Использование технологических стратегий и приемов РКМЧП учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.
опыты и эксперименты по литературе

Белоусова Елена Ильинична

Использование технологических стратегий и  приемов РКМЧП

  учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_priyomyrkmchp.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологических стратегий и  приемов РКМЧП

  учителем Белоусовой Е.И. на уроках русского языка и литературы.

Приемы, стратегии

Предмет, класс

Тип, тема  урока

Причины применения

Результаты использования

успехи

проблемы

Углы

Русский

язык, 7кл.

Контрольно - обобщающий урок

 «Наречие»

- Проведение контроля знаний в комфортных для уч-ся условиях: право выбора заданий разной сложности и порядка выполнения, возможность спросить непонятное у товарища.

- Интерес к предмету

- Возможность сделать диагностику класса и направить мышление уч-ся посредством учебных заданий к созданию новых заданий, видов деятельности и отношений.

- Не справившихся нет.

- Уч-ся готовы принимать участие в составлении заданий, в придумывании к ним интересных названий.

- Уч-ся не всегда оценивают себя объективно  и потому выбирают задания не своего уровня.

- Есть несколько учеников, которые пытаются списать у одноклассников.

- На выполнение  некоторых заданий требуется разное количество времени

Русский

язык, 9кл.

Контрольно  - обобщающий урок

«Бессоюзное сложное предложение»

   Русский

язык, 8кл.

Контрольно  - обобщающий урок. «Члены предложения»

Направленное чтение

/Чтение с остановками/

Литература, 5кл.

Урок внеклассного чтения. Смысловой анализ текста. Е.Носов «Белый гусь»

- В интересной форме отрабатывается уяснение содержания и смысла текста,

- Устанавливается связь между смысловыми отрезками

- Каждым аргументируется  собственная точка зрения

- Выделяется главное и второстепенное

- Приводятся доказательства и делаются выводы

- Создана ситуация успеха

- Формируются навыки общения

- Развивается воображение, идет подготовка к вдумчивому чтению

- 100 % охват уч-ся работой

- Ситуация успеха для слабых уч-ся

- Общая увлеченность  предсказыванием дальнейшего хода событий

- Глубокий анализ в письменных работах

-  Педагогическое общение на основе сотрудничества

- Условия для развития воображения

- Условия для подготовки к вдумчивому чтению

- В учебниках литературы трудно найти текст (краткий, содержательный, остросюжетный)

- Трудно уложиться во временные рамки

Литература, 7кл.

Урок внеклассного чтения. «Ужасный век, ужасные сердца!», или власть денег.

А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»

Литература, 8кл.

Урок изучения нового. Нравственные проблемы рассказа К. Паустовского «Телеграмма»

Литература, 10кл.

Урок изучения нового.

Русская действительность к. 19 века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Литература, 11кл.

Смысловой анализ текста.

Рассказ М.Шолохова «Родинка»

Русский язык,6 кл.

Урок развития речи.

Выборочное изложение с дополнительным заданием. Рассказ З.Салтыковой «Руслан»

Литература, 8 класс

Смысловой анализ текста.

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

Таблица «ЗХУ»

Литература, 7кл.

Изучение нового материала.

И.С.Тургенев «Записки охотника» - сборник о природе и человеке.

- Возможность для учителя пересмотреть содержание учебной темы в соответствии с интересами уч-ся

- Интерес уч-ся к работе с информацией

- Создание ими своей программы обучения

- Трудно уложиться в рамки одного урока.

Литература, 9кл.

Урок-пролог.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»: творческая история, особенности композиции

Литература, 11кл.

Изучение нового материала.

Страницы жизни С.Есенина

Попс-формула

Русский язык, 7кл.

Урок развития речи.

Сочинение -  рассуждение о книге.

- Помощь уч-ся в объяснении их позиции (алгоритм ответа, схема сочинения – рассуждения)

Суммирование в парах

Литература, 10кл.

Изучение нового материала.

Художественный мир А.П.Чехова.

- Самостоятельное изучение в группах   и  порционное объяснение изученного  всему классу

- Навыки публичного выступления

- Навыки использования опоры (графа, кластера), грамотно и  презентабельно оформленного  

- Из известных приемов фиксирования информации выбирается в основном кластер

Кластер

Русский язык, 8 кл.

Изучение нового материала.

Приложение

- Отработка умения графически изображать материал, представленный в слове учителя

-Опора при ответе д/з на следующем уроке

- Развитие моторной памяти

- Удобный способ проверки умения извлекать информацию

-  Справляется 92 % уч-ся

- Используется как опора при ответе

- Работа над кластером вызывает интерес и активизирует внимание уч-ся  

-Допускаются логические ошибки

- Подмена важной информации второстепенной

Русский язык, 8 кл

Повторение изученного.

Простое предложение.

Русский язык, 7 кл.

Изучение нового материала.

Союз как часть речи.

Русский язык, 10 кл.

Повторение изученного. Написание наречий

Литература, 9 кл.

Урок-обобщение.

Лирика М.Ю.Лермонтова

Литература, 10 кл.

Урок-лекция.

Художественный мир Ф.М.Достоевского

Литература, 10кл.

Урок-лекция.

Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова

Литература, 9 кл.

Урок-обобщение. Особенности композиции «Мертвых душ» Н.В.Гоголя

Маркировочная таблица

Русский язык, 7 кл.

Изучение нового материала.

Самостоятельные части речи.

- Активизация мыслительной деятельности    Развитие внимания

- Отработка умения классифицировать информацию

- Формирование умения  извлекать информацию из текста

- Желание уч-ся  самостоятельно изучать материал с карандашом

- Разный темп работы уч-ся

- С трудом находят материал, вызывающий противоречия

Литература, 11кл

Изучение нового материала.

Страницы жизни С.Есенина

Пирамида сужения и расширения понятий

Русский язык, 7 кл.

Повторение изученного.

Служебные части речи.

-Помощь в обобщении материала, классификации, определении особенностей и отличий

- Пирамида составляется всеми без особых затруднений

Денотатный граф

(положительный)

Литература, 10 кл.

Изучение нового материала.

 Л.Н.Толстой  в 60-ые годы

-Возможность научить представлять информацию графически, выделять главное

- Опора при ответе

- Тренировка в определении частей речи

- При возможности выбора графического изображения информации  (кластер или граф)  сильные ученики выбирают граф

- Способность некоторых уч-ся  составлять граф, воспринимая материал на слух

- затруднение вызывает чередование глаголов и существительных

- Не все уч-ся видят смысл в графическом изображении информации в заданной грамматической форме  

Литература, 10 кл.

Изучение нового материала.

А.П.Чехов в 90-ые годы.

Литература, 10 кл.

Урок – лекция.

Жизнь  и деятельность  Н.А.Некрасова

Литература, 10 кл

Урок-пролог к роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Русский язык,

8 кл.

Домашнее задание.

Обращение

Литература, 11 кл

Урок-обобщение.

Серебряный век русской поэзии

- Контроль знаний, приобретенных в ходе нескольких уроков, на которых делались индивидуальные сообщения и анализировались стихи

Литература, 10 кл

Изучение нового материала.

Художественный мир Толстого

- Фиксирование лекции

Литература, 10 кл

- Самостоятельное изучение нового материала по текстам учебника и дополнительной литературы

Литература, 10 кл

Домашнее задание

Раскольников – герой романа

- Контроль умения характеризовать героя в связи с темой и идеей произведения

Данетка

Литература, 8 кл

Урок-обобщение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Гринев и Пугачев

- Отработка навыков характеристики, в том числе и сравнительной, литературных героев

- С удовольствием составляют сильные ученики

- Предпочитают  «играть» в данетку, что является показателем  более высокого уровня

- Слабые ограничиваются 2-3 положениями

- Слабые  в образах, взаимоотношениях видят мало положительного и отрицательного, только то,

что лежит на поверхности

-  в некоторых работах нет логической последовательности

Литература, 10 кл

Урок-обобщение.

От преступления к наказанию

(Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

Литература, 8 кл

Проверочная  работа.

Н.Н.и Ася

(по повести И.С.Тургенева «Ася»)

- Проверочная работа с целью выяснения понимания уч-ся взаимоотношений героев

-Развитие логического мышления

Синквейн

Все уроки литературы

Проверочная работа

Развитие речи: характеристика героя, взаимоотношений, произведения, творчества

- Оценка глубины усвоения темы

- Хорошо видно личностное отношение к герою, автору, произведению, поднятой автором проблеме

- Отработка  умения читать осмысленно, отбирать главное, сжато фиксировать, делать анализ, давать оценку событий.

-Задание всегда выполняется с радостью

- Оригинальность  резюме

- Обязательное включение синквейна в сочинение по собственной инициативе

-Вызывают затруднения синквейны  - характеристики всего произведения, всего творчества

-Речевые недочеты -Употребление  однокоренных сущ., прилаг. и глаголов

- Не  всегда удается  правильно сформулировать основную мысль – глагольное предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...