Конспект урока "Тип речи-описание"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Елена Александровна Головачева

Данный урок может быть использован на уроках развития речи в 5-7 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_rechi-opisanie_konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Описание как тип речи.

Обучающие цели урока:

  1. Познакомить детей с описанием как типом речи, его композиционной схемой.
  2. Формировать умение у обучающихся создавать собственные тексты описания.

Развивающая цель урока:

  1. Развивать навыки диалогического и монологического высказывания в учебно-научной сфере общения.

Воспитательная цель урока:

  1. Формирование интереса к изучению предмета.
  2. Воспитание у учащихся любви к природе.

На уроке реализуются межпредметные связи с МХК и литературой.

Формы познавательной деятельности: индивидуальная, общеклассная.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Как, наверно, и каждый из вас, я очень люблю лето.

Давайте прочитаем небольшой текст о моем любимом времени года.

Слайд №1 (Читает один ученик)

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!

Я назвала эти 5 строчек текстом. Вы со мной согласны?

Ответ: да

- Докажите, что перед нами текст.

Ответ:  Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически.

- Каждый текст имеет свою тему, определим ее.

Ответ: описание лета.

- К какому типу речи относится текст?

Ответ: описание.

- Почему?

Ответ: описываются признаки явления.

- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.

-Текст – описание строится по своим законам.

- Как построено описание?

Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.

1 часть – Ясный летний день. (предмет)

2 часть – Описание (признаки)

3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)

Ученики записывают в рабочие листочки композицию текста описания.

- Давайте проверим, все ли верно мы записали. (Слайд 2) рабочие листы.

- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?

- К каким частям речи относятся эти слова?

Ответ: прилагательные и наречия.

-Выпишите в рабочие листы  (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.

Ответ:

- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы

Ответ:

- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.

Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!

- О каком времени года теперь идет речь?

Ответ: о зиме

- Верно, теперь это описание зимы.

- А какое наше отношение к зиме мы выразили в этом тексте?

Ответ: ужасная пора

- Ужасная пора? И вы с этим согласны? Давайте посмотрим фильм и подумаем, как его автор относится к зиме.

Фильм (слайд-шоу «Зимние забавы» под песню «Кабы не было зимы»)

- Итак, какое отношение у автора фильма к зиме?

Ответ: положительное, для автора это веселая пора.

- Какие приемы использовал автор, чтобы мы поняли его отношение к зиме?

Ответ: музыка, слова песни, фотографии

- Верно. Каждый из нас видит один и тот же предмет по – разному, сейчас каждый расскажет о своем отношении к зиме, напишет о ней собственное стихотворение.

- Составьте стихотворение по схеме:

Слайд

Предмет

Зима

2 прилагательных

(какая она?)

……………………..

……………………..

3 глагола

(Что она делает?)

……………………..

……………………..

……………………..

2 слова

(на что она похожа?)

…………………….

…………………….

1 существительное

Кто? (Что?) она для меня?

……………………..

- У меня получилось так.

Зима.

Снежная, морозная

Засыпает, холодит, не пускает

Настоящая королева

Хозяйка.

- А как у вас?

Заслушиваем

- Ребята, мы все описывали зиму, даже использовали для этого одинаковые части речи, но у каждого она получилась своя. Как вы думаете, почему? Ответ, вывод: у каждый из нас выразил свое отношение к зиме, поэтому у всех получились разные стихотворения.

- Каждый из нас любит зимние забавы, попробуем изобразить их.

Физкультминутка

Мы на лыжах и на санках,

На коньках и на ледянках

Мчим с горы, в снежки играем,

Зиму радостно встречаем!

- Все-таки хорошее время года – зима. Поэты, писатели, художники обращаются к ней. Какими средствами мы с вами выражали свое отношение к этому времени года?

Ответ: при помощи слова (невеста, волшебница).

- Какими средствами художники создают свои картины?

Ответ: с помощью цвета.

- Посмотрим на  картину художника Евгения Гавлина  «Лесная просека ясным днем»

 - Она вам нравится?

Ответ: да

- Почему?

- Какие интересные детали вы увидели в работе?

-Какие краски использует художник? Почему?

- Каково его отношение к пейзажу?

Ответ:

- Посмотрим, как эту картину увидел писатель?

Слайд, рабочие листы

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.

        Над ……………,     ……… …. снегами, залившими лес, - ……………….,  ……….. ….… и удивительно   …………….небо. Солнце еще за лесом, просека в …………..…тени.

А на вершинах сосен, на их ….   ….. кронах уже играет ………………..солнечный свет. И сосны замерли под …………… снегом.

- Какие слова вам были непонятны?

(смотри на доску) Записать слова.

- Докажите, что перед нами текст.

Ответ:

- Какова тема текста?

Ответ: описание зимы.

- К какому типу речи относится текст? Докажите.

Ответ: описание.

- Все ли композиционные части представлены в этом отрывке?

- Найдите их:

1 Утро

2 Описание сведено к названию элементов, из которых складывается картина утра, нет эмоциональной оценки этих элементов.

3 отсутствует,

- Вывод этот текст имеет ряд недостатков: в нем отсутствует элемент композиции, нет авторского отношения к описываемому.

- Восстановите и исправьте недостатки, вставьте вместо пропусков слова, с помощью которых вы выразите свое отношение к описываемому, то есть к зимнему утру, изображенному на картине, добавьте последний композиционный элемент.

-Заслушиваем ответы. Молодцы.

- Этот текст написал великий русский писатель И. Бунин. Посмотрим, каким он увидел пейзаж. Сравним тексты, которые получились у нас с оригиналом.

Слайд

Утро. Выглядываю в окно, и не узнаю леса.

        Над глубокими, свежими снегами, залившими лес, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени…

А на вершинах сосен, на их пышных зеленых кронах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли под глубоким снегом. Какое великолепие и спокойствие!

-Какое отношение у Бунина к описываемому пейзажу?

Ответ: Великолепие и спокойствие.

 (По И. Бунину)

- И мы, и  И. Бунин описывали одну картину, почему же у всех она получилась разная?

Ответ: Каждый работал с описанием, вкладывая в него свое отношение, главное в описании не назвать предмет или явление, а выразить к нему свое отношение.

-Что же является самым главным в тексте – описании?

Ответ: авторское отношение.

Домашнее задание: составить свой текст – описание объемом 8-10 предложений на тему «Зима в Заполярье» или «Зимний Мурманск» в соответствии с композиционными требованиями. А какие композиционные требования вы должны учесть в своей работе?

Ответ:

Рефлексия:  А вы можете выразить свое отношение к уроку с помощью мимики и жестов?

Я считаю, что вы сегодня работали на 5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».

Урок с использованием современных образовательных технологий...

Урок - практикум "Готовимся к итоговому собеседованию". Технологическая карта урока на тему"Описание как функционально-смысловой тип речи. Описание фотографии. Синтаксические конструкции для создания текста-описания"

Материал для подготовки к устному собеседованию. Данный урок построен по ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания - описания фотографии...

Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"

Подготовка к сочинению- описанию картины...