Рабочая программа по русскому языку 7 класс : М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Калабина Татьяна Александровна

Рабочая программа, сделанная в соответствии со всеми   требованиями Стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc338.5 КБ
Microsoft Office document icon poyasn._zap_7_kl.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

Тема урока

Кол-во час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учеников

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. Общие сведения о русском языке (1)

1

Русский язык  как развивающееся явление

1

Урок усвоения новых знаний

Русский язык ак развивающееся явление. Русский язык- один из славянских языков

Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации

Анализ текстов, выявление главного и существенного. Создать устное высказывание, доказать, что язык – общественное явление. Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: “Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив  и народ”?

У.3

Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ  ПРОЙДЕННОГО В 5 и 6 КЛАССАХ (12+2)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор

1

Повторительно-обобщающий урок.  

Синтаксис. Отличия

словосочетания от

предложения.  Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

Знать предмет изучения синтаксиса отличия словосочетания от предложения, простого предложения от сложного, главных членов предложения от второстепенных знать порядок синтаксического разбора простого предложения Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять слово сочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

§ 1

У.9

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1

Повторительно-обобщающий урок.

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания; знаки завершения, условия постановки двойного знака завершения; разделительные знаки препинания в простом и сложном предложениях и условия их выбора; выделительные знаки и условия их выбора.

Уметь составлять из указанных простых предложений сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы из данного списка; уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

§ 2

У.12

4-5

Лексикология и фразеология

2

Повторительно-обобщающий урок.  

Лексический состав языка. Лексические нормы

Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке; понятия «многозначные слова», «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «профессиональные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова».

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текст а. Работа со словарём.

§ 3

У.15

У.16

6-7

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова

2

Повторительно-обобщающий урок.

Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Знать предмет изучения фонетики, на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; порядок фонетического разбора слова; знать предмет изучения орфоэпии. Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический разбор слова, пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.

Фонетический разбор слова. Текст. Редактирование звучащей речи.

§ 4

У.19

У.22 (Р.)

8-9

Словообразование и морфемика. Морфемный и словообразовательный разбор.

2

Повторительно-обобщающий урок.

Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем.

Знать предмет изучения словообразования, перечень морфем, способы образования слов; знать о связи орфографии со словообразованием; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь выделять морфемы в указанных словах, группировать слова по способам словообразования, группировать слова по корням, разграничивать слова с омонимичными корнями, про изводить морфемный и словообразовательный разбор слов; верно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; графически обозначать условия выбора названных типов орфограмм.

Объяснительный диктант “Проверь себя.

§ 5


У.26

У.27

10- 12

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова

3

Повторительно-обобщающий урок.

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка.

Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи; знать формы изменения глагола; как определяется вид, спряжение глагола; общее и различное у склоняемых частей речи, об отличии местоимений от других склоняемых слов; знать о связи орфографии с морфологией; порядок морфологического разбора изученных частей речи; знать о значении открытий М. В. Ломоносова в лингвистике. Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; уметь группировать слова по имеющимся в них орфограммам; подбирать при меры с изученными видами орфограмм; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять тип и стиль текста; языковые средства, характерные для указанного стиля; определять основную мысль текста; уметь передавать свое впечатление от картины в форме письма.

Предупредительный диктант.

§ 6

У.32

У.42

У.44 (Р.)

13

Контрольный диктант

1

Урок контроля.

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания.

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

14

(Р) Текст. (Р) Стили литературного

языка


1

Урок развития речи.

Текст. Средства связи предложений в тексте. Стилевые черты.

Знать определение текста, название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смысловые типы текстов.

Уметь составлять текст из указанных предложений, определять средства связи предложений в тексте; доказывать принадлежность к тексту данной группы предложений; определять тип текста, доказывать принадлежность текста к названному типу; делить текст на абзацы; озаглавливать текст.

Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль, определить стиль, средства связи предложений в тексте, составить план.

§7,8

У.51

15

Р.р. Публицистический стиль речи.

1

Урок развития речи.

Публицистический стиль. Его жанры, языковые особенности.

Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать.

Составление таблицы: “Публицистический стиль и его признаки”, чтение текстов, их сравнение и анализ.

§ 10

У.63

Раздел 3. Морфология (141часов)

Причастие (25+6)

16

Причастие как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний.

Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки  глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у прича стий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным час тям речи в форме рассуждения.

Подбор существительных к прилагательным и причастиям. Сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи.

§ 9

У.56

17

Причастие как часть речи

1

Урок закрепления изученного.

Признаки  глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении.

Выборочный диктант

§9

У.57

18

Склонение причастий

1

Урок усвоения новых знаний.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях \причастий.  

Знать о склонении полных причастий в единственном и множествен ном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Осложнённое списывание.

§ 11

У.68

19-20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

2

Урок усвоения новых знаний. Урок закрепления изученного.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Знать определение причастного оборота; что в предложении причастный оборот является одним членом предложения (определением); место причастного оборота по отношению к определяемому слову; условия выделения причастного оборота на письме.

Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; строить предложения с причастным оборотом; находить и исправлять ошибки в построении предложений с причастным оборотом.

Объяснительный, распределительный диктанты.

§ 12

У.71(Р.)

У.74

21

(Р) Описание внешности человека

1

Урок развития речи.

 Описание внешности человека. Структура текста, языковые особенности (“портретные” слова).

Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»).

Уметь находить элементы описания внешности человека в тексте (в том числе «портретные слова»); определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера; различать официально-деловой и художественный стили описания человека.

Наблюдение над фрагментами художественных произведений, составление миниатюр: описание внешности человека в минуты радости, огорчения, за интересным занятием и др.

§ 13

У.82

22

Действительные и страдательные причастия

1

Урок усвоения новых знаний.

Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления.

Знать определение действительных и страдательных причастий, ход рассуждения по разграничению действительных и страдательных причастий.

Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, находить и исправлять ошибки в смешении действительных и страдательных причастий.

Распределительный диктант.

§14

У.86(Р.)

23

Краткие и полные страдательные причастия

1

Урок усвоения новых знаний.

Краткие и полные страдательные причастия. Их синтаксическая роль в предложении.

Знать о том, что страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют полную и краткую форму; знать формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическую роль в предложении; сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий; ударение в кратких страдательных причастиях (взята, переведена, прuвезена и др.).

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях.

Тест. Выборочный диктант.

§ 15

У.89

24-25

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

Урок усвоения новых знаний.

Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Знать, как образуются действительные причастия настоящего времени; суффиксы действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласные у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Составление таблицы: “Суффиксы действительных причастий настоящего времени.”

Объяснительный диктант.

§ 16

У. 92

У.93

26

Действительные причастия прошедшего времени

1

Урок усвоения новых знаний.

Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы.

Знать, как образуются действительные причастия прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; разграничивать действительные причастия настоящего и прошедшего времени, группировать словосочетания с названными причастиями; заменять в предложении глаголы действительными причастиями настоящего и прошедшего времени.

Творческое списывание.

§ 17

У.99

27

(Р) Изложение с изменением фор

мы действующего лица Упр. 100

1

Урок развития речи.

Изложение с изменением фор

мы действующего лица с элементами описания внешности человека.

Знать особенности изложения с изменением формы действующего лица. Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять

ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица.

Изложение

28-29

Страдательные

причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

2

Урок усвоения новых знаний.

Образование страдательных

причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего

Знать, как образуются страдательные причастия настоящего времени; суффиксы страдательных причастий настоящего времени; условия выбора гласных е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; заменять действительные причастия настоящего времени страдательными; правильно выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь выражать указанные мысли сжато, используя причастный оборот.

Объяснительный диктант, дополнить таблицу: “Суффиксы причастий”

 § 18

У.105

У.107

30

Страдательные  

причастия прошедшего времени.

1

Урок усвоения новых знаний.

Образование страдательных

причастий настоящего времени

Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий.

Словарный, распределительный диктанты.

§ 19

У.110

31

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

Урок усвоения новых знаний.

Правописание гласных в суффиксах

страдательных причастий и отглагольных прилагательных

Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях.

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Диктант “Проверь себя”

§ 20

У.113

32-33

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных

2

Урок усвоения новых знаний.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных


Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн В причастиях; условия выбора н и нн В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, выбор н и нн в суффиксах; знать слова-исключения; ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; разграничивать страдательные причастия прошедшего времени отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн В суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова-исключения; уметь правильно ставить ударение в полной форме действительных и страдательных причастий прошедшего времени (поднявший - поднятый, начавший - начатый и др.).

Тест. Объяснительный диктант.

§ 21

У.119

У.121

34-35

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

2

Урок усвоения новых знаний.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Знать об условиях перехода причастий в прилагательные; знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; ход рассуждения для разграничения кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных, выбор н и нн В суффиксах.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями, разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь описывать внешность друзей, знакомых по фотографии.

Распределительный диктант.

§ 22

У.125


У.129(Р.)

36

(Р) Выборочное

изложение с описанием внешности (отрывок из рассказа М. А.

Шолохова «Судьба человека» ) Упр. 130

1

Урок развития речи.

 Выборочное изложение повествовательного текста с описанием внешности.

Знать особенности выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), структуру текста типа описание, его языковые особенности.

Уметь определять основную мысль изложения; выделять в частях исходного текста подтему (описание внешности человека); составлять план изложения; излагать подтему исходного текста.

Выборочное

изложение

37

Морфологический разбор при

частия

1

Повторительно-обобщающий урок.

Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия.

Комплексный анализ текста.

§ 23

У.131

38

Контрольный диктант

1

Урок контроля.

Правописание причастий, знаки при причастном обороте.

Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять морфологический разбор причастия.

Диктант с грамматическим заданием.

39-40

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2

Урок усвоения новых знаний.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

Уметь правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с причастиями; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи; находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, причастиями ).

Составление таблицы: “НЕ с причастием”.

§ 24

У.134

У.138

41

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий про- шедшего времени

1

Урок усвоения новых знаний.

Правописание гласных в суффиксах страдаельных причастий

Знать условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; букв е и ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в суффик сах прилагательных, окончаниях глаголов, в корнях слов разных частей речи. Уметь правильно писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова с буквами о, е, ё после шипящих по видам орфограмм.

Словарный диктант. Выборочный диктант.

§ 25

У.143

42-43

Сочинение по личным наблюдениям на тему «Вы С ним знакомы» У. 145-146

2

Урок развития речи.

Описание внешности человека.

Уметь собирать материалы к сочинению: определять, что относит ся к теме будущего сочинения; фиксировать свои наблюдения и мысли; систематизировать материалы; в письменной форме состав лять собственный текст- описание внешности человека по лич ным наблюдениям.

Сочинение

44

Повторение

1

Повторительно-обобщающий урок

Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий.  

Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастными оборотами.

Работа с текстами разных стилей и жанров.

У.158

45-46

Контрольный диктант и его анализ

2

Урок контроля.

Многоаспектный анализ текста.

Уметь правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, морфологически разбирать причастия, делать синтаксичский разбор предложения  с причастным оборотом, видеть суффиксы причастий.

Диктант с грамматическим заданием.

Деепричастие (10+2)

47

Деепричастие как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний.

Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия. Синтаксическая и текстообразующая роль деепричастий.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий.

Объяснительный диктант.

§ 26

У.160

48-50

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

3

Урок усвоения новых знаний.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Знать определение деепричастного оборота; что в предложении деепричастный оборот является одним членом предложения (обстоятельством); место деепричастного оборота по отношению к глаголу; условия выделения одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме.

Уметь находить деепричастные обороты и глаголы, к которым они относятся; заменять указанные глаголы и словосочетания с неопределенной формой глагола деепричастиями и деепричастными оборотами; распространять предложения за счет включения в них деепричастного оборота: правильно расставлять запятые при одиночном деепричастии и деепричастном обороте; составлять предложения по указанным схемам; правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Комментированный диктант.

§ 27

У.167(Р.)

У.168

У.169

51

Раздельное на писание не с деепричастиями

1

Урок усвоения новых знаний.

НЕ с деепричастиями.

Знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными. Уметь правильно писать не с деепричастиями; графически обозначать условия правильных написаний; правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).

Объяснительный диктант.

§ 28

У.173

52

Деепричастия несовершенного вида

1

Урок усвоения новых знаний.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование.

Знать, что деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия несовершенного вида; суффиксы деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида; заменять глаголы деепричастиями несовершенного вида; находить и выделять на письме деепричастные обороты; уметь правильно ставить ударение в деепричастиях несовершенного вида (черпая, балуясь и др.).

Диктант “Проверь себя”

§29

У.177

53-54

Деепричастия совершенного вида

2

Урок усвоения новых знаний.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование.

Знать, что деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие; знать, как образуются деепричастия совершенного вида; суффиксы деепричастий Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие; образовывать деепричастия совершенного вида; заменять глаголы деепричастиями совершенного и несовершенного вида; заменять причастия совершенного и несовершенного вида деепричастиями, находить и выделять на письме деепричастные обороты совершенного вида.

Анализ текста

§30

У.182

У.186

55-56

(Р) Сочинение- рассказ на ос нове картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. У. 187

2

Урок развития речи

Рассказ рассказ по картине.

Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа).

Сочинение- рассказ

57

Морфологический разбор деепричастия

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования деепричастия; правописание НЕ с деепричастиями. Запятые при деепричастном обороте.

Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия.

Редактирование текста.

§31

У.189

58

Повторение

1

Повторительно-обобщающий урок

морфологические признаки, синтаксическая роль деепричастия. Запятые при деепричастном обороте. Морфологический разбор деепричастия.

Уметь распознавать деепричастия; по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи. Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи.

Осложнённое списывание.

У.195

Наречие (28 + 6)

59-60

Наречие как часть речи

2

Урок усвоения новых знаний.

Наречие как самостоятельная часть речи. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям;. находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Выписать словосочетания глаголов с наречиями, проанализировать их структуру, определить, чем отличается наречие от других частей речи. Работа с текстом.

§32

У.198

У.201

61-62

Смысловые группы наречий

2

Урок усвоения новых знаний.

Разряды наречий по значению, употребление наречий.

Знать лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; вопросы, на которые отвечают смысловые группы наречий. Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять вопросы, на которые они отвечают; определять синтаксическую роль наречий в предложении; употреблять наречия для связи предложений в тексте; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Составление таблицы: “Группы наречий”.  

§33

У.203(Р.)

У.210

63

Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И. Попова «Первый снег») У. 211

1

Урок развития речи

Сочинение в форме дневниковых записей

Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей. Уметь составлять текст в форме дневниковых записей по данному началу.

Сочинение

64-65

Степени сравнения наречий

2

Урок усвоения новых знаний.

Образование степеней сравнения наречий.

Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наре чия и прилагательные в форме сравнительной степени.

Рассказать по плану о степенях сравнения наречий. Подобрать к глаголам различные наречия. Образовать степени сравнения.

§34

У.212

У.215

66

Морфологический разбор наречия

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи.

Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия.

Заменить фразеологизмы наречиями, разобрать их как часть речи.

§35

У.218

67

Сочинение-рассуждение на тему “Прозвища” У. 217

1

Урок развития речи

Сочинение-рассуждение на тему

Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст- рассуждение на заданную тему.

Сочинение-рассуждение на тему

68-70

Слитное и раз дельное написание не с наре чиями на -о и -е

3

Урок усвоения новых знаний.

Слитное и раз дельное написание не с наре чиями на -о и -е

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; знать о разграничении наречий с не и кратких прилагательных с не. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку не- и частицу не с наречиями на -о и -е; разграничивaть наречия с не и краткие прилагательные с не; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

Подобрать к наречиям синонимы с приставкой НЕ, затем антонимы.

Осложнённое списывание.

Комплексный анализ текста.  

§36

У.219

У.224

У.225

71-73

Буквы е и и в приставках не- и  ни- отрицательных наре чий

3

Урок усвоения новых знаний.

Правописание отрицательных наречий.

Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Диктант “Проверь себя”

Предупредительный диктант.

Объяснительный диктант.  

§37

У.230

У.231

У.232(Р.)

74-75

Одна и две бук вы н в наречиях на -о и -е

2

Урок усвоения новых знаний.

Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на -о и -е

Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и -е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Комментированное письмо.

§38

У.235

У.236

76

Описание действий

1

Урок развития речи

Описание действий

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; находить и устранять

ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

Сочинение- описание

§39

У.240(У.)

77

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.  У. 240

1

Урок развития речи

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

Знать особенности жанров публицистического стиля -- репортажа и интервью, их языковые особенности, композицию; определять и формулировать основную мысль сочинения. Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения.

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям

78

Буквы о и е по сле шипящих на конце наречий

1

Урок усвоения новых знаний.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наре чий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Распределительный диктант.

§ 40

У.241

79-80

Буквы о и а на конце наречий

2

Урок усвоения новых знаний.

Буквы о и а на конце наречий

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

“Четвёртое лишнее”. Определите роль наречий в тексте.

§41

У.246

У.247

81

Подробное изложение с эле ментами сочине ния Упр. 248

1

Урок развития речи

Подробное изложение с элементами сочинения

Знать характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

Подробное изложение с элементами сочинения

82

Описание действий чело века по картине Е. Н. Широкова

«Друзья»

Упр. 249

1

Урок развития речи

Описание действий действий чело века по картине

Знать особенности описания внешности и действий человека, ком позицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени).

Описание действий чело века по картине века по картине

83-85

Дефис между частями слова в

3

Урок усвоения новых знаний.

Дефис между частями слова в наречиях.

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать наречия с приставками и омонимичные сочетания.

Образовать наречия по схемам, подобрать к ним однокоренные слова.

§42

У.252

У.254

У.256

86-87

Слитное раздельное написание приставок в образованных от существительных и количественных числительных

2

Урок усвоения новых знаний.

Слитное раздельное написание приставок в обра- зованных от существительных и количественных числительных

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользоваться орфографическим словарем

Составить предложения с функциональными омонимами.

§43

У.260

У.262

88

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

Урок усвоения новых знаний.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением и. неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слова Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением Ь после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Выборочный диктант.

§44

У.266

89-90

Повторение

2

Повторительно-обобщающий урок

Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий.

Уметь распознавать наречия. Знать группы наречий, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила.

Редактирование текста. Распеделительный диктант.

У.268

У.274

91-92

Контрольный диктант Работа над ошибками

2

Урок контроля.

Правописание наречий. Виды  разборов.

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

Категория состояния (4+2)

93-94

Категория состояния как часть речи

2

Урок усвоения новых знаний.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

Синтаксический разбор предложений.  

§45

У.278

У.279(Р.)

95-96

Морфологический разбор категории состояния

2

Урок усвоения новых знаний.

Морфологические признаки категории состояния. Разграничение категории состояния и других частей речи.

Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния.

Редактирование текста.

§46

У.280

У.283

97

Сжатое изложение с описанием состояния природы. (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») Упр. 281

1

Урок развития речи

Изложение с описанием состояния природы или человека.

Знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме).

Изложение.

98

Сочинение на лингвистическую тему Упр. 282

1

Урок развития речи

Сочинение на лингвистическую тему

Уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1)

99

Самостоятельные и служебные части речи..

1

Повторительно-обобщающий урок

Служебные части речи. Отличие служебных частей речи от самостоятельных.  Основная роль служебных частей речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их

Работа с текстом.

§47

У.284

Предлог (11 + 2)

100-101

Предлог как часть речи

2

Урок усвоения новых знаний.

Предлог как служебная часть речи. Роль предлога в предложении и словосочетании.

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них; составлять словосочетания, используя в качестве средства связи слов указанные предлоги; группировать словосочетания по значению предлога.

Определить роль предлога в предложении и словосочетании.

§ 48

У.287

У.289(Р.)

102-103

Употребление предлогов.

2

Урок усвоения новых знаний.

Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными, местоимениями. Предлог перед прилагательными, причастиями, порядковыми числительными.

Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь определять значения предлогов в словосочетаниях; употреблять нужный падеж зависимого существительного с предлогом в словосочетании; составлять словосочетания с использованием под ходящих по смыслу предлогов; находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Предупредительный диктант. Редактирование текста.

§ 49

У.292

У.294

104-105

Непроизводные и производные предлоги

2

Урок усвоения новых знаний.

Непроизводные и производные предлоги.

Знать неморфологический способ образования производных пред логов; отличия производных предлогов от непроизводных. Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предлоги; уметь правильно употреблять существительные с предлогами по, благода ря, согласно, воnреки; находить и исправлять ошибки в употреблении производных и непроизводных предлогов.

Проверочная работа: заменить непроизводные предлоги производными.

§ 50

У.299

У.301

106

Простые и составные предлоги

1

Урок усвоения новых знаний.

Простые и составные предлоги

Знать, какие предлоги являются простыми, какие - составными; какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

Работа с текстом.

§ 51

У.303

107

Морфологический разбор предлога

1

Урок усвоения новых знаний.

Морфологический разбор предлога

Знать порядок морфологического разбора предлога.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога.

У. 306 Озаглавить текст, прочитать вслух, выписать словосочетания с предлогами Морфологический разбор предлога

§ 52

У.306

108-109

 Рассказ-ре портаж на ос нове увиденного на картине (А. В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному на чалу.  Упр. 307

2

Урок развития речи

 Рассказ-репортаж

Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека.

Рассказ-репортаж

110-112

Слитное и раз дельное написаниe производ ных предлогов

3

Урок усвоения новых знаний.

Слитное и раз дельное написаниe предлогов. Дефис в предлогах. Употребление предлогов в речи.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; различение на письме омонимичных производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Составление таблицы: “Различайте написания предлогов и других частей речи”. Составление устного высказывания о слитном  и раз дельном написании производных предлогов.

§ 53

У.309

У.310

У.312

Союз (16 + 2)

113

Союз как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний.

Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. Союзы – синонимы.

Знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза: связь однородных членов и простых предложений в составе сложного.

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного; определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного; уметь пользоваться в речи союзами-синонимами.

Объяснительный диктант.

§ 54

У.316

114

Простые и составные союзы

1

Урок усвоения новых знаний

Простые и составные союзы

Знать, какие союзы являются простыми, какие - составными. Сведения о Ф. И. Буслаеве и его книге «О преподавании отечественного языка».

Уметь находить простые и составные союзы; составлять предложения с составными союзами.

Графический диктант. Составление предложений по схемам.

§ 55

У.319

115-116

Союзы сочинительные и подчинительные

2

Урок усвоения новых знаний

Сочинительные союзы. Подчинительные союзы


Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные.

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Синтаксический разбор предложений.  

§ 56

У.321

У.322

117

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Повторительно-обобщающий урок

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов.

Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении.

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; определять грамматические основы сложных предложений; составлять схемы союзных сложных предложений; составлять союзные сложные предложения по указанным схемам.

Составление предложений по схемам.

§57

У.326

118-119

Сочинительные союзы

2

Урок усвоения новых знаний

Группы сочинительных союзов по значению. Употребление сочинительных

союзов для связи целого текста.

Знать группы сочинительных союзов по значению (соединительные, противительные, разделительные); перечень союзов, входящих в каждую группу; текстообразующую роль союзов.

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов (как...,  так и, не только...,но и, не то..., не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения; уметь употреблять запятую перед второй частью составных союзов; употреблять запятую между однородными членами предложения; составлять простые и сложносочиненные предложения по указанным схемам

Предупредительный диктант.

§ 58

У.335(Р.)

У.336

120-121

Подчинительные союзы

2

Урок усвоения новых знаний

Группы подчинительных союзов по значению. Употребление подчинительных

союзов.

Знать группы подчинительных союзов по значению; перечень союзов, входящих в каждую группу.

Уметь определять значения подчинительных союзов; группировать сложные предложения по значению подчинительных союзов; составлять сложные предложения из простых с использованием подчинительных союзов; составлять сложные предложения с подчинительными союзами по указанным схемам.

Составление предложениий по схемам.

§ 59

У.339

У.340

122

Морфологический разбор союза

1

Повторительно-обобщающий урок

Морфологический разбор союза. Разряды союзов по строению и значению.

Знать порядок морфологического разбора союза.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза.

Комплексный анализ текста. Найти и исправить ошибки в построении предложений.

§ 60

У.342(Р.)

123-124

Сочинениерассуждение на дискуссионную тему «Книга наш друг и советчик»

Упр. 343

2

Урок развития речи

Рассуждение на дискуссионную тему, его языковые особенности.

Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля.

Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему.

Сочинениерассуждение.

125-127

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

3

Урок усвоения новых знаний

Слитное написание союзов. Отличие написания союзов также, тоже, чтобы, зато от других частей речи.

Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом...

Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Составить таблицу “Отличайте союзы от других частей речи”

§ 61

У.346

У.347

У.350

128-129

Повторение сведений о предлогах и союзах

2

Повторительно-обобщающий урок

Общее и отличное между предлогами и союзами. Употребление предлогов и союзов.

Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски.

Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить союзы по группам.

У.351

У.354

130

Контрольный диктант

1

Урок контроля

Правописание союзов и предлогов. Виды  разборов.

Безошибочно писать текст на слух. Выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

Частицы (18+4)

131

Частица как часть речи

1

Урок усвоения новых знаний

Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении.

Знать определение частицы как части речи. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.

Определить значение частиц в тексте.

§ 62

У.359

132-133

Разряды частиц. Формообразующие частицы

2

Урок усвоения новых знаний

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Знать о делении частиц на разряды по значению (формообразующие и смысловые); знать перечень формообразующих частиц, о раздельном написании частицы бы со словами. Уметь определять роли частицы бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять формообразующие частицы в предложении.

Составить связный текст”Мир и дружба”, употребить глаголы в повелительном наклонении с формообразующими  частицами.

§ 63

У.361

У.364(Р.)

134-136

Смысловые частицы

3

Урок усвоения новых знаний

Смысловые частицы

Знать смысловые частицы и их назначение в предложении; стили речи, в которых употребляются смысловые частицы; группы смысловых частиц Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; уметь выразительно читать предложения со смысловыми частицами; определять смысловые оттенки, которые вносят частицы в предложение; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

Объяснительный диктант.

Заполнить таблицу “Частицы” примерами.

§ 64

У.368

У.372

У.375(Р.)

137-138

Раздельное и дефисное написание частиц

2

Урок усвоения новых знаний

Раздельное и дефисное написание частиц.

Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний.

Свободный диктант. Работа с текстом. Составить устное высказывание “Дефис в словах между частями слова”.

§ 65

У.379(Р.)

У.381

139-140

Сочинение  рассказ с использованием

сюжета картины (К Ф. Юон«Конец зимы. Полдень» )

Упр. 382

2

Урок развития речи

Сочинение  рассказ

Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе.

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; про износить этот текст (не читая).

Сочинение  рассказ с использованием

сюжета картины.

141

Морфологический разбор частицы

1

Повторительно-обобщающий урок

Общее значение, правописание частиц.

Знать порядок морфологического разбора частицы.

Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы.

Составить тексты (3-4 предложения), которые бы заканчивались восклицательными частицами или начинались вопросительными. Составить предложения с функциональными омонимами ДА (союз – частица), ЛИ (союз – частица).

§ 66

У.384

142-143

Отрицательные частицы не и ни

2

Урок усвоения новых знаний

Отрицательные частицы не и ни. Их  роль.

Значение.

Знать, что частица не может придавать отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам; о положительном смысле предложения при наличии в нем двойного отрицания; знать функции выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания частицы ни.

Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.

Предупредительный диктант. Составление предложений. Объяснительный диктант.

§ 67

У.388

У.392

144-145

Различение частицы и приставки не

2

Повторительно-обобщающий урок

Различение частицы и приставки не

Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи.

Уметь правильно писать слова разных частей речи с не; графически объяснять условия выбора правильных написаний; группировать предложения по способу написания не с разными частями речи; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с  частицей и приставкой не-; составлять таблицу изученных видов орфограмм с не.

Объяснительный диктант.

§ 68

У.397

У. 401

146-147

Сочинение-

рассказ по данному сюжету I Упр. 402

2

Урок развития речи

Сочинение-

рассказ по дан

ному сюжету

Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога.

Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев.

Сочинение

148-149

Частица ни, приставка ни -,

союз ни - ни

2

Повторительно-обобщающий урок

Правописание НИ с разными частями речи. Различение выражений НЕ ЧТО ИНОЕ КАК…, НЕ КТО ИНОЙ КАК.., НИЧТО ИНОЕ…, НИ КТО ИНОЙ…

Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни - ни.

Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни-, союз ни - ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Осложнённое списывание. Объяснительный диктант.

 § 69

У.398

У.406

150

Повторение

1

Повторительно-обобщающий урок

Использование частиц для передачи разных оттенков значения и для образования разных форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различения частиц НЕ-НИ. Употребление частиц с различными частями речи.

Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности, передачи разных смысловых оттенков речи, различать “не” – “ни”, безошибочно употреблять с разными частями речи.

Объяснить, как вы понимаете слова лингвиста Т. Николаева о том, что частицы – “это слова, максимально ответственные за передачу общения”.

У.410

151-152

Контрольный

диктант.

Работа над

ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте.

2

Урок контроля

Служебные слова, их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи. Правописание предлогов, союзов, частиц. Употребление их в речи.

Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, употреблять предлоги как средство связи в словосочетаниях и предложениях, союзы для связи однородных членов и частей сложного предложения, различать предлоги, союзы, частицы разных разрядов, писать безошибочно производные предлоги, частицы, союзы, отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от созвучных сочетаний слов, употреблять служебные части речи в соответствии с языковыми нормами, воспроизводить звучащий текст в соответствии с нормами письма.

Диктант с грамматическим заданием.





У.414

Междометие (4)

153-154

Междометие

        как часть речи

2

Урок усвоения новых знаний

Междометие

        как особый разряд слов. Разряды междометий.

Знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и

служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи.

Уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия.

Составить таблицу “Использование междометий для выражения эмоций, некоторых форм общения, команд, приказов.

§ 70

У. 415

 У.416

155-156

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

2

Урок усвоения новых знаний

Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях.

Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях.

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора прав ильных написаний; выделять междометия знаками препинания; составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями

Объяснительный диктант.  

 

§ 71

У.420(Р.)

 У.421

Раздел 4. Повторение и систематизация изученного в VI-VII классах (12 + 2)

157

Разделы науки о русском языкe.

1

Повторительно-обобщающий урок

Цели изучения языка. Разделы науки о русском языкe.

Знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни.

Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания.

Заполнить таблицу “Разделы науки о русском языкe”.

§ 72

Составить устный рассказ по вопросам на с. 193

158

Текст. Стили речи

1

Урок развития речи

Текст. Стили и типы речи. Прямой и и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте.

Знать признаки текста; виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности, их отличие друг от друга; группировку жанров по стилям речи.

Уметь определять вид текста, принадлежность текста к стилю речи; группировать жанры по стилям речи; доказывать принадлежность текста к стилю речи.

Анализ текстов разных типов и стилей.

§ 73

У. 426

159

Контрольное сочинение на предложенную тему I Упр.428

1

Урок контроля

Сообщение как разновидность повествования.

Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях своего класса в жанре заметки информационного характера. Определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки, соблюдать нормы литературного языка.

Сочинение на предложенную тему

У.427

160

Фонетика. Графика

1

Повторительно-обобщающий урок

Орфоэпические нормы.

Знать определение фонетики и графики как разделов науки о языке; назначение букв, взаимоотношение звуков и букв в языке; порядок фонетического разбора слова.

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; группировать слова, в которых буквы не совпадают и совпадают с произношением; производить фонетический разбор слов.

Заполнить таблицу “Звуки русского языка”

§ 74 У. 432

161

Лексика

и фразеология

1

Повторительно-обобщающий урок

Лексические нормы (повтор слова, неуместное употребление слова, употребление слова в несвойственном ему значении).

Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке; назначение слов и фразеологизмов в языке; отличие лексического значения от грамматического; общее и различное у синонимов, антонимов; роль диалектных, жаргонных, профессиональных, устаревших слов в художественных произведениях; словари русского языка.

Уметь рассказывать о назначении слов и фразеологизмов в форме научного описания; определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.

Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок.

§ 75 У. 433

162

Морфемика. Словообразование

1

Повторительно-обобщающий урок

Способы образования слов, правописание морфем.

Знать определение морфемики и словообразования как разделов науки о языке; назначение значимых частей слова; способы образования слов; порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора.

Уметь рассказывать о строении и образовании слов в форме научного описания; группировать слова по способам их образования; обозначать состав слов и подбирать исходное слово; производить разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Объяснительный диктант.  

Диктант “Проверь себя”.

§ 76

У. 439

163-164

Морфология

2

Повторительно-обобщающий урок

Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка.

Знать определение морфологии как раздела науки о языке; определение части речи; три группы частей речи в русском языке; морфологические признаки частей речи; синтаксическую роль частей речи; морфологический разбор слова.

Уметь рассказывать о частях речи в форме научного описания; определять части речи в предложении; определять синтаксическую роль указанных частей речи; производить морфологический разбор слов

Предупредительный диктант.

§77

У. 443

У.446

165-166

Орфография

2

Повторительно-обобщающий урок

Орфографические нормы.

Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы; буквенные и небуквенные орфограммы; опознавательные приметы орфограмм; места орфограмм в слове и между словами; условия выбора орфограмм.

Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания; находить орфограммы, правильно писать слова с изученными видами орфограмм; определять места нахождения орфограмм, виды орфограмм; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Комплексный анализ текста. Предупредительный диктант. Творческое и осложнённое списывание.

§ 78

У. 452

У.453

167

Синтаксис

1

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксические нормы. Отличия

словосочетания от

предложения.  Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложений. Синтаксический разбор.

Знать определение синтаксиса как раздела науки о языке; назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний; способы выражения главных членов предложения; виды предложений по цели высказывания, по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения; синтаксический разбор предложения.

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с деепричастными оборотами; сложные предложения.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

§ 79

У. 459

168-169

Пунктуация

2

Повторительно-обобщающий урок

Пунктуационные нормы. Пунктуационный разбор

Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки различных знаков завершения; условия постановки знаков препинания между однородными членами, между частями сложного предложения, при обращениях, междометиях, при прямой речи и диалоге.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.

Графический, объяснительный диктанты, составление схем, конструирование по схемам.

§ 80

У.462

У.464

170

Контрольный

диктант.

1

Урок контроля

Диктант с грамматическим заданием.

Уметь производить композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста. Языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации.

Комплексный анализ текста.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по русскому языку

  7 класс.

УМК

Программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, О.М. Александрова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба

Методические рекомендации: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, О.М. Александрова, Л. Ю. Комисарова

Пояснительная записка

Данное планирование составлено  в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта на основе

  • примерной программы     БАЗОВОГО УРОВНЯ, опубликованной в “Сборнике нормативных документов. Русский язык”. “Дрофа” Москва 2008;
  • авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ, опубликована в сборнике      “Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы». Москва. “Просвещение”, 2007;

Цель образования – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,

 обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу VII класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами

 (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

        - составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

        - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и

 исправлять орфографические ошибки.

        Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

        По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й  р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты

 с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные

 сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Тематический план

VII КЛАСС  

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие (25 ч + 6 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени(ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

11. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (прuнесённый, прuнесён, принесено, прuнесена, прuнeсeн), правильно употреблять причастия с суффиксом -ен, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

111. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

11. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

        111. Рассказ по картине.

                                      Наречие (28 ч + 6 ч)

1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

11. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

111. Описание действий как вид текста: структура текста, его

языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

        1. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

        11. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

                          Предлог (11 ч + 2 ч)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

11. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и uз. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

111. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 ч + 2 ч)

1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

11. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

111. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

                           Частица (18 ч + 4 ч)

1. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

        Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни        с различными частями речи.

        2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

        3. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

        1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

        Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

        Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

        2. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

Итого 136 ч(4 ч в неделю) Контрольных работ – 7.  На  развитие речи - 28

.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

  • Сборник нормативных документов. Русский язык.

      “Дрофа” Москва 2008

  • Федеральный компонент государственного стандарта. С. 3
  • Примерные программы. С. 97

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. : М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский . Москва  “Просвещение” 2007
  • Образовательная программа МОУ СОШ с УИОП № 27 г. Кирова 2009

  • Обучение русскому языку в 7 классе Методические рекомендации: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, О.М. Александрова, Л. Ю. Комисарова. Москва  «Просвещение” 2007
  • Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М.: Айрис, 2003.
  • Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2006.
  • Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии: 7 класс / Л. Г. Ларионова. -М.: Просвещение, 2006.
  • Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс/ С. И. Львова. - М.: Просвещение, 2006.
  • Михайлова, С. Ю. Дидактический материал по русскому языку для 5-7 классов средней школы / С. Ю. Михайлова, О. Ю. Шарапова. - СПб: Специальная литература, 1998.
  • Трошин В. В. Слова и числа: Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. - Волгоград: Учитель, 2006.
  • Хазанова А. С. Русский язык: Практическое руководство / А. С. Хазанова, Л. В. Цвайг. - М.: ВАКО, 2002.

  • Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 7 класс /Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
  • Баранов М. Т. Русский язык. Учебник. 7 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2005.
  • Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс: Пособие для учащихся / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
  • Дидактические материалы по русскому языку: 7 класс / Сост. Т. М. Купалова. -М.: Просвещение, 1997.
  • Книгина М. П. Русский язык: 7 класс: Тесты: в 2 ч. / М. П. Книгина. - Саратов: Лицей, 2006.
  • Книгина М. П. Русский язык. 7 класс: Тетради на печатной основе/М. П. Книгина. -Саратов: Лицей, 2006.
  • Малюшкин А. Б. Тематические зачеты по русскому языку: 7 класс / А. Б. Малюшкин, Е. Ю. Рогачева. - М.: Сфера, 2006.
  • Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 7 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Разработана в соответствии с требованиями Стандартов и всех проверок...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский).

Данная рабочая программа составлена в соответствии·           с государственным стандартом общего образования 2004 г. (стандартом первого поколения);·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....