Приемы работы с тексом и ИКТ на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку (русский язык) на тему
Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой в современном школьном образовании. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается текст, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.
Направления использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:
* наглядное представление о лингвистичесом и литературном явлении;
* изучение орфографиии и пунктуации;
* система тестового контроля;
* подготовка к ГИА, ОГЭ и ЕГЭ.
ИКТ позволяет:
1. экономить время;
2. глубже проникать в материал;
3. осуществлять интегративный подход;
4. одновременно использовать аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
5. расширять возможности урока;
6. повысить мотивацию обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
makarova-mk-2014-03-24.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АУДИРОВАНИЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТ ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО
Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления М.М. Бахтин
Приёмы работы с текстом 1. Комплексный анализ текста
Текст 1 Прощальными ра ( с;з )катами прогр .. мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со .. нце еще щедро отдает свое тепло. В август .. , в природ .. , улавливает .. , приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. ……… Со .. нце выплыва .. т теперь в глубокой т .. шине и посеревших от ноч .. ной прохлады туманах. (По А. Марину.) Рабочий лист 1. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1todujWeLCAuuX7Yb_2W6au4Pb5YjsxZtzBAqCqHJSiw/edit?usp=sharing
Задание 1.Озаглавьте текст. 2.Тема текста 3. Основная мысль текста 4.Стиль текста 5.Тип текста 6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Произведите фонетический разбор слова еще 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты 9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает 10.Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица. 11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения. 12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом. Рабочий лист 1. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1todujWeLCAuuX7Yb_2W6au4Pb5YjsxZtzBAqCqHJSiw/edit?usp=sharing
Текст 2 Еще вчера, на со .. нце млея Последним лес др .. жал листом, И оз .. мь пышно зеленея Л .. жала бархатн .. м к .. вром . Глядя надменно, как бывало, На жертвы холода и снега, Себе н .. (в) чем (не) изменяла (Не) поб .. димая сосна. Сегодня вдруг и .. чезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — все одето Каким (то) тускл .. м сер .. бром. (А. Фет.) Рабочий лист 2. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1NTElIuTqWxBKtZpKR4ZfQIEqBcdPcpCz8HOUagpGBZo/edit?usp=sharing
Задание 1. Озаглавьте текст. 2. Стиль текста 3. Тип текста 4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 5. Произведите фонетический разбор слова млея: 6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения. 7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно 8. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу. 9. Произведите морфологический разбор одного деепричастия. 10. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты Рабочий лист 2. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1NTElIuTqWxBKtZpKR4ZfQIEqBcdPcpCz8HOUagpGBZo/edit?usp=sharing
Текст 3 Глава 1- ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. Статья 1. Р .. ссийская Ф .. дерация — Р .. ссия есть демократическое ф .. деративное пр .. вовое г .. сударство с р .. спубликанской формой правления. Наименования «Р .. ссийская Ф .. дерация » и «Р .. ссия » (равно) значны . Статья 2. Человек, его права и св .. боды .. вляются высш .. й це ( н , нн )остью в Р .. ссийской Ф .. дераци ... Пр .. знание, соблюдение и защита (не) отьемлемых прав и свобод человека и гр .. жданина — обязанность г .. сударства . Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Р .. ссийской Ф .. дераци „ .. вляется ее (много) н .. циональный народ. …………………………… . Рабочий лист 3. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1wNMq1WDnPxGzKW_PygTM1veTORHvFbFWqvGY7zPy1iA/edit?usp=sharing
Задание 1 . Выразительно прочитайте текст 2 . Докажите , что это текст. Укажите признаки текста ( членимость , смысловая цельность, связность). 3. Определите тему текста. 4. Определите его основную мысль. 5. Определите стиль текста. 6. Определите тип речи текста. 7. Выполните лексический анализ текста: а ) определите лексическое значение характерных для данного текста слов (двух-трёх по выбору); б ) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы; в ) определите специфические особенности лексики. 8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста. 9. Выполните указанные виды разбора. Рабочий лист 3. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1wNMq1WDnPxGzKW_PygTM1veTORHvFbFWqvGY7zPy1iA/edit?usp=sharing
Приёмы работы с текстом 2. Реконструкция текста или «письмо с дырками »
Задание: Восстановите текст, добавив смысловые фрагменты и определив границы лексических единиц и предложений. а) Текст – это связанное … наопределенную … Вбольшинствеслучаевтекстсостоитизнескольких … , связанныхмеждусобой … ипосвященныходной … б) Основныепризнакитекста 1. Единство … текста 2. Наличие … мыслитекста 3. Относительная … текста 4. Определенный … предложений 5. … связьпредложенийвтексте . Рабочий лист 4. Реконструкция текста . https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing
Задание (продолжение): Составьте рассказ о существительном по опорным словам. 1. Имя существительное обозначает … Отвечает на вопросы … Начальная форма имени существительного - … падеж … числа. 2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или … , или … роду, к … , или … , или … . склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки : … . Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имя существительное может быть … , … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если … . Рабочий лист 4. Реконструкция текста . https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing
Приёмы работы с текстом 3. Сложение целого текста из частей
Задание: А . Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом ? 1. Они то косо л .. тели (по)ветру, то отвес..но ложились в сырую траву. 2. Лист .. я падали дни и ночи. 3. Нач .. лся л .. стопад . 4.Этот дож .. дь шел н .. делями . 5. Л .. са моросили д .. ждем обл .. тавшей л .. ствы . Б. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. В. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Рабочий лист 5. Сложение целого текста из частей. https://docs.google.com/document/d/13Kp4ZiYMY8GaKKPxUFBpsQi4lWExR_c-6Z37zYUSKWQ/edit?usp=sharing
Приёмы работы с текстом 4. Верные–неверные утверждения
№ п / п Утверждения до чтения текста после чтения текста 1 Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные. 2 В энциклопедических словарях дается описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства. 3 Первые развлекательные словари - толкователи незнакомых слов - появились в древности и были приложением к книгам. 4 Первый толковый словарь вышел в XVI веке. 5 Самым большим словарем русского языка в XIX веке был “Толковый словарь живого великорусского языка” М.В. Ломоносова. 6 Аспектные словари - это словари синонимов, антонимов и т.д. Вариант для распечатки заполнения +/- Рабочий лист 6. Верные-неверные утверждения https://docs.google.com/document/d/1195DRTqEeNejh3-6MgkJotfB7cj2UsiuZEbtKVFcBWw/edit?usp=sharing
Вариант «форма» Рабочий лист 6. Верные-неверные утверждения. (вариант “форма”) https://docs.google.com/forms/d/1Xy-mDxyTOHUn1QXYaF3JUSmUlZpPa4OOg3lY_yZEiBA/viewform
Приёмы работы с текстом 5. Синквейн
Правила создания синквейна : 1 строка – тема текста называется одним словом (обычно существительным); 2 строка - описание темы в двух словах (прилагательными); 3 строка – описание действия в рамках темы тремя словами (глаголами); 4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; 5 строка – синоним из одного слова или словосочетания, повторяющий суть темы .
Виктор Владимирович Виноградов Эрудированный, осведомленный. Исследовал, создавал, редактировал. Знаток и любитель русской словесности. Ученый . Рабочий лист 7. Синквейн . https://docs.google.com/document/d/19gFhYB6IFZdvtAH9fHw7gO9dBzOceCQ7oWj2ATyG3rA/edit?usp=sharing
Приёмы работы с текстом 6. Поэтическая разминка
Ф.И . Тютчев Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все - простор везде, - Лишь паутины тонкий волос Блести на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь - И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле. Рабочий лист 8. Поэтическая разминка https://docs.google.com/document/d/1SyFz4jyr8P59p6fH2LV8Q2kgQM26_LBaLSK7pMYNjUo/edit?usp=sharing
Рабочие листы в документах Google Инструкция по выполнению заданий в рабочих листах - https :// docs.google.com/document/d/17ENTTM-UyE-nEaBbSmLYbb_09YBaZqKfcAA98XwziRg/edit#heading=h.4xrhuoaek31w Рабочий лист 1. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1todujWeLCAuuX7Yb_2W6au4Pb5YjsxZtzBAqCqHJSiw/edit?usp=sharing Рабочий лист 2. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1NTElIuTqWxBKtZpKR4ZfQIEqBcdPcpCz8HOUagpGBZo/edit?usp=sharing Рабочий лист 3. Комплексный анализ текста. https://docs.google.com/document/d/1wNMq1WDnPxGzKW_PygTM1veTORHvFbFWqvGY7zPy1iA/edit?usp=sharing Рабочий лист 4. Реконструкция текста. https://docs.google.com/document/d/13jQ96QnM80BbQoshjMAZcgQeihxDi_knCdajrgmCrdw/edit?usp=sharing
Рабочий лист 5. Сложение целого текста из частей. https://docs.google.com/document/d/13Kp4ZiYMY8GaKKPxUFBpsQi4lWExR_c-6Z37zYUSKWQ/edit?usp=sharing Рабочий лист 6. Верные - неверные утверждения. https://docs.google.com/document/d/1195DRTqEeNejh3-6MgkJotfB7cj2UsiuZEbtKVFcBWw/edit?usp=sharing Рабочий лист 6. Верные - неверные утверждения. (вариант «форма») https://docs.google.com/forms/d/1Xy-mDxyTOHUn1QXYaF3JUSmUlZpPa4OOg3lY_yZEiBA/viewform Рабочий лист 7. Синквейн . https://docs.google.com/document/d/19gFhYB6IFZdvtAH9fHw7gO9dBzOceCQ7oWj2ATyG3rA/edit?usp=sharing Рабочий лист 8. Поэтическая разминка https://docs.google.com/document/d/1SyFz4jyr8P59p6fH2LV8Q2kgQM26_LBaLSK7pMYNjUo/edit?usp=sharing Рабочие листы в документах Google ( продолжение )
Литература и источники (1) Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы // Федеральный государственный образовательный стандарт, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (2) Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Цит. по Dustyattic - http://dustyattic.ru/culture/mmbahtin_af (3) Маранцман В. Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. Книга для учащихся старших классов средней школы - М., Просвещение, 1986
Источники текстов для анализа и заданий 1. Блинова Г. И., Антохина В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2001. 2. Афанасий Фет. Лирика. Цит. по http://books.google.ru/books?id=tTygAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false 2. Конституция Российской Федерации.
Дополнительные материалы 1. Орфографический тренажёр для пятиклассников. Авторы проекта: Астахова Ольга,Алексеенко Евгений, Брюханова Анастасия, Солдаткина Анастасия, Трошкина Юлия, обучающиеся 5 «Б» класса, Руководители проекта: учитель русского языка и литературы Соболева Марина Александровна, учитель информатики Зловедова Ольга Николаевна. Железноводск. 2013 - https://docs.google.com/presentation/d/18hgmL6oVu9Z8prFU5ufV4j9RJYQlt3iGkFgelIwzvZA/edit#slide=id.p9 2. Аникиева Ольга Николаевна. Приемы работы с текстом как развитие коммуникативных компетенций учащихся - https://docs.google.com/document/d/1PWgy1rJsZ1kGY0vwbIrHSfBBHjvRf7lS4SiBdjzWlGs/edit
Спасибо за внимание !!! Мастер-класс проведен 24 марта 2014 года в ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга в рамках научно-практической педагогической конференции «ИКТ в работе учителя-предметника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Развитие и совершенствование речи на уроках русского языка и литературы как средство адаптации глухих учащихся».
Усвоение языка глухими находится в неразрывном взаимоотношении с развитием их мышления. Обучая глухих языку, школа дает в...
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы
Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы....
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...