Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по теме
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью».
Л.Н.Толстой
Термины «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришли к нам из английского языка («interactive»: «inter»- означает «между», «меж»; «active» от «act» - действовать, действие). Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие обучающимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии.
Начинаю в этом учебном году работу над темой: «Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы».
Почему выбрала эту тему? Обновилась вся система образования. И нам, учителям, нужно адаптироваться к новым условиям: корректировать содержание образования, совершенствовать учебно-образовательный процесс, чтобы со следующего года перейти к ФГОС второго поколения в 5 классе.
Традиционная педагогика, ориентирующаяся в основном на деятельность обучающего и отводящая ученику роль пассивного преемника передаваемого ему социального опыта, не может обеспечить достижение современных целей образования. Сегодня недостаточно наполнить головы учеников массой информации и затем проверить ее усвоение. Мир стремительно меняется, еще быстрее устаревают знания. Лидирующие позиции занимают те люди, организации и страны, которые владеют самой современной информацией, умеют ее получать и эффективно применять. Новое время определяет новые цели образования. Эти цели сегодня формируют те, для кого работает школа – дети, родители, государство, общество. Достижение соответствия результатов образования потребностям этих целевых групп определяет качество школьного образования и образования, в целом.
Сам термин «интерактивность» предполагает особую позицию учителя в системе «учитель-ученик». Если в рамках «традиционной» системы обучения роль учителя сводилась к основному источнику информации, то в системе интерактивного обучения учитель – это скорее менеджер, определяющий направление, цели и время работы ученика с материалом, что способствует развитию навыка самостоятельного поиска информации учеником, т.е. формирует его информационную компетентность.
Противопоставлять «традиционную» систему обучения «интерактивной» было бы ошибочным. Они скорее дополняют друг друга, как дополняют и иные техники.
Традиционные методы обучения носят универсальный характер, интерактивные же методы, проектные технологии и др. носят узкоспециализированный (или проблемный) характер.
Цель учителя: воспитать личность с активной жизненной позицией, с достаточно высоким уровнем знаний, которые в дальнейшем применимы в практической жизни
Своими приоритетными задачами считаю:
- формирование готовности к интерактивному обучению;
- развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях;
-внедрение в преподавание своего предмета таких интерактивных методов обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности обучающихся.
Будущие граждане должны уметь:
- сотрудничать;
- работать на равных и в то же время главенствовать и руководить;
- уважать людей самого разного происхождения;
- проявлять личную инициативу;
- отстаивать свои принципы и в то же время умело увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями.
В своей практике для реализации различных задач: формирование информационной компетенции, развития творческого мышления, коммуникативных способностей – применяю следующие приемы и методы интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы:
- Методику проведения виртуальных литературных экскурсий по литературным местам через Интернет;
- Готовые презентации
- Уроки-практикумы
- Уроки - зачеты;
- Мозговой штурм, синквейн - формируют и развивают коммуникативные способности обучающихся.
- Электронные материалы: аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, прозы и пьес; фильмы по школьным произведениям;
- Тестовые упражнения (они рассчитаны на подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Пользуясь сборниками упражнений для подготовки к ГИА и ЕГЭ, можно создать огромное количество подобных упражнений по всем изучаемым разделам.)
- Контроль в форме тестов.
- Комплексная работа с текстом.
Таким образом, подобная работа способствует активному обучению школьников и усилению их заинтересованности предметом. Использование интерактивных методик способствует развитию у обучающихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве; формирует и развивает атмосферу творческого содружества учеников и учителей; формирует у обучающихся отношение к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности; воспитывает желание пробовать себя в различных проектах и конкурсах. В основе интерактивного обучения – технология встречных усилий.
Осуществляемая работа по использованию интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:
1. Повышение % качества образования.
2. Успешная сдача ЕГЭ и ГИА.
3. Активность жизненной позиции школьника.
4. Высокая мотивация деятельности.
5. Высокий рейтинг образовательных достижений
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема фрагмента урока в 6 классе
Метод: Работа в группах.
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ - и ПРИ-.
Цели урока:
- знания правил написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ - (З),
- умение правильно писать слова с приставками ПРЕ - и ПРИ- (Н),
- умение обладать компетенцией в извлечении информации из текста.
- навык сотрудничества.
Время: 45 минут.
Ресурсы: карточка с текстом (См. Приложение)– на пару учеников, тетрадь и ручка – на каждого ученика.
Технология:
1 шаг. Ученики класса делятся на пары и получают карточку с заданием и таблицей. | 2 шаг. Ученики в парах читают текст стихотворения и выбирают слова с приставками ПРЕ - и ПРИ - и распределяют их в таблице, ищут закономерности и составляют правило написания гласных в приставках ПРЕ - и ПРИ -. |
4 шаг. На каждое значение слов с приставками ПРЕ - и ПРИ - читаются от группы слова. Остальные слушают, дополняют. | 3 шаг. Пары объединяются в четверки и корректируют, дополняют таблицы. |
Потенциал: Данный вид деятельности позволяет ученикам самостоятельно вывести правило о написании гласной в приставках ПРЕ - и ПРИ -, формирует навык правописания слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, развивает способность к анализу и синтезу. |
Вопросы для обсуждения:
1. Какое открытие вы сделали для себя?
2. Трудно ли вам было самим выводить правило о написании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-?
3. Чему вас научил сегодняшний урок?
4. О чем бы вам хотелось рассказать своим одноклассникам?
Расширение: Ученикам предлагается продолжить работу над таблицей, подобрать и записать по три слова на каждый случай написания слов с приставками ПРЕ - и ПРИ –
Вариации: Можно не указывать значения слов с приставками, а ученики сами, исходя из слов, встречающихся в тексте, определят их.
Приложение к уроку
Прочитай текст.
ПРЕ - или ПРИ -, ПРЕ- или ПРИ- ?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной.
Обо всех, кто приедет, прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ - , несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ - обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ -.
Предлинный достанет с крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой и очень сякой –
ПРЕ - мы напишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ -,
Та только ПРЕ - ставить надо.
Заполни таблицу, выписав соответствующие по смыслу слова из текста.
Слова с приставкой ПРИ- | Значение приставки в этих словах | Слова с приставкой ПРЕ- | Значение приставки в этих словах |
Присоединение | сходно со значением слова очень | ||
Приближение | сходно со значением ПЕРЕ – | ||
Близость | |||
Неполное действие |
Модель плана фрагмента урока в 6 классе
Сроки проведения: 2 четверть, ноябрь, 10 учебная неделя.
Название приема: Схема: Вижу, слышу, чувствую.
Раздел программы: Произведения русских писателей Х1Х века.
Тема фрагмента урока: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус».
Цели фрагмента урока: знание содержания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» (З); развитие творческого воображения (Н); умение словесного и графического рисования (Н); воспитание интереса к личности поэта (О).
Компоненты ГО: Вопросный (З, Н), внутренний (Н. О), временной (З, О), пространственный (О).
Время: 30 минут.
Ресурсы: портрет М.Ю.Лермонтова, романс А.В. Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус», рисунок М.Ю.Лермонтова «Парус»; лист белой бумаги А-4, ручка, набор фломастеров (цветных карандашей) – для каждого ученика
Процедура:
1 шаг. Каждый ученик в тетради заполняет на листе белой бумаги А-4 схему: вижу, слышу, чувствую по содержанию стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Образец схемы:
2 шаг. Ученики объединяются в группы по 3 человека. В каждой группе обсуждается запись и рисунки по трем позициям, корректируются и дополняются схемы.
3 шаг. Ученики объединяются в группы по 6 человек, рассматривают схемы друг у друга и дополняют свои записи.
4 шаг. Учениками от каждой группы осуществляется презентация работы.
Потенциал: Данная стратегия позволяет развить творческое воображение учеников, формирует связную речь, развивает навык графического и словесного рисования, воспитывает интерес к поэту и любовь к окружающей природе.
Вопросы для обсуждения: 1. Какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?
2.Чем обычно поражает человека море и почему многие так любят его?
3. Что же видит и о чем размышляет Лермонтов, увидев море и белеющий парус?
4. Как Лермонтов рисует море и парус?
5. Какое настроение появляется при чтении?
6.Почему Лермонтов называет парус мятежным?
Расширение: Ученикам предлагается выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», нарисовать к нему иллюстрацию.
Вариации: Вместо индивидуальной работы можно начинать работу в группах по 3 человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"
Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...
«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы
Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...
Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...