Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Сумина Татьяна Борисовна

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся "По следам глагола"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 6б классе

Учитель Сумина Татьяна Борисовна

Дата проведения: 30 апреля 2008 г.

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о глаголе «По следам Глагола».

Форма урока: игра-путешествие.

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний учащихся, комбинированный.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол».

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся по изученной теме.
  2. Развивать умения учащихся применять изученные правила на практике, выстраивать алгоритм действия, строить и высказывать своё мнение, самостоятельно принимать решения, делать выбор.
  3. Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, уважения говорящего.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты технологической, информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: карта Страны Глаголии, тестовые задания для каждого ученика, карточки с заданиями для творческих групп, сигнальные карточки цветов светофора, костюмы трёх наклонений глагола, мультимедийный проектор, ноутбук, экран,  СD-диск, учебники, тетради, дидактический материал, 4 листа ватмана, цветные фломастеры, кнопки или магнитики.

Этапы урока

Ход урока

Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал

1.Орг. момент

2. Вступительная беседа. Сообщение цели урока.

На доске эпиграф к теме:

Что для меня предметы?

Лишь названье.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растёт.

                                      В. Кондрашов

- Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать для того, чтобы закрепить  знания и умения. «Глагол» - одна из самых сложных тем в курсе русского языка, но с этой частью речи нужно уметь ладить. Почему?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Вдумайтесь, какую значимость придаёт поэт В. Кондрашов глаголу.

- А теперь посмотрите на репродукцию картины русского художника В. Васнецова «Витязь на распутье». Подумайте, какой смысл хотел вложить художник в картину? (Человек перед выбором)

_ Да, каждый человек в жизни часто оказывается в ситуации выбора. Сегодня на уроке мы тоже будем с вами выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать своё мнение.

Работать на уроке вам предстоит индивидуально и в группе, самостоятельно и коллективно. В ходе урока-путешествия по Стране Глаголии вам предстоит преодолеть несколько этапов-барьеров, чтобы в конце урока сделать выдох и сказать: «Труден «Глагол», но я с ним умею ладить».

Плакат с картой Страны Глаголи, на которую крепятся флажки с местами остановки, репродукция картины В. Васнецова «Витязь на распутье»

3. Тестовая работа

Вы получили билет для преодоления первого этапа-барьера – тест. Выберите правильный ответ и номер ответа запишите в тетрадь.

Первый выполнивший задание выходит к доске и записывает ключ: А-3, Б-3, В-1,

Г-3. Выполняется проверка решения теста.

Тест

А. Дайте определение глагола как части речи.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Б. На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида?

1. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы кто? что?

2. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что сделать?

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?

В. Как изменяются глаголы?

1. Глаголы изменяются по лицам или спрягаются.

2. Глаголы изменяются по падежам.

3. Глаголы не изменяются.

Г. Определите, какие формы наклонения глагола существуют?

1. Предъявительное, повелительное, побудительное.

2. Изъявительное, повелительное, вопросительное.

3. Изъявительное, повелительное, условное.

- Итог: барьер преодолён, с тестом справились! Учитель передвигает флажок.

Тестовая технология.

Каждому ученику даётся лист с тестом.

4. Творческая работа

- У каждого на парте цветные фишки. Выберите фишку любого цвета. Все, у кого на выбранной фишке цифра 1, садятся за стол у окна, у кого цифра 2 – садятся за стол у доски, цифра 3 – у стенки, цифра 4 – ближе к двери.

По одному человеку от группы  выбирают карточку с творческим заданием:

  1. Глагол как часть речи.
  2. Не с глаголом.
  3. Вид глагола.
  4. Время глагола.

- Вы получили тему вашего творческого мини-проекта. На примерах, которые можно взять из пособия «Дидактический материал. 6 класс» или подобрать самим (поэзия приветствуется), попробуйте раскрыть тему. Мысли оформляем на ватмане. На работу отводится 10 минут, по 3 минуты на защиту проекта.

Проекты детей.

1.    несов.в.      сов.в.

   Что делать, что сделать?

   Учащимся школ

    На эти вопросы

       сов.в.

    Ответит глагол.

     

2.     ч.    гл.           ч.     гл.

       Не выучил – не делай.

        ч.    гл.         ч.     гл.

       Не знаешь – не спеши.

       С глаголами раздельно

       Частицу НЕ пиши.

3.                              несов.в.

Вид совершенный: рвётся

В вопрос приставка С

        сов.в           несов.в

Что сделает? Проснётся,

   сов.в      сов.в          

Умоется, поест.

Но нет приставки – значит,

                       несов.в

Работа лишь кипит:

несов.в

Решается задача,

несов.в

Сопутствует удача –

Несовершенный вид.

4.

                                     п.в.

Прошедшее время сказало о том,

                        п.в.

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

                                н.в.

Как ярко цветы полыхают весной.

                                                   б.в.

А в будущем времени сможем узнать,  

            б.в.                         

Как будем мы скоро расти и мужать.

- Итог: второе препятствие устранено! Учитель передвигает флажок.

Технология интерактивного обучения.

Карточки с творческими заданиями для групп. Фишки для деления на группы. Дидактический материал.

4 листа ватмана, фломастеры.

5. Игра «Светофор»

- Поиграем. На столе цвета светофора. Зажгите свет: изъявительное наклонение – красный, условное – жёлтый, повелительное – зелёный.

Учитель читает текст  предложениям, учащиеся поднимают карточку, исправляются неверные ответы.

Под сосной на снегу виднеются совсем свежие следы.

Кто-то старательно ворошил прошлогодние листья.

Выньте из кармана пару орехов и постучите друг о друга.

Через минуту вы увидели бы, как сыплется снег с ёлок.

С ветки на ветку прыгает пушистый зверёк.

Если бы вы протянули руку с орехами, то заметили бы, как прыгнула белка на снег и побежала к вам.

Наклоните руку.

Угощение принято.

Зверёк сидит на сосне и с хрустом грызёт гостинец.

Хорош калёный орех! (По В. Пескову)

- Итог: третий этап-барьер преодолён. Осталось ещё два.  Учитель передвигает флажок.

Игровая технология.

Сигнальные карточки красного, жёлтого и зелёного цвета.

6. Игра «Угадай код»

Следующее задание: определите наклонение глаголов, составляя при этом шифр для того,  чтобы открыть дверь в театр таким образом: 1-и,2-п..

  1. Люблю тебя, Петра творенье.
  2. Бегут, торопятся в речку ручьи разные.
  3. Любите книгу – источник знания, только знание спасительно.
  4. Ох, лето красное! Любил бы я теля, когда б не зной.
  5. Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал.
  6. Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

Проверка ключа: 1-и,2-и,3-п,4-у,5-у,6-п.

-Молодцы! Мы открыли дверь в театр.

Игровая технология.

7. Сценка «Говорю… и всегда делаю»

- А сейчас закройте глаза и представьте, что идёт спектакль о … наклонении глагола. Вы хотели бы посмотреть такой спектакль? Садитесь поудобнее. Занавес открывается.

АВТОР. У глаголов есть постоянный контролёр в виде наклонения, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, реальное оно или предполагаемое, желаемое или только выражает побуждение к действию.

ИЗЪЯВИТ. НАКЛ. Я – изъявительное наклонение!

АВТОР. Представилась первая форма.

ИЗЪЯВИТ. НАКЛ. Мои действия всегда реальны, уж если герой говорит: «Строю», то обязательно это делает.

УСЛОВ. И ПОВЕЛ. НАКЛ. А мы…

АВТОР. Заявили две другие формы.

УСЛОВ. И ПОВЕЛИТ. НАКЛ. …обозначаем действия, ещё не совершающиеся.

УСЛОВ.НАКЛ. Вот я, Условное, обозначаю желаемое или предлагаемое действие, потому герой, вероятно, и пальцем не пошевелит.

ПОВЕЛИТ. НАКЛ. Я, Повелительное наклонение, обозначаю лишь побуждение к действию, а будет ли мой герой работать, мне не известно.

- Закрепили знания вместе с героями сценки и отправляемся в путь. Преодолевать последний барьер придётся каждому самостоятельно. Учитель передвигает флажок.

Элементы здоровьесберегающих технологий, технологии разыгрывания ролей.

8 Самостоятельная работа

На экран выводится задание для самостоятельной работы:

Спишите. Определите форму наклонения выделенных глаголов.

Уйди от меня!

Уйди я на пять минут раньше, ничего бы не случилось.

Приходил бы ты поскорей!

Если бы ты вовремя приходил, всё было бы в порядке.

Взаимопроверка работ с выставлением отметки. Учитель убирает флажок и открывает оборотную сторону карты с надписью «Молодцы!»

ИКТ

9. Подведение итогов

- Позади все препятствия нашего путешествия. Кто теперь может сделать выдох и сказать: «Труден «Глагол», но я с ним умею ладить».

- Я рада, что вы с честью преодолели трудности. Спасибо за работу! А как вы оцениваете своё участие в путешествии, покажите в пятибалльной системе с помощью сигналов светофора: зелёный – «5», жёлтый – «4», красный – «3», надо подучить.

10 Домашнее задание

Задание на дом выбирает каждый себе по силам.

На экран выводятся задания:

  1. Составь кроссворд на тему «Глагол» в программе Excel/
  2. Прочитай стихотворение. Выполни разбор указанных слов.

В мою Вообразилию

Попасть1 совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена2!

А только тот, кто начисто

Лишен воображения,-

Увы, не знает3, как войти

В её расположение.

      3.  Прочитай стихотворение. Спиши. Определи постоянные признаки глагола.

Элементы технологии разноуровнего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...