Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" в 7 классе по УМК Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2013_russkiy_7_kl._chts.doc | 526 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин. Протокол №1 от 30.08.2013 Руководитель кафедры ________________ Т. Н. Разумова 30 августа 2013 г. | Утверждаю Директор МОУ «Большеелховская СОШ» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия __________________ А. М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык» в 7 классе
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Чиранова Т.С.
2013 г.
Пояснительная записка- Цель изучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами РЛЯ;
- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
- освоение компетенций – коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Языковая компетенция — осведомленность школьников в системе родного языка, освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о самой науке «Русский язык». Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих практических и познавательных задач: формирования у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, овладения навыками использования различных лингвистических словарей; вооружения их основами знаний о лингвистической науке в целом, ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых-русистах, сделавших открытия в изучении родного языка.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Данный вид компетенции реализуется в процессе решения следующих познавательных и практических задач: формирования у учащихся осознания родного языка как части и основы национальной культуры, важнейшего средства приобщения к её разнообразным богатствам; речи человека, отношение его к языку как отражение духовно-нравственной культуры личности; речевого поведения каждого человека как создание речевой среды, которая должна восприниматься как часть культурного пространства, как основа сохранения культуры; изучения русского языка как познание культуры русского народа, осознание многообразия духовного и материального мира, признание и понимание ценностей культур других народов, умение жить и общаться в многонациональной стране, понятия «изучать русский язык – значит изучать национальную культуру»; взаимосвязи языка и истории народа, овладения нормами русского речевого этикета, культурой речи, культурой речевого общения; культурой межнационального общения.
- Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В настоящее время в методике преподавания русского языка отчетливо просматривается стремление учителей, преподавателей вузов, ученых в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру. Все сильнее осознается учеными, учителями и общественностью необходимость обучения русскому языку на широком фоне культуры и истории России, поскольку «русский язык» как предмет школьной программы - предмет мировоззренческий, помогающий формировать духовное начало, влияющий на формирование менталитета и языковой картины мира у школьников, способный, при умелой подаче материала, служить проводником культуры народа.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка в 7 классе общеобразовательной школы рассчитан на 136 учебных часов (4 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы.
Поскольку учебный план для 7 класса предполагает 136 часов на изучение русского языка (а не 170 часов), то в данную программу внесены изменения, количество часов сокращено за счет изучения теоретического материала блоками с сохранением предусмотренных в Авторской программе часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений и изложений.
- Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение русского языка в 7 классе отводит 4 учебных часа в неделю, всего 134 урока.
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Курс направлен на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, таким образом, создавая условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
- Результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование по дисциплине «Русский язык» 7 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Развитие речи, ч. | Контрольная работа, ч. | |||
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | 1 | ||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 10 | 7 | 2 | 1 |
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи | 1 | 1 | ||
4 | Причастие | 36 | 28 | 6 | 2 |
5 | Деепричастие | 12 | 9 | 2 | 1 |
6 | Наречие | 21 | 14 | 6 | 1 |
7 | Категория состояния | 6 | 3 | 3 | |
8 | Служебные части речи | 1 | 1 | ||
9 | Предлог | 8 | 7 | 1 | |
10 | Союз | 11 | 9 | 2 | |
11 | Частица | 10 | 8 | 2 | |
12 | Междометие | 5 | 4 | 1 | |
13 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 13 | 9 | 3 | 1 |
14 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Итого | 136 | 102 | 27 | 7 |
Содержание дисциплины (136 ч).
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1ч.)
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Изменения, происходившие и происходящие в русском языке в процессе его развития.
Учащиеся должны знать:
- группы славянских языков;
- в какую группу входит русский язык;
- о совпадениях русского языка с другими славянскими языками в фонетике, лексике, грамматике.
Учащиеся должны уметь:
- доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живет и развивается (на примере устаревших слов и неологизмов).
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8ч.+2ч.)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова.
Текст. Стили литературного языка.
Учащиеся должны знать:
- предмет изучения синтаксиса;
- отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных;
- порядок синтаксического разбора простого предложения;
- предмет изучения пунктуации;
- функции знаков препинания;
- знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения;
- разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора;
- выделительные знаки и условия их выбора;
- предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке;
- понятия «однозначные слова», «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»;
- предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке;
- порядок фонетического разбора слова;
- предмет изучения орфографии, перечень фонетических опознавательных признаков орфограмм-букв (гласных, согласных, ъ и ь разделительных);
- предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов;
- о связи орфографии со словообразованием;
- порядок морфемного и словообразовательного разбора;
- предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи;
- формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола;
- общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов;
- о связи орфографии с морфологией;
- порядок морфологического разбора изученных частей речи;
- о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике;
- определение литературного языка, формы литературного языка (письменную и устную);
- стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки, отличия друг от друга;
- жанры, характерные для различных стилей;
- отличия языка художественной литературы от стилей литературного языка;
- определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца;
- смысловые типы текстов.
Учащиеся должны уметь:
- отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам;
- определять количество грамматических основ в предложении;
- находить границы частей в сложном предложении;
- составлять простые и сложные предложения на указанную тему;
- производить синтаксический разбор простого предложения;
- составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка;
- правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью;
- определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте;
- пользоваться толковым словарем;
- подбирать примеры на все изученные лексические понятия;
- подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием;
- находить примеры использования одних и тех же букв для обозначения разных звуков в указанном тексте;
- производить фонетический разбор слов;
- правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
- обозначать морфему, в которой находится орфограмма;
- правильно писать о—ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
- определять количество абзацев в тексте, составлять план текста, определять ситуацию использования текста, сжато пересказывать указанный текст;
- выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, производить морфемный и словообразовательный разбор слов;
- верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами;
- группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи;
- группировать слова по имеющимся в них орфограммам;
- подбирать примеры с изученными видами орфограмм;
- правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- определять тип и стиль текста;
- выявлять языковые средства, характерные для указанного стиля;
- определять основную мысль текста;
- передавать свое впечатление от картины в форме письма;
- составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте;
- доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений;
- определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу;
- делить текст на абзацы;
- озаглавливать текст;
- определять принадлежность текста к тому или иному стилю, доказывать принадлежность текста к названному стилю, определять принадлежность жанра к тому или иному стилю.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.).
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Учащиеся должны знать:
- перечень самостоятельных частей речи;
- отличие самостоятельных частей речи от служебных.
Учащиеся должны уметь:
- находить самостоятельные части речи в тексте, классифицировать их.
ПРИЧАСТИЕ (33ч.+3ч.)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед я в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две буквы и в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Публицистический стиль. Описание внешности человека. Изложение с изменением формы действующего лица. Выборочное изложение с описанием внешности человека. Сочинение по личным наблюдениям.
Учащиеся должны знать:
- характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении;
- о склонении полных причастий в единственном и множественном числе;
- условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий;
- определение причастного оборота;
- что причастный оборот является одним членом предложения (определением);
- место причастного оборота по отношению к определяемому слову;
- условия выделения причастного оборота на письме;
- определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий;
- что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму;
- формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении;
- сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий;
- ударение в кратких страдательных причастиях (взята, переведена, привезена и др.);
- как образуются действительные причастия настоящего времени;
- суффиксы действительных причастий настоящего времени;
- условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- как образуются действительные причастия прошедшего времени;
- суффиксы действительных причастий прошедшего времени;
- как образуются страдательные причастия настоящего времени;
- суффиксы страдательных причастий настоящего времени;
- условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- как образуются страдательные причастия прошедшего времени;
- суффиксы страдательных причастий прошедшего времени;
- условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед и в названных причастиях;
- причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных;
- ход рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
- слова-исключения;
- ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени;
- об условиях перехода причастий в прилагательные;
- условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных;
- ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах;
- порядок морфологического разбора причастия;
- условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными;
- условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
- написание букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффиксах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи;
- особенности публицистического стиля, его жанры;
- языковые средства публицистического стиля;
- виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру;
- об описании как о смысловом типе текста;
- особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»);
- особенности изложения с изменением формы действующего лица;
- особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности;
- приемы собирания, оформления и систематизации материалов к сочинению, замысел предстоящего сочинения-описания внешности человека;
- особенности построения текста описательного характера.
Учащиеся должны уметь:
- различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения;
- согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся;
- определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову;
- правильно расставлять запятые при причастном обороте;
- строить предложения с причастным оборотом;
- находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом;
- разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий;
- образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении;
- правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях;
- образовывать действительные причастия настоящего времени;
- правильно выбирать и писать гласные у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- образовывать действительные причастия прошедшего времени;
- разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями;
- заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени;
- образовывать страдательные причастия настоящего времени;
- заменять действительные причастия настоящего времени страдательными;
- правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот;
- образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
- находить страдательные причастия прошедшего времени;
- определять форму причастий;
- применять ход рассуждения для выбора гласных перед я в полных и кратких страдательных причастиях;
- правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- образовывать страдательные причастия прошедшего времени;
- разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- писать слова-исключения;
- уметь правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени (поднявший — поднятый, начавший— начатый и др.);
- образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные;
- правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- описывать внешность друзей, знакомых по фотографии;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия;
- правильно писать не с причастиями;
- разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями;
- определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
- находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями);
- правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм;
- находить тексты, написанные в публицистическом стиле;
- определять признаки публицистического стиля в указанных текстах;
- доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю;
- составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле;
- находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»);
- определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера;
- различать официально-деловой и художественный стили описания человека;
- составлять вопросный план исходного текста;
- выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица;
- определять основную мысль изложения;
- выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека);
- составлять план изложения; излагать подтему исходного текста;
- собирать материалы к сочинению: определять, что относится к теме будущего сочинения;
- фиксировать свои наблюдения и мысли;
- систематизировать материалы;
- в письменной форме составлять собственный текст-описание внешности человека по личным наблюдениям.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11ч.+1ч.)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Сочинение-рассказ на основе картины.
Учащиеся должны знать:
- характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении;
- что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
- определение деепричастного оборота;
- что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством);
- место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме;
- условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными;
- что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие;
- как образуются деепричастия несовершенного вида;
- суффиксы деепричастий несовершенного вида;
- что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие;
- как образуются деепричастия совершенного вида;
- суффиксы деепричастий совершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастия;
- особенности текста- повествования; особенности описания действий; главное в рассказе.
Учащиеся должны уметь:
- находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия;
- находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий;
- находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся;
- заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной фермой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами;
- распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота;
- правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам;
- правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
- правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными);
- образовывать деепричастия несовершенного вида;
- заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида;
- находить и выделять на письме деепричастные обороты;
- правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.);
- находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие;
- образовывать деепричастия совершенного вида;
- заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида;
- заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями;
- находить и выделять на письме деепричастные обороты;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия;
- описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).
НАРЕЧИЕ (17ч.+4ч.)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Сочинение в форме дневниковых записей. Сочинение-рассуждение. Сочинение в форме репортажа или интервью. Подробное изложение с элементами сочинения. Описание внешности и действий.
Учащиеся должны знать:
- значение наречия;
- вопросы, на которые оно отвечает;
- что наречия не изменяются;
- синтаксическую роль наречия в предложении;
- лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями;
- вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий;
- степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий;
- различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени;
- порядок морфологического разбора наречия;
- условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е;
- о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не;
- условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений;
- условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и –е;
- условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий;
- условия выбора букв о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
- условия выбора букв о и а на конце наречий;
- условия выбора дефиса между частями слова в наречиях;
- условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных;
- условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- виды орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова;
- языковые особенности текста в форме дневниковых записей;
- особенности композиции текста-рассуждения;
- особенности жанров публицистического стиля — репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения;
- характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа;
- особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине.
Учащиеся должны уметь:
- находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;
- находить и исправлять ошибки в употреблении наречий;
- определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями;
- группировать наречия по их значению;
- определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении;
- употреблять наречия для связи предложений в тексте;
- находить и исправлять ошибки в употреблении наречий;
- образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия;
- правильно писать не с наречиями на -о и -е, графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е;
- разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не;
- определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
- правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не-и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- правильно писать слова с изученной орфограммой;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний
- правильно писать слова с изученной орфограммой;
- правильно писать о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- различать наречия с приставками и омонимичные сочетания;
- уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем;
- группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм;
- составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу;
- создавать текст-рассуждение на заданную тему;
- создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения;
- письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения;
- создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (5ч.+1ч.)
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.
Сжатое изложение с описанием состояния природы. Сочинение на лингвистическую тему.
Учащиеся должны знать:
- значение категории состояния;
- что слова категории состояния не изменяются;
- что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени;
- синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния;
- порядок морфологического разбора категории состояния;
- характеристики сжатого изложения;
- об обобщенной форме передачи исходного текста.
Учащиеся должны уметь:
- находить слова категории состояния;
- определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния;
- определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении;
- разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния;
- анализировать текст с целью выявления существенных фактов;
- излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме);
- создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч.).
Общая характеристика служебных частей речи.
Учащиеся должны знать:
- перечень служебных частей речи;
- отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Учащиеся должны уметь:
- находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
ПРЕДЛОГ (7ч.+1ч.).
Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу.
Учащиеся должны знать:
- определение предлога как служебной части речи;
- значения, выражаемые предлогами;
- синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;
- об однозначных и многозначных предлогах;
- неморфологический способ образования производных предлогов;
- отличия производных предлогов от непроизводных;
- какие предлоги являются простыми, какие — составными;
- какие предлоги чаще употребляются в деловой речи;
- порядок морфологического разбора предлога;
- условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов;
- различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных;
- особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.
Учащиеся должны уметь:
- группировать словосочетания по способам связи слов в них;
- составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги;
- группировать словосочетания по значению предлога;
- определять значения предлогов в словосочетаниях;
- употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием подходящих по смыслу предлогов;
- находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных;
- пользоваться в речи предлогами-синонимами;
- находить непроизводные и производные предлоги;
- отличать производные предлоги от непроизводных;
- определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги;
- уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов;
- находить простые и составные предлоги;
- группировать словосочетания с простыми и составными предлогами;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога;
- правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных;
- создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.
СОЮЗ (9ч.+2ч.).
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему.
Учащиеся должны знать:
- определение союза как служебной части речи;
- синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного;
- какие союзы являются простыми, какие — составными;
- сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка»;
- о делении союзов на сочинительные и подчинительные;
- об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении;
- группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные);
- перечень союзов, входящих в каждую группу;
- текстообразующую роль союзов;
- группы подчинительных союзов по значению;
- перечень союзов, входящих в каждую группу;
- порядок морфологического разбора союза;
- условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом;
- структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного;
- определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного;
- пользоваться в речи союзами-синонимами;
- находить простые и составные союзы;
- составлять предложения с составными союзами;
- находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении;
- составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных;
- употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных;
- определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений;
- составлять союзные сложные предложения по указанным схемам;
- различать группы сочинительных союзов по значению;
- располагать части составных союзов (как... так и, не только... но и, не то... не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения;
- употреблять запятую перед второй частью составных союзов;
- употреблять запятую между однородными членами предложения;
- составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам;
- определять значения подчинительных союзов;
- группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов;
- составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов;
- составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) союза;
- различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему;
- составлять план сочинения-рассуждения;
- создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.
ЧАСТИЦЫ (8 ч.+2ч.).
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни.
Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Учащиеся должны знать:
- определение частицы как части речи;
- о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые);
- перечень формообразующих частиц;
- смысловые частицы и их назначение в предложении;
- стили речи, в которых употребляются смысловые частицы;
- группы смысловых частиц;
- о раздельном написании частицы бы со словами;
- условия выбора раздельного и дефисного написания частиц;
- порядок морфологического разбора частицы;
- что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам;
- о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания;
- функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни;
- условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи;
- о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни;
- особенности рассказа по изображенному на картине;
- особенности рассказа по данному сюжету;
- роль описаний в рассказе;
- роль возможного диалога.
Учащиеся должны уметь:
- находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола;
- определять роли частицы бы, различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы;
- находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении;
- находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц;
- выразительно читать предложения со смысловыми частицами;
- определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение;
- употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях;
- правильно писать частицы с изученным видом орфограммы;
- производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы;
- определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях;
- составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания;
- правильно писать слова разных частей речи с не;
- группировать предложения по способу написания не с разными частями речи;
- составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не-;
- составлять таблицу изученных видов орфограмм с не;
- различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни — ни;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- составлять текст-рассказ по изображенному на картине;
- произносить этот текст (не читая);
- составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев.
МЕЖДОМЕТИЕ (5 ч.)
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Учащиеся должны знать:
- определение междометия как особой части речи;
- назначение междометий в языке;
- отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи;
- производные и непроизводные междометия;
- употребление междометий в значении других частей речи;
- условия употребления дефиса в междометиях;
- о знаках препинания при междометиях.
Учащиеся должны уметь:
- находить междометия в предложении;
- группировать предложения с междометиями по семантике междометий;
- разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи;
- интонационно выделять междометия;
- правильно писать слова с изученным видом орфограммы;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- выделять междометия знаками препинания;
- составлять диалог, включая в него междометия;
- выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VI—VII КЛАССАХ (12ч.+1ч.)
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
Текст. Стили речи. Сочинение на предложенную тему.
Учащиеся должны знать:
- определение междометия как особой части речи;
- разделы науки о языке;
- единицы языка, изучаемые в них;
- роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни;
- определение фонетики и графики как разделов науки о языке;
- назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке;
- порядок фонетического разбора слова;
- определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке;
- назначение слов и фразеологизмов в языке;
- отличие лексического значения от грамматического;
- общее и различное у синонимов, антонимов;
- роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка;
- определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке;
- назначение значимых частей слова;
- способы образования слов;
- порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора;
- определение морфологии как раздела науки о языке;
- определение части речи;
- три группы частей речи в русском языке;
- морфологические признаки частей речи;
- синтаксическую роль частей речи;
- морфологический разбор слова;
- определение орфографии как раздела науки о языке;
- определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы;
- опознавательные приметы орфограмм;
- места орфограмм в слове и между словами;
- условия выбора орфограмм;
- определение синтаксиса как раздела науки о языке;
- назначение словосочетаний и предложений в языке;
- строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения;
- виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения;
- синтаксический разбор предложения;
- определение пунктуации как раздела науки о языке;
- о связи между синтаксисом и пунктуацией;
- условия постановки различных знаков завершения;
- условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге;
- признаки текста;
- виды текста, их отличие друг от друга;
- стили речи и их особенности, их отличие друг от друга;
- группировку жанров по стилям речи.
Учащиеся должны уметь:
- рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания;
- рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания;
- группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением;
- производить фонетический разбор слов;
- рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания;
- определять лексическое и грамматическое значение слов;
- составлять словосочетания с многозначными словами;
- находить диалектные слова и определять их значение;
- рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания;
- группировать слова по способам их образования;
- обозначать состав слов и подбирать исходное слово;
- производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор;
- рассказывать о частях речи в форме научного описания;
- определять части речи в предложении;
- определять синтаксическую роль указанных частей речи;
- производить морфологический разбор слов;
- рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания;
- находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм;
- определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм;
- графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании;
- определять виды предложений по цели высказывания;
- находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются;
- находить предложения с деепричастными оборотами;
- находить сложные предложения;
- правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания;
- определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи;
- группировать жанры по стилям речи;
- доказывать принадлежность текста к стилю речи.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (1ч.)
Осознание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | |||||
1 | Введение | 1 | ||||
1.1 | Русский язык как развивающееся явление | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Работа с текстом | ||
2 | Повторение изученного в 5-6 классах | 10 | ||||
2.1 | Синтаксис. Синтаксический разбор предложения | Комбинированный урок | 1 | Работа с текстом | ||
2.2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
2.3 | Лексика и фразеология | Комбинированный урок | 1 | Работа со словарями. Творческая работа | ||
2.4 | Фонетика и орфография | Комбинированный урок | 1 | Словарный диктант. Фонетический разбор | ||
2.5 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор | Комбинированный урок | 1 | Предупредительный диктант. Морфемный разбор | ||
2.6 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Комбинированный урок | 1 | Составление таблицы. Морфологический разбор | ||
2.7 | Текст. Олимпийский урок | Развитие речи | 1 | Комплексный анализ текста | ||
2.8 | Стартовый контрольный диктант | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
2.8 | Стили литературного языка | Развитие речи | 1 | Анализ текста | ||
2.10 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в стартовом контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Разные виды разборов | ||
3 | Морфология и орфография. Культура речи. Самостоятельные части речи | 1 | ||||
3.1 | Общая характеристика самостоятельных частей речи | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Объяснительный диктант | ||
4 | Причастие | 36 | ||||
4.1 | Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление таблицы | ||
4.2 | Причастие и его морфологические признаки | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Выборочный диктант | ||
4.3 | Публицистический стиль | Развитие речи | 1 | Анализ текста | ||
4.4 | Склонение причастий | Урок изучения нового материала | 1 | Творческая работа | ||
4.5 | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант | ||
4.6 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | 1 | Проверочная работа | ||
4.7 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | 1 | Схематический диктант. синтаксический разбор | ||
4.8 | Описание внешности человека | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.9 | Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Работа по карточкам | ||
4.10 | Действительные и страдательные причастия | Урок-практикум | 1 | Проверочная работа | ||
4.11 | Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Работа по карточкам | ||
4.12 | Действительные причастия настоящего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Индивидуальные задания | ||
4.13 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Объяснительный диктант | ||
4.14 | Действительные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа по карточкам. Составление таблицы | ||
4.15 | Написание изложения от третьего лица | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.16 | Написание изложения от третьего лица | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.17 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в изложении | Урок коррекции знаний | 1 | Работа с таблицей | ||
4.18 | Страдательные причастия настоящего времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Работа по карточкам | ||
4.19 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Словарно-орфографический диктант | ||
4.20 | Контрольный диктант за I четверть | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
4.21 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Работа по карточкам | ||
4.22 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | Урок изучения нового материала | 1 | Составление таблицы. Объяснительный диктант | ||
4.23 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Предупредительный диктант | ||
4.24 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок-практикум | 1 | Объяснительный диктант. Морфологический разбор | ||
4.25 | Причастия и отглагольные прилагательные | Урок изучения нового материала | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
4.26 | Одна и две буквы Н в отглагольных прилагательных | Урок-практикум | 1 | Словарный диктант на грамматическую тему | ||
4.27 | Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Урок изучения нового материала | 1 | Диктант «Проверь себя». Составление таблицы | ||
4.28 | Подготовка к выборочному изложению | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.29 | Выборочное изложение. Олимпийский урок | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
4.30 | Морфологический разбор причастий | Урок изучения нового материала | 1 | Тест | ||
4.31 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с таблицей. Объяснительный диктант | ||
4.32 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Урок-практикум | 1 | Графический диктант. Работа по карточкам | ||
4.33 | Буквы Е и Ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Предупредительный диктант | ||
4.34 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
4.35 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Разные виды разборов | ||
4.36 | Урок-зачет по теме «Причастие» | Урок контроля знаний | 1 | Тест | ||
5 | Деепричастие | 12 | ||||
5.1 | Деепричастие как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
5.2 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление таблицы | ||
5.3 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Олимпийский урок | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Творческая работа | ||
5.4 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Работа по карточкам | ||
5.5 | Деепричастия несовершенного вида | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с таблицей. Объяснительный диктант | ||
5.6 | Деепричастия совершенного вида | Урок изучения нового материала | 1 | Распределительный диктант. Работа по карточкам | ||
5.7 | Морфологический разбор деепричастия | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
5.8 | Сочинение на основе картины от имени одного из действующих лиц | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
5.9 | Сочинение на основе картины от имени одного из действующих лиц | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
5.10 | Обобщение изученного по теме «Деепричастие». | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Тест | ||
5.11 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
5.12 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Разные виды разборов | ||
6 | Наречие | 21 | ||||
6.1 | Наречие как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
6.2 | Смысловые группы наречий. Самостоятельная работа | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Составление таблицы | ||
6.3 | Обучающее сочинение в форме дневниковых записей по картине | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
6.4 | Степени сравнений наречий | Урок изучения нового материала | 1 | Словарно-орфографический диктант | ||
6.5 | Морфологический разбор наречий | Урок изучения нового материала | 1 | Диктант «Проверь себя». Морфологический разбор | ||
6.6 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Объяснительный диктант | ||
6.7 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | Урок изучения нового материала | 1 | Распределительный диктант. Работа по карточкам | ||
6.8 | Одна и две буквы Н в наречиях на – о и – е | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Проверочный диктант | ||
6.9 | Описание действия | Развитие речи | 1 | Комплексный анализ текста | ||
6.10 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | Урок изучения нового материала | 1 | Индивидуальная работа по карточкам | ||
6.11 | Написание репортажа или интервью о процессе труда | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографический диктант | ||
6.12 | Буквы о и а на конце наречий | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Работа со словарями | ||
6.13 | Подробное изложение с элементами сочинения | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.14 | Подробное изложение с элементами сочинения | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
6.15 | Дефис между частями слова в наречиях | Урок изучения нового материала | 1 | Составление предложений по схемам. | ||
6.16 | Описание внешности и действий человека по картине | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографический диктант | ||
6.17 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Морфемный разбор | ||
6.18 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Урок изучения нового материала | 1 | Орфоэпический диктант | ||
6.19 | Обобщение изученного по теме «Наречие». | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
6.20 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
6.21 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Разные виды разборов | ||
7 | Категория состояния | 6 | ||||
7.1 | Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление таблицы | ||
7.2 | Морфологический разбор категории состояния | Урок изучения нового материала | 1 | Конструирование предложений. Морфологический разбор | ||
7.3 | Написание сжатого изложения | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
7.4 | Написание сжатого изложения | Развитие речи | 1 | Работа с текстом | ||
7.5 | Сочинение на лингвистическую тему | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
7.6 | Обобщение и систематизация сведений по теме «Категории состояния». | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
8 | Служебные части речи | 1 | ||||
8.1 | Общая характеристика служебных частей речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с таблицей. Синтаксический разбор | ||
9 | Предлог | 8 | ||||
9.1 | Предлог как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Составление таблицы | ||
9.2 | Употребление предлогов | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Объяснительный диктант | ||
9.3 | Непроизводные и производные предлоги | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с перфокартой. Предупредительный диктант | ||
9.4 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Морфологический разбор | ||
9.5 | Рассказ – репортаж на основе увиденного на картине по данному началу | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
9.6 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с таблицей | ||
9.7 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Объяснительный диктант. синтаксический разбор | ||
9.8 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Предлог». | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
10 | Союз | 11 | ||||
10.1 | Союз как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
10.2 | Союзы простые и составные | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с текстом | ||
10.3 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении | Урок изучения нового материала | 1 | Схематический диктант. Синтаксический разбор | ||
10.4 | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзом в сложном предложении | Урок-практикум | 1 | Сочинение-миниатюра | ||
10.5 | Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами | Урок изучения нового материала | 1 | Графический диктант. Синтаксический разбор | ||
10.6 | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов | Урок изучения нового материала | 1 | Орфографический диктант. морфологический разбор | ||
10.7 | Составление текста – рассуждения по отрывку из романа | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
10.8 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление таблицы | ||
10.9 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | Урок-практикум | 1 | Графический диктант. Объяснительный диктант | ||
10.10 | Обобщение полученных знаний по теме «Союз». | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
10.11 | Обобщение полученных знаний по теме «Союз». | Урок-практикум | 1 | Тест | ||
11 | Частица | 10 | ||||
11.1 | Частица как часть речи. | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Синтаксический разбор | ||
11.2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок изучения нового материала | 1 | Предупредительный диктант. Работа по карточкам | ||
11.3 | Смысловые частицы. | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Составление таблицы | ||
11.4 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок изучения нового материала | 1 | Творческое списывание | ||
11.5 | Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
11.6 | Морфологический разбор частиц | Урок изучения нового материала | 1 | Текущий контроль. Морфологический разбор | ||
11.7 | Отрицательные частицы. Различение частицы не и приставки не- | Урок изучения нового материала | 1 | Выборочный диктант. Работа по карточкам | ||
11.8 | Различение частицы ни, приставки ни-, союза ни – ни | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Составление схемы | ||
11.9 | Написание рассказа по данному сюжету | Развитие речи | 1 | Работа по вопросам | ||
11.10 | Повторение изученного по теме «Частица». | Урок-практикум | 1 | Творческая работа | ||
12 | Междометие | 5 | ||||
12.1 | Междометие как часть речи | Урок изучения нового материала | 1 | Словарный диктант. Творческая работа | ||
12.2 | Дефис в междометиях | Урок изучения нового материала | 1 | Объяснительный диктант. Фонетический разбор | ||
12.3 | Знаки препинания при междометиях | Урок изучения нового материала | 1 | Диктант «Проверь себя», с дополнительным заданием | ||
12.4 | Обобщение полученных знаний по теме «Междометие». | Урок-практикум | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
12.5 | Итоговый тест по всем пройденным разделам. | Урок контроля знаний | 1 | Тестирование | ||
13 | Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 13 | ||||
13.1 | Русский язык. Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Словарный диктант. Синтаксический разбор | ||
13.2 | Текст. Стили речи | Развитие речи | 1 | Комплексный анализ текста | ||
13.3 | Итоговый контрольный диктант по пройденному за год учебному материалу | Урок контроля знаний | 1 | Выполнение дифференцированных заданий | ||
13.4 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в итоговом контрольном диктанте | Урок коррекции знаний | 1 | Разные виды разборов | ||
13.5 | Контрольное сочинение на лингвистическую тему | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
13.6 | Контрольное сочинение на лингвистическую тему | Развитие речи | 1 | Словарно-орфографическая работа | ||
13.7 | Фонетика. Графика | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Фонетический разбор. Предупредительный диктант | ||
13.8 | Лексика и фразеология | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Работа со словарями. Творческая работа | ||
13.9 | Морфемика. Словообразование | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Морфологический разбор. Выборочный диктант | ||
13.10 | Морфология | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Морфологический разбор. Объяснительный диктант | ||
13.11 | Орфография | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Орфографический диктант. Морфологический разбор | ||
13.12 | Синтаксис | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Синтаксический разбор. Предупредительный диктант | ||
13.13 | Пунктуация | Урок повторения и обобщения знаний | 1 | Пунктуационный разбор. Работа с текстом | ||
14 | Подведение итогов | 1 | ||||
14.1 | Обобщение полученных знаний. | Урок-практикум | 1 | Работа с таблицей | ||
Итого | 136 |
Материально -техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения
- Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
- Колонки (рабочее место учителя).
- Проектор.
- Интерактивная доска.
Программные средства
- Операционная система Windows ХР.
- Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint.
Наглядные и дидактические материалы
- таблицы по русскому языку для 7 класса,
- раздаточный материал,
- 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография. ЗАО «1С», 2006.
- 1С: Школа. Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование. ЗАО «1С», 2006.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
1. Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.13).
2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.13).
3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
5. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010
2. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
3. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
4. Обучение русскому языку в 7 классе: методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений / авторы-составители Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.gramma.ru - Культура письменной речи
- http://www.imena.org - Имена.org – популярно об именах и фамилиях
- http://slova.ndo.ru - Крылатые слова и выражения
- http://www.rusword.org - Мир слова русского
- http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/ - Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник
- http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,
Рабочая программа Учебного курса «Информатика» Класс 3,...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (учебный предмет «Математика» 7 класс )...
Рабочая программа учебного курса 6 класс
quot;Пространственные виды искусства" учебный курс по изобразительного искусству...
Рабочая программа учебного курса 8 класс
quot;Мир искусства", рабочая программа 8 класс...
Рабочая программу учебного курса 9 класс
Рабочая программа учебного курса "Алгебра модуля". 9 класс. ФГОС. Тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный предмет: Геометрия Класс: 7 Количество часов в год по учебному плану: 68 Количество часов в неделю: 2
Рабочая программа расчитана на 2 часа . В программе указаны задачи, цела и конечный результат изучения курса геометрии....
Рабочая программа учебного курса 5 класса "Занимательная математика"
Мною представлена рабочая программа учебного курса по мтематике для 5 класса по внеурочной деятельности по предмету...