Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Чиранова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 7 классе по УМК Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2013_russkiy_7_kl._chts.doc526 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании

кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол №1 от 30.08.2013

Руководитель кафедры

________________ Т. Н. Разумова

30 августа 2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района

Республики Мордовия

__________________ А. М. Афроськин

Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык» в 7 классе

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Чиранова Т.С.

2013 г.


Пояснительная записка

  1. Цель изучения:
  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами РЛЯ;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка,   освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык». Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических и познавательных задач: формирования у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, овладения навыками использования различных лингвистических словарей; вооружения их основами знаний о лингвистической науке в целом,  ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых-русистах, сделавших открытия в изучении родного языка.  

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных и практических задач: формирования у учащихся осознания  родного языка как части и основы национальной культуры, важнейшего средства приобщения к её разнообразным богатствам; речи человека, отношение его к языку как отражение духовно-нравственной культуры личности; речевого поведения каждого человека как создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры; изучения русского языка как познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране, понятия «изучать русский язык – значит изучать национальную культуру»; взаимосвязи языка и истории народа, овладения нормами русского речевого этикета, культурой речи, культурой речевого общения; культурой межнационального общения.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 136 учебных часов (4 часа в неделю).

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.

Поскольку учебный план для 7 класса предполагает 136 часов на изучение русского языка (а не 170 часов), то в данную программу внесены изменения, количество часов сокращено за счет изучения теоретического материала блоками с сохранением предусмотренных в Авторской программе часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений и изложений.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный (образовательный) план на изучение русского языка в 7 классе отводит 4  учебных часа в неделю, всего 134 урока.

  1. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  1. Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 7 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Развитие речи,

ч.

Контрольная работа, ч.

1

Русский язык как развивающееся явление

1

1

2

Повторение изученного в 5-6 классах

10

7

2

1

3

Морфология и орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи

1

1

4

Причастие

36

28

6

2

5

Деепричастие

12

9

2

1

6

Наречие

21

14

6

1

7

Категория состояния

6

3

3

8

Служебные части речи

1

1

9

Предлог

8

7

1

10

Союз

11

9

2

11

Частица

10

8

2

12

Междометие

5

4

1

13

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

13

9

3

1

14

Подведение итогов

1

1

Итого

136

102

27

7


Содержание дисциплины (136 ч).

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч.)

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.  

Учащиеся должны знать:

  • группы славянских языков;
  • в какую группу входит русский язык;
  • о совпадениях русского языка с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике.

Учащиеся должны уметь:

  • доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов).

 

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8ч.+2ч.)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.

Текст. Стили литературного языка.

Учащиеся должны знать:

  • предмет изучения синтаксиса;
  • отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных;
  • порядок синтаксического разбора простого предложения;
  • предмет изучения  пунктуации;
  • функции знаков  препинания;
  • знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения;
  • разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора;
  • выделительные знаки и условия их выбора;
  • предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке;
  • понятия «однозначные слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»;
  • предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке;
  • порядок фонетического разбора слова;
  • предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных);
  • предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов;
  • о связи орфографии со словообразованием;
  • порядок морфемного и словообразовательного разбора;
  • предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи;
  • формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола;
  • общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов;
  • о связи орфографии с морфологией;
  • порядок морфологического разбора изученных частей речи;
  • о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике;
  • определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную);
  • стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга;
  • жанры, характерные для различных стилей;
  • отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка;
  • определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца;
  • смысловые типы текстов.

Учащиеся должны уметь:

  • отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам;
  • определять количество грамматических основ в предложении;
  • находить границы частей в сложном предложении;
  • составлять простые и сложные предложения на указанную тему;
  • производить синтаксический разбор простого предложения;
  • составлять из указанных простых предложений  сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка;
  • правильно  расставлять знаки  препинания  в  простом  и  сложном предложениях, в предложении с прямой речью;
  • определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте;
  • пользоваться толковым словарем;
  • подбирать примеры на все изученные лексические понятия;
  • подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием;
  • находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте;
  • производить фонетический разбор слов;
  • правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
  • обозначать морфему, в которой находится орфограмма;
  • правильно писать оё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
  • определять количество абзацев в тексте, составлять план текста, определять ситуацию использования текста, сжато пересказывать указанный текст;
  • выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов;
  • верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами;
  • группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи;
  • группировать слова по имеющимся в них орфограммам;
  • подбирать примеры с изученными видами орфограмм;
  • правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • определять тип и стиль текста;
  • выявлять языковые средства, характерные для указанного стиля;
  • определять основную мысль текста;
  • передавать свое впечатление от картины в форме письма;
  • составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте;
  • доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений;
  • определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу;
  • делить текст на абзацы;
  • озаглавливать текст;
  • определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.).

Общая характеристика самостоятельных частей речи.

Учащиеся должны знать:

  • перечень самостоятельных частей речи;
  • отличие самостоятельных частей речи от служебных.

Учащиеся должны уметь:

  • находить самостоятельные части речи в тексте, классифицировать их.

ПРИЧАСТИЕ (33ч.+3ч.)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных    причастий прошедшего времени. Одна буква   н   в   отглагольных  прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных   причастий и в кратких    отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Публицистический стиль. Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.

Учащиеся должны знать:

  • характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении;
  • о склонении полных причастий в единственном и множественном числе;
  • условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий;
  • определение причастного оборота;
  • что причастный оборот является одним членом предложения (определением);
  • место причастного оборота по отношению к определяемому слову;
  • условия выделения причастного оборота на письме;
  • определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий;
  • что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму;
  • формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении;
  • сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий;
  • ударение в кратких страдательных причастиях (взята, переведена, привезена и др.);
  • как образуются действительные причастия настоящего времени;
  • суффиксы действительных причастий настоящего времени;
  • условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • как образуются действительные причастия прошедшего времени;
  • суффиксы действительных причастий прошедшего времени;
  • как образуются страдательные причастия настоящего времени;
  • суффиксы страдательных причастий настоящего времени;
  • условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • как образуются страдательные причастия прошедшего времени;
  • суффиксы страдательных причастий прошедшего времени;
  • условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед и в названных причастиях;
  • причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия  выбора  н и  нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;
  • ход рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего  времени и отглагольных прилагательных,  выбор н и нн в суффиксах;
  • слова-исключения;
  • ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени;
  • об условиях перехода причастий в прилагательные;
  • условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных;
  • ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
  • порядок морфологического разбора причастия;
  • условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными;
  • условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • написание букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи;
  • особенности публицистического стиля, его жанры;
  • языковые средства публицистического стиля;
  • виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру;
  • об описании как о смысловом типе текста;
  • особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»);
  • особенности изложения с изменением формы действующего лица;
  • особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности;
  • приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека;
  • особенности построения текста описательного характера.

Учащиеся должны уметь:

  • различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения;
  • согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся;
  • определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову;
  • правильно расставлять запятые при причастном обороте;
  • строить предложения с причастным оборотом;
  • находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом;
  • разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий;
  • образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении;
  • правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях;
  • образовывать действительные причастия настоящего времени;
  • правильно выбирать и писать гласные у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • образовывать действительные причастия прошедшего времени;
  • разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями;
  • заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени;
  • образовывать страдательные причастия настоящего времени;
  • заменять действительные причастия настоящего времени страдательными;
  • правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот;
  • образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
  • находить страдательные причастия прошедшего времени;
  • определять форму причастий;
  • применять ход рассуждения для выбора гласных перед я в полных и кратких страдательных причастиях;
  • правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
  • разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • писать слова-исключения;
  • уметь правильно ставить ударение в полной форме   действительных    и    страдательных    причастий прошедшего времени (поднявший поднятый, начавшийначатый и др.);
  • образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями,  разграничивать краткие страдательные причастия  и  краткие отглагольные прилагательные;
  • правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • описывать внешность друзей, знакомых по фотографии;
  • производить морфологический  разбор (устный  и  письменный) причастия;
  • правильно писать не с причастиями;
  • разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями);
  • правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм;
  • находить тексты, написанные в публицистическом стиле;
  • определять признаки публицистического стиля в указанных текстах;
  • доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю;
  • составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле;
  • находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»);
  • определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера;
  • различать официально-деловой и художественный стили описания человека;
  • составлять вопросный план исходного текста;
  • выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица;
  • определять основную мысль изложения;
  • выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека);
  • составлять план изложения; излагать подтему исходного текста;
  • собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения;
  • фиксировать свои наблюдения и мысли;
  • систематизировать материалы;
  • в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям.

ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11ч.+1ч.)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное   написание    не    с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Сочинение-рассказ   на   основе  картины.

Учащиеся должны знать:

  • характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении;
  • что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
  • определение деепричастного оборота;
  • что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством);
  • место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме;
  • условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными,  существительными;
  • что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие;
  • как образуются деепричастия несовершенного вида;
  • суффиксы деепричастий несовершенного вида;
  • что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие;
  • как образуются деепричастия совершенного вида;
  • суффиксы деепричастий совершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастия;
  • особенности   текста- повествования;   особенности   описания действий; главное в рассказе.

Учащиеся должны уметь:

  • находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий;
  • находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;
  • заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной фермой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами;
  • распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота;
  • правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии   и  деепричастном обороте; составлять предложения   по указанным   схемам;
  • правильно строить  предложения   с деепричастным оборотом;
  • правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными);
  • образовывать деепричастия несовершенного вида;
  • заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида;
  • находить и выделять на письме деепричастные обороты;
  • правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.);
  • находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие;
  • образовывать деепричастия совершенного вида;
  • заменять глаголы деепричастиями совершенного и  несовершенного вида;
  • заменять причастия совершенного и  несовершенного вида деепричастиями;
  • находить и выделять на письме деепричастные обороты;
  • производить  морфологический  разбор (устный  и письменный) деепричастия;
  • описывать   действия,   используя   деепричастия;   создавать текст-повествование   с   элементами   описания   на  основе  изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

НАРЕЧИЕ (17ч.+4ч.)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени    сравнения наречий. Морфологический  разбор  наречия. Слитное  и  раздельное написание  не с  наречиями на и –е. Буквы  е и  и  в приставках   не- и   ни-   отрицательных     наречий. Одна и две буквы н в наречиях на и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное  и  раздельное  написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Сочинение в   форме   дневниковых    записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения.  Описание внешности и действий.

Учащиеся должны знать:

  • значение наречия;
  • вопросы, на которые оно отвечает;
  • что наречия не изменяются;
  • синтаксическую роль наречия в предложении;
  • лексико-синтаксические  значения,  выражаемые  наречиями;
  • вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий;
  • степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий;
  • различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени;
  • порядок морфологического разбора наречия;
  • условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на и -е;
  • о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не;
  • условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений;
  • условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и –е;
  • условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий;
  • условия выбора букв о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
  • условия выбора букв о и а на конце наречий;
  • условия  выбора дефиса  между частями  слова  в наречиях;
  • условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;
  • условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением  мягкого знака после шипящих на конце слова;
  • языковые особенности текста в форме дневниковых записей;
  • особенности композиции текста-рассуждения;
  • особенности жанров публицистического стиля — репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения;
  • характеристики  подробного изложения,  композицию рассказа, порядок следования частей рассказа;
  • особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине.

Учащиеся должны уметь:

  • находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении наречий;
  • определять лексико-синтаксические значения,  выражаемые наречиями;
  • группировать наречия по их значению;
  • определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении;
  • употреблять наречия для связи предложений в тексте;
  • находить и исправлять ошибки в употреблении наречий;
  • образовывать разные формы степеней сравнения,  находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени;
  • производить   морфологический   разбор  (устный   и  письменный) наречия;
  • правильно  писать не с наречиями  на -о и -е, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями  на и ;
  • разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не; 
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не-и  ни-   в  отрицательных   наречиях,   отрицательных   местоимениях;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • правильно писать слова с изученной орфограммой;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний
  • правильно писать слова с изученной орфограммой;  
  • правильно писать о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • различать наречия с приставками и омонимичные сочетания;
  • уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем;
  • группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм;
  • составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу;
  • создавать текст-рассуждение   на заданную тему;
  • создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием  действий   по  личным   наблюдениям;   раскрывать   основную мысль сочинения;
  • письменно пересказывать  исходный текст с элементами сочинения;
  • создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5ч.+1ч.)

Категория состояния   как   часть речи. Морфологический  разбор  категории состояния.

Сжатое  изложение с описанием   состояния  природы.  Сочинение на лингвистическую тему.

Учащиеся должны знать:

  • значение категории состояния;
  • что слова категории состояния не изменяются;
  • что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени;
  • синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния;
  • порядок морфологического разбора категории состояния;
  • характеристики  сжатого  изложения;
  • об обобщенной форме передачи исходного текста.

Учащиеся должны уметь:

  • находить слова  категории состояния;
  • определять,  к каким группам по значению относятся слова категории состояния;
  • определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении;
  • разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте;
  • производить морфологический  разбор (устный  и  письменный) слов категории состояния;
  • анализировать текст с целью выявления существенных фактов;
  • излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме);
  • создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему.

СЛУЖЕБНЫЕ   ЧАСТИ   РЕЧИ (1 ч.).

Общая характеристика служебных частей речи.

Учащиеся должны знать:

  • перечень служебных частей речи;
  • отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Учащиеся должны уметь:

  • находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

ПРЕДЛОГ (7ч.+1ч.).

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу.

 Учащиеся должны знать:

  • определение предлога как служебной части речи;
  • значения, выражаемые предлогами;
  • синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;
  • об однозначных и многозначных предлогах;
  • неморфологический способ образования производных предлогов;
  • отличия производных предлогов от непроизводных;
  • какие предлоги являются  простыми,  какие — составными;
  • какие предлоги чаще употребляются в деловой речи;
  • порядок морфологического разбора предлога;
  • условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов;
  • различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных;
  • особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Учащиеся должны уметь:

  • группировать словосочетания по способам связи слов в них;
  • составлять словосочетания,  используя  в  качестве  средства  связи слов указанные предлоги;
  • группировать словосочетания по значению предлога;
  • определять значения предлогов в словосочетаниях;
  • употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;
  • находить и  исправлять ошибки  в употреблении предлогов с падежом существительных;
  • пользоваться в речи предлогами-синонимами;
  • находить непроизводные и производные предлоги;
  • отличать производные  предлоги  от непроизводных;  
  • определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги;
  • уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов;
  • находить простые и составные предлоги;
  • группировать словосочетания с простыми и составными предлогами;
  • производить морфологический  разбор (устный  и  письменный) предлога;
  • правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных;
  • создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

СОЮЗ (9ч.+2ч.).

Союз как часть речи.  Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы.  Запятая   между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический  разбор  союза. Слитное    написание союзов также, тоже, чтобы.

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.

Учащиеся должны знать:

  • определение союза как служебной части речи;
  • синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного;
  • какие союзы являются простыми, какие — составными;
  • сведения  о Ф. И. Буслаеве и его книге   «О преподавании отечественного  языка»;
  • о делении союзов на сочинительные и подчинительные;
  • об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении;
  • группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные,  разделительные);
  • перечень  союзов,  входящих в каждую группу;
  • текстообразующую роль союзов;
  • группы подчинительных союзов по значению;
  • перечень союзов, входящих в каждую группу;
  • порядок морфологического разбора союза;
  • условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом;
  • структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного;
  • определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми  предложениями  в составе  сложного;
  • пользоваться в речи союзами-синонимами;
  • находить простые и составные союзы;
  • составлять предложения с составными союзами;
  • находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении;
  • составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
  • разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
  • находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;
  • употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;
  • определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений;
  • составлять союзные сложные предложения по указанным схемам;
  • различать группы сочинительных союзов по значению;
  • располагать  части составных союзов   (как...   так  и, не только... но и,   не то... не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения;
  • употреблять запятую перед второй частью составных союзов;
  • употреблять запятую между однородными членами предложения;
  • составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам;
  • определять значения подчинительных союзов;
  • группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов;
  • составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов;
  • составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам;
  • производить морфологический  разбор (устный  и  письменный) союза;
  • различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему;
  • составлять план сочинения-рассуждения;
  • создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.

ЧАСТИЦЫ (8 ч.+2ч.).

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые  частицы. Раздельное      и дефисное  написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы    не   и ни. Различение частицы и приставки не-. Частица        ни, приставка   ни-, союз ни ни.

Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины. Сочинение-рассказ  по данному сюжету.

Учащиеся должны знать:

  • определение частицы как части речи;
  • о делении частиц на разряды по значению (формообразующие  и  смысловые);
  • перечень  формообразующих частиц;
  • смысловые частицы и их назначение в предложении;
  • стили речи, в которых употребляются смысловые частицы;
  • группы смысловых частиц;
  • о раздельном написании частицы бы со словами;
  • условия выбора раздельного и дефисного написания частиц;
  • порядок морфологического разбора частицы;
  • что частица  не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам;
  • о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания;
  • функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни;
  • условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;
  • о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни ни;
  • особенности рассказа по изображенному на картине;  
  • особенности рассказа по данному сюжету;
  • роль описаний в рассказе;
  • роль возможного диалога.

Учащиеся должны уметь:

  • находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола;
  • определять роли частицы  бы,  различать  на  письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы;
  • находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении;
  • находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц;
  • выразительно читать предложения со смысловыми частицами;
  • определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение;
  • употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях;
  • правильно писать частицы с изученным видом орфограммы;
  • производить  морфологический  разбор  (устный  и  письменный) частицы;
  • определять значения,  выражаемые  частицами  не и  ни в предложениях;
  • составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания;
  • правильно писать слова разных частей речи с не; 
  • группировать предложения по способу написания не с разными частями речи;
  • составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-;
  • составлять таблицу изученных видов орфограмм с не;
  • различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни ни;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • составлять текст-рассказ  по  изображенному на  картине;
  • произносить этот текст (не читая);
  • составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев.

МЕЖДОМЕТИЕ (5 ч.)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях.  Знаки препинания при междометиях.

Учащиеся должны знать:

  • определение междометия как особой части речи;
  • назначение междометий в языке;
  • отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи;  
  • производные и  непроизводные  междометия;
  • употребление междометий в значении других частей речи;
  • условия употребления дефиса в междометиях;
  • о знаках препинания при междометиях.

Учащиеся должны уметь:

  • находить междометия в предложении;
  • группировать предложения с междометиями по семантике междометий;
  • разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи;
  • интонационно выделять междометия;
  • правильно писать слова с изученным видом орфограммы;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • выделять междометия знаками препинания;
  • составлять диалог, включая в него междометия;
  • выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VI—VII КЛАССАХ (12ч.+1ч.)

Разделы науки о русском  языке.  Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.  

Текст.  Стили речи. Сочинение на предложенную тему.

Учащиеся должны знать:

  • определение междометия как особой части речи;
  • разделы науки о языке;
  • единицы языка, изучаемые в них;
  • роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни;
  • определение фонетики и графики как разделов науки о языке;
  • назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке;
  • порядок фонетического разбора слова;
  • определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке;
  • назначение слов и фразеологизмов в языке;
  • отличие лексического значения от грамматического;
  • общее и различное у синонимов, антонимов;
  • роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка;
  • определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке;
  • назначение значимых частей слова;
  • способы образования слов;
  • порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора;
  • определение морфологии как раздела науки о языке;
  • определение части речи;
  • три группы частей речи в русском языке;
  • морфологические признаки частей речи;
  • синтаксическую роль частей речи;
  • морфологический разбор слова;
  • определение орфографии как раздела науки о языке;
  • определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы;
  • опознавательные приметы орфограмм;
  • места орфограмм в слове и между словами;
  • условия выбора орфограмм;
  • определение синтаксиса как раздела науки о языке;
  • назначение словосочетаний и предложений в языке;
  • строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения;
  • виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения;
  • синтаксический разбор предложения;
  • определение пунктуации как раздела науки о языке;
  • о связи между синтаксисом и пунктуацией;
  • условия постановки различных знаков завершения;
  • условия  постановки  знаков  препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге;
  • признаки текста;
  • виды текста, их отличие друг от друга;
  • стили речи и их особенности, их отличие друг от друга;
  • группировку жанров по стилям речи.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания;
  • рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания;
  • группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением;
  • производить фонетический разбор слов;
  • рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;
  • определять лексическое и грамматическое значение слов;
  • составлять словосочетания с многозначными словами;
  • находить диалектные слова и определять их значение;
  • рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания;
  • группировать слова по способам их образования;
  • обозначать состав слов и подбирать исходное слово;
  • производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор;
  • рассказывать о частях речи в форме научного описания;
  • определять части речи в предложении;
  • определять синтаксическую роль указанных частей речи;
  • производить морфологический разбор слов;
  • рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания;
  • находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
  • определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании;
  • определять виды предложений по цели высказывания;
  • находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются;
  • находить предложения с деепричастными оборотами;
  • находить сложные предложения;
  • правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания;  
  • определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи;
  • группировать жанры по стилям речи;
  • доказывать принадлежность текста к стилю речи.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1ч.)

Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

1

Введение

1

1.1

Русский язык  как развивающееся явление

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Работа с текстом

2

Повторение изученного в 5-6 классах

10

2.1

Синтаксис. Синтаксический разбор предложения

Комбинированный урок

1

Работа с текстом

2.2

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок-практикум

1

Тест

2.3

Лексика и фразеология

Комбинированный урок

1

Работа со словарями. Творческая работа

2.4

Фонетика и орфография

Комбинированный урок

1

Словарный диктант. Фонетический разбор

2.5

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор

Комбинированный урок

1

Предупредительный диктант. Морфемный разбор

2.6

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

Комбинированный урок

1

Составление таблицы. Морфологический разбор

2.7

Текст. Олимпийский урок

Развитие речи

1

Комплексный анализ текста

2.8

Стартовый контрольный диктант

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

2.8

Стили литературного языка

Развитие речи

1

Анализ текста

2.10

Работа над ошибками, допущенными учащимися в стартовом контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Разные виды разборов

3

Морфология и орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи

1

3.1

Общая характеристика самостоятельных частей речи

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль. Объяснительный диктант

4

Причастие

36

4.1

Причастие как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление таблицы

4.2

Причастие и его морфологические признаки

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Выборочный диктант

4.3

Публицистический стиль

Развитие речи

1

Анализ текста

4.4

Склонение причастий

Урок изучения нового материала

1

Творческая работа

4.5

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант

4.6

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок изучения нового материала

1

Проверочная работа

4.7

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок изучения нового материала

1

Схематический диктант. синтаксический разбор

4.8

Описание внешности человека

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.9

Действительные и страдательные причастия

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Работа по карточкам

4.10

Действительные и страдательные причастия

Урок-практикум

1

Проверочная работа

4.11

Краткие и полные страдательные причастия

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Работа по карточкам

4.12

Действительные причастия настоящего времени

Урок изучения нового материала

1

Индивидуальные задания

4.13

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Объяснительный диктант

4.14

Действительные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1

Работа по карточкам. Составление таблицы

4.15

Написание изложения от третьего лица

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.16

Написание изложения от третьего лица

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.17

Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении

Урок коррекции знаний

1

Работа с таблицей

4.18

Страдательные причастия настоящего времени.

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Работа по карточкам

4.19

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок изучения нового материала

1

Словарно-орфографический диктант

4.20

Контрольный диктант за I четверть

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

4.21

Страдательные причастия прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Работа по карточкам

4.22

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Урок изучения нового материала

1

Составление таблицы. Объяснительный диктант

4.23

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Предупредительный диктант

4.24

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок-практикум

1

Объяснительный диктант. Морфологический разбор

4.25

Причастия и отглагольные прилагательные

Урок изучения нового материала

1

Индивидуальная работа по карточкам

4.26

Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных

Урок-практикум

1

Словарный диктант на грамматическую тему

4.27

Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

Урок изучения нового материала

1

Диктант «Проверь себя». Составление таблицы

4.28

Подготовка к выборочному изложению

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.29

Выборочное изложение. Олимпийский урок

Развитие речи

1

Работа с текстом

4.30

Морфологический разбор причастий

Урок изучения нового материала

1

Тест

4.31

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок изучения нового материала

1

Работа с таблицей. Объяснительный диктант

4.32

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок-практикум

1

Графический диктант. Работа по карточкам

4.33

Буквы Е и Ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Предупредительный диктант

4.34

Контрольный диктант по теме «Причастие»

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

4.35

Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Разные виды разборов

4.36

Урок-зачет по теме «Причастие»

Урок контроля знаний

1

Тест

5

Деепричастие

12

5.1

Деепричастие как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

5.2

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление таблицы

5.3

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.  Олимпийский урок

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Творческая работа

5.4

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Работа по карточкам

5.5

Деепричастия несовершенного вида

Урок изучения нового материала

1

Работа с таблицей. Объяснительный диктант

5.6

Деепричастия совершенного вида

Урок изучения нового материала

1

Распределительный диктант. Работа по карточкам

5.7

Морфологический разбор деепричастия

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

5.8

Сочинение на основе картины от имени одного из действующих лиц

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

5.9

Сочинение на основе картины от имени одного из действующих лиц

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

5.10

Обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Тест

5.11

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

5.12

Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Разные виды разборов

6

Наречие

21

6.1

Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

6.2

Смысловые группы наречий. Самостоятельная работа

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Составление таблицы

6.3

Обучающее сочинение в форме дневниковых записей по картине

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

6.4

Степени сравнений наречий

Урок изучения нового материала

1

Словарно-орфографический диктант

6.5

Морфологический разбор наречий

Урок изучения нового материала

1

Диктант «Проверь себя». Морфологический разбор

6.6

Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Объяснительный диктант

6.7

Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Урок изучения нового материала

1

Распределительный диктант. Работа по карточкам

6.8

Одна и две буквы Н в наречиях на – о и – е

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Проверочный диктант

6.9

Описание действия

Развитие речи

1

Комплексный анализ текста

6.10

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Урок изучения нового материала

1

Индивидуальная работа по карточкам

6.11

Написание репортажа или интервью о процессе труда

Развитие речи

1

Словарно-орфографический диктант

6.12

Буквы о и а на конце наречий

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Работа со словарями

6.13

Подробное изложение с элементами сочинения

Развитие речи

1

Работа с текстом

6.14

Подробное изложение с элементами сочинения

Развитие речи

1

Работа с текстом

6.15

Дефис между частями слова в наречиях

Урок изучения нового материала

1

Составление предложений по схемам.

6.16

Описание внешности и действий человека по картине

Развитие речи

1

Словарно-орфографический диктант

6.17

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Морфемный разбор

6.18

Мягкий знак  после шипящих на конце наречий.

Урок изучения нового материала

1

Орфоэпический диктант

6.19

Обобщение изученного по теме «Наречие».

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

6.20

Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

6.21

Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Разные виды разборов

7

Категория состояния

6

7.1

Категория состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление таблицы

7.2

Морфологический разбор категории состояния

Урок изучения нового материала

1

Конструирование предложений. Морфологический разбор

7.3

Написание сжатого изложения

Развитие речи

1

Работа с текстом

7.4

Написание сжатого изложения

Развитие речи

1

Работа с текстом

7.5

Сочинение на лингвистическую тему

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

7.6

Обобщение и систематизация сведений по теме «Категории состояния».

Урок-практикум

1

Тест

8

Служебные части речи

1

8.1

Общая характеристика служебных частей речи

Урок изучения нового материала

1

Работа с таблицей. Синтаксический разбор

9

Предлог

8

9.1

Предлог как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль. Составление таблицы

9.2

Употребление предлогов

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Объяснительный диктант

9.3

Непроизводные и производные предлоги

Урок изучения нового материала

1

Работа с перфокартой. Предупредительный диктант

9.4

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Морфологический разбор

9.5

Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине по данному началу

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

9.6

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок изучения нового материала

1

Работа с таблицей

9.7

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Объяснительный диктант. синтаксический разбор

9.8

Обобщение и систематизация знаний по теме «Предлог».

Урок-практикум

1

Тест

10

Союз

11

10.1

Союз как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

10.2

Союзы простые и составные

Урок изучения нового материала

1

Работа с текстом

10.3

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении

Урок изучения нового материала

1

Схематический диктант. Синтаксический разбор

10.4

Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении

Урок-практикум

1

Сочинение-миниатюра

10.5

Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами

Урок изучения нового материала

1

Графический диктант. Синтаксический разбор

10.6

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов

Урок изучения нового материала

1

Орфографический диктант. морфологический разбор

10.7

Составление текста – рассуждения по отрывку из романа

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

10.8

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление таблицы

10.9

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

Урок-практикум

1

Графический диктант. Объяснительный диктант

10.10

Обобщение полученных знаний по теме «Союз».

Урок обобщения и закрепления знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

10.11

Обобщение полученных знаний по теме «Союз».

Урок-практикум

1

Тест

11

Частица

10

11.1

Частица как часть речи.

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль. Синтаксический разбор

11.2

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок изучения нового материала

1

Предупредительный диктант. Работа по карточкам

11.3

Смысловые частицы.

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Составление таблицы

11.4

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок изучения нового материала

1

Творческое списывание

11.5

Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

11.6

Морфологический разбор частиц

Урок изучения нового материала

1

Текущий контроль. Морфологический разбор

11.7

Отрицательные частицы. Различение частицы не и приставки не-

Урок изучения нового материала

1

Выборочный диктант. Работа по карточкам

11.8

Различение частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Составление схемы

11.9

Написание рассказа по данному сюжету

Развитие речи

1

Работа по вопросам

11.10

Повторение изученного по теме «Частица».

Урок-практикум

1

Творческая работа

12

Междометие

5

12.1

Междометие как часть речи

Урок изучения нового материала

1

Словарный диктант. Творческая работа

12.2

Дефис в междометиях

Урок изучения нового материала

1

Объяснительный диктант. Фонетический разбор

12.3

Знаки препинания при междометиях

Урок изучения нового материала

1

Диктант «Проверь себя», с дополнительным заданием

12.4

Обобщение полученных знаний по теме «Междометие».

Урок-практикум

1

Выполнение дифференцированных заданий

12.5

Итоговый тест по всем пройденным разделам.

Урок контроля знаний

1

Тестирование

13

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

13

13.1

Русский язык. Разделы науки о языке

Урок повторения и обобщения знаний

1

Словарный диктант. Синтаксический разбор

13.2

Текст. Стили речи

Развитие речи

1

Комплексный анализ текста

13.3

Итоговый контрольный диктант по пройденному за год учебному материалу

Урок контроля знаний

1

Выполнение дифференцированных заданий

13.4

Работа над ошибками, допущенными учащимися в итоговом контрольном диктанте

Урок коррекции знаний

1

Разные виды разборов

13.5

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

13.6

Контрольное сочинение на лингвистическую тему

Развитие речи

1

Словарно-орфографическая работа

13.7

Фонетика. Графика

Урок повторения и обобщения знаний

1

Фонетический разбор. Предупредительный диктант

13.8

Лексика и фразеология

Урок повторения и обобщения знаний

1

Работа со словарями. Творческая работа

13.9

Морфемика. Словообразование

Урок повторения и обобщения знаний

1

Морфологический разбор. Выборочный диктант

13.10

Морфология

Урок повторения и обобщения знаний

1

Морфологический разбор. Объяснительный диктант

13.11

Орфография

Урок повторения и обобщения знаний

1

Орфографический диктант. Морфологический разбор

13.12

Синтаксис

Урок повторения и обобщения знаний

1

Синтаксический разбор. Предупредительный диктант

13.13

Пунктуация

Урок повторения и обобщения знаний

1

Пунктуационный разбор. Работа с текстом

14

Подведение итогов

1

14.1

Обобщение полученных знаний.

Урок-практикум

1

Работа с таблицей

Итого

136


Материально -техническое обеспечение учебного предмета

Технические средства обучения

  1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  2. Колонки (рабочее место учителя).
  3. Проектор.
  4. Интерактивная доска.

Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.
  2. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.

Наглядные и дидактические материалы

  • таблицы по русскому языку для 7 класса,
  • раздаточный материал,
  • 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография. ЗАО «1С», 2006.
  • 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование. ЗАО «1С», 2006.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).

3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.

5. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1. Бройде М.Г.  Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010

2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.

3. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.

4. Обучение русскому языку в 7 классе: методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений / авторы-составители Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2006.

Интернет-ресурсы

  1. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
  2. http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
  3. http://www.gramma.ru/  - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
  4. http://www.school.edu.ru/  -Российский образовательный портал
  5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  7. http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
  8. http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
  9. http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
  10. http://www.rusword.org - Мир слова русского
  11. http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
  12. http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,

Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс  3,...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7

Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...

Рабочая программа учебного курса 6 класс

quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...

Рабочая программа учебного курса 8 класс

quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...

Рабочая программу учебного курса 9 класс

Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2

Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный  результат изучения курса геометрии....

Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"

Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...