Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по литературе
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП
учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_priyomyrkmchp.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП
учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
Приемы, стратегии | Предмет, класс | Тип, тема урока | Причины применения | Результаты использования | |
успехи | проблемы | ||||
Углы | Русский язык, 7кл. | Контрольно - обобщающий урок «Наречие» | - Проведение контроля знаний в комфортных для уч-ся условиях: право выбора заданий разной сложности и порядка выполнения, возможность спросить непонятное у товарища. - Интерес к предмету - Возможность сделать диагностику класса и направить мышление уч-ся посредством учебных заданий к созданию новых заданий, видов деятельности и отношений. | - Не справившихся нет. - Уч-ся готовы принимать участие в составлении заданий, в придумывании к ним интересных названий. | - Уч-ся не всегда оценивают себя объективно и потому выбирают задания не своего уровня. - Есть несколько учеников, которые пытаются списать у одноклассников. - На выполнение некоторых заданий требуется разное количество времени |
Русский язык, 9кл. | Контрольно - обобщающий урок «Бессоюзное сложное предложение» | ||||
Русский язык, 8кл. | Контрольно - обобщающий урок. «Члены предложения» | ||||
Направленное чтение /Чтение с остановками/ | Литература, 5кл. | Урок внеклассного чтения. Смысловой анализ текста. Е.Носов «Белый гусь» | - В интересной форме отрабатывается уяснение содержания и смысла текста, - Устанавливается связь между смысловыми отрезками - Каждым аргументируется собственная точка зрения - Выделяется главное и второстепенное - Приводятся доказательства и делаются выводы - Создана ситуация успеха - Формируются навыки общения - Развивается воображение, идет подготовка к вдумчивому чтению | - 100 % охват уч-ся работой - Ситуация успеха для слабых уч-ся - Общая увлеченность предсказыванием дальнейшего хода событий - Глубокий анализ в письменных работах - Педагогическое общение на основе сотрудничества - Условия для развития воображения - Условия для подготовки к вдумчивому чтению | - В учебниках литературы трудно найти текст (краткий, содержательный, остросюжетный) - Трудно уложиться во временные рамки |
Литература, 7кл. | Урок внеклассного чтения. «Ужасный век, ужасные сердца!», или власть денег. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь» | ||||
Литература, 8кл. | Урок изучения нового. Нравственные проблемы рассказа К. Паустовского «Телеграмма» | ||||
Литература, 10кл. | Урок изучения нового. Русская действительность к. 19 века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» | ||||
Литература, 11кл. | Смысловой анализ текста. Рассказ М.Шолохова «Родинка» | ||||
Русский язык,6 кл. | Урок развития речи. Выборочное изложение с дополнительным заданием. Рассказ З.Салтыковой «Руслан» | ||||
Литература, 8 класс | Смысловой анализ текста. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» | ||||
Таблица «ЗХУ» | Литература, 7кл. | Изучение нового материала. И.С.Тургенев «Записки охотника» - сборник о природе и человеке. | - Возможность для учителя пересмотреть содержание учебной темы в соответствии с интересами уч-ся | - Интерес уч-ся к работе с информацией - Создание ими своей программы обучения | - Трудно уложиться в рамки одного урока. |
Литература, 9кл. | Урок-пролог. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: творческая история, особенности композиции | ||||
Литература, 11кл. | Изучение нового материала. Страницы жизни С.Есенина | ||||
Попс-формула | Русский язык, 7кл. | Урок развития речи. Сочинение - рассуждение о книге. | - Помощь уч-ся в объяснении их позиции (алгоритм ответа, схема сочинения – рассуждения) | ||
Суммирование в парах | Литература, 10кл. | Изучение нового материала. Художественный мир А.П.Чехова. | - Самостоятельное изучение в группах и порционное объяснение изученного всему классу | - Навыки публичного выступления - Навыки использования опоры (графа, кластера), грамотно и презентабельно оформленного | - Из известных приемов фиксирования информации выбирается в основном кластер |
Кластер | Русский язык, 8 кл. | Изучение нового материала. Приложение | - Отработка умения графически изображать материал, представленный в слове учителя -Опора при ответе д/з на следующем уроке - Развитие моторной памяти - Удобный способ проверки умения извлекать информацию | - Справляется 92 % уч-ся - Используется как опора при ответе - Работа над кластером вызывает интерес и активизирует внимание уч-ся | -Допускаются логические ошибки - Подмена важной информации второстепенной |
Русский язык, 8 кл | Повторение изученного. Простое предложение. | ||||
Русский язык, 7 кл. | Изучение нового материала. Союз как часть речи. | ||||
Русский язык, 10 кл. | Повторение изученного. Написание наречий | ||||
Литература, 9 кл. | Урок-обобщение. Лирика М.Ю.Лермонтова | ||||
Литература, 10 кл. | Урок-лекция. Художественный мир Ф.М.Достоевского | ||||
Литература, 10кл. | Урок-лекция. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова | ||||
Литература, 9 кл. | Урок-обобщение. Особенности композиции «Мертвых душ» Н.В.Гоголя | ||||
Маркировочная таблица | Русский язык, 7 кл. | Изучение нового материала. Самостоятельные части речи. | - Активизация мыслительной деятельности Развитие внимания - Отработка умения классифицировать информацию - Формирование умения извлекать информацию из текста | - Желание уч-ся самостоятельно изучать материал с карандашом | - Разный темп работы уч-ся - С трудом находят материал, вызывающий противоречия |
Литература, 11кл | Изучение нового материала. Страницы жизни С.Есенина | ||||
Пирамида сужения и расширения понятий | Русский язык, 7 кл. | Повторение изученного. Служебные части речи. | -Помощь в обобщении материала, классификации, определении особенностей и отличий | - Пирамида составляется всеми без особых затруднений | |
Денотатный граф (положительный) | Литература, 10 кл. | Изучение нового материала. Л.Н.Толстой в 60-ые годы | -Возможность научить представлять информацию графически, выделять главное - Опора при ответе - Тренировка в определении частей речи | - При возможности выбора графического изображения информации (кластер или граф) сильные ученики выбирают граф - Способность некоторых уч-ся составлять граф, воспринимая материал на слух | - затруднение вызывает чередование глаголов и существительных - Не все уч-ся видят смысл в графическом изображении информации в заданной грамматической форме |
Литература, 10 кл. | Изучение нового материала. А.П.Чехов в 90-ые годы. | ||||
Литература, 10 кл. | Урок – лекция. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова | ||||
Литература, 10 кл | Урок-пролог к роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | ||||
Русский язык, 8 кл. | Домашнее задание. Обращение | ||||
Литература, 11 кл | Урок-обобщение. Серебряный век русской поэзии | - Контроль знаний, приобретенных в ходе нескольких уроков, на которых делались индивидуальные сообщения и анализировались стихи | |||
Литература, 10 кл | Изучение нового материала. Художественный мир Толстого | - Фиксирование лекции | |||
Литература, 10 кл | - Самостоятельное изучение нового материала по текстам учебника и дополнительной литературы | ||||
Литература, 10 кл | Домашнее задание Раскольников – герой романа | - Контроль умения характеризовать героя в связи с темой и идеей произведения | |||
Данетка | Литература, 8 кл | Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Пугачев | - Отработка навыков характеристики, в том числе и сравнительной, литературных героев | - С удовольствием составляют сильные ученики - Предпочитают «играть» в данетку, что является показателем более высокого уровня | - Слабые ограничиваются 2-3 положениями - Слабые в образах, взаимоотношениях видят мало положительного и отрицательного, только то, что лежит на поверхности - в некоторых работах нет логической последовательности |
Литература, 10 кл | Урок-обобщение. От преступления к наказанию (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») | ||||
Литература, 8 кл | Проверочная работа. Н.Н.и Ася (по повести И.С.Тургенева «Ася») | - Проверочная работа с целью выяснения понимания уч-ся взаимоотношений героев -Развитие логического мышления | |||
Синквейн | Все уроки литературы | Проверочная работа Развитие речи: характеристика героя, взаимоотношений, произведения, творчества | - Оценка глубины усвоения темы - Хорошо видно личностное отношение к герою, автору, произведению, поднятой автором проблеме - Отработка умения читать осмысленно, отбирать главное, сжато фиксировать, делать анализ, давать оценку событий. | -Задание всегда выполняется с радостью - Оригинальность резюме - Обязательное включение синквейна в сочинение по собственной инициативе | -Вызывают затруднения синквейны - характеристики всего произведения, всего творчества -Речевые недочеты -Употребление однокоренных сущ., прилаг. и глаголов - Не всегда удается правильно сформулировать основную мысль – глагольное предложение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...
Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...