Тема: Повторение и обобщение по теме, « Причастие» в V11 классе с использованием сингапурской структуры
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мухтарова Сазидя Хафизовна

Цель урока: обобщение знаний учащихся о причастии.

Задачи урока:

— научить применять знания о причастии как части речи, выявлять орфограммы в причастиях, отработать умение определять его синтаксическую роль;

— развивать навыки использования причастий  в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование причастий;

— поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Повторение и обобщение по теме, « Причастие» в V11 классе с использованием сингапурской структуры

Цель урока: обобщение знаний учащихся о причастии.

Задачи урока:

— научить применять знания о причастии как части речи, выявлять орфограммы в причастиях, отработать умение определять его синтаксическую роль;

— развивать навыки использования причастий  в речи с целью повышения ее выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование причастий;

— поддержать интерес учащихся к русскому языку с целью совершенствования собственной речи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

— Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

— Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся.)

— Молодцы! Вот мы сегодня повторим и обобщим тему: «Причастия».

II. Разминка. Модель Rally Robin.

— Сейчас мы должны вспомнить все о причастии. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель имени прилагательного: написать понятие, определение, характеристику, примеры и противоположные примеры. (5 минут)

— Кто готов, покажите это.

— Сейчас вы вспомнили все, что касается причастия. Применим это на практике. Сейчас вы работаете с партнером по лицу. Назовите 4-е лишнее слово (слова — на листочках), запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4-е лишнее. У вас должно получиться 2 слова.

Задача: включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

Назвать 4-е лишнее: играющий, игравший, играть , проигранный; читающий, читавший, прочитанный, читать.

— Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними? (Играть, читать.) Хорошо, спасибо.

Вывод разминки. Mix Pair Share — звучит музыка, ученики молча смешиваются, двигаясь по кабинету.

— Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 3 — 5 секунд на размышление.

1-й вопрос. Почему лишними оказались слова играть и читать? (Начинает тот, у кого день рождение  ближе 10 числу.)

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит…(Сeer!)

(Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

2-й вопрос. Назовите морфологические признаки и синтаксическую роль  причастий. (Начинает тот, у кого волосы длиннее.)

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Time Pair Share.)   (Склоняются, т.е. изменяются по числам и по родам, бывают действительными и страдательными, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, образуют причастный оборот, в предложении бывают определением)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)

( Музыка останавливается, ученики находят другую пару.)

3-й вопрос. Для чего необходимо знать морфологические признаки? (Чтобы правильно писать причастия.)

(Начинает тот, кто ниже ростом.)

— Подумайте 3 секунды.

(Ученики делятся своими партнерами по 30 секунд. Timed Pair Share.)

— Поблагодарите своего партнера.

— А теперь на этот вопрос ответит… (Сeer!)

— Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места.

III. Основная часть.

1.Письмо  под диктовку

Чистые, уютные улочки, вымощенные булыжниками,  с деревянными  тротуарами,  огороженными белёными  столбиками, сверкающие золочёными куполами Троицкий собор и  Крестовоздвиженская    церковь,  вечерние  улочки,  освещаемые  керосиновыми, фонарями. Таково, лицо нашего города сто лет назад. (Авангард)

2Орфографический, пунктуационный, синтаксический анализ.

Задание №1

 Выпишете причастия в 2 столбика:

Дейсвительные: Сверкающие

Страдательные: Вымощенные, огороженными, освещаемые

 (посовещайтесь в группе и объясните, почему выписали именно эти слова), отвечает лидер группы.

Задание №2

Объясните  правописание НН в суффиксах слов ОГОРЖЕННЫХ, ВЫМОЩЕННЫЕ (Приставка и зависимое слово)

Берете листочки, записываете по одному  страдательному причастию, передаете  партнеру по плечу.

Н в суффиксах  слов  БЕЛЁНЫМИ и ЗОЛЧЕНЫМИ(это отглагольные прилагательные)

Делаем вывод,( Партнер по плечу  под номером 1и 3 рассказывают своему партнеру об отличии отглагольных прилагательных от причастий)

Отличие  отглагольных прилагательных  от  причастий:

А) зависимое слово;

Б)Приставки кроме НЕ;

В)нет  суффикса –ова, -ева

Задание №3

Объясните правописание слова ЗОЛОЧЁНЫМИ(КУПОЛАМИ)

Ответ:   В суффиксах отглагольных  прилагательных и страдательных причастий  под ударением пишется Ё

Задание №4

Объясните  правописания НН слов ДЕРЕВЯННЫЙ

Задание №5

Объясните правописание  приставки  , -ЕМ, в причастии  ОСВЕЩАЕМЫЕ.

Задание №6

Назовите причастные обороты, какими членами предложения они являются?

3. А теперь  встали, задвинули стулья и будем делать зарядку на внимательность « УШИ,НОС». Сели на свои места.

Ответьте на  вопрос «Что вы знаете о правописании НЕ с причастиями? Обсудите это в группе « СИНГЛ РАУНД РОБИН- Учащиеся проговаривают  ответы на данный вопрос один раз по кругу» . На обсуждение вам даётся 30 секунд.

Работа по карточкам

Карточка №1

(Не)решённые вовремя проблемы

Карточка №2

(Не)раскрытые окна

Карточка №3

Не работающий, а сломанный телевизор

Карточка №4

(Не)навидящий взгляд

Карточка №5

Очень (не)подготовленное выступление

ОТВЕТ:

Не решённая вовремя проблема.

Нераскрытые окна

Не работающий, а сломанный телевизор

Ненавидящий взгляд

Очень  неподготовленное выступление

 4. Записать предложения и сделать синтаксический анализ предложении:

1. Выпавший за ночь снег замёл узкую дорогу,  ведущую к школе.

2. Тучи, предвещавшие грозу спускались всё ниже и ниже.

5. Сделать морфологический разбор причастия ВЫПАВШИЙ.

6. Делаем вывод.

О чём мы сегодня говорили? Обсудите в группах.

Домашнее задание: из учебника литературы выпишите 5 предложений с причастиями. Оценки. Спасибо! Молодцы! Вы очень хорошо поработали, поблагодарите друг друга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)

   Образовательными целями урока является  уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...

Урок чувашской литературы в 6 классе с использованием Сингапурских структур обучения (ФГОС)

А.Воробьевăн «Çурхи хирте» тата «Çăкăр» сăввинчи илемлĕх мелĕсем....

урок в 9 классе по теме: "Повторение и обобщение по теме "Имя числительное""

Цель: закрепление знаний о правописании числительных.Задачи:1.     развивать орфографическую зоркостью, письменную речь;2.     корректировать память, внима...

Конспект урока по русскому языку на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение и обобщение по теме "Глагол" позволяет повторить перед контрольным диктантом все орфограммы  данной темы....

Урок русского языка в 5 классе Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Урок русского языка  в 5 классеТема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»...

Презентация по химии на тему: "Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов " (8 класс)

Презентация по химии на тему: "Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов " (8 класс)...

Разработка открытого урока в 5 классе. Тема: "Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация".

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела "Синтаксис и пунктуация". на уроке были учтены  возрастные и психологические особе...