урок -сказка Обыкновенные дроби 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме
Урок -сказка по теме Обыкновенные дроби. Урок обобщения и закрепления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 48.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 2.88 МБ |
ind.zadan_.doc | 26 КБ |
kartochka.docx | 12.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме Обыкновенные дроби.
Предмет: математика, 5 класс
Тип урока: урок закрепления знаний
Длительность: 1 учебный час
Цель урока: продолжить работу над формированием понятием обыкновенных дробей, сравнение дробей
Задачи урока:
- образовательные (формирование познавательных УУД):
совершенствовать знания понятия обыкновенной дроби, сравнения дробей, задач, выявить «скрытые» проблемы и затруднения для их дальнейшей коррекции;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивость в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда, познавательный интерес и любознательность, любовь к природе;
- развивающие (формирование регулятивных УУД):
способствовать формированию умений использовать приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточка с самостоятельной работой), электронная презентация по теме «Обыкновенные дроби», выполненная в программе Power Point.
Ход урока.
На доске записано число и тема урока.
У: Здравствуйте, ребята!
Прошу занять места.
В тетрадях пишем дату:
Восемнадцатое февраля.(Слайд 2)
У: Мы посвятим урок наш
Дробям. И в гости к ним
Отправимся. Все в сборе?
Ну что же, поспешим! (слайд 3)
Путь у нас такой неблизкий,
Но, друг мой, не робей!
Уж виден большой Замок
Загадочных дробей!
У: Посмотрите, какой красивый и большой замок. Но как нам туда попасть? Для этого нужно узнать пароль. Внимание на экран: (Слайд 4)
У: Давайте запишем в тетрадях, какие дроби соответствуют заштрихованной части каждой фигуры? Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание? (1/4,4/8,3/4,6/12, 5/9 - книга) слайд5
У: Какой получили пароль? (Хором: Книга!)
У: Ну вот, ребята, теперь мы можем войти внутрь замка. Слайд 6
У: А кто нам скажет, что за числа такие эти дроби? Заполните пропуски. (Ученик: Каждый может за версту видеть дробную черту, над чертой – числитель, знайте, под чертою – знаменатель, дробь такую непременно нужно звать обыкновенной.) Слайд 7, 8.
М: Здравствуйте, уважаемые! Вы находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр историко-математических наук …Прошу для начала пройти в исторический зал замка. Слайд 9
М: Ребята, а знаете ли вы, где появились первые дроби? (предположение учеников). Первой дробью, наверное, была дробь 1/2. Посмотрите, как изображали дроби в древнем Египте: Слайд10
М: В Древнем Китае вместо черты использовали точку: Слайд 11
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. Слайд 12
На Руси дроби называли долями, позже “ломаными” числами. В старых записях найдены следующие записи дробей: Слайд 13
У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.
У: На нашем уроке проверим, смогут ли дроби поставить нас в затруднительное положение? Пройдем в читальный зал. Слайд14.
У: Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановите эти записи. А, пока мы выполняем это задание, двое ребят нас сейчас покинут. Они отправятся в Секретную комнату для того, чтобы открыть секрет обыкновенных дробей. (Двое “сильных” учащихся решают у доски индивидуальные задания) Индивидуальные задания Задача № 1. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов? (5/13). Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины? (99/199). У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? 5/10). Задача № 2. Юра Спешилкин выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры.
6/14 < 11/14 , 1 > 3/6 , 23/75 > 0 ,
19/18 < 19/12 , 25/10 < 1 , 42/42 > 5/5.
Тем временем (работа в парах) Карточка 1: Слайд 15
- Числитель стоит … чертой и означает, сколько равных частей … от целого.
- Знаменатель стоит … чертой и показывает, на сколько равных частей … целое.
- Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
- Дробь называется …, если числитель больше или равен знаменателю.
- Неправильная дробь … правильной дроби.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой … больше.
- Правильная дробь … 1.
- Неправильная дробь … 1.
У:Проверим работы (по цепочке каждое предложение)
Проверка заданий из Секретной комнаты.
У: Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Логики.(Слайд 16)
А)
1
2
3
4
5
6
7
8
2/5
4/5
7/6
1/4
17/15
1/2
12/5
5/6
- Какая из дробей выражает четверть?
- Назовите правильные дроби.
- Какая дробь равняется единице?
- Какая дробь выражает половину?
- Назовите неправильные дроби.
- Сравните 1 и 2 дроби.
- Из 3 дроби вычтите 8 дробь.
- Сравните 5 и 8 дроби.
У: Вы устали, ребята? Сейчас отдохнём,
Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд). Слайд 19
3/4 - правильная дробь
9/12 – неправильная дробь
5/9>1, 8/8<1, 17/5>1, 2/7>5/7
Слайд 20. У: А сейчас мы поднимемся высоко-высоко по винтовой лестнице в Башню Сравнений. Здесь видимо что-то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит аккуратность и точность.
А) Предлагаю поработать по вариантам самостоятельно в тетрадях, располагая дроби в нужном порядке. Слайд 21
Девочки в порядке возрастания, мальчики в порядке убывания
3/24, 13/24, 28/24, 8/24, 18/24, 23/24, 33/24.
Слайд 22. Проверьте себя по ключу. Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно. У кого возникли затруднения? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Слайд 23. Б) 2 задание: определить координаты точек. Назовите дроби, меньшие 1, большие 1.
Слайд 24. У: Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать контрольную работу по данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Закрепить навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности; Подготовиться к контрольной работе. Развивать память, внимание, логическое мышление; Развивать познавательный интерес к математике; Формировать умение работать в коллективе.
Какой дроби соответствует закрашенная часть фигур?
Какой дроби соответствует закрашенная часть фигур?
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________.
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной.
Изображение дробей в Древнем Египте
В Древнем Китае вместо черты использовали точку:
Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году
В старых записях найдены такие названия дробей: Половина, полтина Четь Треть Полчеть Полтреть
Восстанови записи: Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя. Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю. Неправильная дробь больше правильной дроби. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Правильная дробь меньше 1. Неправильная дробь больше или равна 1. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
1 2 3 4 5 6 7 8 Задание №1
Правильно – руки вверх , Неправильно – руки вперёд .
Задание №1 Расположите дроби Девочки Мальчики в порядке возрастания в порядке убывания
В порядке возрастания В порядке убывания
Задание №2 Определите координаты точек на данном координатном луче: О А В С Е 0 1
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Индивидуальные задания
Задача № 1.
В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую часть составляют бананы от всех фруктов?
Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех зерен составляют горошины?
У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят. Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ?
Задача № 2.
Юра Спешилкин выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры.
6/14 < 11/14 , 1 > 3/6 , 23/75 > 0 ,
19/18 < 19/12 , 25/10 < 1 , 42/42 > 5/5.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Карточка 1:
- Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
- Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей … ………….целое.
- Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
- Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
- Неправильная дробь … правильной дроби.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
- Правильная дробь ….1.
- Неправильная дробь … 1
Карточка 1:
- Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
- Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей … ………….целое.
- Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
- Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
- Неправильная дробь … правильной дроби.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
- Правильная дробь ….1.
- Неправильная дробь … 1
Карточка 1:
- Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
- Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей … ………….целое.
- Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
- Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
- Неправильная дробь … правильной дроби.
- Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
- Правильная дробь ….1.
- Неправильная дробь … 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Деление обыкновенных дробей" 6 класс
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний...
Урок математики "Обыкновенные дроби" 5 класс КРО
Урок- закрепление. Учащимся в игровой форме предлагается закрепить понятие обыкновенной доби, правильной и неправильной дроби. Применить навыки сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми зна...
Разработка урока - сказки "Обыкновенные дроби"
В течение всего урока идёт работа с обыкновенными дробями, учащиеся вспоминают все правила вычисления. Для этого учитель приглашает ребят в волшебный мир сказок. Но вот какая сказка – они должны догад...
Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I
Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...
Презентация к уроку "Деление обыкновенных дробей" по математике 6 класса, УМК Н.Я. Виленкин и др.
Презентация к уроку изучения нового материала по математике в 6 классе "Деление обыкновенных дробей"....
Урок - презентация "Обыкновенные дроби". 5 класс ( в стихах)
Урок - закрепление....
Урок-сказка "Обыкновенные дроби"
Конспект урока и презентация к нему...