Русский язык 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_klass_2.docx | 92.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы от 24.08.2012 г. протокол № 1 ----------------------------------
| Рекомендована на заседании методсовета от 27.08.2012г. протокол № 1 …………………… Т.В. Сычева | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов приказ №270 от 01.09.2012г.
………………………… Г.Д.Збыковская |
Рабочая программа
По русскому языку
Под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской.
8г
…………класс
Составитель:
Зубова Г.В.
…………………………….
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе программы Л.А.Троснецова, Т.А.Ладыженская « Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5 – 11 классы)» - М: « Просвещение», 2008 г.
Рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его стилистическими ресурсами ограничено сочетались с интенсивным развитием речемыслительных, а также духовно – нравственных и эстетических качеств личности школьников.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности и их единстве и взаимосвязи: способностью осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и писать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленности в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употреблением в речи языковых единиц, к эстетической функции излучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен
1. Знать определения основных изученных языковых явлений, речевидческих понятий, пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.Овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых односоставных и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;
- пользоваться синонимами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- расставить знаки препинания в пределах изученных правил;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновать их выбор;
- определять тип и стиль текста;
- подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания;
- писать сочинения – описания;
- уметь выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Методическая литература:
1. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для образовательных учреждений с русским языком обучения
2.Учебник. Русский язык.7 класс. Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.
-М.: Просвещение, 2009г.
3. Методическая литература. Русский язык.7 класс. Книга для учителя.
Поурочные разработки.4.Дидактический материал по русскому языку, 8 класс
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами деятельности речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использованиями языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании: овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и учёных – русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурной межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которое отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирование этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Образовательный стандарт основного общего образования
по русскому языку
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Сферы речевого общения1.Функиональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально – деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.
Ситуации речевого общения.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально – делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.
Культура речи. Критерии культуры речи.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально – смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально – смысловому типу, определённой функциональной разновидности языка, определённому стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально – культурные, нравственно – этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложения содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо; расписка, доверенность, заявление.
ЯЗЫКОВАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ (ЯЗЫКАВЕДЧЕСКАЯ) КОМПЕТЕНЦИИ
Общие сведенья о языке
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Русский язык как развивающее явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Наука о русском языке и её основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфоэпией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятия об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические норы современного русского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетания знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Отражение в языке культуры и истории народа.
Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально – культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)
ТРЕБАВИНЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В результате излучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
● изученные разделы науки о языке;
● смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально – смысловые типы;
● основные единицы языка, их признаки;
● основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
● объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
● определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определённой функциональной разновидности языка, функциально – смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
● опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
● адекватно понимать информацию устного сообщения;
● читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
● воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
● осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
● владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешенный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
● свободна, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
● соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
● соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
● соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
● владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речи с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
● извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт – диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Критерии и нормы оценивания обучающихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
- единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
- единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
- объем различных видов контрольных работ;
- количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
- знание полученных сведений о языке;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
- для 5 класса – 90-100 слов
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
- для 5 класса - 15-20 слов
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
- в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3пунктограмм,
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
- в 5 классе – не более 5 слов
с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первого полугодия в 5 классе сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании Ы и И после приставок;
- В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пун
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
- для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
- для оценки «3» - 5 орфографических ошибок,
- для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
- Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
- Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
- Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
- Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
- Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
- Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
- Оценка «3»ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
- Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
- в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы
Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- Полнота раскрытия темы;
- Правильность фактического материала;
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 5 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
- Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6
Содержание программы по русскому языку
8 « г» класс
№ раздела | Изученный раздел | Количество часов |
Общие сведения о языке Повторение изученного в 5-7 классах Синтаксис и пунктуация Словосочетание Простое предложение Главные члены предложения Второстепенные члены предложения Односоставные предложения Простое осложненное предложение Однородные члены предложения Обособленные члены предложения Слова, грамматически не связанные с членами предложения Чужая речь Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 2 часа 12 часов 4часа 7 часов 3 часа 10 часов 11 часов 15 часов 1 час 16 часов 20 часов 20 часов 10 часов 5 часов | |
итого | 136 |
Региональный (донской) компонент
Раздел | Тема | |
1. | Русский язык – национальный язык русского народа | Диалекты и их отношение к литературному языку. Языковые семьи и группы, представленные на Дону |
2. | Основные разделы лингвистика (на основе изученного в 5-7 кл) | Особенности произношения отдельных гласных и согласных звуков в донских говорах. Донские диалектизмы, их типы. |
3. | Словосочетание как единица синтаксиса | Ошибки в согласовании и управлении в речи учащихся, их причины и преодоление. |
4. | Односоставные предложения | Специфика использования страдательных оборотов в двусоставных и односоставных предложениях в говорах Дона. Ошибки в употреблении страдательных оборотов в речи учащихся |
Средства обучения
Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов. Раздаточный и дидактический материал.
Мультимедийные пособия:
1) Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 8 класс.
2) Русский язык. Мультимейдиный курс. 1-9 классы
3) « Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
4) Генератор заданий по русскому языку (контрольные и самостоятельные работы)
5) Русские электронные словари
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС | |||||||
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Виды деятельности | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 9 | 10 |
Раздел I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2 часа) | |||||||
1-2. | Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык-средство межнационального общения | Уроки усвоения новых знаний | Понятие «государственный язык». Особый политико-правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации | Понимать статус русского языка как государственного, знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри Российской Федерации, понимать его функции интеграции (объединения) народов России, причины потребности в общении на русском языке | 3.09 4.09 | ||
Раздел II ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (12часов) | |||||||
3 - 4 | Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Повтори-тельно обобщаю-щий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий | Уметь опознавать слова с изучениями орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | 6.09 7.09 | ||
5-6 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Повтори-тельно- обобщаю-щий урок | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными и наречиями на - О | Уметь безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и наречиями на – О; аргументировать такую группировку частей речи в связи со слитным и раздельным написанием с НЕ | 10.09 11.09 | ||
7-8 | Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями | Повтори-тельно- обобщаю-щий урок | Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями. | Понимать сходств и различие в написании НЕ – НИ с местоимениями и наречиями, безошибочно писать данные группы слов, делая обобщение и выводы при сопоставлении. | 13.09 14.09 | ||
9-10 | Р.р. Подробное изложение с грамматическим заданием ( по упр. 27) | Уроки развития речи | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использовании просмотрового чтения по ключевым словам | Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте,! Уметь подбирать одноко-ренные слова, пересказывать текст от 3-го лица | 17.09 18.09 | ||
11-12 | Правописание дефиса | Повтори- тельно- обобщаю- щий урок | Дефис в разных частях речи | Уметь употреблять дефис в написании слов Разных частей речи на основе знаний дефисного написания в предлогах, именах существительных и прилагательных, местоимениях, наречиях, глаголах; делать выводы и обобщения, проводить свои примеры | 20.09 21.09 | ||
13-14 | Контрольная работа и её анализ | Урок Контроля и работы над ошибками | Правописание Н и НН, слитное и раздельное написание НЕ, дефис в разных частях речи, НЕ и НИ в местоимениях и наречиях | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы , постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам. | 24.09 25.09 | ||
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ(4 ЧАСА) | |||||||
15 | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса. Синтаксическая роль частей речи в предложении | Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в составе синтаксиса | 27.09 | ||
16 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания их функции | Урок усвоения новых знаний | Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации, устанавливать связи и отношения между словами в предложении, грамотно расставлять знаки препинания | 28.09 | ||
17 | Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | Урок усвоения новых знаний | Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, союзы | Знать интонационные средства синтаксиса (логические ударение, пауза, тон, темп, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и тельную роль; использовать синтаксические средства: форма слов, смысловую и грамматическую связь -в составлении словосочетаний и смыслоразличи– предложений, знать роль служебных слов как средства связи | 1.10 | ||
18 | Р.р. Текст как единица синтаксиса | Урок развития речи | Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста | Уметь определять смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов; создавать текст с учетом речевой ситуации, характера адресата речи. | 5.10 | ||
Раздел IV Словосочетаний ( 7 часов) | |||||||
19-20 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова | Урок усвоения новых знаний | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетаний, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | 2.10 4.10 | ||
21-22 | Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Синтаксический разбор предложений | Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетание всех видов. | 8.10 9.10 |
23-24 | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи | Урок закрепления изученного | Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложнопа-дежной формы управляемого существительного, согласование сокращенных слов с прилагательными и др. | Уметь использовать в речи синонимичные по значения словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки, соблюдать орфографические , грамматические и лексические норы при построении словосочетаний разных видов | 11.10 12.10 | ||
25 | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание | Урок усвоения новых знаний | Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как речевое высказывание, средства выражения мысли. Предложения утвердительные и отрицательные | Знать основные признаки предложения и его отличие то других языковых единиц. Уметь опознавать и характеризовать предложения по эмоциональной окраске, по характеру выражения отношения к действительности, определять границы предложений. | 15.10 | ||
Раздел V. Простое предложение (3 часа) | |||||||
26 | Синтаксическая структура простого предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения новых знаний | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов предложении | 16.10 | ||
27 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок закрепления изученного | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов | 18.10 | ||
28 | Р.р. Описание архитектурного памятника как вид текста, его языковые особенности | Урок развития речи | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения | Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительновырази-тельные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | 19.10 |
Раздел VI Главные члены предложения (10 часов) | |||||||
29 | Главные члены двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащие и сказуемое в предложении, уметь согласовать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом | 22.10 | ||
30 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого | 23.10 | ||
31-32 | Р.р. Публицистическое сочинение о памятнике культуры | Урок развития речи | Публицистическое сочинение о памятнике культуры(на основе упр. 101,102) | Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистического средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, рито< - ричеекие вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения однородных членов) | 25.10 26.10 | ||
33-34 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое | 29.10 30.10 | ||
35-36 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного именного сказуемого, Различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов | 9.11 12.11 | ||
37 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике интонационно правильно произносить предложения | 13.11 | ||
38 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Урок закрепления изученного | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого | 15.11 | ||
Раздел VII. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(11 часов) |
39-40 | Дополнение. Способы выражения дополнения | Урок усвоения новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать определения дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | 16.11 19.11 | ||
41-42 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Урок усвоения новых знаний | Согласованные и несогласованные определения. Способы выражения определения | Уметь различать определения согласование и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения-эпитеты-как средства выразительной речи | 20.11 22.11 | ||
43 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, правильно ставить знаки препинания при приложениях | 23.11 | ||
44 | Обстоятельство. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах | 26.11 | ||
45 | Главные и второстепенные члены предложения | Повтори-тельно- обобщаю-щий урок | Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом | Уметь определять грамматические основы в простом и сажном предложении, морфологические способы выражения главных и второстепенных членов, различать разные виды сказуемых, отличать подлежащие от прямого дополнения, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замен разных видов сказуемых, нераспространённых и распространённых предложений, редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, использовать прямой и обратный порядок слов в предложении | 27.11 | ||
46-47 | Р.р. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности | Уроки развития текста | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности | Понимать особенности такова вида текса как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | 29.11 30.11 | ||
48-49 | Контрольная работа и анализ контрольной работы | Урок контроля | Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения. | 3.12 4.12 | ||
Раздел VIII. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(15 часов) | |||||||
50 | Главный член односоставного предложения .Основные группы односоставных предложений | Урок усвоения новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные особенности односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте. | 6.12 |
51 | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | Определеннолич-ные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурнограмматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения | 7.12 | ||
52-53 | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурно грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | 10.12 11.12 | ||
54 | Вопрос об обобщен-ноличных предложениях | Урок усвоения новых знаний | Обобщенолич-ные предложения | Знать функцию обобщено-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них, опознавать данные предложения в тексте, употреблять их в собственных высказываниях, использовать односоставные предложения с обобщенным значением (пословицы, афоризмы, крылатые выражения) | 13.12 | ||
55 | Безличные предложения их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | Безличные предложения их структурные и смысловые особенности | Знать структурную особенность безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умела употреблять в собственной речи | 14.12 | ||
56 | Безличные предложения их структурные и смысловые особенности | Урок закрепления изученного | Безличные предложения их структурные и смысловые особенности | Уметь определять структурные типы безличных предложений, морфологические средства выражения сказуемого; различать односоставные и двусоставные предложения. Включать безличные предложения в текст, правильно ставить знаки препинания сложных предложениях, в состав которых входят безличные предложения | 17.12 | ||
57-58 | Р.р. Сочинение-рассуждение на свободную тему | Уроки развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка | 18.12 20.12 | ||
59-60 | Назывные предложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средства лаконичного изображения фактов окружавшей действительности. | 21.12 24.12 | ||
61 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | Неполные предложения. Предложения полные и неполные | Знать общие понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общим, опознавать эти предложения в тексте | 25.12 |
62 | Употребление односоставных предложений в устной письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Употребление односоставных предложений в устной письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. | Уметь проводить устные и письменный синтаксический разбор односоставных предложений, производить сопоставленный анализ и использовать синонимию двусоставных и односоставных предложений. | 27.12 | ||
63 | Систематизация и обобщение изученного по теме « Односоставные предложения» | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений. Морфологические средства выражения главного члена. | Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксический синонимами, анализировать в сопоставлениях в разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употребление определено-личных предложений, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы. | 28.12 | ||
64 | Контрольная работа | Урок контроля | Виды односоставных предложений. Употребления односоставных и неполных предложений | Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы в сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать | 14.01 | ||
РАЗДЕЛ IX. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ(1 час) | |||||||
65 | Понятие об осложнённом предложении | Урок усвоения новых знаний | Осложненные и неосложненные предложения | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которая необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными | 15.01 | ||
РАЗДЕЛ Х. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(16 часов) | |||||||
66-67 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | Предложение с однородными членами. Средства связи однородных членов предложений. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены(распространенные, нераспространенные, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечисленную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов, | 17.01 18.01 | ||
68 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения новых знаний | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными неоднородными определениями | 21.01 | ||
69-70 | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления изученного | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений | 22.01 24.01 |
71 | Р.р. Изложение (текст-сравнительная характеристика) | Урок развития речи | Изложение – сравнительная характеристика | Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, определять принадлежность аудируемого текста типа речи и функциональной разновидности языка. | 25.01 | ||
72 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. | 28.01 | ||
73 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок закрепления изученного | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения; производить возможную синонимическую замену союзов при однородных | 29.01 | ||
74 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, правильно ставить знаки препинания. | 31.01 | ||
75 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного | 1.02 | ||
76 | Синтаксический и пунктуационных разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами | Повторительно обобщающий урок | Синтаксический и пунктуационных разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | 4.02 | ||
77 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | Повторительно обобщающий урок | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, стоить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | 5.02 | ||
78-79 | Контрольная работа | Уроки контроля | Однородные члены предложения | Уметь анализировать текст последующим параметрам: композиционно-содержательный анализ текста (определяемые темы, главной мысли, количество микротем и т.п.); стилистический; типологический анализ текста. | 7.02 8.02 |
80 | Р.р. сочинение-сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строение текста | Урок развития речи | Сочинительная- сравнительная характеристика двух знакомых лиц Написать сочинение на лингвистическую тему «Приставки и суффикс», « В чем сходство и различие между прилагательным и причастием?» | 11.02 | |||
РАЗДЕЛ ХI. ОБОСОБЛЕННЫЙ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(20 часов) | |||||||
81 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Урок усвоения новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения особую значимость и самостоятельность в высказывании | 12.02 | ||
82 | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. | Урок усвоения новых знаний | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделить знаки препинания | 14.02 | |||
83-84 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении и письменного текста правильно ставить знаки препинания. | 15.02 18.02 | ||
85-86 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Урок закрепления изученного | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно правильно читать предложения с обособленными определениями. | 19.02 21.02 | ||
87-88 | Р.р. рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать тест-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательство, вывод). | 22.02 25.02 | ||
89-90 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условие обособления приложений, интонационно правильно произносить предложений с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | 26.02 28.02 | ||
91 | Обособления приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | Обособления приложений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными предложения, использования обособленные приложения с разных стилях и текстах речи | 1.03 4.03 |
92 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастий оборотом и одиночным деепричастием | Урок усвоения новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастий оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять условие обособления обстоятельств, выраженных деепричаным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания. | 5.03 | ||
93 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастий оборотом и одиночным деепричастием | Урок закрепления изученного | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастий оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять границы деепричастного оброта, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричаным оборотом. | 7.03 | ||
94 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Повторительно обобщающий урок | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Уметь опознавать синтаксические конструкции с КАК, правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК | 11.03 | ||
95 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными предлогами | Урок усвоения новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных существительными в косвенных падежах. | 12.03 | ||
96 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки пре- | Урок усвоения новых знаний | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Иметь представления об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов. | 14.03 | ||
97 | Уточняющие, поясняющие, члены предложения, их смысловая и интонационные особенности | Урок закрепления изученного | Уточняющие, поясняющие, члены предложения | Умение производить смысловой анализ предложений с уточняющими, присоединительными, поясняющими членами предложения. | 15.03 | ||
98 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно обобщающий урок | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены. Создавать тексты включения различных случаев обособления. | 18.03 | ||
99-100 | Контрольная работа и анализ контрольной работы | Урок контроля | Обособленные члены, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме. | 19.03 21.03 | ||
РАЗДЕЛ XII. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИЕ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(20 часов) |
101-102 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении | Урок усвоения новых знаний | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении | Иметь представления об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения). | 22.03 2.04 | ||
103-104 | Знаки препинания при обращении. Употребление обращений | Урок закрепления изученного | Обращение, знаки препинания при нем. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений | Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | 4.04 5.04 | ||
105-106 | Р.р. Составление делового письма | Урок развития речи | Составление делового письма | Уметь составить собственное высказывание в официально-деловом стиле, сохраняя его особенности, соблюдая специфику жанра | 8.04 9.04 | ||
107-108 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) | Урок усвоения новых знаний | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных слова, словосочетаниях | Знать группы вводных конструкций по значению, уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения | 11.04 121.04 | ||
109-110 | Вводные слова, словосочетания и знак препинания при них | Урок закрепления изученного | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Уметь употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах. | 15.04 16.04 | ||
111-112 | Р.р. Публичное выступление на общественную значимую тему | Урок развития речи | Публичное выступление на общественную значимую тему (упр. 386). Разграничение понятий «публичный» и «публицистический». Требования к устному требованию | Знать требования к устному выступлению, понимать значение понятий « публичный» и «публицистический», уметь использовать характерные для публицистического стиля средства языка. | 18.04 19.04 | ||
113-114 | Вводные предложения, знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Вводные предложения, знаки препинания при них | Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета. | 22.04 23.04 | ||
115-116 | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Урок усвоения новых знаний | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Иметь представление о вставных конструкциях и их смысловые отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции. | 25.04 26.04 |
117-118 | Систематизация и общение изученного по теме. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями | Повторительно обобщающий урок | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. | Уметь производить синтаксический раздор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания. | 29.04 30.04 | ||
119-120 | Контрольная работа и анализ контрольной работы | Урок контроля | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. | Уметь производить синтаксический раздор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. | 2.05 3.05 | ||
XIII ЧУЖАЯ РЕЧЬ(10 часов) | |||||||
121-122 | Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку | 6.05 7.05 | ||
123-124 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Урок усвоения новых знаний | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «косвенная речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот. | 10.05 13.05 | ||
125-126 | Цитаты и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | 14.05 16.05 | ||
127-128 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Повторительно обобщающий урок | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. | Уметь производить синтаксический разбор предложений с прямой речью, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью. | 17.05 20.05 | ||
129-130 | Р.р. Рассказ | Уроки развития речи | Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические собственности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | 21.05 23.05 | ||
XIV. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ(5 часов) | |||||||
131 | Синтаксис и морфология | Повторительно обобщающий урок | Морфология и синтаксис как разделы фамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи | Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи | 24.05 |
132-133 | Р.р. Контрольное изложение | Уроки развития речи | Текст как речевое произведение | Уметь пересказывать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме | 27.05 28.05 | ||
134-135 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно обобщающий урок | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции | Понимать смыслоразличитель-ную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами | 30.05 31.05 | ||
136-137 | Синтаксис и культура речи | Повторительно обобщающий урок | Нормы литературного русского языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...