предложения;
- какие члены предложения называются обособленными;
- определения предложений с обращениями, с вводными словами и вставными конструкциями;
- особенности написания изложения с элементами сочинения.
Учащиеся должны уметь:
- строить устное и письменное высказывания;
- вести диалог;
- правильно оформлять монологическую и диалогическую речи на письме;
- различать стили языка, определять их жанры;
- определять темы, основную мысль, тип текста;
- создавать собственное высказывание, учитывая выразительные средства каждого стиля языка;
- производить полный синтаксический анализ простого предложения, давать характеристику, строить схему;
- распознавать предложения с обособленными членами, правильно расставлять знаки препинания;
- находить в предложениях обращения, вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания;
- объяснять постановку знаков препинания, использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- анализировать текст;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- создавать небольшое сочинение, отображая проблему, аргументируя свое отношение к этой проблеме;
- писать изложение с элементами сочинения.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4ч.+1ч.).
Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сочинение в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны знать:
- определение сложного предложения;
- классификацию сложных предложений;
- определения ССП, СПП, БСП;
- случаи, когда знаки препинания между частями сложного предложения выполняют разделительную функцию, а когда выделительную;
- основные средства связи между частями сложного предложения;
- особенности интонации в сложном предложении;
- структуру, особенности написания сочинения в форме дневниковой записи.
Учащиеся должны уметь:
- отличать простое предложение от сложного;
- выделять в сложных предложениях простые;
- находить в сложных предложениях грамматические основы;
- правильно интонировать сложные предложения;
- различать основные виды сложных предложений (ССП, СПП, ББП) по характерным признакам;
- определять способы и средства связи между частями сложного предложения;
- строить схемы сложных предложений;
- написать сочинение в форме дневниковой записи.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.+1 ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Сочинение-описание по воображению.
Учащиеся должны знать:
- определение ССП;
- грамматические признаки ССП, его строение;
- основные группы ССП по значению и союзам;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов ССП;
- структуру, особенности написания сочинения-описания.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между его частями;
- определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения;
- правильно ставить знаки препинания между частями ССП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями ССП;
- опознавать ССП с общим второстепенным членом;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП;
- составлять схемы ССП;
- конструировать ССП разных видов по схемам;
- различать ССП и простые предложения с однородными членами;
- написать сочинение-описание.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (19 ч.+5 ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Сочинение-отзыв. Сжатое изложение. Сочинение по данному началу. Сообщение о происхождении псевдонимов. Подробное изложение.
Учащиеся должны знать:
- определение СПП;
- грамматические признаки СПП, его структуру и средства связи между его частями;
- положение придаточной части по отношению к главной в СПП;
- особенности присоединения придаточных предложений к главному;
- отличая союзов от союзных слов;
- роль указательных слов в СПП;
- основные группы СПП по значению;
- определения СПП с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
- определение СПП с несколькими придаточными;
- виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов СПП;
- композиционные особенности сочинения-отзыва;
- структуру изложения;
- правила написания сжатого изложения;
- правила написания подробного изложения;
- особенности написания сочинения по данному началу;
- порядок составления сообщения на определенную тему;
- особенности написания доклада на какую-либо тему.
Учащиеся должны уметь:
- определять границы придаточных предложений;
- определять место придаточной части по отношению к главному в СПП;
- грамотно задавать вопрос от главной части к придаточной;
- различать союзы и союзные слова;
- определять синтаксическую функцию союзного слова;
- опознавать указательные слова в главной части СПП;
- отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами;
- определять синтаксическую функцию указательных слов в главной части СПП и их роль в СПП;
- находить определительные, изъяснительные, обстоятельственные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзов и союзных слов;
- определять виды придаточных обстоятельственных (времени, места, причины, условия, уступки, цели, следствия, образа действия, меры, степени, сравнительное);
- правильно расставлять знаки препинания между частями СПП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями СПП;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы СПП;
- составлять схемы СПП;
- конструировать СПП разных видов по схемам;
- составлять план сочинения-отзыва;
- передавать последовательность микротекстов;
- использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
- написать сочинение-отзыв;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- выделять главные мысли в тексте, передавать содержания текста в сжатом виде;
- определять основную мысль, позицию автора к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать сочинение по данному началу;
- составлять сообщение на определенную тему;
- делать доклад на определенную тему.
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6 ч.+2 ч.)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Подробное изложение с дополнительным заданием. Сочинение-отзыв.
Учащиеся должны знать:
- определение БСП;
- синтаксические особенности БСП, его структуру и средства связи между его частями;
- виды БСП по значению (причины, пояснения, дополнения, противопоставления, времени, условия, следствия);
- правила постановки знаков препинания в БСП;
- условия постановки запятой, двоеточия, тире, точки с запятой в БСП;
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов БСП;
- структуру сочинения: вступление, основная часть, заключение;
- композиционные особенности сочинения-отзыва;
- структуру изложения;
- правила написания сжатого изложения;
- правила написания подробного изложения с дополнительным заданием.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать БСП в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания между частями БСП;
- объяснять постановку знаков препинания между частями БСП;
- производить синтаксический и пунктуационный разборы БСП;
- составлять схемы БСП;
- конструировать БСП со значениями причины, пояснения, дополнения, по схемам;
- соблюдать интонацию при чтении БСП;
- выразительно читать, выявляя смысловые отношения между частями БСП;
- составлять план сочинения-отзыва;
- передавать последовательность микротекстов;
- использовать выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка при написании сочинения-отзыва;
- написать сочинение-отзыв;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- определять основную мысль, идейную направленность текста, позицию автора по отношению к проблеме, поставленной в тексте, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- свободно выражать собственное отношение к проблеме, поставленной в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать подробное изложение с дополнительным заданием.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (5 ч.+2 ч.)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
Подробное изложение. Публичная речь.
Учащиеся должны знать:
- определение сложного предложения с различными видами связи;
- виды связи (союзная (сочинительная и подчинительная) и бессоюзная);
- основные положения синтаксического и пунктуационного разборов сложного предложения с различными видами связи;
- правила написания подробного изложения;
- определения понятия «публичная речь»;
- особенности публичной речи;
- структуру публичного выступления.
Учащиеся должны уметь:
- опознавать сложные предложения с различными видами связи в тексте;
- правильно расставлять знаки препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
- объяснять постановку знаков препинания между частями сложного предложения с различными видами связи;
- разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова
- производить синтаксический и пунктуационный разборы сложного предложения с различными видами связи;
- составлять схемы сложного предложения с различными видами связи;
- воспринимать текст на слух;
- воспроизводить услышанное;
- подробно пересказывать текст художественного стиля;
- определять основную мысль, тему, идею, проблемы текста, отношение автора к поставленным в тексте проблемам, подробно излагать мысли, соблюдая на письме нормы русского языка;
- свободно выражать собственное отношение к проблемам, поставленным в тексте;
- приводить аргументы;
- использовать при написании данных работ разнообразные синтаксические и грамматические конструкции;
- писать подробное изложение;
- отличать понятия «публичная речь» от «публицистической»;
- составить публичное выступление на определенную тему.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-IX КЛАССАХ (7ч.+2ч.)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Выборочное изложение. Сочинение на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
- роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, значение русского языка в мировой языковой системе;
- разделы науки о языке;
- единицы языка, изучаемые в них;
- определение фонетики и графики как разделов науки о языке;
- назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке;
- порядок фонетического разбора слова;
- определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке;
- назначение слов и фразеологизмов в языке;
- отличие лексического значения от грамматического;
- общее и различное у синонимов, антонимов;
- роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка;
- определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке;
- назначение значимых частей слова;
- способы образования слов;
- морфемного и словообразовательного разборов;
- определение морфологии как раздела науки о языке;
- определение части речи;
- три группы частей речи в русском языке;
- морфологические признаки частей речи;
- синтаксическую роль частей речи;
- морфологический разбор слова;
- определение орфографии как раздела науки о языке;
- определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы;
- опознавательные приметы орфограмм;
- места орфограмм в слове и между словами;
- условия выбора орфограмм;
- определение синтаксиса как раздела науки о языке;
- назначение словосочетаний и предложений в языке;
- строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения;
- виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
- синтаксический разбор предложения;
- определение пунктуации как раздела науки о языке;
- о связи между синтаксисом и пунктуацией;
- условия постановки различных знаков завершения;
- условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге;
- правила написания выборочного изложения;
- структуру сочинения (вступление, основная часть, заключение).
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его значении в мировой языковой системе;
- рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания;
- группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением;
- производить фонетический разбор слов;
- рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;
- определять лексическое и грамматическое значение слов;
- составлять словосочетания с многозначными словами;
- находить диалектные слова и определять их значение;
- рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания;
- группировать слова по способам их образования;
- обозначать состав слов и подбирать исходное слово;
- производить морфемный и словообразовательный разборы слов;
- рассказывать о частях речи в форме научного описания;
- определять части речи в предложении;
- определять синтаксическую роль указанных частей речи;
- производить морфологический разбор слов;
- рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания;
- находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
- определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, по наличию или отсутствию осложняющих компонентов;
- находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются;
- находить предложения с обособленными членами предложения, выраженными причастными и деепричастными оборотами;
- находить сложные предложения (ССП, СПП, БСП, сложные предложения с различными видами связи);
- правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания;
- писать выборочное изложение;
- писать сочинение на свободную тему.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1ч.).
Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
1.1 | Международное значение русского языка | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 1 | ||||
2.1 | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | Развитие речи | 1 | Комплексный анализ текста | ||
2.2 | Стили языка | Развитие речи | 1 | Конструирование текстов разных стилей | ||
2.3 | Простое предложение и его грамматическая основа | Комбинированный урок | 1 | Выборочный диктант. Синтаксический разбор | ||
2.4 | Предложения с обособленными членами | Комбинированный урок | 1 | Текущий контроль. Морфологический разбор | ||
2.5 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | Комбинированный урок | 1 | Объяснительный диктант | ||
2.6 | Стартовый контрольный диктант | Урок контроля знаний | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
2.7 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в стартовом контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Работа над ошибками | ||
3 | Сложное предложение. Культура речи | 5 | ||||
3.1 | Понятие о сложном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Работа со схемами | ||
3.2 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок закрепления знаний | 1 | Комплексный анализ текста | ||
3.3 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
3.4 | Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины | Развитие речи | 1 | План. Материалы к сочинению | ||
3.5 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | Урок изучения нового материала | 1 | Комплексный анализ текста | ||
4 | Сложносочиненные предложения | 7 | ||||
4.1 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Работа с текстом | ||
4.2 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Конструирование предложений | ||
4.3 | Контрольный диктант по итогам I четверти | Урок контроля знаний | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
4.4 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. | Урок закрепления знаний | 1 | Комплексный анализ текста | ||
4.5 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | Урок изучения нового материала | 1 | Конструирование предложений | ||
4.6 | Сочинение-описание по воображению | Развитие речи | 1 | Материалы к сочинению | ||
4.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. | Урок изучения нового материала | 1 | Тест | ||
5 | Сложноподчиненные предложения | 23 | ||||
5.1 | Понятие о сложноподчиненном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Синтаксический разбор | ||
5.2 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Составление плана статьи учебника | ||
5.3 | Сочинение-отзыв | Развитие речи | 1 | Словарно-орфоэпическая работа | ||
5.4 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Синтаксический разбор предложения | ||
5.5 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
5.6 | Сжатое изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
5.7 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Работа с таблицей | ||
5.8 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | Урок закрепления знаний | 1 | Конструирование предложений | ||
5.9 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Работа по карточкам | ||
5.10 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | Урок закрепления знаний | 1 | Составление текста лингвистического описания | ||
5.11 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Урок изучения нового материала | 1 | Составление текста по данному началу | ||
5.12 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | Урок закрепления знаний | 1 | Творческое задание по вариантам | ||
5.13 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | Урок изучения нового материала | 1 | Индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником | ||
5.14 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | Урок закрепления знаний | 1 | Конструирование предложений | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
5.15 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | Урок изучения нового материала | 1 | Тест | ||
5.16 | Сочинение по данному началу | Развитие речи | 1 | Подбор материалов к сочинению | ||
5.17 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | Урок изучения нового материала | 1 | Составление плана статьи учебника Объяснительный диктант. | ||
5.18 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
5.19 | Сообщение о происхождении псевдонимов | Развитие речи | 1 | Работа со словарями. Устное высказывание | ||
5.20 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | Урок изучения нового материала | 1 | Конструирование сложноподчиненных предложений | ||
5.21 | Подробное изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
5.22 | Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Комплексный анализ текста | ||
5.23 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения» | Урок контроля знаний | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
6 | Бессоюзные сложные предложения | 8 | ||||
6.1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Синтаксический разбор | ||
6.2 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление бессоюзных сложных предложений | ||
6.3 | Подробное изложение с дополнительным заданием | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.4 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Трансформация предложений | ||
6.5 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Работа с текстом | ||
6.6 | Сочинение-отзыв | Урок-практикум | 1 | Работа с текстом | ||
6.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. | Урок изучения нового материала | 1 | Конструирование сложных предложений | ||
6.8 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения» | Урок контроля знаний | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 7 | ||||
7.1 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Составление плана статьи учебника | ||
7.2 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Синтаксический разбор | ||
7.3 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | Урок изучения нового материала | 1 | Комплексный анализ текста, индивидуальные задания | ||
7.4 | Подробное изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
7.5 | Публичная речь | Развитие речи | 1 | Конструирование текста | ||
7.6 | Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Тест | ||
7.7 | Итоговый контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | Урок контроля знаний | 1 | Диктант с грамматическим заданием | ||
8 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 9 | ||||
8.1 | Фонетика и графика | Комбинированный урок | 1 | Выборочный диктант. Ответы на вопросы | ||
8.2 | Лексикология (лексика) и фразеология | Комбинированный урок | 1 | Комплексный анализ текста | ||
8.3 | Морфемика. Словообразование | Комбинированный урок | 1 | Индивидуальная работа с дидактическим материалом | ||
8.4 | Морфология | Комбинированный урок | 1 | Комплексный анализ текста | ||
8.5 | Синтаксис | Урок-практикум | 1 | Конструирование предложения | ||
8.6 | Выборочное изложение | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
8.7 | Орфография. Пунктуация. | Комбинированный урок | 1 | Комплексный анализ текста | ||
8.8 | Итоговое тестирование | Урок контроля знаний | 1 | Тест | ||
8.9 | Сочинение на свободную тему | Развитие речи | 1 | Подбор материалов к сочинению | ||
9 | Подведение итогов | 1 | ||||
9.1 | Обобщение полученных знаний. Тестирование по итогам повторения пройденного в 9 классе | Урок-практикум | 1 | Тестовые задания | ||
Итого |
Материально -техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Наглядные и дидактические материалы
- таблицы по русскому языку для 9 класса,
- раздаточный материал,
- репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010
. Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
5. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012.
6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
Дополнительная литература:
- Баронова М.М. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- ГИА-2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / автор- составитель И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2013. – М.: Интеллект-центр, 2013.
- Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий / Г.Т. Егораева, Е.Л. Ерохина, Т.И. Козлова. – М.: Экзамен, 2012.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М: ВАКО, 2011.
- Кулаева Л.М., Петрова Е.В. Диктанты по русскому языку: 9 класс. – М.: Экзамен, 2008.
- Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Тростенцовой [и др.] / автор-составитель Т.М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. «Сочинение»: 9 класс. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
Интернет-ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...