Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же, то же, что бы".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Елизарьева Ирина Николаевна

Данный урок знакомит с правописанием союзов также, тоже, чтобы,  формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же,  что бы. Учит  пользоваться приёмами проверки слитного написания  союзов, развивает навыки лингвистического анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  №3 г. Аши

Конспект

урока русского языка

Тема: Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же,

то же, что бы.

                   Выполнила

                                                                   Елизарьева И.Н.,

                                                                   учитель  русского языка и литературы

        

2013-2014 учебный год.

Тема: Отличие союзов тоже, также, чтобы от сочетаний так же,              

           то же, что бы.

Цель:

        - познакомить с правописанием союзов также, тоже, чтобы,              

          формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же,  

          что бы

        - учить пользоваться приёмами проверки слитного написания

          союзов

        - развивать навыки лингвистического анализа

       

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование:

          - мультимедиа комплекс

          - презентация по теме

          - ЦОР «Русский язык»

          - сигнальные таблички

          - поэтические тексты

Ход урока.

I.  Оргмомент

  (Представление гостей. Цели. Задачи. Ход урока.)

II. Фронтальный опрос.

    Тема нескольких уроков «Союз»

1.- Так что такое СОЮЗ?

-  Верно, союз – служебная часть речи.

         - Назовите морфологические признаки сл.ч.р.

                            1. они не изменяются

                            2. не бывают членами предложения

                            3. простые и составные

                            4. сочинительные и подчинительные

        - В чем отличие простых союзов от составных

        - Для чего служат сочинительные союзы

        - Назовите группы сочинительных союзов

Соединительные             Разделительные             Противительные

и                                        либо                                 а

да = и                                или                                   но

как…, так и                      то…,то                             да = но

не только…,но и              не то…,не то                   однако

тоже                                                                            зато

также                                        

  1. Проверка домашнего задания. Найти союзы, указать морфологические признаки. Произвести пунктуационный разбор.

Сидит в палате царь морской,

Голова у царя как куча сенная. (БСП)

1 – (,) – БСП, разделительный

2 – (.) – повествовательное предложение, завершение

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песни святой (простое, осл. одн. подлежащими)

1-2 – (,) – связывают однородные подлежащие, разделительные.

3 – (.) – повествовательное предложение, знак завершения.

         - Какие союзы служат только для связи предложений?

- Назовите группы подчинительных союзов?

- причины –

- цели –

- времени –

- условия –

- сравнения –

- изъяснительные –

 Вывод  ССП, СПП.

- Назовите аббривиатуру сложных предложений

         БСП           СПП           ССП

III.

- Определи вид предложения, подняв сигнальные карточки.

Мы спали в саду, так как в доме было душно. (СПП) причины

Дождь лил, и ветер метался среди туманов. (ССП)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле. (БСП)

То, что я хочу рассказать, было в 40 годах. (СПП) изъяснительное

Покраснела рябина, посинела вода. (БСП)

Пурга не страшна, если человек не будет её бояться (СПП) условие

Высоко сияло солнце, а горы зноем дышали. (ССП)

Через минуту огонь разгорелся ярко и ровно  (простое)

Ласковые и добрые руки мамы все умеют (простое)

Я остановился, чтобы перековать лошадь. (СПП)

Огонь в лампе дрогнул и потускнел  (простое)

Я увидел, как в уголках губ урядника дрогнула улыбка (СПП)

IV.

Изучение нового материала.

Мы назвали группы сочинительных и подчинительных союзов. Переходим к изучению новой орфографической темы. Очень сложной. Будьте внимательны. Сегодня мы (еще раз цель и задачи).

Обратимся к материалу для наблюдений.

СРАВНИ      

Тема. Отличие союзов тоже, также, чтобы от сочетаний так же,              

           то же, что бы.

Чтение предложения

- Почему произносим одинаково, а пишем по-разному?

Вот на этот вопрос мы будем искать ответ. Что для этого делаем? Определяем часть речи.

Я сделал то же задание, что и брат. Какое предложение? (СПП)

Алгоритм

1 Способ          – вопрос

                   - является членом предложения

                          - пишется раздельно

2 Способ     Можно опустить частицу    

          или переставить её

Эта задача решается так же, как и другие. (СПП)

Что бы подарить другу? (простое)

Брат выполнил задание, я тоже сделал его. (СПП)

Нельзя

Нет

Слитно

Можно заменить другим союзом

Тоже = также = и

Чтобы = для того чтобы

Брат также будет учиться в университете. (простое)

Чтобы не сбиться пути, нужен компас. (СПП)

Вывод: Что должны помнить?

Обращаемся к учебнику.

V.  Работа с учебником. §61 (65 ст.) страница 162.

- Чтение. Вывод.

VI. Объясни правописание слов тоже, также, чтобы; указав какой частью речи являются эти слова, используя 2-ой способ проверки.

Запиши, чтобы не забыть (для того, чтобы) местоимением.

То же самое дело. (опустить)

Тоже едем. (также) 

 Так же уютно, как было. (опустить)

Дети также участвуют в игре. (тоже)

Что бы ни говорили. (перенести)

Вывод: тоже, также} = И              чтобы – для того чтобы

VII. Работа со словом.

Классик

Слово, начинающееся и оканчивающееся на К, имеющее удвоенную СС. Так говорят о художнике, писателе, музыканте, чьи произведения имеют непреходящую ценность. Синоним: писатель, автор, мастер слова. Однокоренные классический, классицизм.

VIII. Я хочу, чтобы вы дружили с произведениями классиков: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Чехова. (пов.,  невоскл., сложное, СПП).

Олегу тоже не сиделось на бричке.

Мой друг увлёкся плаванием, также гимнастикой. Все дети хотят, чтобы был мир.

 

IX. Тест.

(Листочки подписать. Взаимопроверка)

1,2 – 4.

3 – 3.

5 – 2.

Вывод.

X. Домашнее задание.

- §61 (65 ст.) упражнение №346

- из орфографического словаря 10 слов с удвоенной согласной.

- упражнение №346

- индивидуально §58-59

- упражнение №341 (1-2), схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Слитное написание союзов"

Конспект урока составлен на основе проблемного метода обучения. Урок имеет следующие цели.Образовательные цели:1)научить учащихся отличать союзы от омонимичных частей речи;2)познакомить с написанием с...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"

Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато»   предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.Целью методической разработ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Союз"

Конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема "Союз"...

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Проверочная работа по русскому языку для 7 класса  по теме: «Слитное написание союзов     ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»...

Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"

Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"...