"Без прилагательных жизнь скучна"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Клюшенкова Татьяна Петровна

данный материал представляет собой урок русского языка в 6 классе(конспект+ презентация), который можно использовать в качестве повторения перед изучением темы" Имя прилагательное".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клюшенкова Татьяна Петровна,

 учитель русского языка и литературы

ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом—школа»

Тема урока: Без прилагательных жизнь скучна. (слайд № 2)

Цель урока: 1. Углубить  понятия о роли имени прилагательного в речи.

                     2. Формировать умение использовать имена прилагательные в речи.

                     3. Развитие речи учащихся. (слайд № 3)

Оборудование: урок проводится  с применение мультимедиа.

ПЛАН—КОНСПЕКТ УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

__ Здравствуйте, дети! Садитесь! Проверьте, все ли у вас на столах: учебники, тетради, ручки, карандаши, дневники.

Откройте тетради, запишите число и тему  урока: «Без прилагательных жизнь скучна». (слайд № 2)

II.       БЛИЦ—ОПРОС (слайд № 4)

А начнем  мы наш урок с блиц—опроса. Я вам вопрос— вы мне ответ.

Без прилагательных жизнь скучна. (слайд № 2)

Учитель: Что такое имя прилагательное?

Ученик: Имя прилагательное—это часть речи, которая обозначает признак предмета.

Учитель: На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Ученик: Имя прилагательное отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?

Учитель: Как изменяются имена прилагательные?

Ученик: Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

Учитель: С какой частью речи согласуются имена прилагательные? (слайд № 5)

Ученик:  Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

Учитель: Как имена прилагательные согласуются с именами существительными?

Ученик:  Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

Учитель: Чем могут являться имена прилагательные в предложении?

Ученик:  Имена прилагательные в предложении могут являться определением и сказуемым.

Учитель: Молодцы!

III       РАБОТА С ТЕКСТОМ. (слайд № 6)

--Ребята, прочитайте текст и скажите о чем он?

Прошёл дождь. На листьях деревьев появились капли. Но температура на улице совсем не снизилась. По-прежнему жарко. После дождя на небе появилась радуга с неизменными цветами. Дорожки быстро высохли. И можно снова идти гулять! Лето —  хорошая пора!

--Так  о чем же этот текст?

Ученик: Этот текст о лете.

Учитель: Я думаю, что вы все любите это время года, когда не нужно учить уроки, а можно купаться, загорать…

А скажите, интересно вам было читать этот текст? Почему?

Давайте прочитаем этот текст ещё раз. (слайд № 7)

Прошёл  летний теплый  дождь. На зелёных листьях деревьев появились крупные капли. Но высокая температура на улице совсем не снизилась. По-прежнему жарко. После дождя на голубом  небе появилась яркая радуга с неизменными цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Асфальтные дорожки, нагретые солнцем, быстро высохли. И можно снова идти гулять! Лето —  хорошая пора!

-Чем этот текст отличается от предыдущего? Почему его читать интереснее? (в нем появились прилагательные)

-Так зачем нужны в речи имена прилагательные? (…чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной, эмоциональной)

А теперь выполним задания, используя данный текст.

(Слайд № 8). Выпишите из текста словосочетания прилаг.+ сущ.. Определите род, число и падеж прилагательных. (работа по вариантам 1 в—1—4 предложение, 2в—5—8, 3 слабых ученика работают по карточкам, где уже выписаны словосочетания)

--Проверим выполнение задания. (слайд № 8)

IV.       ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

Выполняем упражнения на закрепление.

  1. Животные наших лесов.(слайд № 9)

-Ребята, мы с вами живем в Мордовии, и в нашей республике очень много лесов. А а знаете ли вы, какие животные живут и обитают в наших лесах? (дети называют животных, учитель показывает слайды)

А теперь запишите прилагательные к данным существительным—названиям животных. Напомните, как они согласуются? (в роде, числе и падеже) (выполняют задание).

Какие окончания написали у прилагательных? Кто забыл, загляните в табличку на странице 107 нашего учебника.

-Какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в Т.п.? а в П.п.?

-А как определим падеж прилагательных женского рода, ведь они в Р,Д,Т,П падежах отвечают на вопрос какой и имеют окончание –ой, -ей? (по существительному)

-С какими еще орфограммами столкнулись при выполнении данного задания?

(правописание  -чк-; правописание о—е после шипящих и ц в окончании и суффиксе слова; правописание  суффикса  -ик- --ек-  в существительных; попутно повторяем правописание этих орфограмм).

А теперь проверьте, правильно ли мы определили орфограммы. (слайд №10).

      2. Заполните кроссворд.(работа о вариантам, слайд № 11)

-1вариант— записывает слова синонимы

-2вариант— записывает слова антонимы.

-Какие слова записали в 1 варианте? (низкий, плохой, хороший, маленький)

-Какие слова записали во 2 варианте? (низкий, плохой, хороший, маленький)

-Какие слова у вас получились? (одинаковые).

Получается, что одни те же слова  могут быть для одних слов синонимами, а для других— антонимами.  Давайте проверим, правильно ли мы заполнили кроссворд. (слайд №12).

       3.  Скоро Новый год!

-Ребята, в начале  нашего урока мы с вами вспомнили о лете, а сейчас какое время года на улице? А какой праздник скоро будет праздновать вся страна? А вы любите этот праздник? Почему?

Мы целый урок  выписывали, дописывали, а теперь давайте сами составим несколько предложений по картине, использую при этом прилагательные./ слабые ученики составляют отдельные предложения (3—4); остальные связный текст из 5—6 предложений, слайд № 13./

-Какие предложения составил(а) (спрашиваю слабого ученика)? Назовите имена прилагательные.

-Какой текст получился у ____(спрашиваю сильного ученика). Назовите прилагательные.

- Сделаем синтаксический разбор одного предложения (один ученик работает у доски).

ПОД НОВОГОДНЕЙ ЕЛКОЙ ДЕД МОРОЗ СПРЯТАЛ ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОДАРКИ.

-Какую синтаксическую роль выполняют прилагательные  в нашем предложении?

      V.      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: УПР. 272. Посмотрите, что нужно сделать в этом упражнении? (списать, согласуя имена прилагательные с именами существительными). Слайд № 14

      VI.       ИТОГ УРОКА.

-Мы много работали на сегодняшнем уроке, но давайте вспомним:

- О какой части речи мы говорили на уроке?

-Дайте определение прилагательного.

-Назовите морфологические признаки имени прилагательного.

-Какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

-Каково значение имен прилагательных в речи?

Благодарю детей за урок и выставляю оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 кл. "Осень - скучное время года?"

Урок в 6 кл. по теме "За окошком листопад", посвящен дискуссии "Осень - скучное время года?" Урок сопровождается презентацией....

География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии

В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися....

Воспитательная система класса "Вместе нам не скучно!"

Воспитательная система класса  (10-11 кл.) с презентацией....

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Статья "Киноэто жизнь, из которой вырезано все скучное"

Сатья предлагает описание опыта работы по созданию детской киноакадемии...