Конспект урока русского языка в 6 классе.Тема: «Культура речи. Описание природы».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бодунова Марина Владимировна

Урок с использованием современных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx177.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Учитель : Бодунова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лучесской ОШ им.В.Ф. Михалькова

Урок с использованием современных образовательных технологий.

Тема:  «Культура речи. Описание природы».

Цели:

Обучающие:

  1. Повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения.

Развивающие:

  1. Развивать навыки описания состояния природы и окружающей среды.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного  характера.
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка,  чувство любви к русской природе.        

       

Оборудование: презентация «Природа в картинах русских художников»,  учебник, репродукции живописных пейзажей, магнитола для прослушивания лицензионного диска (фонохрестоматия), лицензионный диск «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», «…8 класс».  Аудиокурс  выполнен ООО «Аудио-школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г. (музыкальное сопровождение), план описания природы.

Тип урока : комбинированный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа над новым материалом.  Написание сочинения.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя о красоте родной природы, любви к ней, о целях и задачах урока.

  1. Проверка домашнего задания.  (Разучить стихи про времена года).

Учитель:  Природа издавна привлекала внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы.  Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера свое вдохновение. И сейчас времена года сами расскажут о себе. (Презентация: картины природы в музыкальном сопровождении).  Фонохрестоматия, к стихотв. А.С.Пушкина «Зимнее утро», раздел 4.

Слайд 1.       Нисский Февраль Подмосковье   Г. Г. Нисский

          Ученик 1 (зима):


"Февраль. Подмосковье"

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора , красавица, проснись:

Открой  сомкнуты негой взоры,

 На встречу Северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

 Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче.. погляди в окно:

Под  голубыми  небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

                       (А.С.Пушкин)

Фонохрестоматия, романс на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды», раздел 4.

Слайд 2.

Ученик 2 (весна): Левитан Весна. Большая водаИ. Левитан
"Весна. Большая вода"

На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий.

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке

Рисунок, вычерченный метко, -

Когда его художник милый

Выводит на стеклянной тверди,

В создании минутной силы,

В забвении печальной смерти.

                        (О.Э.Мандельштам)

Фонохрестоматия, романс на слова А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…», раздел  4.

Слайд 3.

Ученик 3 (лето):    Картина Поленова Заросший пруд   В. Поленов
"Заросший пруд"

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,  

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

                       (Ф.И.Тютчев)

Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс», 2012 г., раздел 3, музыкальное сопровождение к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Осень».

Слайд  4.

Ученик 4 (осень): Поленов Золотая осень    В. Поленов
"Золотая осень"

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                      (С.А.Есенин)

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: Сколько различных, непохожих друг на друга способов описания природы! Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из  услышанного!

Однако для того чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы, пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определенные навыки описания.

Послушаем сочинение одного из учеников и подумаем, какие недочеты есть в описании осени.

«За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка.»

Учитель:  Почему мы не можем назвать услышанное грамотным завершением описания? (Нет ничего интересного, предложения построены однотипно. В тексте отсутствуют средства выразительности речи – сравнения , эпитеты, олицетворения и т.д.) Давайте попробуем исправить рассказ и перепишем его таким образом, чтобы описание стало живым, красочным , трогательным.

При описании природы также необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих?

Прежде всего в описании окружающей среды говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа обычно отсутствует, а если и имеется, то называет элементы природы или её части ( небо, воздух, солнце, лес и т.д.).

Часто используется и словосочетание типа сказуемое- подлежащее (идет дождь, падает снег).

Какие ещё средства художественной выразительности могут присутствовать в сочинении такого тип (сравнения, олицетворения, красочные эпитеты).

Учитель:  Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана. В плане описания природы также должна присутствовать вводная часть. В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения (пришла осень), а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать своё сочинение вы.

Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем во что-то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из-под снега. Примеры каких переходов можете предложить вы?

Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.

Хорошо будет, если вы используете цитаты из текстов великих поэтов в самом тексте и в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении – обязательно.

План:

  1. Вводная часть.
  2. Общее описание природы.
  3. Частные описания природы:

а) небо;

б) лес;

в) река и т.д.

         4.  Рассказ о чувствах и эмоциях автора.

         5.  Вывод.

Орфографическая работа : слова, в написании которых ученики могут совершить ошибки.

Цвета:  багряный, лазоревый, изумрудно-зеленый, лиловый, бежевый, перламутровый, свинцово-серый.

Состояния природы: ветрено, облачно, заснеженный, проталина, капель, теплынь.

Растения:  мать-и мачеха, незабудка, боярышник, фиалка, сосна, подснежник, подсолнечник и т.д.

Написание сочинения.

Ученики начинают составление своего собственного плана и последующую работу с ним, используя репродукции картин, изображающие пейзажи.

  1. Подведение итогов.

Учитель просит у чеников перечислить пункты плана описания природы, зачитать собственный план.

  1. Домашнее задание.

Доработка начатого в классе сочинения.

 

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"

Конспект урока развития речи в 8 классе на тему "Описание памятника архитектуры"  на основе краеведческого материала ....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Конспект урока русского языка в 5 классе (развитие речи) с презентацией "Учимся писать отзыв"

В данном материале представлен алгоритм работы над отзывом как частью сочинения-рассуждения. Дана структура отзыва. Работа с текстом рассказа карельского писателя В.Данилова, на основе которого создае...

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи

конспект урока русского языка в 6 классе Типы речи...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...