урок в 9 классе по теме: "Повторение и обобщение по теме "Имя числительное""
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Сонина Татьяна Олеговна

Цель: закрепление знаний о правописании числительных.

Задачи:

1.     развивать орфографическую зоркостью, письменную речь;

2.     корректировать память, внимание, мышление;

3.     воспитывать трудолюбие.

 

Оборудование:  ребус «Найди число в слове», плакат с написаниями числительных, скороговорка,  текст телеграммы на карточках; кроссворд «Спрятанное слово» по теме: «Правописание числительных», занимательная минутка (плакат), бланк телеграмм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Повторение и обобщение по теме: «Имя числительное».

Цель: закрепление знаний о правописании числительных.

Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркостью, письменную речь;
  2. корректировать память, внимание, мышление;
  3. воспитывать трудолюбие.

Оборудование:  ребус «Найди число в слове», плакат с написаниями числительных, скороговорка,  текст телеграммы на карточках; кроссворд «Спрятанное слово» по теме: «Правописание числительных», занимательная минутка (плакат), бланк телеграмм.

Ход урока:

I.Психолого-педагогическая  подготовка.

1. Коррекция внимания и  мышления.

а). Найдите число в слове.

Устрица, сторож, одиночество, подвал, вспять, семья, столица.

 б) (Показ  листа с карточками)

- Какая карточка  лишняя? Докажите.

- Что объединяет остальные? (число)

- О чем напоминают вам записи карточках?

2.Запись числа в тетради.

- Сколько вариантов записи сегодняшнего числа видите? Назовите их.- Какая запись более точная?

- А почему мы пользуемся другим вариантом?

(Учимся писать грамотно слова)

II. Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и целей урока.

  1. Определение темы урока.

а) Продолжение работы с карточками без слова «февраль»

- Есть ли  слово «лишнее» среди этих карточек?

- Что мы о нем знаем? (Это числительное).

- Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

-О какой части речи говорится в стихотворении?

б).- Запишите тему урока « Имя числительное».

- Найдите корень этого слова.

-  Почему так называется? (изучает число) - Что такое числительное? Какие бывают числительные?

в). - Сегодня на уроке мы будем учиться  правильно,  писать числительные, рассмотрим деловые бумаги, связанные с числами.

           

 2. Скороговорка.        

- Прочитайте.  

У четырех черепах по четыре черепашонка.

- Сколько взрослых черепах? Запишите  (четыре)

- Сколько всего  у них детей? Запишите (шестнадцать)

- Сколько всего черепах? Запишите (двадцать)

- Как называются слова, которые написали? Какие это  числительные?

- Какие увидели орфограммы в записи этих?

3.Повторение правил правописания числительных (обращаюсь к написанным числам)

- Какое простое правило о написании Ь в числительных помните?

III. Работа над новым.

  1. Знакомство с новыми написаниями  числительных.

а). - Скажите,  одним словом:

9 д, 3 сот, 2 сот, 4 сот.

б).- Посмотрите на запись этих чисел.

    - Что надо запомнить в их написании?

    - Запишите.        

девяностО          - Подчеркните выделенные буквы.

тристА               - Запомните их написание.

двестИ

четырестА

   -Придумайте предложение с одним из слов.

2.Самостоятельная работа. Кроссворд « Спрятанное слово».

- Перед вами кроссворд. Прочитайте задание.

              - Впишите правильно числительные:

               40,50,300,90,16,15,70,20,17,60,700

- Если у вас по вертикали получится слово, вы выполнили работу верно.

                  Физминутка.

                 Зарядка.

1.упр.

И.п.- ноги на ширине плеч, руки на пояс.

 наклоны туловища вправо  и влево

2упр.

И.п.- о.с- руки к плечам.

Вращение плечами вперед и назад на 4 счета.

Повторить 3р.

3упр.

И.п.- о.с. .- руки вдоль туловища.

На 1 поднять руки вверх, потянуться на носках.

2- и.п. На 3-4 повторить

Как живешь? (вот так) Как бежишь? Как идешь? Как сидишь?

IV. Числа в деловых бумагах.

-Какие деловые бумаги, связанные с числами, знаете?

1. Чтение текста в учебнике

- Сегодня мы рассмотрим объявление и телеграмму.

2. Коллективная работа.

Чтобы отправить телеграмму, мы идем на почту. Там есть телеграф, где отправляют телеграммы. Мы заполняем специальный бланк (демонстрирую  бланк телеграммы), где указываем адрес - куда отправляем телеграмму, обратный адрес - от кого телеграмма, и пишем сам текст телеграммы. За отправку телеграммы мы платим деньги. В телеграмме оценивается каждое слово, число, знак препинания. Чем больше слов, тем дороже телеграмма.

Чтобы платить меньше за телеграмму, люди придумали хитрость: они выбрасывают из текста телеграммы маленькие слова – предлоги, союзы, знаки препинания –так, чтобы смысл текста можно было понять, но платить пришлось бы меньше.  Главное – чтобы текст был кратким, иногда в 1 предложение, точным, дату и время указывать цифрами: так легче читается и быстрее   запоминается).

а). - В современной жизни общение друг с другом чаще всего происходит при помощи телефона. Но бывают такие случаи, когда надо воспользоваться   телеграммой. Телеграммы бывают: поздравительные, пригласительные, ответ на поздравление, приглашение, телеграммы с просьбой приехать, встретить, выслать что-то.

 б). Исправление текста телеграммы.

Разберем на конкретном примере.

- Прочитайте текст телеграммы.

- С какой целью Алексей посылает телеграмму родителям?

- Какие слова телеграммы помогут состояться этой встрече без опозданий в нужном месте и в нужное время?  

-Что может сказать сын родителям при встрече, а не в телеграмме?  

-Адрес тоже можно  написать короче. (Телеграмма  составлена на  карточках).

  -Корректируем,   убирая ненужное.  

(Дети выходят к доске и берут те карточки, которые считают необходимыми).

г. Донецк Ростовская область ул. Космонавтов 25. Иванову В.А.

Мама и папа. Я еду домой. Встречайте  20 февраля в 15 часов. Поезд 17, вагон 5.

 Люблю, целую. Ваш сын Алексей .(42с.)

в).  Запись текста  в бланках телеграмм правильно: коротко и точно.

- Перед вами бланки настоящих телеграмм и ниже образец записи.

- Запишите сначала адрес, а затем текст получившейся телеграммы.

 Донецк Ростовская Космонавтов  25 Ивановым

Встречайте  20 февраля  15 часов поезд 17вагон 5 Алексей(15 с.)

г). Д.З аналогично тому, что выполняли сейчас. Текст напишите на бланках.

4. Сравнение объявления:

а).   –Как называется эта деловая бумага? Где мы ее можем видеть?

- Сравните оба объявления. Какое из них предпочтительнее выбрать и почему?

( Там, где запись числами, потому что легче читается и запоминается).                                                        

                                                                       Объявление.

        Во вторник  22 февраля в столовой состоится праздник, посвященный дню Защитника Отечества. Приглашаем всех желающих.

Начало в 15 часов.                                                                  Совет школы.

 ( Аналогично, только записано прописью).

 б). Запишите то объявление, которое правильное.

V. Итог.

- Что было главное в уроке?

-Какую роль играют числительные в жизни человека?

 (Экономят время и деньги).

- Что придумали люди, чтобы платить меньше денег за телеграмму?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного об имени числительном»

Форма проведения: урок – игра «Путешествие трёх кораблей в бухту Имя числительное»  Целеполагание:закрепить и обобщить изученное о числительном; развивать навыки монологической речи; со...

Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"

Данный урок разработан     по учебнику  "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...

Технологическая карта урока (с самоанализом) русского языка в 6-м классе по теме "Повторение. Имя числительное".

Тип урока: общеметодологической направленности. Вид урока: урок-совершенствование....

План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса.

План - конспект урока немецкого языка по теме "Повторение числительных" для 5 класса....

6 класс. Разработка урока русского языка по теме "Повторение изученного об имени числительном"

Данный урок разработан на основе ГОС 2004г 6 кл повторение изученного о числительном...