Конспект урока по русскому языку для учащихся 8 класса (развитие речи) "Описание внешности человека на основе личных впечатлений"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Разработка урока русского языка с использованнием инновационных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание внешности человека28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Краснолиманская общеобразовательная школа 1-111 степеней №2

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ

Тема «Урок развития речи. Описание внешности человека на основе личных наблюдений»

разработала

учитель русского языка и литературы

ОШ №2 г. Лиман

Донецкой области

Лукьянчикова Наталья Викторовна

2016 год


Цели урока:

развивать критическое мышление,  творческие способности, интерес к предмету; исследовательский опыт; умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получать дополнительные знаний по теме; навыки монологической речи (по заданным образцам);

воспитывать интерес к личности поэта М.Ю. Лермонтова, чувство прекрасного, поликультурную гармонически развитую личность, способную к глубокому постижению произведений искусства.

познакомить с портретом как произведением изобразительного искусства, разновидностями портретов, известными портретами поэта М.Ю. Лермонтова, историей создания портрета Лермонтова в исполнении художника Горбунова;

научить создавать сочинение –описание портрета человека на основе личных наблюдений;

Тип урока: урок получения новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Структура урока

  1. Работа с эпиграфом урока
  2. Работа с понятием «портрет», ознакомление с разновидностями портретов.
  3. Работа с портретом М.Ю. Лермонтова
  1. История создания портрета;
  2. Словарная работа;
  3. Подготовка к написанию сочинения.
  1. Написание сочинения-описания

Инновационные технологии:

  1. - ИКТ (электронная презентация к уроку, аудиозапись )
  2. Системно-деятельностный подход
  3. Интерактивные технологии (групповые формы работы, парные формы работы, метод «Ассоциаций», проблемное обучение, метод «Морфологический ящик».

Оборудование: электронная презентация, дополнительная информация о создании картины, карточки для самостоятельной работы, репродукция картины

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Постановка целей и задач урока
  3. Эпиграф урока «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» ( Морис Латур) – известный французский портретист 18 века
  4. Работа  над новым материалом
  1. Рассказ учителя (актуализация знаний о  понятии «портрет», ознакомление с разновидностями портретов)
  2. Учитель зачитывает словесный портрет, учащимся предлагается узнать, кто изображен на портрете.
  3. Знакомство с портретом М.Ю. Лермонтова в изображении К.А. Горбунова
  4. Самостоятельная работа (учащиеся знакомятся с историей создания портрета)
  5. Характеристика портрета (самостоятельная работа)
  6. Описание портрета поэта (работа в парах) словарная работа
  7. Проверка словарной работы (учащиеся зачитывают свои варианты)
  8. Создание проблемной ситуации ( учитель предлагает обсудить вопрос «Какие черты характера поэта удалось передать художнику Горбунову?» «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» ( Морис Латур)
  9. Составление плана (работа у доски)
  10. Написание сочинения.


Дополнение к уроку 1. Информация об истории создания портрета.

История создания портрета

Последний прижизненный портрет Лермонтова — 1841 год (до мая) — выполнен во время короткого отпуска поэта, вернувшегося в Петербург из кавказской ссылки. А.А. Краевский заказал его К.А. Горбунову (бумага, акварель). Изображение поясное, Лермонтов одет в сюртук Тенгинского полка. В 1875 году П.А. Ефремов, со слов Горбунова, сообщил, что художник не успел закончить работы «за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал уже после его смертиТаким образом, работа Горбунова оказалась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение почти 22 лет, по которому делалось множество гравюр и литографий. Портрет хранится в Институте русской литературы.


Дополнение к уроку 2 Таблица «Характеристики портретов»

Поджанры портрета

По характеру портрета

По размеру

По форме

По формату

Исторический

Парадный

Миниатюра

Прямоугольный

Погрудный

Посмертный

Полупарадный

Станковые

Квадратный

Головной

Портрет-картина

камерный

монументальные

Овальный

Поясной

Костюмный портрет

Круглый

По бедра

Семейный портрет

Поколенный

автопортрет

Во весь рост


Дополнение к уроку 3 Информационная таблица. Описание внешности человека

Взгляд

Глаза

Брови

Рот

волосы

одежда

характер


Дополнение к уроку 4. (Сведения о художнике К.А. Горбунове)

  • Автором наиболее распространенного портрета Лермонтова является Кирилл Антонович Горбунов. Биография этого художника представляет большой интерес. Он родился в 1822 г. и четырнадцати лет был отдан своей владелицей в Московский художественный класс для обучения живописному делу.
  • Московский художественный класс был весьма любопытным учреждением. Основную массу учеников Художественного класса составляли крепостные, так как учредители его имели право записать в класс для бесплатного обучения двух учеников, свободного или крепостного состояния. Этой возможностью почти все члены поспешили воспользоваться для определения туда своих крепостных.
  • Жизнь этих учеников была весьма безрадостная. Даже московский военный генерал-губернатор, кн. Голицын, должен был засвидетельствовать, что в Художественном классе учатся молодые люди «часто без одежды, без обуви и без пропитания». Но, несмотря на все невзгоды, ученики, и как раз крепостные, делали большие успехи. Горбунов также быстро выдвинулся своими успехами, и вскоре после его поступления работа молодого художника «Старуха с девочкой» была послана вместе с другими лучшими ученическими работами в Академию художеств.
  • Родился в селе Владыкине Пензенской губернии и был крепостным помещиков Владыкиных. Был отправлен в Москву, где в 1836—1840 годах учился живописи в Московском художественном классе под руководством братьев Василия и Алексея Добровольских, Дурнова и Рабуса. Окончив Московский художественный класс, Кирилл Горбунов по рекомендации Николая Гоголя едет в Петербург и становится вольноприходящим воспитанником Академии художеств (1840—1846), где занимается под руководством Карла Брюллова.
  • Именно Брюллов совместно с Василием Жуковским, Владимиром Одоевским и Михаилом Орловым добились получения для Горбунова «вольной» в 1841 году. В апреле того же года поступает в Академию Художеств, занимается у Карла Брюллова. В 1846 году получил звание свободного (неклассного) художника.
  • В 1851 году, в возрасте 29 лет, за портрет профессора Алексея Маркова получил звание Академика портретной живописи.
  • Работал преимущественно как портретист. Создал портреты Виссариона Белинского, Александра Герцена, Николая Огарёва, Тимофея Грановского, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Николая Станкевича, Михаила Щепкина, Алексея Кольцова, Василия Боткина, Ивана Панаева, Владимира Одоевского, Павла Анненкова, Михаила Бакунина и многих других.
  • Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве, Александровского собора в Вятке, церкви Знамения в Царском селе. Основные работы хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Дополнение 5. Технологическая карта

Глаза

О цвете.

Агатовые, антрацитовые,   бирюзовые, бледные, васильковые, , , голубовато-серые, голубые, дегтярно-черные, жемчужно-серые, жемчужные, зеленые, золотистые, изумрудные, иссиня-черные, карие, коричневые, кофейные, медовые, оливковые, ореховые, светло-голубые, светло-зеленые, светло-карие, светло-синие, серые, синие, стальные, черные, шоколадные, янтарные, ярко-голубые.

О физическом состоянии глаз; о характере взгляда.

Бархатные, , бездонные, безжизненные, бессонные, блестящие, близорукие, блуждающие, больные, быстрые, влажные, , воспаленные, , , застывшие, , , зоркие, , измученные, , искрящиеся, ледяные, лихорадочные, лучистые, , неподвижные, острые, открытые, пламенные, погасшие, , полусонные, померкшие, , потухшие, пристальные, прожигающие, пронзительные, пронизывающие, рассеянные, , сияющие, сонные, стеклянные, тусклые, увядшие, усталые, утомленные, , чистые, юркие, яркие, ясные.

О форме, размере, очертании глаз.

Большие, впалые, выпуклые, глубокие, громадные, иконописные, калмыцкие, квадратные, косые, круглые, крупные, кукольные, маленькие, миндалевидные, монгольские, небольшие, огромные, открытые, плоские, полуприкрытые, прижмуренные, прищуренные, провалившиеся, продолговатые, пухлые, раскосые, распахнутые, расширенные, сощуренные, суженные, татарские, треугольные, узкие, черкесские, широкие.

О выражении чувства, состояния, характера человека., вдохновенные, вдумчивые, веселые, взволнованные, влюбленные, внимательные, возбужденные, вольные, вопрошающие, воровские, восторженные, восхищенные, враждебные, встревоженные,

Губы

О цвете. Алые, белые, бескровные, бесцветные, бледные, блеклые, вишневые, коралловые, красные, малиновые, побледневшие, поблеклые, посиневшие, пунцовые, розовые, румяные, темно-вишневые,  ярко-алые, ярко-красные.

 О размере; о форме, об очертании. Африканские, бантиком, большие, ввалившиеся, вздутые, выпуклые, изогнутые, кривые, круглые, крупные, маленькие, мясистые, надутые, негритянские, нитевидные, обвислые, обвисшие, одутловатые, отвислые, открытые, очерченные, плоские, поджатые, полные, правильные, припухлые, пухлые, расплывшиеся, растянутые, сердечком, сжатые, стиснутые, толстые, тонкие, трубочкой, четкие, широкие.

 О физическом состоянии, степени влажности, твердости. Бархатные, воспаленные, вялые, гибкие, горячие, дряблые,  застывшие, зачерствелые, иззябшие, , каменные, крепкие, ледяные, масленистые, морщинистые, мягкие, мятые, нежные, обветренные, одеревенелые, оледенелые, пересохшие, помертвевшие, помертвелые, потрескавшиеся, прохладные, разбитые, растрескавшиеся, сеченые, сохнущие, сочные, сухие, твердые, теплые, терпкие, тугие, увядшие, упругие, холодные, шершавые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

Развитие речи. Урок русского языка в 7 классе по теме "Описание внешности человека"

Урок- игра содержит материал, который учителя могут выбрать для своих обучающихся, учитывая их способности....

Презентация по русскому языку по теме "Урок развития речи. Описание комнаты".6 класс.

Данная презентация подготовлена по учебнику "Русский язык 6 класс". Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. Включает выполнение упражнений,заданий, словарной работы и плана....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Изложение “Характеристика человека”» (учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой)

Данный урок знакомит учащихся с биографией известного лингвиста А.М. Пешковского, готовит восьмиклассников к написанию экзаменационного изложения в следующем году, помогает им учиться работать с текст...

Конспект урока русского языка во 2 классе. Развитие речи. Подробное изложение по вопросам текста "Петя помог".

   Сценарий урока является частью системы обучения связной письменной речи в начальной школе, которая направлена на осознание учащимися  специфических свойств письменной речи и о...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Развитие речи. План текста

Тема урока  -  «Развитие речи. План текста»Тип урока – урок получения новых знаний.    Цель урока – научить составлять план текстаЗадачи урока:Фор...