Урок - сказка на тему "Наклонения глагола" 6 класс
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Журик Ирина Ивановна

Цель данного урока: знать о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении; уметь различать наклонения глагола.
Урок начинается с инсценировки сказки (знакомство с тремя наклонениями глагола). После инсценировки учащиеся отвечают на вопросы учителя, заданные по сказке.
Далее герои сказки (3 ученика - изъявительное, повелительное и условное наклонения) рассказывают о себе (читают монолог.)
Затем герои вместе с учащимися выполняют задания:
1. Выписать из текста глаголы в форме повелительного и условного наклонений;
2. Образовать от глаголов РАБОТАТЬ, СРАЖАТЬСЯ, ПОБЕДИТЬ формы трёх наклонений;
3. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время;
4. Разгадать кроссворд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Наклонение глагола».

Цель: знать о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении; уметь различать наклонения глагола.

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Садитесь. У нас сегодня необычный урок. У нас сегодня урок – сказка, посвящённая теме «Наклонение глагола».

(Запись в тетрадь число и тему урока).

Сегодня вы познакомитесь с ещё одним морфологическим признаком глагола - наклонением, узнаете об изъявительном, условном и повелительном наклонениях.

Что же такое наклонение? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходит ли оно в действительности, только желаемое оно или то, которого мы ждем от собеседника.

Тема, ребята, вам совершенно незнакома, поэтому позовем на помощь сказку. Прошу всех героев сказки.

(Инсценировка сказки подготовлена заранее).

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него три сына.

Епифан был старший брат.

Сам себе он был не рад.

Всё б у парня получалось,

Если б что-то не случалось.

                                                 Епифан: - Я бы сделал, я бы смог,

  • Если б кто-нибудь помог!…

Брат Тимоня средним был.

Тот командовать любил.

Только слышно от него:

                                                Тимоня:  -То возьми! Подай того!

Меньший брат Иваном звался.

Тот во все дела совался.

Он зимою дров наколет,

А весной засеет поле.

Иван: - Слов на ветер не бросаю,

Что надумал, выполняю!

Жили братья, не тужили, да напал на то царство-государство враг, Змей девятиглавый. Обратился царь к сыновьям, чтоб шли они со Змеем биться, чтоб защитили от этого ворога Русскую землю.

Епифан. Я пошёл бы воевать,

Если б не любил поспать,

Я сразился б со злодеем,

Самозванцем, лиходеем,

Я бы Змея победил, Если б тятька разбудил!…

Тимоня. Эй, Ванюшка, эй, дурак,

Снаряжайся! В царстве враг!

Есть и спать не любишь вволю-

Так ступай во чисто поле,

Заруби дракона злого

Аль доставь сюда живого!

Иван. Вижу: час настал мой, братцы,

В путь-дорогу собираться.

Я за землю за свою

Постою в любом бою!

Меч возьму себе в подмогу.

Тимоня. Ну, иди, Ванюша, с Богом!…

Слово учителя: - Ребята, кто из братьев понравился вам больше всего? Почему? А почему не понравились Епифан и Тимоня?

А ведь братья, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, условным, повелительным.

Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья (на доске записываются глаголы, употребляемые братьями).

А сейчас прочитаем параграф учебника. Какое действие обозначают изъявительное, условное, повелительное наклонения?

Кто из братьев употреблял глаголы в изъявительном наклонении?(Иван) Кто из братьев употреблял глаголы в условном наклонении?(Епифан) Кто из братьев употреблял глаголы в повелительном наклонении? (Тимоня) ( на доске над глаголами, употребляемые братьями, делаются надписи изъявительное, условное, повелительное).

А сейчас, ребята, давайте послушаем, что о себе нам расскажут сами наклонения. (монологи наклонений.)

  • А теперь, ребята, снова вернёмся в сказку.

  1. Царь – отец рассержен очень.

                                                      Братьев он зовёт пред очи:

                                                    Царь: –Брат Иван пошёл сражаться-

Вам без дела грех слоняться!

Вот решите-ка задачу!

Будет худо вам иначе!

Задание. Епифану выписать глаголы в форме условного наклонения, Тимоне – повелительного.(1 вариант выписывает глаголы условного накл., а 2 вариант- повелит. накл.)

  1. Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам. («Буратино»)
  2. Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля.

                                                                                         («Двенадцать месяцев»)

  1. Не сжёг бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.

                                                                                       («Василиса Прекрасная»)

  1. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи! («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
  2. «Смилуйся, государыня-рыбка!» - ей с поклоном старик отвечает.

                                                                                                   («Золотая рыбка»)

Братья (хором). Головы нам не сносить-

Надо помощи просить!

(Класс выполняет данное задание.)

Слово учителя: А сейчас мы посмотрим, как вы любите читать. Из каких произведений я взяла эти строки?

Физминутка. Прежде чем мы с вами продолжим дальше нашу сказку давайте отдохнем.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите

И читать друзья начните.

Попишите, почитайте,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Помахайте, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

Слово учителя: Ребята, в каком наклонении стоят глаголы в физминутке? (повелительном).

  • А теперь ребята снова вернемся в сказку.

  1. И опять поближе к ночи

Братьев царь зовет пред очи:

Царь: -Не хотите наказанья?

Вот –ка вам ещё задание!

Задание. Образовать от глаголов работать, сражаться, победить формы трех наклонений.

Братья (хором): Головы нам не сносить-

Надо помощи просить!

(класс выполняет задание)

  1. А Иван – то где, ребята?

Ох, Ивану трудновато!…

Камень на его дороге.

Обойдется ль без подмоги?

(на листе бумаги нарисован камень с надписью: «Осилишь задачу – найдёшь удачу». Здесь же задание для Ивана. )

Задание. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1. Русский ни с меч..м, ни с калач..м не шут…т.
  2. Без смелости не возьмёш… и крепости.
  3. Кто с Россией ни тягался, в правых не ост…вался.

Слово учителя: - У нашей сказки, ребята, счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания, победил злого Змея (показывает голову дракона). А вы одолели очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола. Вспомним их. Какие действия обозначают глаголы в форме изъявительного наклонения? Условного? Повелительного?

А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 234 и выполним упражнение 628.

Кроссворд.

Оценки за урок.

Домашнее задание упр. 629.

Монологи наклонений.

Изъявительное наклонение.

Начну я, Изъявительное наклонение, самое главное из трёх, самое понятное и распространенное.

Но вот с чем мне не повезло, так это с именем. Что такое изъявить?

Изъявительным оно называется потому, что действие происходит наяву, действие – из яви. А как написано в словаре Ожегова, изъявить – это высказать, выразить. То есть я высказанное, выраженное. Я было, есть и буду, причём непременно. Я реально существую, а отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем. А теперь слово моему среднему брату.

Условное наклонение.

Как заметило Изъявительное наклонение, мы родственники. Я тоже наклонение, но, в отличие от предыдущего оратора, у меня несколько имён. Самые известные  мои имена- Условное и Сослагательное. Это означает, что я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ. Я, правда, не допускаю её близко,  только на расстоянии. Я приблизило бы её к себе, если только она не была такой назойливой. Что ещё я могло бы сказать о себе? Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени, как морфологического признака, у меня нет, потому что я мечтательное, я только могло бы существовать в реальной жизни. А у того, что не существует, и времени быть не может.

Повелительное наклонение.

Ну и мне слово, наконец, дайте. Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, отдай, заберите, посмотрите… Пусть я не существую в реальности и у меня тоже нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-сказка "Пароходный дилижанец" 5 класс

УРОК МАТЕМАТИКИ "ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ" ПРОХОДИТ В ФОРМЕ УРОКОКА-СКАЗКИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ СОЧИНИЛИ УЧЕНИКИ В ЧЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ...

Урок- сказка в 5-ом классе: «Натуральные числа»

Обощающий урок  в 5 классе по теме "Натуральные числа " на  сравнения  натуральных  чисел, выполнение  арифметических  действий  с  натуральными  числами;·...

Урок - сказка. "Мир математики" 5 класс

Цели:    1.  Знания по геометрическому и алгебраическому материалу...

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.

Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».  Нравственные уроки  сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...

урок -сказка Обыкновенные дроби 5 класс

Урок -сказка по теме Обыкновенные дроби. Урок обобщения и закрепления...

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...