Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.sistematizatsiya_izuchennogo.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного.
Цели урока:
I. Образовательные:
- Обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
- Повторение орфограмм, связанных с правописанием НЕ с деепричастиями, глаголами.
- Употребление деепричастных оборотов в речи.
- Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий.
II. Воспитательные:
- Воспитание любви к русскому языку
- Формирование навыков контроля и самоконтроля.
III. Развивающие:
- Развитие умения связно излагать свои мысли, используя литературный язык.
- Развитие умения аргументировать, доказывать.
- Расширение кругозора, познавательного интереса.
- Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать, структурировать.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Формулировка темы урока. Ребята, сегодня наш урок мы начнем несколько необычно. Представьте, что вы – редакторы. Автор сдал вам 2 варианта текста. Вам нужно выбрать тот, что будет напечатан в газете. Какой вариант текста вы бы утвердили и почему? Второй вариант, так как он не перегружен однородными членами.
На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны. | На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4. |
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков (фронтальная беседа по темам прошлых уроков) Работа у доски. Морфемный и морфологический разбор деепричастий.
- Что такое деепричастие?
- На какие вопросы отвечает?
- Назовите морфологические признаки деепричастий.
- С помощью каких суффиксов образуется?
Работа по вариантам: 1 вариант образует деепричастия сов. вида, 2 – несов. вида.
глагол | дееприч. |
| глагол | дееприч. |
распол..гают | распол..гая |
| распол..жить | распол..жив |
зам..рают | зам..рая |
| зам..реть | зам..рев |
к..саются | к..саясь |
| к..снуться | к..снувшись |
выр..щивают | выр..ащивая |
| прот..реть | прот..рев |
4. Повторение НЕ с деепричастиями.
Не увидев | Не слыша | Не думая |
Не поев | Недоумевая | Негодуя |
Не выполняя | Не ев | Не сея |
Ненавидя | Невзлюбив | Не поехав |
Не ответив | Не спав | Не зажигая |
5. Синтаксический разбор предложения.
- Какова синтаксическая роль деепричастий и деепричастных оборотов.
1 ученик записывает выполняет его синтаксический разбор (в тексте).
6. Знаки препинания в предложениях с фразеологизмами.
За домом, едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
На уроке первом маялись от скуки,
На втором уроке сидели сложа руки.
Давайте вспомним еще фразеологизмы, в состав которых входят деепричастные обороты.
работать не покладая рук, слушать затаив дыхание, бежать высунув язык, смотреть вьпучив глаза, ходить задрав нос, сидеть сложа руки, нестись сломя голову, скрепя сердце
Составьте с этими фразеологизмами предложения.
7.Употребление деепричастных оборотов в речи.
– Употребление деепричастий делает нашу речь живее, но, к сожалению, при употреблении деепричастий очень часто допускаются ошибки. Я предлагаю вам найти и исправить ошибки.
– Какие объявления не содержат ошибок?
- «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
- «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
- «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
- «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
– При правильном употреблении деепричастного оборота одно и то же действующее лицо должно производить и главное, и добавочное действие.
8. Подведение итогов урока.
Задание 1 | |
На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны. | На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4. |
Задание 3 | |
За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава. | На уроке первом маялись от скуки, На втором уроке сидели сложа руки. |
Задание 2
Задание 4
- «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
- «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
- «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
- «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
Задание 1 | |
На дворе отражается в лужах и тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваются, кружатся на ветру и падают на мокрую землю золотые листья. Птицы прокричали прощальную песню и улетели в теплые страны. | На дворе, отражаясь в лужах, тускло светит грустное осеннее солнце. Покачиваясь2 и кружась3 на ветру, падают на мокрую землю золотые листья. Птицы, прокричав3,2 прощальную песню, улетели в теплые страны4. |
Задание 3 | |
За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава. | На уроке первом маялись от скуки, На втором уроке сидели сложа руки. |
Задание 2
Задание 4
- «Проверяйте деньги, не отходя от кассы!»
- «Проходя мимо витрины, стекло может разбиться!»
- «Проверяйте сумки и кошельки, выходящие из магазина!»
- «Заходя в магазин, оставляйте собак на улице!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе "Обобщение и систематизация изученного о местоимении"
Урок систематизации и обобщения знаний после изучения раздела "Местоимения". Содержит презентацию....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»
Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...
Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...
Урок русского языка "Обобщение и повторение изученного по теме «БСП»".
Урок повторения и обобщения изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе по учебнику , авторами которого являются Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Че...
Урок русского языка "Обобщение и повторение изученного по теме «БСП»".
Урок повторения и обобщения изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение" в 9 классе по учебнику , авторами которого являются Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Че...
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности".
Открытый урок на тему: "Обобщение и систематизация изученного по теме "Предлог". Формирование читательской грамотности"....