Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
рабочая программа по биологии на тему

Гудков Валерий Юрьевич

Программа элективного курса

«Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В элективный курс включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Обучающиеся находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации, отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью.  В данной программе наряду с учебным материалом удачно сочетается краеведческий материал, вызывающий познавательный интерес учащихся, а также исследовательская и практическая деятельность, а также учтены основные задачи образования в регионе. Программа факультативного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!» носит интегративный характер, она объединяет биологию и экологию и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и учебника «Биология» В.В. Пасечник  и учебно-методический комплект «Линия жизни». Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы исследовательских работ. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность и может найти свое отображение в организации мини-конференций ролевых игр, семинаров и конференций,  создании фотоотчетов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого обучающегося, развитие и поддержание его таланта.

Условия реализации программы: Количество учебных часов, отведённое на  освоение программы учебным планом МБОУ «СШ №34»,  предусматривает 1 час в неделю в  8 классе в количестве  35 часов.

Цель: вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению флоры и фауны и экологической ситуации своего края.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий: содержание программы занятий обусловливает необходимость использования различных форм и методов обучения, гармоничного сочетания теоретических занятий: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, дискуссии; практических занятий: лабораторные работы, дидактические игры, конференции; экскурсии-практикумы в природу, теплицу или оранжерею; самостоятельной работы учащихся: фенологические наблюдения, опыты, исследовательские проекты, оформление стендов, написание отчётов, подготовка докладов на конференцию и др. Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с микроскопом), работа над проектами. Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты: проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных; узнавать распространенные растения и животных своей местности; пользоваться приборами и инструментами; пользоваться дополнительной литературой; проводить простейшие исследования; познакомиться с заповедными территориями ХМАО-Югры; сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);  необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности:  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности:  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними. 5. В эстетической сфере:  овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся построено построена таким образом, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.

Аппарат контроля. Шкала оценивания.

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные веб-страницы, проекты, научные исследования, эссе и т.п.), а также их внутренние личностные качества, которые относятся к целям и задачам курса. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающихся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах обучающихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающихся выполняемых заданий;
  • публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
  • итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающихся в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
  • итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обучающихся. Выполненные обучающимися работы включаются в их «портфель достижений».

Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого обучающегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы обучающегося по курсу.

Календарно – тематическое планирование курса

Календарно – тематическое планирование курса

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Планируемые результаты

Введение

1

Цели и задачи курса. Биология – комплексная наука.

Выбрать темы проектов из списка, предложенного учителем. Предложить свои темы проектов.

Почувствуй себя ученым

1

Творческая мастерская. Наблюдаем и исследуем. Работа  в группах по изучению методов исследования в биологии.

Презентация представления опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к выводу, что исследование объекта возможно с использованием разных методов.

Почувствуй себя

фенологом

1

Экскурсия «Периодические явления в развитии живой природы»

Создание электронного дневника фенологических наблюдений. Составление  регионального  календаря  сезонных работ.

Почувствуй себя библиографом

1

Творческая мастерская. Создание картотеки великих естествоиспытателей Сибири.

Картотека  великих естествоиспытателей Сибири.  Выставка.

Почувствуй себя географом

1

ХМАО-Югра  на карте России.

Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города.

Характеризовать природные условия на территории ХМАО-Югры.

Почувствуй себя натуралистом

1

Виртуальная экскурсия «Уникальная природа ХМАО-Югры»

Оформить отчеты о виртуальной экскурсии.

Почувствуй себя

протозоологом  (протистологом)

 

1

Лабораторная работа №1.

« Изучение одноклеточных организмов под микроскопом»

Отработать основные этапы работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Изучение готовых микропрепаратов. Модель клетки одноклеточного организма.

Почувствуй себя исследователем анатомии растений

1

Лабораторная работа № 2. «Микроскопическое строение хвои и шишек сосны»

Работа с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат.

Почувствуй себя физиологом

1

Лабораторная работа №3.  «Исследование процесса испарения воды листьями».

Опыт, письменный и фото-отчет. Сравнить интенсивность испарения воды лиственными и хвойными деревьями.

Почувствуй себя биохимиком

1

Лабораторная работа №4.  «Химический состав растений»

Отчет о лабораторной работе. Вывод о едином химическом составе организмов.

Почувствуй себя систематиком

1

Творческая мастерская. Создание конструктора царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов ХМАО-Югры.

Конструктор царств живой природы. Работать с конструктором  царств живой природы. Умение определять систематическое положение организмов.

Почувствуй себя лесоводом

1

Растения хвойного леса. Распространенные растения нашей местности.

Изучить разнообразие растений  югорских лесов.

Правила поведения в лесу. Создать агитационные плакаты в защиту леса.

Почувствуй себя дендрологом

1

Экскурсия.

Изучение состояния деревьев на экологической тропе.

Составление картотеки деревьев.  Уметь определять и называть виды деревьев ХМАО-Югры.

Почувствуй себя микологом

1

Виртуальная экскурсия « С лукошком за грибами».  Грибы – знакомые незнакомцы. Разнообразие  представителей царства грибов.

Оформление фотовыставки «Съедобные и ядовитые грибы местности».

Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Почувствуй себя болотологом

1

Виртуальная  научно-исследовательская экспедиция «Удивительный мир болот»

Выпуск  информационного бюллетеня по  итогам «экспедиции».

Придумать и нарисовать знаки, призывающие к охране болот. Защитить свой проект.

Почувствуй себя

бриологом

1

Его величество - мох. Многообразие  мхов. Средообразующая роль мхов.

Работа с гербарными образцами. Уметь сравнивать мхи  сфагнум и кукушкин лен. Изготовление плакатов в защиту мхов.

Почувствуй себя экологом

2

Влияние деятельности человека на различные фитоценозы.

Краснокнижные растения Югры.

Фотовыставка. Знать растения, занесенные в Красную книгу Югры.

Почувствуй себя зоологом

1

Виртуальная экскурсия. «Многообразие животного мира ХМАО-Югры».

Мультимедийная презентация  «Азбука животного мира  Югры»

Почувствуй себя ихтиологом

1

Виртуальная научно-исследовательская экспедиция «Подводный мир Югры». Реликтовые рыбы наших водоемов.

Составление фотоальбома «Рыбные богатства ХМАО-Югры»

Почувствуй себя орнитологом

2

Экологические группы птиц на территории ХМАО-Югры.

Оформление фотовыставки «Пернатые жители  Югры».  Устанавливать приспособления (адаптации) птиц к жизни в различных местах обитания.

Почувствуй себя энтомологом)

1

Многообразие насекомых на территории ХМАО-Югры

Мини-конференция «Прекрасный мир насекомых»

Почувствуй себя териологом (маммалиологом

2

Творческая мастерская. Млекопитающие родного края.

Подборка занимательных материалов для составление сценария внеклассного мероприятия.

Почувствуй себя палеонтологом

1

Виртуальная экскурсия в Музей природы и человека г. Ханты - Мансийска.  Археопарк

Подготовить сообщение о древних обитателях Югры, используя различные источники информации.

Почувствуй себя этологом

1

Описание поведения животных в произведениях писателей.

Практическая работа «Наблюдение за поведением домашних питомцев».

Дневник наблюдений за домашними животными.

Почувствуй себя биогеоценологом

1

Творческая мастерская. Лента природных сообществ ХМАО-Югры.

Деловая игра:  "Экологический баланс"

Почувствуй себя экологом

1

Влияние деятельности человека на животный мир. Сокращение площади природных площадей.  Охрана животных.

Краснокнижные животные  Югры.

Мини-конференция. Знать животных, занесенных в Красную книгу Югры.

Почувствуй себя экотуристом

1

Творческая мастерская Виртуальное путешествие по заповедным территориям ХМАО-Югры.

Создать агитационные (рекламные) листки (плакаты)  «Приглашение в Югру».

Почувствуй себя этнографом

2

Природа и человек в представлениях народов ханты и манси.  Традиции и обычаи коренных народов севера.

Композиция -хантыйское стойбище.

Почувствуй себя фольклористом

1

Творческая мастерская «Северная легенда». Легенды и сказания об обитателях земли югорской.

Создать коллекцию легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам.

Почувствуй себя ученым

2

Защита проектов

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Для достижения успеха в работе педагогу необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить обучающийся в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с обучающимися, учитывать их возрастные особенности.

Таким образом, учителю необходимо: определить структурную основу приобщения обучающихся к национальной культуре народов Крайнего Севера т.е. выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам данного направления в обучении, выявить те факторы наследия, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения, знакомство с которыми является базой формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре народов ХМАО-Югры, формировать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование личностной культуры, социальной культуры, осознанного отношения к собственному здоровью, к семейным, национальным и народным ценностям.

Приобщение к национальной культуре народов ХМАО-Югры, формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры с учётом национальных и региональных условий, особенностей организации образовательного процесса в обучении будет проходить успешнее, если сообщить дополнительную мотивацию.

Список необходимой литературы.

Литература для учителя:

  1. Н.П.Чернова «Основы экологии». М. «Дрофа». 2004.
  2. Н.Ю. Мухина «Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов». Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2012.
  3. Экологические игры и конкурсы. Методический сборник сценариев. Нижневартовск. 2013.

Литература для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2000.
  2. Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2011.
  3. Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2012.
  4. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 2014.
  5. «Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.

Дополнительная литература:

  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2012.
  2. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2012.
  3. Красная книга Тюменской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные /Комитет охраны окружающей среды и природопользования Тюмень. обл. – Тюмень:  изд-во Торгово-промышленной палаты Тюмень. обл., 2006.
  4. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Животные, растения, грибы. Издание второе. Екатеринбург, 2013.
  5. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 2014.
  6. Петрова, Н. Н. География России. - Москва: ЭКСМО, 2014
  7. Распоряжение от 03.12.2014г. № 626 –«Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Года сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру».
  8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
  9. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2012.
  10. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой.  М.: Академический проект, 2006.
  11. Югорская сюита [фотоальбом] / Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; фотографии: А. Щукин и др. ; текст: А. Шедченко. - Москва: Пента, 2010.
  12. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"

Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся...

Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов

Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы  каждому культурному  человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....

Программа элективного курса "Этнология народов Югры"

Программа элективного курса разработана на основе имеющейся учебной литературы, рекомендованной Департаментом образования и науки ХМАО по региональному компоненту.Предметом данного элективного курса я...

Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"

Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...