Конспект урока развития речи "Описание картины Яблонской "Утро"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Подготовка к сочинению- описанию картины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse_po_kartine_yablonskaoy.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
«Обучение сочинению -описанию по картине
Т.Н. Яблонской «Утро».
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе
Бурак Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
2019 год
Цели:
Образовательные:
продолжить работу над описанием интерьера;
собрать рабочий материал для описания комнаты, её обстановки;
выделить детали интерьера, которые помогут охарактеризовать его хозяйку;
написать сочинение
Развивающие:
развивать навыки монологической речи;
развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;
совершенствовать навыки описания произведений живописи
продолжение развития навыков работы с текстом
Воспитательные:
Средства обучения:
Мультимедийная презентация, рабочие материалы к уроку
Методы обучения:
эвристический;
частично-поисковый;
репродуктивный
Тип урока: урок развития речи общеметодической направленности
Форма урока
Фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа
Оборудование:
- выставка репродукций картин художницы,
- “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н. Ю.Шведовой,
- таблички с названиями команд: “Биографы”, “Экскурсоводы”, “Искусствоведы”, “Авторы””, “Языковеды”.
УУД
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответсвии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению
Ход урока
(Класс разделён на 5 групп. На столе у каждой команды табличка с её названием.)
1. Слово учителя.
- Ребята, мы с вами часто обращаемся к произведениям живописи на уроках. Что бы ни изображал художник: человеческое лицо, природу, предметы, окружающие нас,- он всегда рассказывает о жизни, о каком-то её мгновении. “Остановись, мгновение!”- приказал времени художник и красками на холсте запечатлел то, что увидел.
2. Словарная работа.
- Посмотрите на стенд “Запомни”. Вы видите 3 слова: натюрморт, пейзаж, интерьер.
- Определите их лексическое значение, обратившись к толковому словарю.
- Назовите орфограммы в этих словах.
- Устно составьте словосочетания и предложения с ними.
- Как связаны между собой эти слова? (Они обозначают жанры живописи)
- Ребята! Сегодня мы познакомимся с художником Т.Н.Яблонской и её картинами. Готовясь к уроку, вы все провели большую работу. То, что вы подготовили, поможет вам написать сочинение по одному из полотен художницы.
Слово предоставляется биографам.
Выступление биографов.
-Татьяна Ниловна Яблонская родилась в 1917 году в Смоленске в семье учителя истории и рисования Нила Александровича Яблонского. Первые уроки рисования получила от отца. Потом рисование стало не просто детским увлечением. В 1935 году вместе с сестрой Татьяна Яблонская поступила в Киевский художественный институт. С 1941 по 1973 преподаёт в родном институте. На своих полотнах Яблонская изображает простых людей, их труд, любит писать детей. Для творчества художника характерны жизнеутверждающие мотивы, поэтические образы современников и родной природы. Т.Н.Яблонская – заслуженный деятель искусств Украины, в 1960 году ей присвоено звание народного художника Украины.
Далее выступают экскурсоводы.
- Здравствуйте, друзья! У нас сегодня встреча с полотнами Т.Н.Яблонской. Мы расскажем о некоторых картинах художницы.
В 1949 году создана картина “Хлеб”. В 1948 году Яблонская руководила летней практикой студентов, которая проходила в селе Летава. Ощущение коллективного труда, боевой темп запали в душу. Всё это захотелось выразить на полотне. Посмотрим на репродукцию картины. Летний солнечный день. На колхозном току кипит работа: молотят зерно, насыпают его в мешки, везут на элеватор. Хороший урожай собрали колхозники! Бодрое, жизнерадостное настроение пронизывает картину. Яркий свет солнца играет на лицах и одежде колхозниц. От золотой хлебной пыли воздух кажется туманным.
В 1967 году появилось полотно “Лето”. Посмотрите на него. Здесь отражается удивительная способность художника видеть окружающий мир восхищёнными и благодарными глазами. Родной край, украинская природа, смеющиеся дети – всё вызывает простодушное восхищение и радует художницу.
А сейчас посмотрите на картину “Простудились”, созданную в 1955 году.
Она хороша своей простотой. Кажется, вслед за своей героиней Яблонская приговаривает: “Лежать бы без всяких хлопот, раз уж простудилась! Так нет же, оказывается и медвежонок, любимый, плюшевый, тоже гонял по морозу, в шубке нараспашку, да ещё и льдинки сосал. Вот и возись теперь с ним, корми порошками, перевязывай горло, чтоб не болело.
Слово учителя.
- В 1954 году Т.Н.Яблонская создала картину “Утро”. Это рассказ о красоте будней. Художник учит нас видеть прекрасное в обыденном, простом, что нас окружает и что мы не всегда замечаем.
- Рассмотрите картину. Что изображено на ней?
(На картине изображена комната городской квартиры, девочка, делающая зарядку.)
На вопросы учителя ответы дают ребята из группы искусствоведов.
- Какое время года изображено? Какая погода?
(Стоит весна. Учебный год ещё не закончился. На стуле лежит школьная форма. Дверь на балкон распахнута. Погода тёплая, утро ясное, солнечное. Длинные тени вытянулись по полу, спрятались в складках постели.)
- Опишите девочку.
(У девочки стройная фигура. Школьница стоит в позе ласточки. Её руки вытянуты в стороны и чуть подняты вверх. Правая нога отставлена в сторону, носочек вытянут. Художница показала, что движения девочки просты и изящны. Школьница легко одета, на ней белая майка и чёрные шорты. Ничто не сковывает движений. Длинные русые волосы заплетены в косу.)
- Опишите комнату девочки. Как комната характеризует хозяйку?
(Комната просторная и светлая. Обилие солнца и света. Чистый и свежий воздух из распахнутой двери. В помещении немного мебели: деревянная кровать в углу с белоснежным постельным бельём, круглый стол, покрытый льняной скатертью с бахромой, да стул. Паркетный пол сверкает своей чистотой. Художница во всём подчёркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. На столе глиняный кувшин и такая же кружечка. Рядом с кружкой тарелка необычной формы. Видно, что хозяйка комнаты аккуратная. Всё просто в этой картине, но всё до мелочей продумано автором.)
- Как думаете, почему стол в комнате круглый, окно и выход на балкон также имеют закруглённую форму вверху?
(Этим Яблонская ещё раз подчёркивает уют, умиротворённость, которые царят в комнате и, наверное, во всём доме.)
- Что изображено за окном?
(За окном утренняя дымка. Город ещё не вполне проснулся.)
- Какие краски преобладают на этом полотне? Почему?
(Здесь преобладают жёлтый и зелёный цвета. Жёлтый бодрит, вызывает радостное настроение. А зелёный создаёт ощущение спокойствия, мира, гармонии.)
- Объясните, почему художница назвала картину “Утро”?
(Слово утро употреблено здесь в нескольких значениях. Утро за городом, утро в квартире. Да и героиня полотна – девочка. Её жизнь только начинается, её жизнь – утро. А весна? Это же утро в жизни природы.)
- Определите тему картины.
(Изображение девочки, делающей зарядку, комнаты, утреннего города за окном.)
- Что хочет сказать Яблонская своей картиной?
(Хороша наша будничная жизнь. В простом и обыденном тоже много прекрасного.)
- Каким человеком предстала перед вами художница, когда вы познакомились с её творчеством?
(Яблонская любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном. В её картинах много воздуха, света и человеческого счастья.)
Слово предоставляется следующей группе учащихся. Условно они названы авторами.
Эти ученики знакомят класс с планами к сочинению, составленными ими (планы записаны на доске).
План 1.
1. Художник Т.Н.Яблонская.
2. Солнечное утро.
3. Комната.
4. Девочка, делающая зарядку.
5. Какие чувства вызывает картина “Утро”.
План 2.
I. Т.Н.Яблонская – известный художник.
II. Картина “Утро” - одна из работ живописца.
1.Утром в городской квартире:
а) за окном чудесная погода;
б) уютная комната;
в) аккуратная хозяйка.
2. Почему картина имеет такое название.
3. Какие краски преобладают на полотне.
III. Радостно на сердце!
- Чем отличаются планы?
- Какой из них считаете лучшим? Почему?
- Запишите наиболее понравившийся план в тетрадь.
Ребята из группы авторов зачитывают возможное начало сочинения и возможное заключение.
Возможное начало.
Т.Н.Яблонская – известный живописец. На своих полотнах она изображает простых людей, их труд, очень любит писать детей. В своих произведениях художница предстаёт человеком, который очень любит жизнь, умеет увидеть прекрасное в повседневном.
Возможное заключение.
Мне очень понравилась работа Т.Н.Яблонской “Утро”. Посмотришь на эту картину, полную света, солнца и воздуха, вспомнишь о весне, и сразу как-то радостно становится на сердце, хочется крикнуть: “Хороша наша жизнь, несмотря ни на что!”
Слово предоставляется группе языковедов.
- Ребята! В наших сочинениях бывает немало речевых ошибок. Мы думаем, что наши вопросы и задания помогут их избежать.
- Какими словами можно заменить существительное художник для устранения повтора этого слова? (Яблонская, автор, живописец, она)
- С этой же целью подберите синонимы к слову картина. (Холст, полотно)
- Замените близким по смыслу глагол изображать. (Писать, освещать)
Для предупреждения орфографических ошибок языковеды подготовили словарный диктант:
Плющ в кашпо, эстамп на стене, льняной скатертью, с длинной бахромой, глиняный графин, паркетный пол, деревянную кровать, белоснежное постельное бельё, батарея центрального отопления, выход на балкон.
Далее учащиеся выполняют пунктуационный разбор предложений:
Т.Н.Яблонская – известный художник.
Художница показала, что движения девочки просты и изящны.
Жёлтый свет бодрит, вызывает радостное настроение.
5. Подведение итогов.
- Понравилась ли вам картина Яблонской?
- Представьте, что вы оказались в этой комнате. В каком месте вы бы хотели остановиться? Почему?
- О чём бы вы стали говорить с девочкой?
Заключительное слово учителя
- Спасибо! Вы помогли друг другу подготовиться к сочинению. Я надеюсь, что ваши сочинения будут интересны, содержательны и грамотны.
(Для написания сочинения отводится следующий урок.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речи Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март"
Тема: Сочинение-описание картины И.И. Левитана "Март" (прилагается клише сочинения)...
Конспект урока развития речи по описанию картины В.М.Васнецова "Алёнушка" (5 класс)
Предлагаю подробный конспект уроков по описанию карины В.М.Васнецова "Алёнушка" в 5-6 классах. В материале подробно представлен ход уроков, с описанием деятельности учителя и работы учеников в группах...
Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.
Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...
Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...
Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"
Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...