Урок- сказка в 5-ом классе: «Натуральные числа»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Баркалова Жанна Алексеевна

Обощающий урок  в 5 классе по теме "Натуральные числа " на  сравнения  натуральных  чисел, выполнение  арифметических  действий  с  натуральными  числами;

·       по  формированию  навыков  решения  уравнений,   текстовых  задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-skazka_naturalnye_chisla_5_kl.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- сказка  в  5-ом  классе: «Натуральные  числа»  

Цель:

  • закрепить  и  развить  навыки  сравнения  натуральных  чисел, выполнение  арифметических  действий  с  натуральными  числами;
  • продолжить  работу  по  формированию  навыков  решения  уравнений;
  • развивать  умения  в  решении  текстовых  задач.
  • воспитывать  умения  работать  в  коллективе

Оборудование: холст  с  изображением  очага, под  холстом  открывающая  потайная  дверь, сделанная  из  ватмана, рисунки  к  задачам  ( выполненные  по  мотивам  рисунков  художника  Владимирского  Л.В.)

Форма  проведения  урока: сказка- соревнование.

        Ход  урока.

1. Организационный  момент.

2. Сообщение  темы  урока.

  Учитель: Сегодня  у  нас  необычный  урок, повторение  темы                                     « Натуральные  числа», урок- соревнование, участниками  которого  будут  три  команды ( учащиеся  делятся  на  команды  заранее, по  желанию)

  Познакомлю  вас  с  правилами  состязания.

        Правила.

1. Соперникам  по  очереди  задаются  вопросы. Будьте  внимательными, так  как некоторые  из  них  адресованы  всему  классу.  В  этом  случае   отвечает  та  команда,  участники  которой  первыми  поднимут  руку.

2. Если  команда  не  может  ответить  на  вопрос  или  дает  неправильный  ответ, то  право  ответа  предоставляется  соперникам.

3. За  каждый  правильный  ответ  команда  получает  1  балл.

4. В  зависимости  от  количества  набранных  баллов, в  конце  урока  соревнующие  получают  оценку.

 

 Таковы  условия  соревнования. Необычность  урока  состоит  в  том, что  это  будет  урок- сказка.

                           

                                В  мире  много  сказок

                                Грустных  и  смешных.

                               И  прожить  на  свете

                               Нам  нельзя  без  них!

                                Пусть  герои  сказок

                                Дарят  нам  тепло,

                                Пусть  добро  навеки

                                Побеждает  зло!

Думаю, что  вам  хорошо  известна  сказка  Алексея  Толстого « Золотой  ключик, или  Приключения  Буратино», но  я  вас  познакомлю  с  математической  версией  этой  сказки. Надеюсь, вы  поможете  Буратино  выпутаться  из  тех  трудных  ситуаций, в  которые  он  постоянно  попадает.

    Итак, каморка  папы  Карло….(На  стене  висит  холст  с  изображением  очага, перед  ним  Буратино  и  Сверчок)

В  каморке   кроется  какая-то  тайна, чтобы  её  узнать, надо  правильно  ответить  на  вопросы, которые  написаны  на  холсте.

             Буратино- мальчик  шустрый, но  деревянный, поэтому  ему  нужна  помощь.

3. Соревнование.

        Задание 1.

1 команде.      Сравните  числа, в  которых  цифры  заменены  звездочками:

        А) ****  и  ***

        Б) 32 **  и  31 **

( Ответ: а)****> ***   б) 32**> 31**)

 

2 команде.     Угадайте  корни  уравнений:

        А) 5 *х = х * 4

        Б) у * у – 1 = 15

        ( Ответ: а) х=0  б) у=4)

3 команде.   Найдите  значение  выражений:

        А) 69 * 27 + 31 * 27

        Б) 202 * 87 – 102 * 87

        ( Ответ: а) 2700   б) 8700)

Учитель:      Выполнено  первое  задание, и  вам открывается  тайна- за  холстом  есть  потайная  дверь. ( Холст  убирается, за  ним- закрытая  дверь, сделанная  из  ватмана)

А  что  за  этой  дверью - не знает  никто. Дверь  можно  открыть  только  золотым  ключиком, который  находится  у  старой  черепахи  Тортилы. Узнав  об  этом, Буратино  отправился  на  поиски  ключика.

    Внимание!

        Задание 2

1 команда .   Буратино  лег  спать  пораньше, в  семь  часов  вечера, предварительно  заведя  будильник  на  восемь  часов  с  тем,  чтобы  встать  утром. Сколько  часов  он  проспал, пока  его  не  разбудили? ( 1 час)

2 команда.       У  Буратино  в  комоде  лежали  вперемешку  три  пары  чулок  с  красными  полосками  и  5  пар  с  синими  полосками. Какое  наименьшее  число  чулок  он  должен  взять  из  комода  в  темноте, чтобы  иметь  не  менее  пары  чулок  одного  цвета? ( 3 чулка)

3 команда.       Дождавшись  утра, Буратино  отправился  в  путь. Дорога  предстояла  трудная  и  далекая. На  окраине  города  внимание  Буратино  привлекла  харчевня « Три  пескаря». Проголодавшийся  Буратино  решил  подкрепиться. Войдя  в  харчевню, он  увидел Карабаса  Барабаса, лису  Алису  и  кота  Базилио. На  вертеле  готовилось  фирменное  блюдо- утка. У  Буратино  совсем  не  было  денег, тогда  злой  и  коварный  Барабас  предложил  ему  сделку. Если  Буратино  правильно  ответит  на  вопрос, то  он  его  не  только  накормит , но  еще  и  даст  7  золотых  монет. А  если  Буратино  не  правильно  ответит, то  его  кинут  в  огонь. Вот  такой  вопрос  задал  Карабас  Барабас:

« Одна  утка  на  вертеле  жарится  до  готовности  один  час. За  сколько  часов  зажарятся  на  одном  вертеле  сразу  две  утки?»  ( 1 час)

Учитель:            Все  обошлось  хорошо. Сытый  Буратино  с  семью  золотыми  монетами  продолжил  свой  путь. За  городом  Буратино  увидел  красивую  лужайку  и  посреди  нее-  маленький  домик. В  нем  жила  Мальвина- девочка  с  голубыми  волосами. За  ее  домиком  дорога  разветвлялась  на  три  части. Вдоль  каждой  дороги  написано  уравнение. Нужно  найти  корни  уравнений  и  по  указателю  определить  путь, ведущий  к  пруду  черепахи  Тортилы. Поможем  Буратино  справиться  с  этим  трудным  заданием.

        Задание 3.

1 команда   . ( х+ 3) * 7 = 133      ( х= 16)

2 команда.    181- 8 х = 45          ( х = 17)

3 команда.      124 : ( х – 14) = 31     ( х = 18)

Учитель:           К  пруду  Тортилы  вел  указатель  с  числом  17.Буратино  пошл  по  этой  дороге. На  пути  повстречались  лиса  Алиса  и  кот  Базилио.  Они  решили  заманить  Буратино  в  Страну  Дураков. Алиса  и  Базилио  убедили  Буратино  зарыть  7  монет  в  землю. Они  ему  посоветовали: « Вырыть  три  ямки. В  первую  ямку  положить  х  монет, во  вторую-  на  три  монеты  меньше, чем  в  первую, а  в  третью- в  два  раза  больше, чем  во  вторую».

        Задание 4.

Составьте  к  сформулированной  задаче  краткую  запись  и  уравнение. Запишите  их  в  тетрадь

( Ответ: х + ( х – 3) = ( х – 3) * 2 = 7)

Учитель: Лиса  Алиса  и  кот  Базилио  обманули  Буратино. Они  направили  на  него  сыщиков, и  он, бросив  свои  монеты, бежал  из  Страны  Дураков.

Наконец  Буратино  дошел  до  пруда, в  котором  живет  черепаха  Тортила  и  много-много зеленых  лягушек. Квакушки   со  всех  сторон  окружили  Буратино  со  всех  сторон  и  рассказали  ему  о  своей  мечте.

                                   Задание  5.

В  окрестностях  пруда  четыре  болота.  В  каждом  болоте  по  58  кочек, а  на  каждой  кочке  живет  по  шесть  лягушек. Каждая  лягушка  мечтает  стать  лягушкой- путешественницей. Сколько  нужно  уток, чтобы осуществилась  их  мечта?                   ( ответ: 4 * 58 * 6 2 = 2784 утки)

Учитель:     Благородные  лягушки  на  кувшинке  довезли  Буратино  до  черепахи.

        Задание  6.

Оказывается, Тортила  отдала  золотой  ключик  Буратино  не  просто  так, как  рассказал  Алексей  Толстой, а  совсем  иначе.

  Она  вынесла  три  коробочки: красную, синюю  и  зеленую. На  красной  написано « Здесь  лежит  золотой  ключик», на  синей- « Непустая  коробочка», на  зеленной- « Здесь  сидит  змея».Тортила  прочла  надписи  и  сказала: « Если  отгадаешь  в  какой  коробочке  лежит  ключик, то  он  твой».

Учитель:              Получив  ключик, довольный  Буратино  вернулся  домой…

4. Подведение  итогов.

Право  открыть  потайную  дверь  предоставляется   участнику   победившей  команды. ( Открывается  дверь, учащиеся  видят  плакат, на  котором  записано  четверостишие):

        Преодолев  так  много  испытаний,

                     Вы  оказались  у  двери  в  Мир  Знаний.

                     « Входите  в  нее,- скажу   вам  я,-

                      Добро  пожаловать, друзья!»

За   помощь   Буратино  всем  большое  спасибо!

Участники  победившей  команды  за  урок  получают  пятерки, остальные  четверки.

    Литература: 1. А.Н. Толстой Сказка « Золотой  ключик, или  Приключения  Буратино».

                           2. учебник « Математика. 5  класс»  для  общеобразовательных  учреждений  Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова  и  др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...