урок -сказка Обыкновенные дроби 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Желонкина Анна Вадимовна

Урок -сказка по теме Обыкновенные дроби. Урок обобщения и закрепления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc48.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.88 МБ
Microsoft Office document icon ind.zadan_.doc26 КБ
Файл kartochka.docx12.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме Обыкновенные дроби.

Предмет: математика, 5 класс

Тип урока: урок закрепления знаний

Длительность: 1 учебный час

Цель урока: продолжить работу над формированием понятием обыкновенных дробей, сравнение дробей

Задачи урока:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

совершенствовать знания понятия обыкновенной дроби, сравнения дробей,  задач, выявить «скрытые» проблемы и затруднения для их дальнейшей коррекции;

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие,  настойчивость в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда,  познавательный интерес и любознательность, любовь к природе;
  • развивающие (формирование регулятивных УУД):

способствовать формированию умений использовать приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная

Используемые технологии: развивающее обучение,  ИКТ,  игровая технология

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточка с самостоятельной работой),  электронная презентация по теме «Обыкновенные дроби», выполненная в программе Power Point.

Ход урока.

На доске записано число и тема урока.

У: Здравствуйте, ребята!

Прошу занять  места.

В тетрадях пишем дату:

 Восемнадцатое февраля.(Слайд 2)

У: Мы посвятим урок наш

Дробям. И в гости к ним

Отправимся. Все в сборе?

Ну что же, поспешим! (слайд 3)

Путь у нас  такой неблизкий,

Но, друг мой, не робей!

Уж виден большой Замок

Загадочных дробей!

У: Посмотрите, какой красивый и большой замок.  Но как нам туда попасть? Для этого нужно узнать пароль. Внимание на экран: (Слайд 4)

У: Давайте  запишем в тетрадях, какие дроби соответствуют  заштрихованной части каждой фигуры? Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание? (1/4,4/8,3/4,6/12, 5/9 - книга) слайд5

У: Какой получили пароль? (Хором: Книга!)

У: Ну вот, ребята, теперь мы можем войти внутрь замка. Слайд 6

У: А кто нам скажет, что за числа такие  эти дроби? Заполните пропуски. (Ученик: Каждый может за версту видеть дробную черту, над чертой – числитель, знайте, под чертою – знаменатель, дробь такую непременно нужно звать обыкновенной.) Слайд 7, 8.

М: Здравствуйте, уважаемые! Вы находитесь в Замке дробей. Разрешите представиться, я магистр историко-математических наук …Прошу для начала пройти в исторический зал замка. Слайд 9

М: Ребята, а знаете ли вы, где появились первые дроби? (предположение учеников). Первой дробью, наверное, была дробь 1/2. Посмотрите, как изображали дроби в древнем Египте: Слайд10

М: В Древнем Китае вместо черты использовали точку: Слайд 11

Первым дробную черту ввёл итальянский математик Фибоначчи. Это случилось в 1202 году. Слайд 12

На Руси дроби называли долями, позже “ломаными” числами. В старых записях найдены следующие записи дробей: Слайд 13

У нас есть поговорка: “попал в тупик”, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “попасть в дроби”. Она означает, что человек, попавший в “дроби”, оказался в затруднительном положении.

У: На нашем уроке проверим, смогут ли дроби поставить нас в затруднительное положение? Пройдем в читальный зал. Слайд14. 

У: Кругом много разных книг: интересных, умных. Но некоторые записи в них от времени стёрлись. Восстановите эти записи.  А, пока мы выполняем это задание, двое ребят нас сейчас покинут. Они отправятся в Секретную комнату для того, чтобы открыть секрет обыкновенных дробей. (Двое “сильных” учащихся решают у доски индивидуальные задания)  Индивидуальные задания Задача № 1. В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую  часть составляют бананы от всех фруктов?  (5/13).  Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех  зерен составляют горошины? (99/199).    У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят.  Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ? 5/10). Задача № 2. Юра Спешилкин выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры.

    6/14 < 11/14  ,            1  >  3/6   ,             23/75 >  0 ,

   

    19/18  < 19/12 ,          25/10  < 1 ,             42/42 > 5/5.

Тем временем (работа в парах) Карточка 1: Слайд 15

  1. Числитель стоит  чертой и означает, сколько равных частей  от целого.
  2. Знаменатель стоит  чертой и показывает, на сколько равных частей  целое.
  3. Дробь называется правильной, если числитель знаменателя.
  4. Дробь называется , если числитель больше или равен знаменателю.
  5. Неправильная дробь  правильной дроби.
  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой  больше.
  7. Правильная дробь  1.
  8. Неправильная дробь  1.

У:Проверим работы (по цепочке каждое предложение)

Проверка заданий из Секретной комнаты.

У: Вы, молодцы! Я уверена, что вы также хорошо справитесь со следующими заданиями в Кухне Логики.(Слайд 16)

А)

1

2

3

4

5

6

7

8

2/5

4/5

7/6

1/4

17/15

1/2

12/5

5/6

         

  • Какая из дробей выражает четверть?
  • Назовите правильные дроби.
  • Какая дробь равняется единице?
  • Какая дробь выражает половину?
  • Назовите неправильные дроби.
  • Сравните 1 и 2 дроби.
  • Из 3 дроби вычтите 8 дробь.
  • Сравните 5 и 8 дроби.

У: Вы устали, ребята? Сейчас отдохнём,
Дружно встали, делаем зарядку (если согласны с утверждением – руки вверх, если нет – вперёд).
Слайд 19

3/4 - правильная дробь
9/12 – неправильная дробь
5/9>1, 8/8<1, 17/5>1, 2/7>5/7

Слайд 20. У: А сейчас мы поднимемся высоко-высоко по винтовой лестнице в Башню Сравнений. Здесь видимо что-то произошло, дроби находятся в беспорядке. А математика, как вы знаете, любит аккуратность и точность.

А) Предлагаю поработать по вариантам самостоятельно в тетрадях, располагая дроби в нужном порядке. Слайд 21

Девочки в порядке возрастания, мальчики в порядке убывания

3/24, 13/24, 28/24, 8/24, 18/24, 23/24, 33/24.

Слайд 22. Проверьте себя по ключу. Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно. У кого возникли затруднения? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Слайд 23. Б) 2 задание: определить координаты точек. Назовите дроби, меньшие 1, большие 1.

Слайд 24. У: Вы, действительно, смогли доказать, что дроби не поставили вас в трудное положение. Уверена, трудностей не возникнет, когда вы на следующем уроке будете решать контрольную работу по данной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-сказка: Обыкновенные дроби Учитель математики МБОУ Роженцовской СШ: Желонкина Анна Вадимовна

Слайд 2

Цели урока Закрепить навыки работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности; Подготовиться к контрольной работе. Развивать память, внимание, логическое мышление; Развивать познавательный интерес к математике; Формировать умение работать в коллективе.

Слайд 4

Какой дроби соответствует закрашенная часть фигур?

Слайд 5

Какой дроби соответствует закрашенная часть фигур?

Слайд 7

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – _________, знайте, Под чертою – __________. Дробь такую, непременно, Надо звать ____________.

Слайд 8

Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую, непременно, Надо звать обыкновенной.

Слайд 10

Изображение дробей в Древнем Египте

Слайд 11

В Древнем Китае вместо черты использовали точку:

Слайд 12

Первым дробную черту ввёл итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) в 1202 году

Слайд 13

В старых записях найдены такие названия дробей: Половина, полтина Четь Треть Полчеть Полтреть

Слайд 15

Восстанови записи: Числитель стоит над чертой и означает, сколько равных частей взяли от целого. Знаменатель стоит под чертой и показывает, на сколько равных частей разделили целое. Дробь называется правильной, если числитель меньше знаменателя. Дробь называется неправильной , если числитель больше или равен знаменателю. Неправильная дробь больше правильной дроби. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше. Правильная дробь меньше 1. Неправильная дробь больше или равна 1. ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...

Слайд 17

1 2 3 4 5 6 7 8 Задание №1

Слайд 19

Правильно – руки вверх , Неправильно – руки вперёд .

Слайд 21

Задание №1 Расположите дроби Девочки Мальчики в порядке возрастания в порядке убывания

Слайд 22

В порядке возрастания В порядке убывания

Слайд 23

Задание №2 Определите координаты точек на данном координатном луче: О А В С Е 0 1



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Индивидуальные задания

Задача № 1. 

              В вазе лежат 13 фруктов, из них 5 бананов и 4 апельсина. Какую  часть составляют бананы от всех фруктов?  

              Золушке высыпали 100 зерен пшена и 99 горошин. Какую часть от всех  зерен составляют горошины?

              У бабушки было 3 собаки и 5 попугаев. Ей принесли еще 2 котят.  Какую часть составляют попугаи от всех домашних любимцев бабушки ?  

Задача № 2. 

Юра Спешилкин выполнил работу по сравнению дробей. Вы учитель! Найдите ошибки, исправьте их красным цветом, оцените работу Юры.

    6/14 < 11/14  ,            1  >  3/6   ,             23/75 >  0 ,

   

    19/18  < 19/12 ,          25/10  < 1 ,             42/42 > 5/5.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Карточка 1:

  1. Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
  2. Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей  … ………….целое.
  3. Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
  4. Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
  5. Неправильная дробь … правильной дроби.
  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
  7. Правильная дробь ….1.
  8. Неправильная дробь … 1

Карточка 1:

  1. Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
  2. Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей  … ………….целое.
  3. Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
  4. Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
  5. Неправильная дробь … правильной дроби.
  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
  7. Правильная дробь ….1.
  8. Неправильная дробь … 1

Карточка 1:

  1. Числитель стоит .… чертой и означает, сколько равных частей …………….. от целого.
  2. Знаменатель стоит … …чертой и показывает, на сколько равных частей  … ………….целое.
  3. Дробь называется правильной, если числитель … знаменателя.
  4. Дробь называется ……………, если числитель больше или равен знаменателю.
  5. Неправильная дробь … правильной дроби.
  6. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой ………… больше.
  7. Правильная дробь ….1.
  8. Неправильная дробь … 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Деление обыкновенных дробей" 6 класс

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний...

Урок математики "Обыкновенные дроби" 5 класс КРО

Урок- закрепление. Учащимся в игровой форме предлагается закрепить понятие обыкновенной доби, правильной и неправильной дроби. Применить навыки сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми зна...

Разработка урока - сказки "Обыкновенные дроби"

В течение всего урока идёт работа с обыкновенными дробями, учащиеся вспоминают все правила вычисления. Для этого учитель приглашает ребят в волшебный мир сказок. Но вот какая сказка – они должны догад...

Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...

Презентация к уроку "Деление обыкновенных дробей" по математике 6 класса, УМК Н.Я. Виленкин и др.

Презентация к уроку изучения нового материала по математике в 6 классе "Деление обыкновенных дробей"....

Урок-сказка "Обыкновенные дроби"

Конспект урока и презентация к нему...