Урок русского языка в 6 классе "Обобщение изученного о причастии"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка "Обобщение зученного о причастии" является уроком обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения темы "Причастие". Тип урока-контрольно-обощающий. На уроке применяются такие образовательные технологии, как технология проблемного обучения и технология критического мышления. На уроке реализуются межпредметные связи с литературой и искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_prichastie_6_klass_4.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Название предмета русский язык
Класс 6
Тема «Обобщение изученного о причастии» ( 6 класс по программе М. Разумовской)
Учитель: Страхова Л.Л.
Обучающие:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения темы;
- обращение внимания на различие действительных и страдательных причастий, их глагольных форм и признаков прилагательных;
- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Развивающие:
- развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии и предложении, осложнённом причастным оборотом.
- развитие творческих способностей учащихся через составление рассказа с использованием причастий;
- развитие словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса к изучению русского языка;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Место урока в системе уроков данного раздела: последний
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления.
Межпредметные связи: литература
Наглядность: портрет И. Айвазовского
Оборудование: текст, цифровой диктант, презентация, задание для проверки знаний, рабочие тетради учащихся
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
.
Структура урока:
Ход урока
Организационный момент (1 слайд)
. Сегодня на уроке мы будем обобщать изученное о причастиях.
Учитель. Наш урок мы начнем с лингвистической сказки. (Инсценирование лингвистической сказки) Давно это было…
(ответы обучающихся) Учитель: (слайд 2)
|
Цифровой диктант: Сегодня строгим капитаном, принимающим экзамен по теории, будет: (выходит ученик, проводит цифровой диктант, подготовленный дома) Пример цифрового диктанта. Я утверждаю, что…
Взаимопроверка. Обмен тетрадями. Правильные ответы записываются на доске. Работа с текстом. (Слайд 3)
Написана она была в 1850 году, после возвращения художника из путешествия по Европе. Переправляясь на корабле из Франции в Португалию, Айвазовский едва не погиб во время бури. Перед вами фрагмент описания картины. Прочитайте выразительно текст. Найдите причастия. На знаменитой картине И.К. Айвазовского изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к людям, спасающимся на обломках мачты. Кажется, что бушующее море стремится поглотить их. Это девятый вал. |
Задания к тексту:
– море на картине Айвазовского.
- море на картине – это грозная стихия.
Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.
|
Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи? (слайд №4) Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Морфологический разбор причастия (один ученик работает у доски) |
На доске: Спасающихся (людей) 1.Спасающихся (людей) –особая форма глагола-причастие, т.к. обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос что делающих? Н.ф. спасающийся 2. П.П.: действительное, настоящее время, несов.вид, возвратное Н.П.: в полной форме, р.п., мн.ч 3. В предложении является согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Проверка. |
Следующий этап экспедиции – повторение орфографии. И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит. Но карту, которая могла бы нам помочь, размыло соленой водой. Кто возьмется ее восстановить? (Восстановление слепой схемы) (слайд№ 5) Далее работа у доски: Объяснительный диктант. (слайд №6)
Объяснение орфограмм, самопроверка с использованием ключа на слайде.
Орфографическая разминка с мячиком (учитель называет причастие с орфограммой «Н и НН в причастиях», ученики ловят мяч , называют правильный ответ) |
Внимание! Прямо по курсу пираты! (слайд №7) Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно исправить все ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов.
Предложения исправляются устно. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания. |
Из каждого путешествия хочется привезти домой сувениры. Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ).(слайд №8) В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши ловцы жемчуга расскажут о своих находках. Сообщение учащихся (проверка индивидуального домашнего задания) : -- Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин: (дети читают пословицы). Объясняют правописание причастий, встретившихся в пословице) -- Когда мы искали пословицы, мы заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной. |
Рефлексия: работа Подведение итогов. Работа в парах. . Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему. ПРИЧАСТИЕ Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. . Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................ При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него. Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и .......................................................... Действительные причастия имеют полную и .......................................формы. Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н. Проверка. Домашнее задание: написать синквейн о причастии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени"
Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я...
Урок русского языка в 7классее по теме:"Причастие"
Урок поможет ребятам в определении понятия "Причастие" на основе наглядно-практического метода....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме: "Действительные причастия настоящего и прошедшего времени"...
Использование ЭОР на уроке русского языка по теме: "Не с причастием"
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ "СОШ №3" Аверьяновой Ириной Вадимовной в соответствии с ФГОС. Цели урока: на основе эмпирической области в языковых явлениях данной группы соз...
Самоанализ урока русского языка в 6 классе «Употребление причастий в языке»
Данный урок изучается в разделе «Текст» после изучения разделов «Система языка. Морфология. Причастие» и «Правописание». Его цель – актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интере...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Образование причастий. Действительные и страдательные причастия».
Данная разработка содержит практический материал для проведения урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской....
Конспект урока русского языка для 7 класса "Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"
Технологии: исследовательская, здоровьесберегающая, технология коллективного сотрудничества, технология личностно-ориентированного образования, компьютерная технология....