Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме
Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы каждому культурному человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей.
Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, а правильная организация устной и письменной речи – важное речевое умение, формирование которого приходится на школьный возраст. К сожалению, школьная программа предполагает ограниченное количество часов, направленных на повышение речевой и письменной грамотности.
Программа курса « Мир родной речи» предназначена для углубления знаний по русскому языку, на предупреждение ошибок разных типов, ознакомления учащихся 10-х классов с осознанным выбором таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего и пишущего,
Цель обучения: эффективное использование учащимися устной и письменной речи в различных ситуациях, выработка навыков редакторского анализа текстов.
Задачи курса:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
- совершенствовать у учащихся умение и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
- сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предусматривает формирование следующих умений и навыков: проводить смысловой анализ текстов, различных функциональных стилистических типов; соблюдать нормы совершенного русского литературного языка, пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Содержание программы курса базируется на концепции профильного обучения. Оно направлено на повышение речевой и письменной грамотности, расширение возможностей применения знаний в жизни. Курс связан с такими разделами языкознания, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи». Концептуальную основу курса составили теория языка и практическое языкознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1 им. В.И.Ленина» г. Ульяновска
Учитель русского языка и литературы
Савицкая Татьяна Борисовна
Программа элективного курса «Мир родной речи»
для учащихся 10 классов
Пояснительная записка
Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы каждому культурному человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей.
Процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, а правильная организация устной и письменной речи – важное речевое умение, формирование которого приходится на школьный возраст. К сожалению, школьная программа предполагает ограниченное количество часов, направленных на повышение речевой и письменной грамотности.
Программа курса « Мир родной речи» предназначена для углубления знаний по русскому языку, на предупреждение ошибок разных типов, ознакомления учащихся 10-х классов с осознанным выбором таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысль и чувство говорящего и пишущего,
Цель обучения: эффективное использование учащимися устной и письменной речи в различных ситуациях, выработка навыков редакторского анализа текстов.
Задачи курса:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
- совершенствовать у учащихся умение и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
- сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предусматривает формирование следующих умений и навыков: проводить смысловой анализ текстов, различных функциональных стилистических типов; соблюдать нормы совершенного русского литературного языка, пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Содержание программы курса базируется на концепции профильного обучения. Оно направлено на повышение речевой и письменной грамотности, расширение возможностей применения знаний в жизни. Курс связан с такими разделами языкознания, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи». Концептуальную основу курса составили теория языка и практическое языкознание.
Тематический план
№ п/п | Количество часов | Тема занятия | Виды работ |
1 | 2 | Функциональные стили русского языка. | Лекция. |
2 | 2 | Слово и коммуникация. | Лекция с элементами проблемного изложения теоретического материала. |
3 | 2 | Лексические нормы. | Лекция. |
4 | 2 | Отражение в словарном составе изменений, происходящих в жизни людей. Знакомство с лингвистическими словарями разных типов. | Лекция с элементами беседы. |
5-6 | 4 | Словарь грамотного человек. Трудные случаи орфографии и орфоэпии. | Лекция. Практикум. |
7 | 2 | Книжная, профессиональная, межстилевая лексика. Анализ текстов различных стилей. | Лекция. Практикум. |
8 | 2 | Контекст и его влияние на выбор слов в речи. | Лекция. Практикум. |
9 | 2 | Стилистические и логические ошибки. Способы их устранения. | Лекция. Практикум. |
10 | 2 | Риторика – часть культуры человеческого общения. | Лекция учителя с элементами беседы. |
11 | 2 | Порядок слов в письменной и устной речи. | Проблемное изложение теоретического материала. |
12 | 2 | Согласование подлежащего со сказуемым. | Лекция. |
13 | 2 | Структура простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации | Лекция. Практикум. |
14 | 2 | Использование фразеологических единиц в разных стилях речи. | Лекция с элементами беседы. |
15 | 2 | Грамматические особенности письменной и устной речи. Грамматические ошибки. Способы их устранения. | Лекция с элементами проблемного изложения теоретического материала. |
16-17 | 4 | Создание текстов различных стилей. | Практикум. |
18-19 | 4 | Синтаксис и пунктуация письменной речи. Употребление причастных и деепричастных оборотов в речи. | Лекция. Практикум. |
20 | 2 | Чужое слово в авторском тексте. Способы цитирования. Диалогическая речь. | Лекция с элементами беседы. |
21 | 2 | Приёмы аргументации и убеждения. | Проблемное изложение теоретического материала. Практикум. |
22 | 2 | Подготовка и проведение публичного выступления. | Лекция. Практикум. |
23 | 2 | Культура создания авторского текста. Моделирование речи в предложенных языковых условиях. | Проблемное изложение. Практикум. |
24 | 2 | Итоговое занятие. Защита проектных работ. | Выступления учащихся. |
Рецензия
на программу курса по русскому языку «Мир родной речи»
Сегодня гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы образования. В этих условиях идёт формирование культурного, интеллектуально развитого человека. Рецензируемая программа нацелена на развитие коммуникативной культуры личности, повышения речевой грамотности.
Программа удачно сочетает различные формы организации учебной деятельности, направленной на овладение учащимися культурными нормами русского языка на уровне свободного применения в различных жизненных ситуациях, на развитие языкового чутья, творческих способностей старшеклассников.
Достоинством программы является то, что в ней рассматриваются вопросы, вызывающие наибольшие трудности у учащихся (грамматические и речевые ошибки) и предусматриваются пути их устранения, большое место отводится работе со словом, точности словоупотребления. Программа предусматривает комплекс занятий по риторике, по развитию творческих способностей, предполагает создание учащимися самостоятельных текстов различных стилей – всё это повышает речевую культуру слушателей курса, способствует формированию у них практических умений и навыков.
Программа удачно сочетает изучение принципиально нового материала с повторением различных разделов курса русского языка, что, безусловно, способствует не только развитию коммуникативных способностей, монологической и диалогической речи, но и повышению языковой культуры в целом.
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка УГПУ
им. И.Н.Ульянова И.В.Апалькова
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №1 им. В.И.Ленина г. Ульяновска»
Рекомендовано Принято
кафедрой словесности педагогическим советом
Протокол №________ Гимназии №1
от_________________ от___________________
Заведующая кафедрой словесности Председатель педсовета
__________________Савицкая Т.Б. ___________Ставский С.А.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Программа курса «Мир родной речи»
для учащихся 10 классов
Автор программы
Учитель русского языка
и литературы
Савицкая Т.Б.
Ульяновск, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"
Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся...
Рабочая программа. Элективный курс«Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров» 9 класс
Рабочая программа включает: пояснительную записку, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, календарно-тематическое планирование, содержание учебного курса, формы и средства контроля, перечен...
Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»...
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса
Авторская программа элективного курса "Орфография. Культура речи" для учащихся 7 класса...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...