Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_7_57_1.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 57. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
Мотивационный модуль
Перед вами два предложения.
Мы шли к реке напрямик, чтобы сократить путь.
Он не будет слушать, что бы ты ему не говорил.
В первом предложении союз. Он связывает две части предложения, не несёт смысловой нагрузки.
Местоимение что и частица бы, которая относится к глаголу , который имеет форму условного наклонения. ( Что ты ему не говорил бы)
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом написания союзов также, тоже, чтобы; Научимся отличать указанные союзы от других частей речи.
Основное содержание урока
Вы уже знаете, что части речи делятся на самостоятельные и служебные.
Самостоятельные части речи имеют собственное значение, являются членами предложения, мы можем задать к ним вопрос от другого слова в пре Союзы связывают однородные члены предложения и части сложных предложений. дложении. Служебные части речи выполняют каждая свою задачу
В русском языке есть омонимичные части речи. Они похожи друг на друга по произношению. Но пишутся по-разному. Поэтому очень важно определить, какая часть речи перед нами, чтобы не ошибиться в правописании.
В предложении Я тоже мороженое хочу – тоже – союз.
В предложении я то же мороженое хочу – то – местоимение, же – частица
В русском языке есть омонимичные части речи. Они похожи друг на друга по произношению. Но пишутся по-разному. Поэтому очень важно определить, какая часть речи перед нами, чтобы не ошибиться в правописании.
В предложении Я тоже мороженое хочу – тоже – союз.
В предложении я то же мороженое хочу – то – местоимение, же – частица.
Союзы также, тоже, чтобы пишутся слитно.
Эти союзы следует отличать от наречия с частицей ТАК ЖЕ и местоимений с частицей ТО ЖЕ, ЧТО БЫ.
Чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
К союзу нельзя задать вопрос, так как он не является членом предложения.
Если перед нами наречие или местоимение с частицами, то к ним мы можем задать вопрос, так как они являются членами предложения.
Есть ещё один способ понять, какая же часть речи перед нами. Частица БЫ относится к глаголу, который стоит в форме условного наклонения. Поэтому мы можем перенести её в другое место предложения. Частицу ЖЕ можно опустить, при этом смысл предложения не изменится. Что бы ещё посадить в саду?
Что ещё посадить бы в саду?
Дети говорили то же, что и взрослые.
Дети говорили то, что и взрослые
Запомните устойчивое сочетание, которое пишется в 6 слов!
Во что бы то ни стало
Он знал, что пищу надо найти во что бы то ни стало.
Я не хотела открывать, оставались последние кадры, мне во что бы то ни стало нужно было их досмотреть.
Ключевые слова: Союз, наречие, частица, местоимение.
Основные понятия:
Союз – служебная часть речи, служит для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
Наречие – Самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия.
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение и служит для образования форм слова.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая обозначает предметы, признаки предмета, не называя их.
Разбор типового тренировочного задания
Раскройте скобки, поставьте, где нужно, пробел. 1. Друзья то(же) приехали.
2. На ней было то(же) платье, что и вчера.
3. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
4. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.
5. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
6. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.
7. Что(бы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
8. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте предложение.
- Определите, какая часть речи в данном предложении – союз, местоимение с частицей или наречии с частицей.
- Выберите способ написания.
Правильный ответ:
1. Друзья тоже приехали.
2. На ней было то же платье, что и вчера.
3. Что бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
4. Он открыл дверь, чтобы спуститься по лестнице.
5. Так же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
6. Ребята нашего класса также побывали на выставке цветов.
7. Чтобы участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
8. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людя
Разбор типового контрольного задания
Выберите предложения с союзами ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ
Хаджи Мурат надел оружие и бурку. Элдар сделал то(же)
После длительного перехода люди очень устали, лошади так(же) нуждались в отдыхе
Он то(же) теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался
Хочется говорить так(же) медленно и точно, как он.
Так(же) сузить брови и так(же) поправлять на столе разложенные бумагие
Алгоритм выполнения задания: Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте предложение.
- Определите, какая часть речи в данном предложении – союз, местоимение с частицей или наречии с частицей.
- Выберите способ написания
Правильный ответ:
После длительного перехода люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе
Он тоже теперь держался Великого пути и тут никогда не оставался
Дополнительный материал для закрепления нового материала:
Перепишите шуточную памятку, раскрывая скобки.
КАК ПОЙМАТЬ МАЙСКОГО ЖУКА
1) Что(бы) поймать майского жука, сначала подумай, что(бы) такое взять в руки для ловли.
2) Во-первых, подойдет бабушкина метла, да и обычный веник – так(же) неплохо.
3) Во-вторых, спрячься (за)то дерево, над которым громче всего жужжат эти насекомые.
4) В-третьих, спрятавшись, присядь, (от)того (что) вид вооруженного невкусными ветками двуногого жука не внушает доверия жукам майским.
5) Если не удалось накрыть жука, стоя под деревом, беги за ним (по)этому берегу пруда, в крайнем случае – (по)тому.
6) Если запыхался, встань, что(бы) отдышаться: тебе еще долго бегать. А так(же) успокой друзей: у них то(же) не получается.
7) Отдохнув, повтори все сначала: (за)то дерево, (по)тому берегу… – это что(бы) наверняка.
Оставшись в конце концов с носом, не отчаивайся, (по)тому (что) в народе говорят: не везет в майских жуках – повезет в учебе. И беги быстрее домой, садись за уроки – вечер уже!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО
Данная методическая разработка (конспект урока) знакомит учащихся 7 классов с правописанием союзов тоже, также, чтобы, зато; формирует умения отличать эти союзы от омонимичных частей речи....
Конспект урока по русскому языку на тему "Отличие союзов также, тоже, чтобы от сочетаний так же, то же, что бы".
Данный урок знакомит с правописанием союзов также, тоже, чтобы, формируя умение отличать союзы от сочетаний так же, то же, что бы. Учит пользоваться приёмами проверки слитного написа...
Открытый урок на тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы»
Урок русского языка в 7 классе.Цели урока:1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.3. совершенствовать ...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато"
Разработка урока русского языка по теме «Правописание союзов тоже, также, зато» предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы.Целью методической разработ...
НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО
Презентация к уроку русского языка в 7 классе...
Технологическая карта урока по теме "СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ", 7 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет –русский языкКласс - 7 Тема урока - СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СОЮЗОВ ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫПланируемые образовательные результатыПредметныеМетапредм...
Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
Проверочная работа по русскому языку для 7 класса по теме: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»...