Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Волокитина  Елена  Мавлитовна

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) содержит учебно-тематический план, подробное календарно-тематическое планирование, перечень конрольных и творческих работ,требования к уровню подготовки учащихся, а также нормы оценивания знаний , умений и навыков обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Салымская средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа по     русскому языку

 для 8 класса

(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)

Разработала учитель русского языка и литературы:

Волокитина Елена Мавлитовна

2013-2014 учебный год

Рабочая программа по     русскому языку

 для 8 класса

(М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская)

Пояснительная записка

Рабочая  программа по русскому языку для  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9  классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/  Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа,  2002). Программа соответствует уровню стандарта образования.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 8  классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение  русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия  ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя        речи учащихся.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

        Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

        Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Изменения, внесенные в примерную   учебную программу,  их обоснование

Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и  фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся. Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также предусматривает прочное усвоение материала, так как для повторения в начале и в конце года выделены специальные часы. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень знаний и умений.

Предметом изучения в 8 классе является систематический курс синтаксиса (простое предложение) и соответствующие правила пунктуации.

Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра…), изложение, тест, комментирование орфограмм и пунктограмм, обобщающая беседа по изученному материалу, индивидуальный устный опрос, опрос с помощью перфокарт.

Формы проведения учебных занятий:

•        комбинированный урок

•        изучение нового материала

•        урок систематизации и обобщения

•        урок контроля

•        урок-беседа

•        урок- блок

•        урок-практикум

•        урок развития речи

•        урок контроля ЗУН

•        урок-зачёт

•        урок коррекции

Формы контроля знаний, умений и навыков различны: тесты, диктанты, осложнённое списывание, монологическое высказывание на лингвистическую тему, анализ текста.

Виды деятельности учащихся на уроке:

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический);

-лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

-смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

•        составление плана текста;

•        пересказ текста по плану;

•        продолжение текста;

•        редактирование:

•        конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

-аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно – научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

-создание собственных письменных текстов;

-составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

-работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Количество часов в 8 классе

В год – 105 часов, из них на развитие речи – 17  часов

В неделю – 3  часа

Плановых контрольных  работ

Диктант

5

Контрольное тестирование

2

Изложение

2

Сочинение

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел

К-во часов

Из них

Результат по разделу

К. Р.

Р.Р.

Функции русского языка в современном мире

1

-

-

Получить представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков

Повторение

 изученного в 5-7 классах

9

1

2

Обобщить и систематизировать изученный ранее языковой материал, восстановить и закрепить основные знания и умения, полученные учащимися в 5—7 классах.

Словосочетание

2

-

-

Знать основные виды связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова и предложения, вычленять словосочетание из предложения, определять грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять словосочетания в предложении, использовать синонимические по значению словосочетания

Простое предложение

4

-

1

Уметь характеризовать предложения разных типов (утвердительные — отрицательные, повествовательные — вопросительные — побудительные; восклицательные); по количеству членов грамматической основы; по количеству грамматических основ; по наличию — отсутствию второстепенных членов, по функции в речи; выразительно читать, правильно выделяя с помощью логического ударения главное слово в тексте

Простые двусоставные предложения (главные, второстепенные)

18

2

4

Знать признаки и функцию подлежащего в предложении, уметь находить подлежащее в предложении; определять способ выражения подлежащего; отличать подлежащее от омонимичных с ним форм.

 Знать признаки сказуемого и типы сказуемых (способы выражения в речи). Уметь характеризовать сказуемое в предложении; разграничивать простое глагольное и составное глагольное сказуемые; использовать разные типы сказуемых в речи (тексте).

Знать, что такое второстепенные члены предложения, в чем их отличие от главных Уметь находить второстепенные члены в предложении.

Простые односоставные предложения

11

1

2

Знать основные виды односоставных предложений. Уметь отличать односоставные предложения от двусоставных. Понимать роль односоставных предложений в тексте.

Неполные предложения

2

-

-

Однородные члены предложения

15

1

2

Знать признаки однородности. Понимать специфику предложений с рядами однородных членов, соединенных повторяющимися союзами (многосоюзие) и интонацией (бессоюзие); знать правила постановки знаков препинания между однородными членами, соединенными союзами, и применять их в письменной речи. Уметь схематически изображать предложения с однородными членами; правильно произносить предложения с однородными членами, соединенными разными способами; отличать предложения с однородными членами, соединенными союзной связью, от сложных предложений; отличать однородные определения от неоднородных; уметь ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Обособленные члены предложения

20

2

2

Понимать, что такое обособление. Знать причины обособления, основные правила обособления определений и приложений и применять их на письме. Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении; выделять распространенные определения. Знать правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и существительными в косвенных падежах. Уметь находить одиночные и распространенные обстоятельства в предложении; применять правила при письменном оформлении текста.

Обращения, вводные слова и междометия

11

1

2

Знать, что такое обращение; функции обращений в речи (звательная, оценочная, изобразительная); правила постановки знаков препинания при обращении. Уметь пользоваться знаками препинания в письменной речи; правильно произносить предложения с обращениями; отличать обращение от других функций существительных в форме именительного падежа (подлежащего, сказуемого, приложения при подлежащем. Получить представление о вводности как речевой категории. Понимать различия в смыслах, которые возникают при замене одного вводного слова другим
Знать группы вводных слов по значению. Уметь выразительно, интонационно правильно читать предложения с вводными словами.

Прямая и косвенная речь

8

-

1

Знать, что такое прямая речь; правила постановки знаков препинания при различных случаях употребления прямой речи (перед словами автора, после них, прямая речь разрывает слова автора). Уметь находить прямую речь в тексте; правильно строить предложения с прямой речью; правильно произносить предложения с прямой речью, интонационно выделяя слова автора; создавать предложения по заданным схемам Знать, в чем отличие косвенной речи от прямой
Уметь правильно трансформировать прямую речь в косвенную. Знать, что такое цитата и каковы способы введения ее в текст. Уметь цитировать различные высказывания; пользоваться правилами постановки знаков препинания при цитировании; заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной, видеть при этом стилистическое различие этих конструкций. Иметь представление о вставных конструкциях и их отличии от вводных слов. Знать правила постановки знаков препинания и применять их на письме. Уметь с правильной интонацией читать предложения с вводными конструкциями, находить вводные слова в предложении; отличать их от омонимичных членов предложения (может быть, к счастью и т. п.)
Расширить и углубить знания о междометиях. Знать группы междометий и роль междометий в тексте, правила постановки знаков препинания при междометиях.
Уметь использовать междометия в собственных высказываниях и применять правила постановки знаков препинания при них в письменной речи.

Повторение в конце года

4

1

1

Знать определения изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил
Уметь анализировать словосочетания и простые предложения, а также предложения с прямой речью; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии со стилем речи и целью высказывания

Общее количество часов

105

9

17

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое обеспечение

Программа для общеобразовательных школ. Русский язык. 5-9 классы. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации (2009).

3 часа в неделю, всего 105 часа

Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.-33 изд.-М.: Просвещение, 2010

1.горова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.

2. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003

3. Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007.

1.ссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002

2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. М.:ТЦ Сфера, 2006

3. Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы/ Л.Н.Федосеева. – М.: Айрис-пресс, 2008

 

Литература для учителя

•        Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:ВАКО, 2006.

•        Изложения: Русский язык:8 класс/ Авт.-сост. Л.С.Шаталова.- М.:ООО «Издательство Астрель», 2002.

•        Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках. – Москва, Центр тестирования, 2002

•        Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. М.:ТЦ Сфера, 2006

•        Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. рекомендации к учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2003

•        Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 классы. – М.: «Просвещение», 2007

•        Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И.Власенкова)/сост.Г.М. Вялкова. – 3-е изд. – М.: Глобус, 2009

•        Русский язык. 8 класс. Тесты. Дидактические материалы/ Л.Н.Федосеева. – М.: Айрис-пресс, 2008

•        Самолова Т.Н., Самолов Ю.И. Русский язык. Сборник упражнений. 8 класс – Новосибирск, 1997.

•        Сборник многовариативных изложений:8-9 класс./ Авт. составитель Дробышева Л.И. – М.:ТЦ Сфера, 2003.

•        Сиденко Н.В. Русский язык 8 класс. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.

•        Стандарт  основного общего образования по русскому языку

•        Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл./ О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007

•        Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст.8-9 классы/В.И.Капинос и др.- М.:Дрофа, 2007

•        Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007.

Литература для учащихся

•        Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.

•        Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

•        Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж. -Урал.кн.изд-во., 1994

•        Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 8 класс/Е.В.Петрова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008

•        Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

•        Учебник Русский язык 8 класс   С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко, 2010

•        Шипачева Л.А. Синтаксис и пунктуация русского языка в таблицах и схемах:8-9 классы/Л.А.Шипачева – М.: АСТ, Астрель: 2007

Интернет-ресурсы:

1. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru

2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org

3. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru

4. Мир слова русского   http://www.rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников    http://learning-russian.gramota.ru

10. http://rusolimp.kopeisk.ru/

11. http://www.svetozar.ru/

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации

Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях

с однородными членами,

при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,

в предложениях с прямой и косвенной речью,

при цитировании, обращении,

при междометиях, вводных словах и предложениях.

Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии

 Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи

 Определять тип и стиль текста.

Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников.

Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему.

Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.  

Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы.

Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Перечень контрольных работ

п\п        Тема         Дата проведения

1.        Повторение  в начале года        

2.        Словосочетание и простое предложение

Главные члены предложения        

3.        Второстепенные члены предложения        

4.        Простые односоставные предложения        

5.        Однородные члены предложения        

6.        Обособленные  определения и приложения         

  7.         Обособленные члены предложения        

8.        Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями        

9.        Итоговая контрольная работа по изученным темам        

Перечень творческих работ

п\п        Тема         Дата проведения

1.        Сочинение по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»        

2.        Описание архитектурных памятников         

3.        Публицистическое сочинение- описание о памятнике культуры        

4.        Сочинение – описание человека        

5.        Изложение с элементами сочинения по тексту  Д.С.Лихачёва «Русский язык»        

6.        Публичное выступление об истории родного края. Составление ораторской речи        

7.        Сочинение по репродукции с картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»        

8.        Сочинение – рассказ на свободную тему («Как я однажды…»)        

9.        Сочинение – рассуждение на основе литературного произведения        

10.        Сочинение по репродукции с картины Ф.А.Васильева «Мокрый луг»        

11.        Сочинение – характеристика хорошо знакомого человека        

12.        Публичное выступление «В жизни всегда есть место подвигам»        

13.        Составление делового письма        

14.        Изложение по тексту К.Чуковского «Анна Ахматова»        

15.        Сочинение – сравнительная характеристика героев по репродукции с картины К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых»        

\

Содержание программы учебного курса

Общие сведения о языке (1ч.)

Повторение пройденного в  V-VII классах (6 ч. + 2 ч.)

Синтаксис и  пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение  как единица синтаксиса.

Словосочетание (2ч.)

I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3ч.  + 1 ч.)

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Двусоставные  предложения (7ч. + 2 ч.)

I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (7ч. + 2 ч.)

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения (9ч.+2 ч.)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Неполное предложение (2ч.)

Однородные члены предложения (12 ч. + 2 ч.)

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (18 ч. + 2 ч.)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения  (9ч. + 2ч.)

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

 Синтаксические конструкции с чужой речью  (6ч. + 1 ч.)

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (3ч. +1ч.)

        

Календарно-тематический  план

№ урока

Дата

Тема учебного занятия

Формирование универсальных учебных действий

(базовый уровень)

ОУУН

Подготовка к итоговой аттестации.

Кодификатор ГИА

Примечание

Знать

Уметь

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 ЧАС)

1.

Функции русского языка в современном мире

Иметь представление о роли русского языка в мире, о месте его среди других европейских языков; развитие и совершенствование русского языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа

информационные,

коммуникативные,

организационные,

мыслительные.

К 8.1-8.3

РАЗДЕЛ 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ  (7 + 2)

2

Единицы языка. (орфограммы в корне слова, знаки препинания в простых и сложных предложениях)

Ученик должен иметь представление об основных языковых единицах, разделах языкознания; проводить различные виды разбора; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.

организационные,

мыслительные

К 3.1

3

Фонетика и графика

Должен знать характеристику звуков речи; проводить фонетический разбор слов; уметь работать с орфоэпическим словарём; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

организационные,

мыслительные

К 6.1

4

Морфемика и словообразование

Знать понятия темы, проводить морфемный и словообразовательный разбор слов; уметь работать со словообразовательным словарём; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

мыслительные

К 6.1

5

Лексика и фразеология.

Знать основные понятия лексикологии; уметь пользоваться  словарями: этимологическим, толковым, синонимов, антонимов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в   предложениях с обособленными и необособленными определениями и обстоятельствами.

мыслительные

К 6.1-6.2

6

Морфология и орфография. Морфологический разбор частей речи.

Уметь определять частеречную принадлежность слов; определять морфологические признаки, синтаксическую роль каждой части речи; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в предложениях.

мыслительные, информационные

К 6.6-6.7

7

Контрольная работа по теме «Повторение»

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, морфологические признаки, выполнять синтаксический разбор предложений.

организационные,

мыслительные

. К 6.3

8

Р.Р. Текст. Строение текста. Стили и  типы  речи.

Уметь определять смысловую связь частей текста, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учётом речевой ситуации, характера адресата речи, выбирать способы воздействия на адресата, языковые средства.

мыслительные, информационные

.

К 6.5

9

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии». (упр.54)

Должны выбрать заголовок, определить основную мысль, тип, стиль речи текста, правильно отобрать языковой материал для сочинения, уметь высказать оценочные суждения.

организационные,

мыслительные

РАЗДЕЛ 3. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

 СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  (2 ЧАСА)

10

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам (глагольные, именные, наречные)

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетаний (отличия от слов и предложений), строение словосочетаний;

Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов; уметь опознавать слова с повторёнными орфограммами, расставлять знаки препинания в   предложениях с прямой речью.

организационные,

мыслительные

11

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания,

Уметь моделировать словосочетание всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи, производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

мыслительные, информационные

К 6.13

РАЗДЕЛ 4. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 + 1)

12

Повторение пройденного о предложении. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложений.

Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;

Уметь опознавать и характеризовать предложения; определять границы предложения и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной (знаки  препинания конца предложения), выразительно читать, составлять предложения разного вида.

коммуникативные

К 8.1

13

Особенности связи подлежащего и сказуемого

Знать основные признаки предложения, его отличие от других языковых единиц;

Уметь опознавать и характеризовать предложения; определять границы предложения и способы передачи их в устной (интонация) и в письменной (знаки  препинания конца предложения), выразительно читать, составлять предложения разного вида.

коммуникативные

К 8.1-8.2

14

Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Синтаксический разбор предложения.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

мыслительные, информационные

К 4.1

15

Р.Р. Описание архитектурных памятников как вид текста, его языковые особенности. (упр.58, 59)

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности. Жанровое своеобразие сочинения (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения.

Уметь составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского языка на письме.

мыслительные, информационные

РАЗДЕЛ 5.  ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения (7 + 2)

16.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

Знать и пояснять функцию главных членов. Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего,

Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым Находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего.

Уметь согласовывать сказуемое с подлежащим.

мыслительные, информационные

!

К 4.1

17.

Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое.

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

мыслительные, информационные

. К 6.12

18

Р.Р. Публицистическое  сочинение- описание о памятнике культуры  

Знать структуру текста-описания, его языковые особенности,

Публицистическое сочинение о памятнике культуры на основе упр.111 – 114

Создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка

коммуникативные

8.1-8.4

19

Составное глагольное сказуемое.  

Знать структуру составного глагольного сказуемого, способы его выражения

Уметь опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное сказуемое

мыслительные

К 6.12

20

Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого.

Знать структуру составного именного сказуемого, способы его выражения

Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов.

мыслительные

К 6.13

21

Р.Р. Сочинение-описание человека (упр.151)

мыслительные, информационные

! К 4.1

22

Тире между подлежащим и сказуемым.

Знать способы выражения подлежащего, типы сказуемых, уметь применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

мыслительные, информационные. организационные

23

Закрепление темы «Главные члены предложения».

Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, находить грамматическую основу предложения, определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

информационные

24

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения».

Знать алгоритм постановки тире между подлежащими и сказуемыми, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Определять морфологические способы выражения подлежащих и сказуемых, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения, пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого

организационные,

информационные

Второстепенные члены предложения (7 + 2 ч)

25

Анализ контрольной работы. Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Трудные случаи выражения дополнений

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения

Уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивая подлежащее и прямое дополнение.

коммуникативные, организационные

К 8.1-8.4

26

Определения. Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения

Знать согласованные и несогласованные определения, способы выражения определений

Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления; определения-эпитеты – как средства выразительности речи.

коммуникативные, организационные

К 8.1-8.4

27

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по тексту Д.С. .Лихачёва «Русский язык»

Уметь письменно излагать прочитанный и прослушанный текст; развивать творческие способности; умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное

организационные,

информационные

28

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Знать приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении

коммуникативные, организационные

К 8.1-8.4

29

Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению (места, времени, причины, цели, образа действия, условия, уступительное)

Знать виды обстоятельств по значению; способы выражения обстоятельств

Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.

коммуникативные, организационные

30

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом. Знаки препинания при сравнительном обороте

Знать сравнительный оборот, знаки препинания при нём

Уметь находить сравнительный оборот и ставить знаки препинания при сравнительном обороте, использовать обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом в речи.

коммуникативные, организационные

31

Р.Р. Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории родного края. Составление ораторской речи.

Знать ораторская речь как вид текста, строение, языковые особенности

Уметь понимать особенности такого вида текста как ораторская речь, составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать литературные нормы

Алгоритм составления ораторской речи

Создавать текст с учётом его строения и языковых особенностей

коммуникативные, организационные

32

Повторение по теме «Второстепенные члены предложения»

Тестирование

Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения

Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену

33

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения»

Уметь различать в предложении второстепенные члены, правильно производить синтаксический разбор предложения ,уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

РАЗДЕЛ 6. ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 + 2)

34

Основные группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определённо-личные предложения.

Знать структурные особенности односоставных предложений, Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения.

организационные,

информационные

К 5.1,  К 7.1

35

Неопределённо-личные предложения. Структурные и смысловые особенности неопределённо-личных предложений

Знать структурные особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения

Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными, производить сопоставительный анализ определённо- личных и неопределённо- личных предложений. Конструирование предложений

организационные,

информационные

36

Предложения неопределённо-личные. Вопрос об обобщённо-личных предложениях

организационные,

информационные

К 7.1 К 5.1-5.2

37

Безличные предложения. Структурные и смысловые особенности безличных предложений

Знать понятие безличных предложений, структурные  и смысловые особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи.

организационные,

информационные

38

Безличные предложения. Синтаксическая синонимичность односоставных и двусоставных предложений

коммуникативные, организационные

К 8.1

39

Р.Р. Подготовка к сочинению по репродукции с картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1

40

Закрепление темы «Односоставные предложения с главным членом – сказуемым».

Различать односоставные и двусоставные предложения, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений.

коммуникативные, организационные, мыслительные

.

41

Р.Р. Сочинение- рассказ  на свободную тему («Как мы однажды») (упр. 250)

Алгоритм работы над сочинением повествованием

Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста к типу и функциональной разновидности языка, пересказывать текст, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, использовать изученные синтаксические конструкции при создании текста изложения.

организационные,

информационные

К 5.2-5.3

42

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения. Структурные и смысловые особенности

Знать понятие назывных предложений, их особенности, употребления

Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности

организационные,

информационные

43

Обобщение по теме «Односоставные предложения». Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений.

Знать правило употребления односоставных предложений в устной и письменной речи, особенности синонимии односоставных и двусоставных предложений

Уметь проводить устный и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставительный анализ

Знать односоставные предложения, их грамматические признаки, виды односоставных предложений, морфологические выражения главного члена

Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, употреблять разные виды односоставных предложений в речи.

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1

44

Контрольная работа (тестирование) по теме «Односоставные предложения».

Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания.

организационные, мыслительные

РАЗДЕЛ 7. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ЧАСА)

45

Понятие о неполных предложениях.

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных.

организационные,

информационные

К 5.4

46

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении

организационные,

информационные

РАЗДЕЛ 8. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (12 + 2)

47

Повторение изученного  об однородных членах. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделит.)интонацией

Знать предложения с однородными членами, средства связи однородных членов предложении я, интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами

Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные разными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов.

организационные, мыслительные

48

Однородные и неоднородные определения.

Понятия однородных и неоднородных определений

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями..

организационные,

информационные

49

Закрепление темы «Однородные и неоднородные определения»

организационные,

информационные

К 5.9

50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

Знать разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи частей ССП и однородных членов предложения

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами

Уметь определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередование или неопределённость оценки явлений, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания.

организационные, мыслительные

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами; пунктуация при них

организационные, мыслительные

52

Ряды однородных членов предложения.

организационные, мыслительные

К 5.8

53

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Знать правило расстановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида; правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей.

организационные,

информационные

54

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

организационные,

информационные

55

Р.Р.Подготовка к сочинению – рассуждению на основе литературного произведения

Роль однородных членов в художественном тексте; особенности строения текста

Уметь создавать текст – рассуждения на основе литературного произведения

организационные,

информационные

56

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами

Знать порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов. Стилистические особенности предложений с однородными членами

Уметь выполнять разборы предложения с однородными членами. Выделять стилистические особенности предложений с однородными членами

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.2

57

Обобщение материала по теме «Однородные члены предложения».

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь  опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

организационные,

информационные

К 5.20

58

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

Знать однородные члены предложения и знаки препинания при них

Уметь опознавать однородные члены, различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочиненные предложения, различать предложения с обобщающими словами при однородных членах.

организационные,

информационные

59

Анализ контрольной работы по теме «Однородные члены предложения».

организационные, мыслительные

60

Р.Р. Подготовка к сочинению по репродукции с картины  Ф.А.Васильева «Мокрый луг».

Развитие речевой культуры учащихся, навыки описания картины

Использовать безличные предложения в творческой  работе

организационные, мыслительные

РАЗДЕЛ 9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18 + 2)

61

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособленные определения

Иметь представление об обособлении как способе  придать второстепенным членам относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать  разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные, правильно произносить предложения с обособленными определениями, уметь находить грамматические условия обособления определений, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

организационные, мыслительные

62

Обособленные определения

организационные, мыслительные

63

Обособленные определения, выраженные причастным оборотом

Виды обособленных определений, способы выражения

Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в тексте.

организационные,

информационные

.

64

Обособление согласованных распространенных и нераспространённых определений. Выделительные знаки при них

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки при них

Распознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания

Использовать обособленные определения в текстах разных стилей и типов

организационные,

информационные

65

Обособленные определения с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

Правила обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно-выразительные функции обособленных определений в художественной речи.

организационные, мыслительные

66

Обособление  согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями

Уметь правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений.

Правила обособления приложений; условия обособления приложения

Уметь опознавать приложение в тексте, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных текстах.

организационные, мыслительные

67

Обобщение материала по теме «Обособление определений и приложений».

Уметь видеть в тексте, осложнённом другими конструкциями, предложения с обособленными определениями и приложениями, находить грамматические условия обособления определений и приложений, верно ставить знаки препинания, включать изучаемые конструкции в речь.

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1-8.4

68.

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

 

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1-8.4

69-70

Р.Р. Подготовка к сочинению. Характеристика хорошо знакомого человека Р.Р.Контрольное сочинение. Характеристика хорошо знакомого человека

Особенности строения данного текста, признаки текста

Уметь соблюдать на письме нормы русского литературного языка

организационные, мыслительные

71

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями.

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств.

организационные, мыслительные

72

Закрепление темы «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночными деепричастиями»

Знать правила обособления обстоятельств, выраженных ДО и деепричастиями. Способы выражения обособленных обстоятельств

Уметь выявлять условия обособления обстоятельств; правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных обстоятельств., определять границы ДО, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении

организационные, мыслительные

73

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Алгоритм отсутствия или наличия запятой перед союзом КАК. Понятие и значение сравнительного оборота в речи

Находить синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи

организационные, мыслительные

74

Обособление обстоятельств, выраженных существительным с предлогом

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительным с предлогом

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительным с предлогом, правильно расставлять знаки препинания; конструировать предложения с использованием производных предлогов, с помощью которых обособляются обстоятельства.

организационные, мыслительные

75

Синтаксический разбор предложений с обособленными членами.

Уметь определять и выделять на письме обособленные обстоятельства, строить предложения с использованием обособленных обстоятельств, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами и выразительно читать их.

организационные, мыслительные

76

Понятие об обособлении уточняющих членов предложения. Выделительные и разделительные знаки препинания

Иметь представление об уточняющих членах предложения и о  свойствах, отличающих их от обособленных оборотов; виды уточняющих членов предложения, правила выделения

Уметь выявлять условия обособления уточняющих членов предложения; выразительно читать предложения с уточняющими членами.

организационные, мыслительные

77

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности

Виды уточняющих членов предложения, правила выделения уточняющих членов предложения

Уметь находить обособленные уточняющие члены предложения в тексте; составлять предложения по предложенной  теме.; производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения. Соблюдать интонацию уточнения

организационные, мыслительные

78

Обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения». Практическое занятие

Обособление второстепенных членов предложения; постановка знаков препинания при обособлении; наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены предложения, производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи. Выборочная работа с текстами художественных произведений. Уметь составлять связный текст в научном стиле речи об обстоятельствах и уточняющих членах предложения.

Уметь определять и выделять на письме обособленные обстоятельства, строить предложения с использованием обособленных обстоятельств.

организационные, мыслительные

79

Контрольная работа по теме «Обособлениые члены предложения». (тестирование)

Повторить теоретические сведения

Применять теорию на практике

Знать основные нормы русского литературного языка (орфографические, пунктуационные).

Уметь применять полученные материалы при решении грамматических задач.

организационные, информационные

80

Анализ контрольной работы по теме «Обособленные члены предложения».

Осуществлять самоконтроль, находить в работе ошибки и исправлять их.

организационные, информационные, мыслительные

РАЗДЕЛ 10. ОБРАЩЕНИЯ, ВВОДНЫЕ СЛОВА, МЕЖДОМЕТИЯ (9 + 2)

81

Повторение изученного об обращении. Знаки препинания при нём.

Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

организационные,

информационные

К 1.1

82

Р.Р. Публичное выступление «В жизни всегда есть место подвигам» (упр.354)

Требования к устному выступлению, понимать значение понятий «публичный» и «публицистический». Разграничение понятий «публичный» и «публицистический»

Использовать характерные для публицистического стиля средства языка, самостоятельно отбирать, обрабатывать и структурировать информацию, исследовать и анализировать важные современные проблемы общества, аргументировано отстаивать свои взгляды, убеждения

организационные,

информационные

83

Распространённые обращения.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.

организационные,

информационные

К 1.5

84

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них.

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

организационные,

информационные

85

Р.Р. Составление делового письма

Алгоритм составления делового письма

Составить собственного высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра (деловое письмо)

организационные,

информационные

К 1.5

86

Вводные слова, словосочетания и вводные предложения. Знаки препинания при них. Предложения с междометиями

Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.

Значение вводных предложений в тексте, алгоритм постановки знаков препинания при них

Употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1-8.4

87

Вставные конструкции. Особенности их употребления

Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания при письме.

организационные,

информационные

88

Вставные конструкции.

организационные,

информационные

К 1.2

89

Обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете, риторические обращения как приём публицистического и художественного стилей.

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1

90

Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями».

Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения.

организационные,

информационные

91

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе

организационные,

информационные

мыслительные

К 1.3,

К 6.5

РАЗДЕЛ 11. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ (6 + 1)

92

Предложения с прямой речью. Основные способы передачи чужой речи. Знаки препинания в них.

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку.

организационные,

информационные

93

Предложения с прямой речью. Диалог. Знаки препинания при прямой речи и диалоге

организационные,

информационные

К 9.1

94

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1-8.2

95.

Предложения с косвенной речью.

Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи.

коммуникативные, организационные, мыслительные

К 8.1-8.2

96.

Цитаты и знаки препинания при них.

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании.

коммуникативные, организационные, мыслительные

97.

Закрепление темы «Способы передачи чужой речи»

Самостоятельная работа

Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.

организационные,

информационные

мыслительные

К 1.7

98.

Р.Р. Изложение по тексту К.Чуковского «Анна Ахматова»

организационные,

информационные

мыслительные

.

РАЗДЕЛ 12. ПОВТОРЕНИЕ (3 + 1)

99-101

Повторение тем «Синтаксис и морфология».

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи.

организационные, мыслительные

Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

102.

Итоговая контрольная работа по изученным темам

Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания.

организационные, мыслительные

Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс.

103-104

Р.Р. Сочинение – сравнительная характеристика героев по репродукции с картины К.Брюллова «Портрет сестёр А.А. и О. А. Шишмарёвых»

организационные,

информационные

мыслительные

105

Заключительный урок

Технологии обучения:

Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные т.о.(Я.Коменский)

Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский));

-гуманно – личностная (Ш.Амонашвили).

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология дистанционного обучения  (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

-коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы организации учебного процесса:

    Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;  

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

 - взаимопроверка;

 - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

 - написание сочинений;  

- письмо под диктовку;

 - комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей  языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и  пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой  и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы,  ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

  • Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
  • - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  • - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
  • - учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
  • Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

                                        Оценка сочинений и изложений

  • Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений и изложений проверяются:
  • 1) умение раскрывать тему;
  • 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
  • Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
  • Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.
  • При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.
  • Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценки

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки.

«2»

1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

                                     

                                     Оценка устных ответов обучающихся:

 Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

  • Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.
  • Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  • Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов.

  • Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
  • Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
  • Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам           

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А

Рабочая программа по русскому языку 7 класс по учебнику Баранов М.Т., Ладыженская Т.А...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс : М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Рабочая программа, сделанная в соответствии со всеми   требованиями Стандартов....

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Разработана в соответствии с требованиями Стандартов и всех проверок...

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Рабочая программа по русскому языку  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России 0т 05.03.2004 №1089....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский,

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,            Рабочая и авторская п...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс(ФГОС) УМК Баранов, Ладыженская

Раздел I. Пояснительная записка. Общая характеристика курсаЯзык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи инфо...