Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по литературе на тему
Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы развития рефлексивных навыков у учащихся на уроках русского языка и литературы
А.В. Марухина учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа №11 города Зыряновска» город Зыряновск |
В условиях обновления содержания образования ученик должен научиться творчески проявлять свои способности, эффективно применять и использовать полученные знания в разных учебных ситуациях, предлагать свои способы решения проблемы. Научиться этому невозможно без развития внутренней глубокой рефлексии, это путь изменения качества обучения, важное и необходимое условие для продвижения вперед. Перед каждым учителем стоит задача научить сознательной внутренней рефлексии, создать дружелюбную среду обучения для каждого обучающегося. Спектр приемов развития рефлексивных навыков в педагогической практике широк, каждый из них несет свое значение, свою функцию.
Данные авторские приемы в практике работы дают хорошие результаты, школьники учатся выделять главное, анализировать учебный материал, оценивать себя и других с позиций положительного и отрицательного жизненного опыта. При анализе текстов на уроках русского языка и литературы в настоящее время делается акцент на сформирование национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры народа Казахстана, идеи «Мәңгілік ел», разработанные приемы помогают это прогнозировать, планировать и реализовать на этапе рефлексии в зависимости от поставленной учебной задачи.
Прием «Пять лучей»
Прием можно использовать на разных этапах урока, он имеет несколько вариантов использования, успешно воспринимается учащимися. Учащиеся учатся не только строить свой ответ в соответствии с учебной задачей, но и самостоятельно отбирают материал, преломляют его к собственной жизненной позиции, оценивают с точки зрения нравственных ценностей.
Введение в прием тоже можно сделать интересным. Это могут быть афоризмы, загадки и пословицы о солнце, ведь у многих народов мира солнце – один из важных символов, источник света и жизни, символ мира, счастья и свободы.
- Ай — ортақ, күн — ортақ, жақсы — ортақ. Луна — общая, солнце — общее, и все хорошее — общее. Жақсы ай мен күндей, әлемге бірдей. Мудрый, как солнце и луна, весь мир освещает. (Казахские пословицы)
- Солнце не знает правых. Солнце не знает неправых. Солнце светит без цели кого-то согреть. Нашедший себя подобен солнцу. (Японская пословица)
- Нужно впустить солнце внутрь, чтобы почувствовало сердце. Эльчин Сафарли, азербайджанский писатель.
Для проведения работы требуется изображение солнца, разделенное на несколько частей (можно по количеству групп). В каждой части 5 лучей, которые определяют тему высказывания, его начало.
Предлагается 5 тем высказываний, которые связаны с темой урока, темой групповой работы или с индивидуальной темой. Учащиеся готовятся в течение 5-7 минут и подводят итог работы, урока или части урока. Постепенно выстраивается картинка, на которой изображено солнце.
Главное условие успешного проведения приема – поощрение творчества учащихся, развитие их коммуникативных навыков и использование знаний других дисциплин. Школьники стремятся к выразительности своего ответа, приводят яркие примеры, используют творческие приемы представления материала.
Прием очень хорошо проходит на уроках в Ниже даны варианты тем высказывания. На одном уроке можно использоваться как один вариант «лучиков», так и несколько.
Содержание высказываний может варьироваться в соответствии с учебной задачей и уровнем подготовки школьников.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Главное …. Заставляет задуматься о ... С одной стороны, … С другой стороны, … Одним словом, это можно выразить так: | Суть Помощники Соперники Итог поступка Другое развитие сюжета | Удивило Заставило подумать Причина Следствие Что можно изменить? |
Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 |
Главное качество Удачи Просчеты Главный урок его жизни Кредо | Во-первых, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, В-пятых, … | Узнал (а), что Понял(а), что Удивлен(а) тем что Надо узнать о … Ценность в том, что… |
Прием «Пять лучей» позволяет учителю не только выполнять дидактические задачи, но и развивает в учащихся толерантность, уважение к мнению других людей.
На уроках русского языка этот прием можно проводить на этапе рефлексии усвоения изученного материала. Например, при изучении или повторении состава слова учащиеся могут оценить, насколько прочно усвоены знания по теме, проведя рефлексию индивидуально или в парах.
корень | приставка | суффикс | окончание | основа |
определение значение количество место знак правила | определение значение количество место знак правила | определение значение количество место знак правила | определение значение количество место знак правила | определение значение количество место знак правила |
Ученики проводят рефлексию усвоения материала с помощью знаков.
Знаю хорошо+, недостаточно полно и точно *, не знаю –.
В конце урока прием может быть повторен и каждый ученик сможет оценить прирост в знаниях и умениях, полученных на уроке. Прием успешно применяется на этапе проверки домашнего задания, универсален, достаточно только задать новые параметры. Ученики легко могут проверить объем знаний, выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими результатами.
Прием «Цитата»
Цитирование и умение работать с цитатами необходимы для использования новых знаний, позволяют грамотно выражать свои мысли, обращают внимание на детали, позволяют реализовывать воспитательные задачи, ценности идеи «Мәңгілік ел».
В чем состоит прием? Учащимся предлагается цитата, которую они расширяют, поясняют, приводят примеры из текста, строят выводы. Цитата может быть неполной, тогда учащиеся ее продолжают, придумывают, обосновывают и поясняют, а в конце рефлексии после выступления всех групп прозвучит ее полный вариант.
Цитаты из произведений без указания героя могут послужить прекрасной разминкой перед началом работы для активизации внимания.
Рассмотрим применение приема на уроке литературы на материале произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель». В данном варианте использованы цитаты из произведения, учащиеся работают над подведением итога групповой работы по образам героев.
Цитата | Рекомендации учащимся |
"Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения…» (А.С.Пушкин) | Прочитай цитату. Кому принадлежат эти слова? Оцени поступок героя. Как поступок повлиял на судьбу других героев? О чем он просит прощения? Возможно ли оно? |
"Ею дом держался…» (А.С.Пушкин) | Прочитай цитату. О ком сказаны эти слова? Докажи справедливость высказывания… Сколько смыслов у цитаты и почему? Возможен ли другой вариант развития истории? Я понял(а), что… |
«Старик не снес своего несчастья» (А.С.Пушкин) | Прочитай цитату. О ком сказаны эти слова? Каковы причины несчастья героя? Сколько смыслов у цитаты и почему? В чем сила и слабость героя? |
На другом уроке можно дать для рефлексии неполную цитату Конфуция:
Одно слово может изменить …
Одно чувство может изменить …
Один человек может изменить …
Учащиеся получают групповое задание. Допишите предложения, опираясь на содержание сегодняшнего урока. Докажите ее правильность поступками и мыслями героя (героев) повести Пушкина «Станционный смотритель»
После работы групп звучит полный вариант высказывания Конфуция: «Одно слово может изменить твое решение. Одно чувство может изменить твою жизнь. Один человек может изменить тебя». Логично будет домашнее задание на основе этой цитаты.
Думаю, что данный прием очень полезен на уроках развития речи, он позволяет легко оперировать учебным материалом, учащиеся учатся доказывать свои мысли, внимательно читать произведения.
Еще одним вариантом использования данного приема будет подтверждение цитаты поступками и мыслями литературных героев. Такая цитатная характеристика научит внимательно относиться к авторскому тексту, привлечет внимание к основному содержанию деталям, что важно для развития функциональной грамотности школьников.
Высказывания – материал для размышлений и могут послужить ключевой идеей для написания эссе, сочинения, творческой работы. Например, после изучения «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина можно предложить творческую работу по таким цитатам:
Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Марк Туллий Цицерон)
Поступки всегда говорят больше, чем слова. (Английская пословица).
Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность. (Абай).
Подбор цитат требует от учителя не только продумывания результата рефлексии, но и способствует тому, что прогнозируются и планируются другие виды работы. Старшеклассники охотно подбирают свои цитаты, сопоставляют их, поэтому прием может быть видоизменен, его функции могут быть расширены.
Важным преимуществом использования данных приемов является то, что при их реализации учитываются индивидуальные творческие способности учащихся, темп работы, личностный опыт, это прекрасные подмостки для слабых школьников. Высказывая свои чувства, размышления, ученик выделяет основные моменты урока, важные для него, выделяет те проблемы, которые предстоит решать в дальнейшем. А индивидуальная позиция, подходы к рефлексии, форма ее выражения создают основу для дальнейшего творчества, развития рефлексивных навыков каждого ученика.
Использованные ресурсы:
- http://www.kazpravda.kz/news/politika/patrioticheskii-akt--mangilik-el-polnii-tekst/ "Мәңгілік Ел"
- http://proverb.kazakh.ru Казахские пословицы
- https://www.inpearls.ru/authors/index сайт «Жемчужины мысли»
- http://citata.in сайт «Лучшие цитаты и афоризмы»
- Фотоматериалы из личного архива.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение приемов рефлексии «Лучи солнца» И «Цитаты» воспитание ценностей «Мәңгілік ел ». сознательная внутренняя рефлексия мотивация учащихся результативность коррекция и самоанализ творчество
Прием «Пять лучей» Изображение солнца разделено на сегменты. Предлагается 5 тем высказываний, которые связаны с темой урока, темой групповой работы или с индивидуальной темой. Учащиеся готовятся в течение 5-7 минут Выступление, итог работы, урока или части урока. Постепенно выстраивается картинка, на которой изображено солнце.
Прием «Пять лучей» Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Главное …. Заставляет задуматься о ... С одной стороны, … С другой стороны, … Одним словом, это можно выразить так: Суть Помощники Соперники Итог поступка Другое развитие сюжета Удивило Заставило подумать Причина Следствие Что можно изменить? Вариант 4 Вариант 5 Вариант 6 Главное качество Удачи Просчеты Главный урок его жизни Кредо Во-первых, Во-вторых, В-третьих, В-четвертых, В-пятых, … Узнал (а), что Понял(а), что Удивлен(а) тем что Надо узнать о … Ценность в том, что…
Прием «Цитата» Учащимся предлагается цитата или афоризм для обсуждения. В зависимости от поставленной цели, они ее расширяют , поясняют, приводят примеры из текста, строят выводы. Цитата может быть неполной, тогда учащиеся ее продолжают, придумывают, после выступления всех групп прозвучит ее полный вариант. Работа над цитатой проводится в течение 4-5 минут.
Цитата Рекомендации учащимся "Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения…» ( А.С.Пушкин ) Прочитай цитату. Кому принадлежат эти слова? Оцени поступок героя. Как поступок повлиял на судьбу других героев? О чем он просит прощения? Возможно ли оно? "Ею дом держался…» (А.С.Пушкин) Прочитай цитату. О ком сказаны эти слова? Докажи справедливость высказывания… Сколько смыслов у цитаты и почему? Возможен ли другой вариант развития истории? Я понял(а), что… «Старик не снес своего несчастья» (А.С.Пушкин) Прочитай цитату. О ком сказаны эти слова? Каковы причины несчастья героя? Сколько смыслов у цитаты и почему? В чем сила и слабость героя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
«Развитие связной письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы»
Формы и методы организации работы с текстом...
Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы» Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...
Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...
Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы
Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...
Система оценивания образовательных достижений и развитие рефлексивных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Актуальные вопросы филологического образования...