Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Сухарева Инна Николаевна

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_deeprichastie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деепричастие. Систематизация изученного».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков

Форма урока: урок-лабиринт

Цели урока: (Слайд №2)

  • закрепление сведений о деепричастии;
  • выработка умения правильно использовать и выделять деепричастия и деепричастные обороты;
  • преодоление ошибок в употреблении деепричастий;
  • развитие творческих способностей; воспитание любви и интереса к родному языку.

Задачи урока: (Слайд №3)

  • выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
  • способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Оборудование:

  • расстановка парт в кабинете;
  • маршрутный лист прохождения лабиринта (Приложение №1);
  • презентация (Приложение №2);
  • клубок ниток.

Ход урока

Вход в лабиринт. Рассказ учителя.

         Сегодня мы с вами, чтобы обобщить знания по теме «Деепричастие», отправимся куда (показывает на слайд)? (Слайд №4)

(В лабиринт). Кто знает, что такое лабиринт?

         (Слайд№5)А лабиринт – это запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений (первоначально – большое здание со сложно расположенными переходами в Древней Греции и Египте).

         Лабиринты распространены во всем мире в виде уникальных изображений или сооружений и характерны для всех известных культур.

Самый знаменитый лабиринт западного мира - это лабиринт царя Миноса на Крите, в котором некогда, согласно мифу, обитал Минотавр - получеловек-полубык. Афинский герой Тесей прошел через лабиринт и убил Минотавра. Древнегреческому герою Тесею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает «путеводная нить». Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут ваши знания, умения и практические навыки. Но кого она выведет из лабиринта первыми, мы узнаем в конце урока.

         Я думаю, что сегодня вы все справитесь с заданиями и на выходе из лабиринта вас ожидают отличные оценки.

Будьте внимательны!

         Вы разделились на две команды. Когда вы вошли в кабинет, то я предложила вам выбрать бейджики различных цветов. В группы вы как раз

объединитесь по цвету жетона. Придумайте название своей команде, соответствующее теме урока.

         Счастливого пути!

         (Слайд №7) Итак, мы входим в лабиринт. В каждом лабиринте есть тупики, из которых мы и должны найти с вами выход.

Тупик 1. «Теоретическая разминка» (Слайд №8-10)

Продолжи высказывания  [2]

1.Деепричастие – это … форма …, которая обозначает … и отвечает на вопросы… .

2.Деепричастия бывают … и … вида.

3.В предложении деепричастия являются ….

4. Деепричастия вместе с зависимыми от них словами называются ….

5.Если деепричастие или деепричастный оборот находится внутри предложения, то на письме….

6.Если деепричастие или деепричастный оборот стоит в начале или в конце предложения, то на письме… .

7.Не с деепричастием пишется …, кроме ….

8.Деепричастия образуются от глаголов с помощью ….

Тупик 2. «Найди деепричастия» (Слайд №11-13) [2]

1.Когда трепещут эти звуки

   И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

   Сажусь в забытый уголок. (А.Фет)

2.Стоял угрюм тенистый сад,

   Забыв о пенье голосистом. (А.Фет)

3.Эти звезды кругом точно все собрались,

   Не мигая, смотреть в этот сад. (А.Фет)

4.Волна кипела за волной,

   И, с грохотом о берег мой

   Разбившись в брызги, убегала. (А.Фет)

5.Словно струну оборвал

    Жук, налетевши на ель. (А.Фет)

6.Робко свечу потушив, подхожу я к окну. (А.Фет)  

Самопроверка  (Слайд№14)

Слагая

Забыв

Не мигая

Разбившись

Налетевши

Потушив

Тупик 3.  «Зоркий глаз»               (Слайд №15-16)

Не с деепричастиями. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1.Дождь б…рабанил по крыше точно (не) годуя на кого-то.

2.Том продолжал работать (не) обращая вн…мания ни на кого.

3.В саду (не) ум…лкая ни на минуту пели птицы.

4.Она (не) доумевая смотрела на брата.

5.(Не) медля ни с…кунды он расп…хнул дверь.

Взаимопроверка (Слайд №17)

1.Дождь барабанил по крыше, точно негодуя на кого-то.

2.Том продолжал работать, не обращая внимания ни на кого.

3.В саду, не умолкая ни на минуту, пели птицы.

4.Она, недоумевая, смотрела на брата.

5.Не медля ни секунды, он распахнул дверь.

Тупик 4.  «Третий лишний»           (Слайд №18-19)

1.Отбежав, волнуясь, подумав

2.Играя, осознавши, отмечая

Тупик 5.     «Отдохни!»            (Слайд №20)

         -Сейчас мы немного отдохнем. Встаньте, закройте глаза. Представьте себе, что мы идем по лабиринту. (Шаг на месте). Чтобы пройти, нам нужно набрать побольше воздуха. (Поднимаем руки вверх и вдыхаем, опускаем руки вниз и выдыхаем). У нас на пути Минотавр. (Бег на месте). А вот его нагоняет Тесей. (Шаг на месте). Смотрите, а вот и Ариадна протягивает нам нить, держите ее скорей, она поможет нам выбраться из лабиринта. (Открываем глаза, садимся на место и продолжаем путь).

Тупик 6. «Редакторы» (Слайд №21-22)

Преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты.[3]

1.Когда выпьешь воду, вспомни об источнике.

2.Если солгал один раз, будешь весь век лгуном.

3.Мы обходим рубежи родных морей и с ветром спорим.

4.Когда путешествуешь, приобретаешь много знаний.

Проверка:

1.Выпив воду, вспомни об источнике.

2.Солгав один раз, будешь весь век лгуном.

3.Мы обходим, с ветром споря, рубежи родных морей.

4.Путешествуя, приобретаешь много знаний.

Тупик 7. «ЕГЭ»  (Слайд №23-24) [1]

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

1.Нарушая правила безопасности,

1)мне было сделано замечание.

2)вы рискуете своим здоровьем.

3)возникает угроза жизни окружающих.

4)поведение человека заслуживает порицания.

2.Тренируя память,

1)облегчается подготовка к экзаменам.

2)мне помогло специальное упражнение.

3)я заучивал наизусть стихотворения и телефонные номера.

4)изменяется скорость усвоения информации.

Тупик 8. «Придумай-ка быстрей!» (Слайд №25-26)

        -Составьте и запишите предложения о нашем путешествии по лабиринту, используя деепричастия и деепричастные обороты.

Рефлексия (Слайд №27-28)

         -Молодцы! Я думаю, что вы и в дальнейшем сможете выйти из любого тупика. А сейчас мне хотелось бы услышать, что вы расскажете родителям о сегодняшнем уроке.

Литература:

1.ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н.Мамона, Е.С.Сергеева и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 117 с.

2.Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 7 кл.: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 192 с.

3.Нестандартные уроки русского языка. 7 класс./ Сост. Гергель И.Г. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».

Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с  учётом требований ФГОС основного общего образования ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"

Урок систматизации и обобщения  по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...

Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»

Цели урока:1.     Проверить знания учащихся по теме.2.     Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3.     В...

Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".

Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....