Конспект урока "Тип речи-описание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Данный урок может быть использован на уроках развития речи в 5-7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_rechi-opisanie_konspekt.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Описание как тип речи.
Обучающие цели урока:
- Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.
- Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.
Развивающая цель урока:
- Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.
Воспитательная цель урока:
- Формирование интереса к изучению предмета.
- Воспитание у учащихся любви к природе.
На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.
Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Как, наверно, и каждый из вас, я очень люблю лето.
Давайте прочитаем небольшой текст о моем любимом времени года.
Слайд №1 (Читает один ученик)
Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!
Я назвала эти 5 строчек текстом. Вы со мной согласны?
Ответ: да
- Докажите, что перед нами текст.
Ответ: Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.
- Каждый текст имеет свою тему, определим ее.
Ответ: описание лета.
- К какому типу речи относится текст?
Ответ: описание.
- Почему?
Ответ: описываются признаки явления.
- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.
-Текст – описание строится по своим законам.
- Как построено описание?
Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.
1 часть – Ясный летний день. (предмет)
2 часть – Описание (признаки)
3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)
Ученики записывают в рабочие листочки композицию текста описания.
- Давайте проверим, все ли верно мы записали. (Слайд 2) рабочие листы.
- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?
- К каким частям речи относятся эти слова?
Ответ: прилагательные и наречия.
-Выпишите в рабочие листы (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.
Ответ:
- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы
Ответ:
- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.
Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!
- О каком времени года теперь идет речь?
Ответ: о зиме
- Верно, теперь это описание зимы.
- А какое наше отношение к зиме мы выразили в этом тексте?
Ответ: ужасная пора
- Ужасная пора? И вы с этим согласны? Давайте посмотрим фильм и подумаем, как его автор относится к зиме.
Фильм (слайд-шоу «Зимние забавы» под песню «Кабы не было зимы»)
- Итак, какое отношение у автора фильма к зиме?
Ответ: положительное, для автора это веселая пора.
- Какие приемы использовал автор, чтобы мы поняли его отношение к зиме?
Ответ: музыка, слова песни, фотографии
- Верно. Каждый из нас видит один и тот же предмет по – разному, сейчас каждый расскажет о своем отношении к зиме, напишет о ней собственное стихотворение.
- Составьте стихотворение по схеме:
Слайд
Предмет | Зима |
2 прилагательных (какая она?) | …………………….. …………………….. |
3 глагола (Что она делает?) | …………………….. …………………….. …………………….. |
2 слова (на что она похожа?) | ……………………. ……………………. |
1 существительное Кто? (Что?) она для меня? | …………………….. |
- У меня получилось так.
Зима.
Снежная, морозная
Засыпает, холодит, не пускает
Настоящая королева
Хозяйка.
- А как у вас?
Заслушиваем
- Ребята, мы все описывали зиму, даже использовали для этого одинаковые части речи, но у каждого она получилась своя. Как вы думаете, почему? Ответ, вывод: у каждый из нас выразил свое отношение к зиме, поэтому у всех получились разные стихотворения.
- Каждый из нас любит зимние забавы, попробуем изобразить их.
Физкультминутка
Мы на лыжах и на санках,
На коньках и на ледянках
Мчим с горы, в снежки играем,
Зиму радостно встречаем!
- Все-таки хорошее время года – зима. Поэты, писатели, художники обращаются к ней. Какими средствами мы с вами выражали свое отношение к этому времени года?
Ответ: при помощи слова (невеста, волшебница).
- Какими средствами художники создают свои картины?
Ответ: с помощью цвета.
- Посмотрим на картину художника Евгения Гавлина «Лесная просека ясным днем»
- Она вам нравится?
Ответ: да
- Почему?
- Какие интересные детали вы увидели в работе?
-Какие краски использует художник? Почему?
- Каково его отношение к пейзажу?
Ответ:
- Посмотрим, как эту картину увидел писатель?
Слайд, рабочие листы
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.
Над ……………, ……… …. снегами, залившими лес, - ………………., ……….. ….… и удивительно …………….небо. Солнце еще за лесом, просека в …………..…тени.
А на вершинах сосен, на их …. ….. кронах уже играет ………………..солнечный свет. И сосны замерли под …………… снегом.
- Какие слова вам были непонятны?
(смотри на доску) Записать слова.
- Докажите, что перед нами текст.
Ответ:
- Какова тема текста?
Ответ: описание зимы.
- К какому типу речи относится текст? Докажите.
Ответ: описание.
- Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?
- Найдите их:
1 Утро
2 Описание сведено к названию элементов, из которых складывается картина утра, нет эмоциональной оценки этих элементов.
3 отсутствует,
- Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.
- Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к зимнему утру, изображенному на картине, добавьте последний композиционный элемент.
-Заслушиваем ответы. Молодцы.
- Этот текст написал великий русский писатель И. Бунин. Посмотрим, каким он увидел пейзаж. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.
Слайд
Утро. Выглядываю в окно, и не узнаю леса.
Над глубокими, свежими снегами, залившими лес, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени…
А на вершинах сосен, на их пышных зеленых кронах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. Какое великолепие и спокойствие!
-Какое отношение у Бунина к описываемому пейзажу?
Ответ: Великолепие и спокойствие.
- И мы, и И. Бунин описывали одну картину, почему же у всех она получилась разная?
Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.
-Что же является самым главным в тексте – описании?
Ответ: авторское отношение.
Домашнее задание: составить свой текст – описание объемом 8-10 предложений на тему «Зима в Заполярье» или «Зимний Мурманск» в соответствии с композиционными требованиями. А какие композиционные требования вы должны учесть в своей работе?
Ответ:
Рефлексия: А вы можете выразить свое отношение к уроку с помощью мимики и жестов?
Я считаю, что вы сегодня работали на 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи. Описание природы в жанре лирической миниатюры.
Урок разработан в форме творческой мастерской...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...
Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"
На данном уроке учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....
Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».
Урок с использованием современных образовательных технологий...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса (развитие речи) "Описание внешности человека на основе личных впечатлений"
Разработка урока русского языка с использованнием инновационных технологий...
Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"
Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...
Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"
Подготовка к сочинению- описанию картины...