Программа элективного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
рабочая программа по биологии на тему
Программа элективного курса
«Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.docx | 64.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
«Край родной, моя Югра, ты богата и добра!»
В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность каждого школьника. В элективный курс включены различные виды деятельности, которые помогут развитию компетенций учащихся. Обучающиеся находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации, отличаются своей непосредственностью, доверчивостью, любознательностью. В данной программе наряду с учебным материалом удачно сочетается краеведческий материал, вызывающий познавательный интерес учащихся, а также исследовательская и практическая деятельность, а также учтены основные задачи образования в регионе. Программа факультативного курса «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!» носит интегративный характер, она объединяет биологию и экологию и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и учебника «Биология» В.В. Пасечник и учебно-методический комплект «Линия жизни». Содержание курса включает коллективную и индивидуальную работу, дает возможность учащимся самостоятельно выбирать объекты изучения, темы исследовательских работ. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность и может найти свое отображение в организации мини-конференций ролевых игр, семинаров и конференций, создании фотоотчетов, что способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого обучающегося, развитие и поддержание его таланта.
Условия реализации программы: Количество учебных часов, отведённое на освоение программы учебным планом МБОУ «СШ №34», предусматривает 1 час в неделю в 8 классе в количестве 35 часов.
Цель: вовлечение обучающихся в активную практическую деятельность по изучению флоры и фауны и экологической ситуации своего края.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий: содержание программы занятий обусловливает необходимость использования различных форм и методов обучения, гармоничного сочетания теоретических занятий: беседы с использованием иллюстративно-демонстрационного материала; проблемные лекции, дискуссии; практических занятий: лабораторные работы, дидактические игры, конференции; экскурсии-практикумы в природу, теплицу или оранжерею; самостоятельной работы учащихся: фенологические наблюдения, опыты, исследовательские проекты, оформление стендов, написание отчётов, подготовка докладов на конференцию и др. Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с микроскопом), работа над проектами. Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты: проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных; узнавать распространенные растения и животных своей местности; пользоваться приборами и инструментами; пользоваться дополнительной литературой; проводить простейшие исследования; познакомиться с заповедными территориями ХМАО-Югры; сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, троить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение); необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними. 5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся построено построена таким образом, что ученик может почувствовать себя в роли ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии. Ботаника — наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микробиология — наука о бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия — наука о химическом составе клеток и организмов. Цитология — раздел биологии, изучающий клетки, их строение, функции и процессы. Гистология — раздел биологии, изучающий строение тканей организмов. Физиология — наука о жизненных процессах. Эмбриология – наука о развитии организмов. Этология — дисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Антропология — наука, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития. Биогеография — наука изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Биогеоценология — научная дисциплина, исследующая строение и функционирование биогеоценозов. Дендрология — раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья. Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология — наука о грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Наука о водорослях называется альгологией. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.
Аппарат контроля. Шкала оценивания.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты обучающихся (созданные веб-страницы, проекты, научные исследования, эссе и т.п.), а также их внутренние личностные качества, которые относятся к целям и задачам курса. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения обучающихся минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах обучающихся. Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка обучающихся выполняемых заданий;
- публичная защита выполненных обучающимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающихся в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
- итоговая оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты обучающихся. Выполненные обучающимися работы включаются в их «портфель достижений».
Уровень развития у обучающихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств обучающихся по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные. Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он может иметь форму зачета или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого обучающегося выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы обучающегося по курсу.
Календарно – тематическое планирование курса
Календарно – тематическое планирование курса
Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты | |
Введение | 1 | Цели и задачи курса. Биология – комплексная наука. | Выбрать темы проектов из списка, предложенного учителем. Предложить свои темы проектов. | |
Почувствуй себя ученым | 1 | Творческая мастерская. Наблюдаем и исследуем. Работа в группах по изучению методов исследования в биологии. | Презентация представления опыта работы группы «Самый лучший метод наш». Прийти к выводу, что исследование объекта возможно с использованием разных методов. | |
Почувствуй себя фенологом | 1 | Экскурсия «Периодические явления в развитии живой природы» | Создание электронного дневника фенологических наблюдений. Составление регионального календаря сезонных работ. | |
Почувствуй себя библиографом | 1 | Творческая мастерская. Создание картотеки великих естествоиспытателей Сибири. | Картотека великих естествоиспытателей Сибири. Выставка. | |
Почувствуй себя географом | 1 | ХМАО-Югра на карте России. Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города. | Характеризовать природные условия на территории ХМАО-Югры. | |
Почувствуй себя натуралистом | 1 | Виртуальная экскурсия «Уникальная природа ХМАО-Югры» | Оформить отчеты о виртуальной экскурсии. | |
Почувствуй себя протозоологом (протистологом)
| 1 | Лабораторная работа №1. « Изучение одноклеточных организмов под микроскопом» | Отработать основные этапы работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Изучение готовых микропрепаратов. Модель клетки одноклеточного организма. | |
Почувствуй себя исследователем анатомии растений | 1 | Лабораторная работа № 2. «Микроскопическое строение хвои и шишек сосны» | Работа с микроскопом. Уметь рассматривать готовый микропрепарат. | |
Почувствуй себя физиологом | 1 | Лабораторная работа №3. «Исследование процесса испарения воды листьями». | Опыт, письменный и фото-отчет. Сравнить интенсивность испарения воды лиственными и хвойными деревьями. | |
Почувствуй себя биохимиком | 1 | Лабораторная работа №4. «Химический состав растений» | Отчет о лабораторной работе. Вывод о едином химическом составе организмов. | |
Почувствуй себя систематиком | 1 | Творческая мастерская. Создание конструктора царств живой природы для наглядного представления о многообразии живых организмов ХМАО-Югры. | Конструктор царств живой природы. Работать с конструктором царств живой природы. Умение определять систематическое положение организмов. | |
Почувствуй себя лесоводом | 1 | Растения хвойного леса. Распространенные растения нашей местности. | Изучить разнообразие растений югорских лесов. Правила поведения в лесу. Создать агитационные плакаты в защиту леса. | |
Почувствуй себя дендрологом | 1 | Экскурсия. Изучение состояния деревьев на экологической тропе. | Составление картотеки деревьев. Уметь определять и называть виды деревьев ХМАО-Югры. | |
Почувствуй себя микологом | 1 | Виртуальная экскурсия « С лукошком за грибами». Грибы – знакомые незнакомцы. Разнообразие представителей царства грибов. | Оформление фотовыставки «Съедобные и ядовитые грибы местности». Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами. | |
Почувствуй себя болотологом | 1 | Виртуальная научно-исследовательская экспедиция «Удивительный мир болот» | Выпуск информационного бюллетеня по итогам «экспедиции». Придумать и нарисовать знаки, призывающие к охране болот. Защитить свой проект. | |
Почувствуй себя бриологом | 1 | Его величество - мох. Многообразие мхов. Средообразующая роль мхов. | Работа с гербарными образцами. Уметь сравнивать мхи сфагнум и кукушкин лен. Изготовление плакатов в защиту мхов. | |
Почувствуй себя экологом | 2 | Влияние деятельности человека на различные фитоценозы. Краснокнижные растения Югры. | Фотовыставка. Знать растения, занесенные в Красную книгу Югры. | |
Почувствуй себя зоологом | 1 | Виртуальная экскурсия. «Многообразие животного мира ХМАО-Югры». | Мультимедийная презентация «Азбука животного мира Югры» | |
Почувствуй себя ихтиологом | 1 | Виртуальная научно-исследовательская экспедиция «Подводный мир Югры». Реликтовые рыбы наших водоемов. | Составление фотоальбома «Рыбные богатства ХМАО-Югры» | |
Почувствуй себя орнитологом | 2 | Экологические группы птиц на территории ХМАО-Югры. | Оформление фотовыставки «Пернатые жители Югры». Устанавливать приспособления (адаптации) птиц к жизни в различных местах обитания. | |
Почувствуй себя энтомологом) | 1 | Многообразие насекомых на территории ХМАО-Югры | Мини-конференция «Прекрасный мир насекомых» | |
Почувствуй себя териологом (маммалиологом | 2 | Творческая мастерская. Млекопитающие родного края. | Подборка занимательных материалов для составление сценария внеклассного мероприятия. | |
Почувствуй себя палеонтологом | 1 | Виртуальная экскурсия в Музей природы и человека г. Ханты - Мансийска. Археопарк | Подготовить сообщение о древних обитателях Югры, используя различные источники информации. | |
Почувствуй себя этологом | 1 | Описание поведения животных в произведениях писателей. Практическая работа «Наблюдение за поведением домашних питомцев». | Дневник наблюдений за домашними животными. | |
Почувствуй себя биогеоценологом | 1 | Творческая мастерская. Лента природных сообществ ХМАО-Югры. | Деловая игра: "Экологический баланс" | |
Почувствуй себя экологом | 1 | Влияние деятельности человека на животный мир. Сокращение площади природных площадей. Охрана животных. Краснокнижные животные Югры. | Мини-конференция. Знать животных, занесенных в Красную книгу Югры. | |
Почувствуй себя экотуристом | 1 | Творческая мастерская Виртуальное путешествие по заповедным территориям ХМАО-Югры. | Создать агитационные (рекламные) листки (плакаты) «Приглашение в Югру». | |
Почувствуй себя этнографом | 2 | Природа и человек в представлениях народов ханты и манси. Традиции и обычаи коренных народов севера. | Композиция -хантыйское стойбище. | |
Почувствуй себя фольклористом | 1 | Творческая мастерская «Северная легенда». Легенды и сказания об обитателях земли югорской. | Создать коллекцию легенд и народных сказаний, посвященным живым организмам. | |
Почувствуй себя ученым | 2 | Защита проектов |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; уважение ценностей семьи, любовь к природе; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Для достижения успеха в работе педагогу необходимо также хорошо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить обучающийся в том или ином возрасте, продуманно строить методику работы с обучающимися, учитывать их возрастные особенности.
Таким образом, учителю необходимо: определить структурную основу приобщения обучающихся к национальной культуре народов Крайнего Севера т.е. выделить системные компоненты знаний, отвечающие целям и задачам данного направления в обучении, выявить те факторы наследия, которые являются ведущими и должны проходить через весь курс обучения, знакомство с которыми является базой формирования интереса и приобщения школьников к национальной культуре народов ХМАО-Югры, формировать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, формирование личностной культуры, социальной культуры, осознанного отношения к собственному здоровью, к семейным, национальным и народным ценностям.
Приобщение к национальной культуре народов ХМАО-Югры, формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры с учётом национальных и региональных условий, особенностей организации образовательного процесса в обучении будет проходить успешнее, если сообщить дополнительную мотивацию.
Список необходимой литературы.
Литература для учителя:
- Н.П.Чернова «Основы экологии». М. «Дрофа». 2004.
- Н.Ю. Мухина «Экосистемные экскурсии для учащихся 5-8 классов». Учебно- методическое пособие. Нижневартовск. 2012.
- Экологические игры и конкурсы. Методический сборник сценариев. Нижневартовск. 2013.
Литература для учащихся:
- Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2000.
- Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2011.
- Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2012.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 2014.
- «Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.
Дополнительная литература:
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2012.
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2012.
- Красная книга Тюменской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные /Комитет охраны окружающей среды и природопользования Тюмень. обл. – Тюмень: изд-во Торгово-промышленной палаты Тюмень. обл., 2006.
- Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Животные, растения, грибы. Издание второе. Екатеринбург, 2013.
- Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб. Заведений под ред. М.И. Гоголева. - М.: Просвещение, 2014.
- Петрова, Н. Н. География России. - Москва: ЭКСМО, 2014
- Распоряжение от 03.12.2014г. № 626 –«Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Года сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих Югру».
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995.
- Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2012.
- Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006.
- Югорская сюита [фотоальбом] / Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; фотографии: А. Щукин и др. ; текст: А. Шедченко. - Москва: Пента, 2010.
- Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Топонимика родного края"
Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...
Программа элективного курса "Культура родного края"
Программа курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с нормами человеческого обще...
Программа элективного курса "Край родной - вселенная моя"
Программа элективного курса по географии для предпрофильной подготовки учащихся...
Программа элективного курса «Мир родной речи» для учащихся 10 классов
Развитие речи, владение словом, формирование языковых знаний, умений и навыков необходимы каждому культурному человеку для реализации интеллектуальных и творческих способностей....
Программа элективного курса "Этнология народов Югры"
Программа элективного курса разработана на основе имеющейся учебной литературы, рекомендованной Департаментом образования и науки ХМАО по региональному компоненту.Предметом данного элективного курса я...
Программа элективного курс по родной литературе "Литература писателей Алтайского края"
Данный элективный курс составлен на основе авторской программы О. В. Богдановой « Роль регионального компонента в преподавании литературы и во внеклассной работе». Программа элективного ку...
Программа факультативного курса "Край родной, навек любимый"
Факультативный курс по краеведению...