Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 8 классе
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 8 классе по УМК Тростенцовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_russkiy_yazyk_8_klass_chts.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова 30 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык» в 8 классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2013 г.
Пояснительная записка- Цель изучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения задач по формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
- Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А.Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения.
- Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ «Большеелховская СОШ» на 2013-2014 учебный год и рассчитана на 102 часа (из расчета 3 часа в неделю).
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Курс русского языка для 9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык»8 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теорети-ческое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контроль-ная работа, ч. | |||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 | ||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 8 | 5 | 2 | 1 |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 2 | 2 | ||
4 | Словосочетание | 2 | 2 | ||
5 | Простое предложение | 3 | 2 | 1 | |
6 | Главные члены предложения | 7 | 5 | 2 | |
7 | Второстепенные члены предложения | 8 | 5 | 2 | 1 |
8 | Односоставные предложения | 11 | 8 | 2 | 1 |
9 | Неполные предложения | 2 | 2 | ||
10 | Осложненное предложение | 1 | 1 | ||
11 | Однородные члены предложения | 13 | 10 | 2 | 1 |
12 | Обособленные члены предложения | 20 | 17 | 2 | 1 |
13 | Обращение | 3 | 2 | 1 | |
14 | Вводные и вставные конструкции | 8 | 7 | 1 | |
15 | Чужая речь | 6 | 5 | 1 | |
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7 | 5 | 1 | 1 |
Итого | 102 | 9 | 17 | 6 |
Содержание дисциплины (102 часа)
Функции русского языка в современном мире
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
- русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
- опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Повторение изученного в V–VII классах
Учащиеся должны знать:
- функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
- виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
- виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
- условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
- условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать знаки препинания по их функциям;
- пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
- определять вид сложного предложения;
- соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
- создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
- правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
- разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
- разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
- правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
- обозначать графически условия выбора орфограмм.
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
- основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
- основные признаки синтаксических единиц;
- функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
- предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
- соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
- находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
- разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
- соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
- разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
- что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
- свободные словосочетания и фразеологические обороты
- подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
- средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
- порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
- составлять разные виды словосочетаний;
- определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
- определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
- использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
- разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
- определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
- составлять словосочетания с заданным видом связи;
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
- разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
- производить устный и письменный разбор словосочетания.
Простое предложение
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
- грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
- в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
- основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
- определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
- определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
- выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
- выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
- составлять графическую интонационную схему предложения.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
- способы выражения подлежащего;
- способы выражения сказуемого;
- правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
- основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
- способы выражения вспомогательного глагола;
- основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
- способы выражения именной части;
- тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
- находить подлежащее и определять способы его выражения;
- определять способы выражения сказуемого;
- соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
- согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
- находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
- находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
- разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
- определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
- интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
- употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
- пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
- использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
- что такое дополнение, основные способы его выражения;
- виды дополнений: прямые и косвенные;
- способы выражения прямого дополнения
- что такое определение;
- виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
- способы выражения согласованных и несогласованных определений;
- несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
- что такое приложение;
- способы выражения приложения;
- правила постановки дефиса при приложении;
- правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
- что такое обстоятельство, способы его выражения;
- виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
- второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
- порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- находить в предложении второстепенные члены;
- распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
- разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
- использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
- распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
- разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
- находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
- разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
- распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
- различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
- использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
- обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
- находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
- использовать приложения в речи;
- согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
- находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
- использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
- распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
- находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
- находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
- ставить вопросы к обстоятельствам условия;
- использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
- находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
- производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Простые односоставные предложения
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
- грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
- способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
- способы выражения главного члена односоставного предложения;
- виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
- что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
- что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
- что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
- что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
- функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
- порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
- различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
- распространять нераспространенные односоставные предложения;
- распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
- определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
- пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
- распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
- пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать определенно-личные предложения в речи;
- распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
- разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
- находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
- использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
- пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
- различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
- находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
- определять способ выражения их главного члена;
- правильно интонировать данные предложения;
- производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Неполное предложение
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
- что такое неполное предложение;
- варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
- диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
- правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
- распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
- распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
- использовать неполные предложения в диалоге;
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
- что такое осложненное предложение;
- способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
- что такое однородные члены предложения;
- способы выражения однородных членов (все члены предложения),
- тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
- функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
- правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
- правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- что такое однородные и неоднородные определения;
- основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
- правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
- функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
- правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
- фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
- правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
- составлять графические схемы однородных членов;
- использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
- находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
- использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
- использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
- правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- разграничивать однородные и неоднородные определения;
- использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
- распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
- использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
- разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
- распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
- правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
- использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
- разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
- использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
- находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
- использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
- разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
- обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
- графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
- виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
- способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
- способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
- правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
- правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
- правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
- способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
- правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
- фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
- правила выделения уточняющих членов предложения
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
- выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
- распространять обособленные члены;
- правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
- находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
- находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
- распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
- объяснять использование тире для выделения приложения;
- использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
- распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
- обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
- распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
- обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
- согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
- находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
- находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
- распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
- распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
- объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
- определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Обращение
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
- какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
- функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
- что такое обращение;
- способы выражения обращения;
- что такое распространенное обращение;
- правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
- подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
- интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
- обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
- использовать распространенные обращения в речи;
- использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
- определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
- распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
- определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
- определять текстообразующую роль обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
- что такое вводные слова;
- группы вводных слов по значению;
- правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
- что такое вводные предложения;
- виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
- правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
- частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
- что такое вставные конструкции, их назначение;
- правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
- что такое междометие, его назначение;
- правила выделения междометий на письме;
- порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
- разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
- использовать вводные слова разных значений в речи;
- обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
- определять текстообразующую роль вводных слов;
- распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
- использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
- распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
- использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
- разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
- употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
- распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
- употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
- обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
- распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
- разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
- производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Чужая речь
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
- что такое чужая речь;
- способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
- структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
- что такое прямая речь;
- что такое косвенная речь;
- структуру предложений с косвенной речью;
- текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
- структуру предложений с прямой речью;
- правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- текстообразующую роль предложений с прямой речью;
- что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
- что такое цитата;
- способы введения цитаты в авторский текст;
- правила пунктуационного оформления цитат;
- порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
- разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
- распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
- разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
- обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
- заменять прямую речь косвенной;
- конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
- обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
- составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
- соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
- выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
- соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
- объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
- пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
- заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
- распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
- вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- использовать цитаты в речи;
- исправлять речевые недочеты при цитировании;
- цитировать стихотворный текст;
- использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
- о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
- первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
- о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
- алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
- содержание понятия «культура речи»;
- о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
- о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
- пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
- разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
- обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
план | факт | |||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | ||||
1.1 | Русский язык в современном мире | 1 | Вводный урок | Составление опорного конспекта, сочинение на лингвистическую тему | ||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 8 | ||||
2.1 | Пунктуация и орфография | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Составление обобщающих схем | ||
2.2 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ таблицы, выполнение письменных дифференцированных заданий | ||
2.3 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Составление графических схем, конструирование предложений | ||
2.4 | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Устный рассказ по таблице, самодиктант | ||
2.5 | Подготовка к изложению с грамматическим заданием | 1 | Урок развития речи | Словарная работа, составление плана, написание черновика | ||
2.6 | Написание изложения с грамматическим заданием | 1 | Урок развития речи | Редактирование, написание изложения | ||
2.7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Иллюстрирование положений таблицы, анализ текста | ||
2.8 | Стартовый контрольный диктант | 1 | Урок контроля | |||
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 2 | ||||
3.1 | Основные единицы синтаксиса. Текст | 1 | Урок развития речи | Анализ и конструирование текста | ||
3.2 | Предложение как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование предложений, написание сжатого изложения | ||
4 | Словосочетание | 2 | ||||
4.1 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование словосочетаний с опорой на схемы | ||
4.2 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний | 1 | Урок-практикум | Составление таблицы, написание выборочного диктанта | ||
5 | Простое предложение | 3 | ||||
5.1 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление схем, написание мини-изложения | ||
5.2 | Порядок слов в предложении. Интонация | 1 | Урок-практикум | Исследование языкового материала, анализ предложений | ||
5.3 | Описание памятника культуры | 1 | Урок развития речи | Работа с иллюстративным материалом, устное описание | ||
6 | Главные члены предложения | 7 | ||||
6.1 | Подлежащее. Сказуемое | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ пословиц, сочинение по пословице | ||
6.2 | Простое глагольное сказуемое | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование предложений | ||
6.3 | Подготовка к сочинению на тему «Чудный собор» | 1 | Урок развития речи | Подбор материала к сочинению, написание черновика | ||
6.4 | Написание сочинения на тему «Чудный собор» | 1 | Урок развития речи | Редактирование, написание сочинения | ||
6.5 | Составное глагольное сказуемое | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ текста | ||
6.6 | Составное именное сказуемое | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распознавание типов сказуемых, словарный диктант | ||
6.7 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок-практикум | Подготовка устного сообщения, составление таблицы | ||
7 | Второстепенные члены предложения | 8 | ||||
7.1 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление плана статьи учебника, выделение грамматической основы и дополнения | ||
7.2 | Определение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распознавание видов определения | ||
7.3 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Урок усвоения новых знаний | Создание письменного текста, конструирование предложений с приложениями | ||
7.4 | Обстоятельство | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование предложений, словарный диктант | ||
7.5 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Урок-практикум | Анализ текста, выполнение разбора | ||
7.6 | Характеристика человека. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи | Изучение текстов, выделение главной информации, написание черновика | ||
7.7 | Характеристика человека. Написание сочинения | 1 | Урок развития речи | Редактирование, написание сочинения | ||
7.8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Урок контроля | |||
8 | Односоставные предложения | 11 | ||||
8.1 | Главный член односоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Характеристика и конструирование предложений | ||
8.2 | Назывные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление назывных предложений, выборочный диктант | ||
8.3 | Определенно-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование предложений, графический диктант | ||
8.4 | Неопределенно-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конструирование предложений, анализ пословиц | ||
8.5 | Инструкция | 1 | Урок развития речи | Создание текста-инструкции | ||
8.6 | Безличные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Трансформация предложений, подбор иллюстраций | ||
8.7 | Рассуждение | 1 | Урок развития речи | Создание текста-рассуждения | ||
8.8 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Урок-практикум | Выполнение устных и письменных разборов | ||
8.9 | Повторение темы «Односоставные предложения» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Ответы на вопросы, анализ текстов | ||
8.10 | Повторение темы «Односоставные предложения» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Словарный диктант, тестирование | ||
8.11 | Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок контроля | |||
9 | Неполные предложения | 2 | ||||
9.1 | Неполные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение типов предложений, выполнение разборов | ||
9.2 | Неполные предложения | 1 | Урок-практикум | Составление диалогов с разными типами предложений | ||
10 | Осложненное предложение | 1 | ||||
10.1 | Понятие об осложненном предложении | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выполнение пунктуационного разбора, конструирование предложений | ||
11 | Однородные члены предложения | 13 | ||||
11.1 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сопоставление вариантов теста, выборочный диктант | ||
11.2 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ текстов, диктант с продолжением | ||
11.3 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Урок-практикум | Формулировка основной мысли текста, графический диктант | ||
11.4 | Подготовка к изложению-сравнительной характеристике | 1 | Урок развития речи | Анализ текста, написание черновика | ||
11.5 | Написание изложения-сравнительной характеристики | 1 | Урок развития речи | Редактирование, написание изложения | ||
11.6 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Составление плана статьи учебника, графический диктант | ||
11.7 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Расстановка знаков препинания в тексте, составление схем | ||
11.8 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Урок закрепления знаний | Конструирование предложений, творческая работа | ||
11.9 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Распределение предложений на группы, выборочный диктант | ||
11.10 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 | Урок-практикум | Словарный диктант, составление графических схем | ||
11.11 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выполнение устного и письменного синтактического разбора | ||
11.12 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выполнение пунктуационного разбора, составление схем | ||
11.13 | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Урок контроля | |||
12 | Обособленные члены предложения | 20 | ||||
12.1 | Понятие об обособлении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выразительное чтение предложений, иллюстрирование учебной статьи | ||
12.2 | Понятие об обособлении | 1 | Урок закрепления знаний | Свободный диктант, составление графических схем | ||
12.3 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений | ||
12.4 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок закрепления знаний | Синтаксический разбор, графический диктант | ||
12.5 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок-практикум | Комплексный анализ текста | ||
12.6 | Рассуждение на дискуссионную тему. Подготовка к сочинению | 1 | Урок развития речи | Анализ прочитанных текстов, написание черновика | ||
12.7 | Рассуждение на дискуссионную тему. Написание сочинения | 1 | Урок развития речи | Редактирование, написание сочинения | ||
12.8 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений | ||
12.9 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок закрепления знаний | Синтаксический разбор, графический диктант | ||
12.10 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок-практикум | Составление схем предложений, выборочный диктант | ||
12.11 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений, словарный диктант | ||
12.12 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок закрепления знаний | Комплексный анализ текста | ||
12.13 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок-практикум | Выборочный диктант, редактирование | ||
12.14 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений, подбор иллюстраций | ||
12.15 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Урок закрепления знаний | Распределительный диктант, анализ текстов | ||
12.16 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 | Урок-практикум | Составление текстов с включением предложений с обособленными членами | ||
12.17 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Письменный и устный синтаксический разбор | ||
12.18 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | Урок-практикум | Письменный и устный пунктуационный разбор | ||
12.19 | Повторение темы «Обособленные члены предложения» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Комплексный анализ текста | ||
12.20 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок контроля | |||
13 | Обращение | 3 | ||||
13.1 | Обращение. Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений, составление плана статьи учебника | ||
13.2 | Употребление обращений | 1 | Урок закрепления знаний | Моделирование диалогов, конструирование предложений | ||
13.3 | Составление делового письма | 1 | Урок развития речи | Составление текстов деловой корреспонденции | ||
14 | Вводные и вставные конструкции | 8 | ||||
14.1 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление плана статьи учебника, подбор иллюстраций | ||
14.2 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | Урок закрепления знаний | Пунктуационный разбор, словарный диктант | ||
14.3 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | Урок-практикум | Составление рассуждения с включением вводных слов | ||
14.4 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Выборочный диктант, конструирование | ||
14.5 | Публичное выступление | 1 | Урок развития речи | Моделирование публичного выступления | ||
14.6 | Междометия в предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Интонирование и конструирование предложений, анализ текстов | ||
14.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационный разбор, составление схем | ||
14.8 | Урок-зачет по теме «Вводные и вставные конструкции» | 1 | Урок контроля | |||
15 | Чужая речь | 6 | ||||
15.1 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ языкового материала, иллюстрирование статьи учебника | ||
15.2 | Прямая речь | 1 | Урок усвоения новых знаний | Анализ языкового материала, комментарий афоризмов | ||
15.3 | Диалог | 1 | Урок усвоения новых знаний | Составление диалогов по рисункам | ||
15.4 | Рассказ | 1 | Урок развития речи | Переработка текста, написание рассказа | ||
15.5 | Цитата | 1 | Урок усвоения новых знаний | Подбор и оформление цитат | ||
15.6 | Синтаксический разбор предложений с чужой речью | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Выполнение устного и письменного синтаксического разбора | ||
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7 | ||||
16.1 | Синтаксис и морфология | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ текста, выполнение грамматических разборов | ||
16.2 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Анализ текста, выполнение грамматических разборов | ||
16.3 | Сжатое изложение | 1 | Урок развития речи | Написание сжатого изложения | ||
16.4 | Синтаксис и культура речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Редактирование текстов, составление обобщающей таблицы | ||
16.5 | Синтаксис и орфография | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование | ||
16.6 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | |||
16.7 | Итоговый урок | 1 | Брейн-ринг | |||
Итого | 102 |
Материально - техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Наглядные и дидактические материалы
- таблицы по русскому языку для 8 класса,
- раздаточный материал,
- репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010
- CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
5. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
6. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература:
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010
2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
3. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
Интернет-ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...