Разработка открытого урока в 5 классе. Тема: "Повторение и обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела "Синтаксис и пунктуация". на уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.Задания разнообразны и подобраны таким образом, чтобы учащиеся не уставали от монотонной работы. На уроке были использованы следующие формы работы: коллективная, групповая, самостоятельная, самопроверка, самооценка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУСКОМУ ЯЗЫКУ
В 5 КЛАССЕ
Составила:
Золотова Маргарита Леоновна,
учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация».
Тип урока: урок – практикум.
Форма урока: групповая.
Технология: деятельностного подхода.
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная
Оборудование: мультимедийный проектор, опорный конспект урока, презентация
Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»
Задачи:
1. Предметная: повторение основных понятий, изученных в разделе «Синтаксис и пунктуация»
2. Коммуникативная: развитие умения систематизировать изученный материал, сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
3. Личностная: воспитание личностных качеств - самоконтроля, самоанализа, мотивации.
Планируемые результаты:
- личностные УУД: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; следование моральным и этическим требованиям поведения;
-регулятивные УУД: умение строить планируемые действия; проговаривать вслух их последовательность.
- коммуникативные УУД: развитие умений работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сотрудничать в паре; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД: интеграция полученной информации в имеющийся запас знаний, ее преобразование, структурирование и применение.
Ход урока
#1057;амоопределение к деятельности
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Рада Вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
- На доске записаны слова М.В.Ломоносова «Знаки ставятся по силе разума».
#1040;ктуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка цели и учебной задачи урока.
На доске отрывок из стихотворения К.И. Чуковского: (слайд)
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкий суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью…
- Прочитайте отрывок из стихотворения К.И. Чуковского.
- Ваше мнение?
- Как же сделать так, чтобы обед стал съедобным?
- Надо расставить знаки препинания.
- Расставьте знаки препинания.
- А какой раздел науки о языке изучает правильную постановку знаков препинания?
- если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде, вы получите слово.
У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация (слайд)
- Без какого раздела пунктуацию изучать бессмысленно?
Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово Синтаксис.(слайд)
- Почему?
- Как вы думаете, каким важным делом мы сегодня на уроке займемся? Какая наша задача?
- (повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.)
#1055;остроение проекта выхода из затруднения
На столах (заранее расставленных) лежат конверты с заданиями и ответами.
Также на столах справочники, учебники.
Учащиеся передвигаются с рабочей тетрадью, путевым листом и письменными принадлежностями. Работа выполняется в рабочей тетради и на карточках. Нужны будут ручки - синяя, зеленая, - карандаш, резинка.
Ваша задача: выполнить 3 карточки с заданиями, получить максимальное количество баллов.
Чтобы выполнить все задания, вам понадобятся знания, которые вы приобрели, изучая тему «Синтаксис и пунктуация».
- А чтобы было интереснее работать, сегодня вы будете сами друг друга обучать. Я буду в роли помощника учителя. Я объясню, что делать, а вот как делать, вы решите сами. Мы с вами разделимся на команды. Один будет проверяющим. Он не выполняет задания, а следит за работой остальных членов команды и выставляет баллы в путевой лист. Меняется станция, проверяющим становится следующий член команды. Все члены команды будут в роли проверяющего и учеников.
ФИЗМИНУТКА
- А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели. Вновь за дело.
#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с карточками.
Рабочие карточки.
Карточка № 1. Однородные члены предложения.
Прямо в тексте карандашом расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов.
1. Искусство создаёт хороших людей формирует душу.
2. Любите изучайте великое искусство музыки!
3. Мещёрский край богат торфом и лесами молоком и ягодами.
4. Я люблю подмосковные рощи и мосты над рекой.
5. Иней лежал на скатах крыш и у колодца и на перилах балкона и на листве.
6. В темноте не было видно ни берёз ни колодца.
7. Шёл седьмой или восьмой день наступления.
8. В нашем лесу растут как лиственные так и хвойные деревья.
Карточка № 2. Однородные члены предложения.
Прямо в тексте карандашом расставить знаки препинания и подчеркнуть только однородные члены предложения. Составить схемы только однородных членов.
1) Повсюду мох и внизу под ногами и на камнях и на ветвях деревьев.
2) Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.
3) И всё вокруг показалось мне таинственным и вершины ёлок и метнувшаяся в сумраке сова и неторопливый шорох пробежавшего барсука.
4) Всё вокруг снежные поля серое небо тёмные кусты и белый морозный туман всё окрашивалось розовым светом.
5) Всё кругом зелёная трава, шумящая листва солнце над головой выглядело радостным и привлекательным.
Карточка № 3. Обращение и прямая речь.
Выделить знаками препинания прямую речь и обращения в предложениях. Обозначить обращение графически.
#1054;й Тотошка какой ты смешной сказала Элли.
2. Старушка обратилась к Элли Как ты очутилась в стране Жевунов милое дитя.
3. Это правда сударыня. Во время ураганов мы прячемся в погреб но я побежала в домик за моей собачкой смущенно ответила Элли.
4. Лисица пела Петушок петушок золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошку.
5. Смотри Петя не выглядывай в окошко не слушай лису сказал кот.
6. Говорит хитрая лиса Что же Петя ты такой гордый стал
#1056;ефлексия деятельности
- Сосчитайте общее количество баллов.
Учитель называет максимальное количество баллов, у кого столько или почти столько поднимают руку.
Домашнее задание: сочинение-миниатюра. (на выбор)
Вставьте в предложение сравнительные обороты. Запишите в тетрадь.
1) Заснеженные кусты, как ….. , сверкали в лучах январского солнца.
2) Кленовый листочек, словно …. , тихо падал на землю.
3) Крупные дождевые капли колотили в окно, как ….
Какое предложение из карточки вам понравилось больше других? Почему? Начните с этого предложения небольшой текст. О чём вы хотите рассказать? К тексту подберите заголовок.
Самоанализ урока русского языка в 5 «а» классе
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию и представлен по ходу изучения раздела «Синтаксис и пунктуация».
Структура урока:
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, комментирование.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
Результат урока: безошибочное выполнение упражнений; научиться на практике применять правила постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами, при обращении, в сложном предложении, в предложениях с прямой речью; пользоваться справочной литературой; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь, умение оценивать работу другого ученика, организовывать проверку.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Правильно распределено время на этапы урока, «связки» между этапами логичны. На уроке были использованы следующие формы работы: коллективная, групповая, самостоятельная, самооценка, самопроверка, обобщение, работа с пунктограммами.
Задания были разнообразны и подобраны таким образом, чтобы учащиеся не уставали от монотонной работы.
Для решения познавательных и регулятивных задач поставленных на урок задавала вопросы по обобщению и систематизации имеющейся у ребят информации. Считаю, что подобные вопросы помогают ребятам включиться в работу. На уроке учащиеся активно отвечали на поставленные вопросы, следовательно, они быстро включились в работу.
Каждое задание комментировалось, ответы на них проговаривались.
Считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи. Тип, форма, цель, задачи урока были адекватны теме урока. Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест. Обобщение по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе
Задания на различение простых и сложных предложений, составление схем, предложений....
Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений ...
Разработка открытого урока по французскому языку как второму иностранному на тему "Дружба".
Данный материал является технологической картой открытого урока по французскому языку как второму иностранному , третий год обучения. Тема урока "Дружба" связана с формированием и закреплением лексиче...
Урок на тему: "Обобщение по теме Синтаксис и Пунктуация"
Урок-обобщение...
Разработка открытого урока 5 класс по теме "Тадж-Махал"
Разработка открытого урока в 5 классе по теме "Тадж-Махал"....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской деятельности"
Методическая разработка открытого урока по дисциплине: "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему: "Индивидуальные предприниматели как субъекты предпринимательской дея...