Урок - сказка на тему "Наклонения глагола" 6 класс
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Цель данного урока: знать о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении; уметь различать наклонения глагола.
Урок начинается с инсценировки сказки (знакомство с тремя наклонениями глагола). После инсценировки учащиеся отвечают на вопросы учителя, заданные по сказке.
Далее герои сказки (3 ученика - изъявительное, повелительное и условное наклонения) рассказывают о себе (читают монолог.)
Затем герои вместе с учащимися выполняют задания:
1. Выписать из текста глаголы в форме повелительного и условного наклонений;
2. Образовать от глаголов РАБОТАТЬ, СРАЖАТЬСЯ, ПОБЕДИТЬ формы трёх наклонений;
3. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время;
4. Разгадать кроссворд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему «Наклонение глагола».
Цель: знать о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении; уметь различать наклонения глагола.
Ход урока.
Здравствуйте ребята. Садитесь. У нас сегодня необычный урок. У нас сегодня урок – сказка, посвящённая теме «Наклонение глагола».
(Запись в тетрадь число и тему урока).
Сегодня вы познакомитесь с ещё одним морфологическим признаком глагола - наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях.
Что же такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.
Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку. Прошу всех героев сказки.
(Инсценировка сказки подготовлена заранее).
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына.
Епифан был старший брат.
Сам себе он был не рад.
Всё б у парня получалось,
Если б что-то не случалось.
Епифан: - Я бы сделал, я бы смог,
- Если б кто-нибудь помог!…
Брат Тимоня средним был.
Тот командовать любил.
Только слышно от него:
Тимоня: -То возьми! Подай того!
Меньший брат Иваном звался.
Тот во все дела совался.
Он зимою дров наколет,
А весной засеет поле.
Иван: - Слов на ветер не бросаю,
Что надумал, выполняю!
Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.
Епифан. Я пошёл бы воевать,
Если б не любил поспать,
Я сразился б со злодеем,
Самозванцем, лиходеем,
Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил!…
Тимоня. Эй, Ванюшка, эй, дурак,
Снаряжайся! В царстве враг!
Есть и спать не любишь вволю-
Так ступай во чисто поле,
Заруби дракона злого
Аль доставь сюда живого!
Иван. Вижу: час настал мой, братцы,
В путь-дорогу собираться.
Я за землю за свою
Постою в любом бою!
Меч возьму себе в подмогу.
Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!…
Слово учителя: - Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?
А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным, повелительным.
Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья (на доске записываются глаголы, употребляемые братьями).
А сейчас прочитаем параграф учебника. Какое действие обозначают изъявительное, условное, повелительное наклонения?
Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении?(Иван) Кто из братьев употреблял глаголы в условном наклонении?(Епифан) Кто из братьев употреблял глаголы в повелительном наклонении? (Тимоня) ( на доске над глаголами, употребляемые братьями, делаются надписи изъявительное, условное, повелительное).
А сейчас, ребята, давайте послушаем, что о себе нам расскажут сами наклонения. (монологи наклонений.)
- А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку.
- Царь – отец рассержен очень.
Братьев он зовёт пред очи:
Царь: –Брат Иван пошёл сражаться-
Вам без дела грех слоняться!
Вот решите-ка задачу!
Будет худо вам иначе!
Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.(1 вариант выписывает глаголы условного накл., а 2 вариант- повелит. накл.)
- Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам. («Буратино»)
- Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.
(«Двенадцать месяцев»)
- Не сжёг бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
(«Василиса Прекрасная»)
- Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
- «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.
(«Золотая рыбка»)
Братья (хором). Головы нам не сносить-
Надо помощи просить!
(Класс выполняет данное задание.)
Слово учителя: А сейчас мы посмотрим, как вы любите читать. Из каких произведений я взяла эти строки?
Физминутка. Прежде чем мы с вами продолжим дальше нашу сказку давайте отдохнем.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И читать друзья начните.
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Помахайте, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
Слово учителя: Ребята, в каком наклонении стоят глаголы в физминутке? (повелительном).
- А теперь ребята снова вернемся в сказку.
- И опять поближе к ночи
Братьев царь зовет пред очи:
Царь: -Не хотите наказанья?
Вот –ка вам ещё задание!
Задание. Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы трех наклонений.
Братья (хором): Головы нам не сносить-
Надо помощи просить!
(класс выполняет задание)
- А Иван – то где, ребята?
Ох, Ивану трудновато!…
Камень на его дороге.
Обойдется ль без подмоги?
(на листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдёшь удачу». Здесь же задание для Ивана. )
Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
- Русский ни с меч..м, ни с калач..м не шут…т.
- Без смелости не возьмёш… и крепости.
- Кто с Россией ни тягался, в правых не ост…вался.
Слово учителя: - У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея (показывает голову дракона). А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?
А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 234 и выполним упражнение 628.
Кроссворд.
Оценки за урок.
Домашнее задание упр. 629.
Монологи наклонений.
Изъявительное наклонение.
Начну я, Изъявительное наклонение, самое главное из трёх, самое понятное и распространенное.
Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Что такое изъявить?
Изъявительным оно называется потому, что действие происходит наяву, действие – из яви. А как написано в словаре Ожегова, изъявить – это высказать, выразить. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременно. Я реально существую, а отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем. А теперь слово моему среднему брату.
Условное наклонение.
Как заметило Изъявительное наклонение, мы родственники. Я тоже наклонение, но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Самые известные мои имена- Условное и Сослагательное. Это означает, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ. Я, правда, не допускаю её близко, только на расстоянии. Я приблизило бы её к себе, если только она не была такой назойливой. Что ещё я могло бы сказать о себе? Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет, потому что я мечтательное, я только могло бы существовать в реальной жизни. А у того, что не существует, и времени быть не может.
Повелительное наклонение.
Ну и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности и у меня тоже нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-сказка "Пароходный дилижанец" 5 класс
УРОК МАТЕМАТИКИ "ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ" ПРОХОДИТ В ФОРМЕ УРОКОКА-СКАЗКИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ СОЧИНИЛИ УЧЕНИКИ В ЧЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ...
Урок- сказка в 5-ом классе: «Натуральные числа»
Обощающий урок в 5 классе по теме "Натуральные числа " на сравнения натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами;·...
Урок - сказка. "Мир математики" 5 класс
Цели: 1. Знания по геометрическому и алгебраическому материалу...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
урок -сказка Обыкновенные дроби 5 класс
Урок -сказка по теме Обыкновенные дроби. Урок обобщения и закрепления...
Урок-сказка в 5-м классе по теме "Формула площади прямоугольника, квадрата. Единицы измерения площадей"
Урок-сказка...
Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...