урок-сказка "Пароходный дилижанец" 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
УРОК МАТЕМАТИКИ "ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ" ПРОХОДИТ В ФОРМЕ УРОКОКА-СКАЗКИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЮ, КОТОРУЮ СОЧИНИЛИ УЧЕНИКИ В ЧЕСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_parohodnyy_dilizhanec.docx | 375.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственная общеобразовательная школа-интернат №9 ОАО «РЖД»
Урок - сказка:
«Пароходный дилижанец»
Тема:
Действие с десятичными дробями.
(5 класс)
Учитель математики
Степанова О.А.
2008 год
(урок систематизации знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями»)
Цели урока:
- систематизировать знания учащихся по теме;
- закрепить умения и знания учащихся по основным правилам и законам математики при решении задач, уравнений;
- активизировать работу учащихся через игровую форму урока на познание математики и исторических фактов образования РЖД.
Оборудование:
Карта России;
Наглядный материал (иллюстрации паровозов, фото Черепановых);
Энциклопедия железных дорог;
Книга «История и современность железных дорог в фотодокументах».
Ход урока:
1.Оргмомент.
Постановка целей.
- Ребята сегодня мы с вами на уроке закрепим все наши знания и умения выполнения действий с
десятичными дробями. Но урок у нас будет не простой. Вы много узнаете нового, интересного из истории нашего государства, земли Российской, нашего русского народа. А что я вам сейчас поведаю, вы узнаете после того, как решите небольшие примеры и отгадаете зашифрованное в них слово.
2. Устный счет (заготовить на доске)
2,54+0,06
6 – 0,02
25,5:25
240,3
0,598 10
0,0102 : 0,01
Р | Н | К | О | Т | З | А | С |
0,72 | 3,14 | 5,98 | 1,2 | 0,04 | 7,2 | 1,02 | 2,6 |
Р | Т | К | З | ||||||||
Н | О | А | С |
Слово «СКАЗКА».
- Верно, ребята! Я вам расскажу невероятно интересную историю с названием «Пароходный дилижанец».
У каждого народа есть свои герои, свои кумиры, о которых слагают стихи, складывают былины и возводят их , чуть ли не в сказочных героев. Вот такую сказку – быль я вам сейчас поведаю. И многие факты являются достоверными историческими событиями.
3. Решение задач, уравнений, вычислительных примеров.
- И так в некотором царстве, в Российском государстве, жил-был царь-государь. И была у него дочь-красавица. А умница-другой такой не сыскать! Всем интересовалась, по «заграницам» ездила, уму – разуму училась. Вот и решил царь-государь, что пора ей замуж выходить, а не ездить по чужим странам. Разослал он приглашения добрым молодцам и, в назначенный срок, явились, добры молодцы во дворец. Много их собралось. А сколько узнаешь, если найдешь значение данного выражения:
(11,28 + 3,4:0,851,55):0,125-104,84 = отв. 35
-Никак среди всех молодцев царевна выбрать жениха себе не может. И решила она их испытать, тем более у неё была давняя мечта. Говорит: «Хочу, чтобы у меня был экипаж невиданной конструкции, чтобы ездил он не по пыльной дороге, а по чугунной, и возил её не конь. И чтобы я могла на нем ездить куда угодно и где угодно: через поля и леса, через бурные реки и высокие горы».
И тогда:
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой.
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды….»
Кто быстрее всех на таком экипаже приедет за того и замуж пойду».
Да, быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Долго думали , добры молодцы. Такой Дилижанец одним топором не вырубишь. И поспешили на Урал (используется карта России), который славился своими недрами.
Кроме того прослышали они, что на уральском заводе работает «чудо-телега», которая возит руду и сделана она из железа и ездит она без лошади, а дымит как пароход. А сделали эту технику местные крепостные – мастеровые отец и сын Ефим Алексеевич и Мирон Черепановы.
Долго добирались, добры молодцы. Дорога трудная была, опасная, через горные перевалы, и в пургу и в дождь.
И мы последуем за ними. Я думаю, для нас трудности в пути тоже будут преодолимы.
Задание вам такое:
Найти значение выражений, применяя удобный способ вычисления:
2,5 1,035 4 = 10,35
0,387 +0,613 +3,142 = 4,142 (?) Что нужно знать и уметь применять при решении (25,243+17,77)- 2,77 =40,243 примеров?
0,03454х +0,06546х-0,37= 1 (?) Записать законы сложения и умножения у доски.
если Х = 13,7
- Слушаем дальше.
Не все добры молодцы выдержали такого изнуряющего перехода из Петербурга через Урал. Осталось их немного - не мало-10 чел. Прибыли они в Уральский рабочий город Нижний Тагил и отправились прямо на Вийский завод, посмотреть эту «чудо-телегу» и найти чудо-мастеров.
Пришли на завод, бьют челом оземь и просят заводчиков Демидовых, помочь им в выполнении каприза государевой дочки, и чтобы они разрешили Ефиму и Мирону Черепановым смастерить дилижанец новой конструкции и чтобы добры молодцы были у них в подмастерьях.
Как только прослышали это отец и сын, так с большим удовольствием принялись за это дело – давно у них была мечта смастерить «паровую телегу», которая могла перевозить людей быстрее, чем любой запряженный лошадьми экипаж.
Мы тоже немного поработаем.
Решить уравнения:
(3-е учащихся у доски работают по карточкам)
а) (8,3-х)4,7 =5,64 х=7,1
б) 1,2х+4,5х-0,7=1,02 х=0,3
в) 5,04:(104,2-х)=1,2 х=100
Мастера – самородки Ефим и Мирон Черепановы сами делают чертежи деталей, сами потом их изготавливают и собирают. И вот он первый отечественный «Паровой дилижанец» - так они его называли сами, или ещё «сухопутный пароход» (демонстрируется фото).
18 мая 1833 года они приступили к работе, а уже 21 января 1834 года начали его испытания и пробные поездки.
18 мая 1833 года ----- 21 января 1834 года |
Показать таблицу.
Как говорилось в письме государю: «паровой дилижанец постройкою совершенно готов и для ходу оного строится чугунная дорога, а для сохранения дилижанца отстраивается деревянный сарай».
- Посмотрите, какой получился красавец (демонстрируется фото).
Чтобы подняться во внутрь нужно преодолеть ступеньки:
:0,2 | ||||
| -0,8 | |||
*3 | ||||
+0,31 | ||||
0,72 | ||||
Отв : 8. - 8 месяцев трудились мастера над данной машиной. |
А тут и царь-государь прибыл вместе со своей свитой. Сам лично хотел провести испытания дилижанца. А свита немного немало 35 человек. Выдержит ли их всех дилижанец, если его грузоподъёмность была 3,3т, а вес одного человека в среднем – 75 кг.
Задача: грузоподъёмность – 3,3 т.
Вес 1 чел. – 75 кг.
Всего – 35 чел.
Решение
7535=2625 (кг) =2 т.625 кг=2,625 т.
3,3 т2,625 т.
Ответ: выдержит.
Так вот появился на Руси первый паровоз .Длина первой чугунной дороги для общего пользования была всего лишь 27 км и проложена она была между Петербургом и Царским Селом, а скорость «пароходного дилижанса» была 15 км/ч.
Задача: За какое время преодолевали путь в 27 км со скоростью 15 км/ч на паровозе
Черепановых?
N=15 км/ч
S=27 км
t=? t= S:N =27:15=1,8(ч)
Ответ: 1,8 ч.
Вот такая история. История создания 1 паровоза. А вам интересно, что стало с добрыми молодцами? А всё очень просто – они все передумали и отказались от царской короны. Уж больно мил стал им Урал, завод и работа у них очень увлекательная – строить новые «сухопутные пароходы», которые в дальнейшем стали называть паровозами.
Благодаря этой сказке мы с вами попытались заглянуть в историю нашего государства, в историю железных дорог и познакомились с прородителем нынешних локомотивов – пароходным дилижансом». И уже в 1837 году такие «сухопутные пароходы» были более совершенными, развивали большую скорость.
А вот послушайте как описывает свою поездку на такой железной дороге один из участников поездки по Царскосельской железной дороге. (стр.27 «История ж/д в фотодокументах») (демонстрируется рисунок).
История железных дорог очень интересная.
Викторина:
1.Кто предложил именовать «сухопутные пароходы» паровозами?
Ответ: (Русский писатель Н.И.Греч, издавший газету «Северная пчела» в 1831-1859г).
2.В каком году и где был открыт первый «воксал» или вокзал?
Ответ: (В 1838 г, возле станции Павловск на Царскосельской дороге).
Задание на дом.
Индивидуальные карточки с проверочной работой, 4 варианта разного уровня сложности.
Итог урока.
а) выставление оценок.
б) подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...