урок русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мизорева Лариса Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_antonimy_k_seminaru.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « СОШ № 14» города Донской

Региональный научно- практический семинар

«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в образовательном процессе в условиях вхождения во ФГОС на основе преемственности развивающего обучения по системе Л.В.Занкова»

Дата проведения – 3 февраля 2012 года.

Проект урока русского языка в 5  А классе.

Учитель русского языка и литературы Мизорева Л.А.

Учебные пособия.

1.Учебник. С.И.Львова « Русский язык. 5 класс»;

2.Справочные материалы. Приложение к учебнику;

3.Словари синонимов, антонимов.

Тема: Антонимы.

Задачи: 1)организационная деятельность уч-ся по

-осознанному применению знаний о лексическом значении слова, о словах с синонимичным значением;

-открытию слов с противоположным значением, нахождению и подбору таких слов;

- подведению слов с противоположным значением под понятие « антонимы»;

-усвоению научных понятий  «антонимы»,  « синонимы» с практической деятельностью.

2)Способствовать

-формированию умения работать со словарем и текстом как источниками информации;

-осуществлению деятельности в группе;

-развитию внимания, памяти, сообразительности, мышления;

- потребности адекватно оценивать свою деятельность и работу товарищей;

3)содействовать

-обогащению  словарного запаса уч-ся и развитию  культуры речи;

- развитию бережного отношения к родному  языку ;

- воспитанию эстетического вкуса.

4) создать возможность для формирования положительной мотивации к учению путем вовлечения каждого в учебную деятельность.        

этап

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методические комментарии

1

Актуализация знаний.

Моя мечта - моя свобода!

Живет в любое время года.

Греет в суровые морозы,

А летом дарит чудо-розы

Весной прекрасно расцветает

А в осень снова в лужах тает

Всегда живет в душе моей

Нет ничего ее светлей

Она всегда дает мне крылья

И сказки с ней стают все былью

Она приходит в мои сны

Рождая новые мечты…

Почему я начала урок с этого стих-ия?

Кто хочет поделиться своими мыслями?

( сочинение-миниатюра « Моя мечта» с использованием синонимов заветная, сокровенная, заповедная, хотеть, желать, мечтать, думать, полагать, размышлять и др.)

-Я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай слово». Называю лексическое значение слова, а вы запишите эти слова в тетрадь.

-1. Группа специалистов , оценивающая выступление или присуждающая премии.

2. шкаф для одежды.

3.чертеж, изображающий какую-либо местность, сооружение.

4.красная строка, отступ вправо в начале строки.

5.знак препинания, отделяющий законченное предложение.

6.дорога с твердым покрытием для движения безрельсового транспорта.

7. слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Ответы: ЖЮРИ, гардероб, план, АБЗАЦ, точка, шоссе, СИНОНИМ.

- зачитывают свои сочинения несколько уч-ся,

- в это время один ученик у доски записывает синонимы к слову  говорить

 ( сказать, воскликнуть, заметить, откликнуться, промолвить, заявить, разговаривать, болтать, произносить, утверждать и т.д.)

Чем похожи все эти слова?

- дают определение синонимов.

Учащиеся записывают слова в тетрадь

 Уч-ся говорят ответы

( можно проверить , работая в парах)

Ответы пишутся с ошибками, пробуют найти.

Ребята повторяют пройденный материал

2.Объяснение нового материала

- Ребята, сегодня к нам в гости пришли герои сказки Маршака

 « 12 месяцев»- профессор и юная принцесса.

 Сценка.

Королева : - Терпеть не могу писать, все пальцы в чернилах.

Профессор: Вы совершенно правы, ваше величество.. это весьма неприятное , но очень нужное занятие. Поэтому осмелюсь попросить вас начертать собственной вашего величества рукой несколько строк.

К : Опять писать? Ну ладно уж, диктуйте. Только  я не хочу одна писать. Пусть и ребята вместе со мной напишут. Я им приказываю.

П : Но, ваше величество, ребятам нельзя приказывать, их надо попросить.

К :Хорошо, я прошу вас, ребята.

П: Ребята и вы, ваше величество, откройте свои тетради и запишите слова Л.Н.Толстого:  «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви и миру, словом же можно служить вражде и ненависти.»

П:  К АКИЕ ХОРОШИЕ СЛОВА.  Ваши мысли , ребята,по поводу этих слов! Прокомментируйте!

 ( ответы) Ребята, поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте работы друг друга, а я пока посмотрю, что написала королева.

П: Ваше величество, почему вы в первом предложении поставили тире?

К: Почему, почему! Пусть лучше ребята отвечают.

П: Хорошо. Ребята, почему ставится тире?

К: Какой же  вы любопытный человек! Все спрашиваете и спрашиваете. Лучше бы сами что-нибудь рассказали.

П: Что же вам рассказать?

К: Вот на прошлом уроке так интересно рассказывали нам о синонимах. Расскажите еще что-нибудь.

П: Действительно, тема очень интересная, но об этом нам расскажет Лариса Анатольевна .

 Учитель:  Да, ребята, на прошлом уроке  мы говорили о синонимах- словах, близких по значению.  Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и другие слова. Кто-нибудь знает , что это за слова?   Да, это антонимы. Молодцы, что вспомнили их.

Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам , находить их в тексте, работать со словарями.

- запишите тему урока  «Антонимы».

Употребление антонимов , как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной.

Предлагаю поработать в парах: подберите антонимы к словам железо, мел, доска.

 Что у вас получилось?  Как вы думаете, почему не смогли подобрать.

 Да,  НАДО помнить, что антонимичные пары возможны лишь  у таких слов, значения  которых соотносительны. Здоровый - больной, радость- горе.

 Какие признаки можно выделить у антонимов?

  Не все слова могут иметь антонимы.

А в каком словаре мы можем найти антонимы?

 - Мы с вами уже знакомы с разными словарями            ( толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарями синонимов и антонимов).

  КАК ВЫ ДУМАЕТЕ , сколько там антонимов?   Представляете! 1300 пар слов!

( словарная статья высвечивается на экране)

 ПОКАЗЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА КНИГ.

     

Ребята комментируют слова Толстого

Профессор и ребята проверяют работы. В это время текст высвечивается на экране.( РАБОТА В ПАРАХ)

Ученик рассказывает о постановке тире.

Ребята говорят, что это антонимы

Уч-ся вспоминают, что такое  антонимы.

РЕБЯТА ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС

Уч-ся говорят, что это слова одной и той части речи.

 Ребята знакомятся со словарем, читают словарную статью.

Работа в парах

Сами называют тему урока, говорят, почему она является продолжением предыдущей темы.

3 Закрепление материала

Вернемся к словам Толстого. Найдите антонимы.

- многие писатели использовали антонимы. Прочитайте слова Я.Козловского и найдите антонимы.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

- прочитайте слова Ф.Кривина о русском языке. Найдите антонимы.

« Язык устный и письменный, литературный                 и разговорный,    свой и чужой, знакомый       и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой - и все это язык, язык, объединяющий и разъединяющий людей»

.

Давайте отдохнем! Встаньте и попробуйте изобразить, показать слова- ответы.

- а теперь пришел черед сыграть в игру «НАОБОРОТ»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь- низко.

Скажу я слово далеко,

Ты возразишь мне- близко.

Скажу я слово потерял,

А ты кричи скорей- нашел!

 Скажу тебе с укором: трус

Ты гордо скажешь: я – храбрец!

Теперь начало я скажу

А ты ответишь:

Нет- конец!

Игра « отгадай,кто я?»

Я антоним к слову зной

Я В РЕКЕ , В ТЕНИ ГУСТОЙ.

И В БУТЫЛКЕ лимонада

А зовут меня- прохлада.

Я антоним шума, стука

Без меня вам ночью мука

Я для отдыха , для сна

Да и в школе я нужна

Называюсь….тишина.

Продолжим работу.

-посмотрите на рисунок:  на нем 2 мальчика. Опишите их, составив антонимичные пары

( высокий- низкий, веселый- грустный и т.д.)

- если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает, то можно найти очень много антонимов.

 На картинах с изображением разных времен года найдите антонимы( зима-лето, холодно- жарко, солнечно- пасмурно, увядает- расцветает)

- а теперь давайте поработаем в группах. Разделимся на 5 групп.

Задания:

1 группа: подберите антонимы к прилагательным и существительным.

 Добрый друг- злой враг

Теплый день- холодная ночь

Хорошее начало- плохой конец

Полезный труд- вредное безделье

Утренний уход- вечерний приход

Последнее поражение- первая победа.

2 группа: к словам левой колонки подобрать антонимы правой.

Близкий      злой

Честь   холодный

Редкий   незнакомый

Правдивый    новый

 Узкий  молчать

 Известный           дальний

Говорить          ложный

 Активный       густой

 Старый       бесчестье

 Горячий       широкий

 Добрый             пассивный.

3 группа: заполните таблицу, подобрав синонимы и антонимы

синонимы

 антонимы

горе

друг

холод

грусть

работа

Говорить

старый

4 группа: запишите  пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова.

Посеешь-пожнешь

Летом-зимой

Дело потеха

Свет-тьма

Легко-трудно

Больше- меньше

5 группа: найдите антонимы в пословицах, объясните их смысл.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Корень ученья горек, да плод его сладок.

 Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.

Маленькая ложь        за собой большую ведет.

Сытый  голодного не разумеет.

Одна группа-это гости.

 Ребята, вам понравилось , как наши гости справились с работой?

Сами учатся работать с текстом, отвечают на вопросы, ищут антонимы.

физкультминутка

Находят антонимы в окружающем нас мире.

Работают в группах.

4.Домашнее задание

Записать в 2 колонки слова-антонимы, которые мы могли бы использовать для характеристики человека.

- по желанию. Сочинить небольшую сказку с использованием антонимов.

Прослушивают задание,  записывают в дневники.

Задание  творческого характера.

5. ИТОГ.

Давайте подумаем и подведем итоги . Что каждый из вас узнал сегодня. Прошу начать так…

 Мне особенно удалось…

Я доволен тем, что…

 Я считаю наиболее успешным для себя…

Я довольна вашей работой. Всем спасибо!

Уч-ся отвечают

1 группа.

Подберите антонимы к прилагательным и существительным.

Добрый друг-

Теплый день-

Хорошее начало-

Полезный труд-

Утренний уход-

Последнее поражение-

2 группа.

К СЛОВАМ ЛЕВОЙ КОЛОНКИ ПОДОБРАТЬ АНТОНИМЫ ПРАВОЙ.

БЛИЗКИЙ

ЗЛОЙ

ЧЕСТЬ

ХОЛОДНЫЙ

РЕДКИЙ

НЕЗНАКОМЫЙ

ПРАВДИВЫЙ

НОВЫЙ

УЗКИЙ

МОЛЧАТЬ

ИЗВЕСТНЫЙ

ДАЛЬНИЙ

ГОВОРИТЬ

ЛОЖНЫЙ

АКТИВНЫЙ

ГУСТОЙ

СТАРЫЙ

БЕСЧЕСТЬЕ

ГОРЯЧИЙ

ШИРОКИЙ

ДОБРЫЙ

ПАССИВНЫЙ

3 ГРУППА.

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ, ПОДОБРАВ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ К СЛОВАМ.

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ГОРЕ

ДРУГ

ХОЛОД

ГРУСТЬ

РАБОТА

ГОВОРИТЬ

СТАРЫЙ

4 ГРУППА.

 ЗАПИШИТЕ ПОСЛОВИЦЫ, В КОТОРЫХ ПОПАРНО ВСТРЕЧАЮТСЯ СОЕДИНЕННЫЕ ЗДЕСЬ СЛОВА.

ПОСЕЕШЬ- ПОЖНЕШЬ.

ЛЕТОМ- ЗИМОЙ.

ДЕЛО-ПОТЕХА.

СВЕТ-ТЬМА.

 ЛЕГКО - ТРУДНО.

БОЛЬШЕ -МЕНЬШЕ.

5 ГРУППА.

 НАЙДИТЕ АНТОНИМЫ В ПОСЛОВИЦАХ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ СМЫСЛ.

  1. КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ.
  2.  КОРЕНЬ УЧЕНЬЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО СЛАДОК.
  3.  ЧЕЛОВЕК ОТ БЕЗДЕЛЬЯ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ.
  4. МАЛЕНЬКАЯ ЛОЖЬ ЗА СОБОЙ БОЛЬШУЮ ВЕДЕТ.
  5. ПРАВОЙ РУКОЙ СТРОИТ, А ЛЕВОЙ РАЗРУШАЕТ.
  6.  СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...