Статья "Киноэто жизнь, из которой вырезано все скучное"
статья (10 класс) на тему
Сатья предлагает описание опыта работы по созданию детской киноакадемии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Руководитель структурного подразделения
по поддержке и развитию одаренных детей
в рамках окружного проекта «Школьная киноакадемия»
ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1338
Мелкумова Татьяна Эдуардовна
КИНО – ЭТО ЖИЗНЬ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫРЕЗАНО ВСЕ СКУЧНОЕ
(из опыта работы детской школьной киноакадемии)
Как-то случайно я подслушала разговор двух девочек на переменке:
- Ты уже познакомилась с новеньким?
- Да. Когда мне удалось его "разговорить", выяснилось, что он далеко не глупый человек и при этом вполне дружелюбно настроен. И еще – нам нравятся одни и те же фильмы!
И сразу пришла мысль: кино может стать той объединяющей силой, в которой мы все так нуждаемся. Ведь из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Известный канадский философ и социолог, теоретик коммуникационных технологий, автор работ по истории философии и литературы, культурологии, психофизиологии М. Маклюэн относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием .
Ни одно искусство не передает с такой достоверностью — именно вследствие того, что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой продукт коллективного творчества и потребления, — нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам. Сама природа кино социализирует людей, объединяет их , так как является синтезом всех прочих искусств (и в этом смысле имеет лишь одну аналогию — храмовое действо).
Как известно, в социокультурной реальности возникает объективная потребность взаимодополнительности кино, телевидения и видео как различных средств аудиовизуального творчества на уровне образующихся перцептивных связей и формирования образного видения в процессе любительской созидательной деятельности. В связи с этим правомерно возникает вопрос о видеокультуре как части перцептивной культуры современной молодежи. И сегодня школа обязана опережать действительность , а образование должно не только улавливать нарождающиеся тенденции, но и отбирать из них те, которые перспективны для развития гуманного человечества.
Сегодня главным направлением построения и развития любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды. Идея формирования культурно-образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Для Москвы как многокультурного мегаполиса система образования должна выступить механизмом воспроизводства столичной культуры и консолидации общества, снижения рисков социальной и этнокультурной напряженности. Это предполагает реализацию в системе образования новых подходов к социализации, в т.ч. выращивание способностей к ответственному самоопределению, критическому мышлению, противостоянию негативному информационному и групповому влиянию, формированию установок толерантности.
Укрепление роли Москвы как культурной и образовательной столицы России требует активной лидирующей роли Москвы в процессах модернизации российского образования через разработку новых образовательных технологий, создание площадок обмена передовыми практиками. Возрастает роль культурно-образовательной среды школы, которая понимается нами как пространство взаимодействия ее субъектов по созданию ценностных, базовых, функциональных, предметно-практических условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся. Культурно-образовательная среда школы не только важный источник культурного развития личности, но и идейно-ценностной атмосферы внутришкольных общностей, определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный климат (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, оказывает свое влияние на культурную среду социума. С одной стороны, это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (то есть субкультура ребенка), с другой - это сфера педагогических влияний, то есть создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка.
Только осознав характер взаимодействия между художественно-культурной стихией и целенаправленным процессом эстетического воспитания, мы сможем понять, а это исключительно важно сегодня, какое место занимает и должна занимать школа в качестве одного из социальных
институтов художественного образования народа, выстроить эффективную целостную систему взаимодействия этих институтов.
Культурно-образовательная среда школы формируется в процессе освоения идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе, и учитывает интересы, потребности школьников и их родителей.
Несколько лет тому назад, включившись в работу городских экспериментальных площадок «Мировоззренческое кино и телевидение» и «Гуманитарное проектирование учащихся в сфере художественно-эстетическоой сфере», мы пришли к выводу ,что развитие РЕБЕНКА состоит в умении презентовать свои образовательные достижения, продукты своей проектной деятельности, формировать деловые и организационные
качества , что развитие ребенка состоит в способности ориентироваться в
изменяющихся условиях, умений общаться – это ответ на требования современной жизни, это фактор успеха наших воспитанников в рыночных условиях.
Так возник проект « Школьная киноакадемия» «ВСПЫШКА, целью которого являлась разработка и апробация модели психолого-педагогических условий развития внутреннего мира ребенка в процессе художественно-эстетического творчества, построение инфраструктуры проектной деятельности учащихся в художественно-эстетической сфере и реализация культурно-образовательного ресурса.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления». Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью вовлечения детей в работу «Школьной Киноакадемии». Данный проект позволял выявить творческие способности у одаренного ребенка и предоставить возможности для их реализации.
Работа в киноакадемии удовлетворяет склонность подростка к фантазированию, когда результат действия становится второстепенным по сравнению с собственным авторским замыслом,. позволяет задумать и поставить оригинальный опыт или провести опрос среди одноклассников, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (мировоззренческий фильм, видеоролик, клип, анимационный фильм и даже фотофильм.).
В работу Киноакадемии мы стремимся включать всех желающих детей. Хочется отметить, что среди мотивированных детей большую часть составляют талантливые ребята. Они отличаются любознательностью, чувствительностью к проблемам, познавательной самостоятельностью, высоким уровнем развития логического мышления, повышенным интересом к дивергентным задачам, оригинальностью и гибкостью мышления, способностью к прогнозированию, отличной памятью, стремлением к самоактуализации.
Школьная киноакадемия как детско-взрослая общность служит пространством для развития гуманистических ценностей. Научно-методологической основой исследования феномена детско-взрослой общности образовательного учреждения стала концепция событийности Виктора Слободчикова, в которой событийная общность рассматривается как социальная организованность, возникающая через личные смыслы и энергетику совместности в совместное деяние. Социальное бытие наполняет переживанием индивидуальное существование, поскольку обособленно в индивидуальном самосознании и индивидуальном действовании переживание не существует. По мнению В.И.Слободчикова, «собственно «человеческое» находится не внутри индивида, а между, в пространстве человеческих взаимоотношений,человеческих объединений».
Сегодня перед образованием поставлена задача не просто вооружить молодых людей знаниями, умениями и навыками по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Участвуя в социально-ориентированной деятельности, в продуктивном общении, в творческом взаимодействии дети и взрослые проходят и проживают сложный путь от мотивации до самооценки результата и постановки задач. Так, в нашем понимании, у детско-взрослого сообщества в киноакадемии формируется опыт созидательной жизни через:
- Через предоставление спектра прав и свобод взрослеющей личности в сочетании с его обязанностями и ответственностью;
- Через создание событийной эмоциональной среды и ситуации успеха для каждого;
- Через содействие в овладении способами созидания культурно – досуговых событий, взаимодействия с людьми.
Одним из таких культурно-досуговых событий в нашей школе стал Школьный Кинофестиваль, который стал традиционным и проводится уже третий год . На фестивале представляются авторские учебные фильмы. Это общешкольное мероприятие, которое ждут и к которому готовятся все: ученики, учителя, родители. Ведущие говорят на 3-х языках: русском, английском и французском. Нам важно, чтобы фильмы, созданные учениками, можно было использовать и как учебный материал на уроке и классных часах. Так появился фильм «Все профессии важны», «Профессиональное самоопределение». Одной из номинаций кинофестиваля является номинация «Мировоззренческий фильм». Так мировоззренческий мультфильм «Гармонь» ( по мотивам главы поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин») на городском конкурсе-фестивале авторских фильмов занял 1 Место. Очень важно, что в деятельности по созданию мировоззренческого кино участвуют группы ребят. Подчеркну, что лучше всего создавать фильм в группе, в которой каждый сможет почувствовать причастность к большому общему делу, ощутить свою значимость.
В заключение хочется сказать , что проект «Школьная киноакадемия» -это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Проект Школьная киноакадемия «ВспыШКА» многогранен, эффективен и неисчерпаем. Проект принят школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации. Благодаря этому проекту происходит развитие детско-взрослых семейных проектных групп с постепенным снижением роли педагога как методиста и возрастанием роли учащегося. Это помогает перевести родителей из строгих, но посторонних критиков в участников образовательного процесса и помощников, избавляет школу от конфликтных ситуаций, взаимного недоверия и перекладывания ответственности за ребенка друг на друга, а авторитет учителя базируется на способности быть инициатором интересных начинаний. В определенном смысле учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля.
В окружающем нас рукотворном мире, созданном трудом и фантазией человека, нет ничего более таинственного и загадочного, чем кино. Возможности экранных искусств в подготовке педагогов к эстетическому воспитанию школьников, прежде всего, заключается в раскрытии творческих потенций индивидуальности, в обретении ею через общение с экраном жизненной перспективы, веры в общечеловеческие ценности добра и красоты. Инициативность, оригинальность в деятельности, технологичность, самопрезентабельность, - всё, что включает в себя понятие «презентационная культура», позволяет уже сегодня нашим детям отвечать социальной ситуации, быть отличными от других и принятыми другими. Реализация данной сквозной программы в школе это достаточно значимая часть решения широкой и сложной проблемы формирования профессионально-значимых качеств человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
45+5 уроков, которые преподала мне жизнь
По сети бродит очень мощный список «45 уроков, которые мне преподала жизнь». К нему в Рунете имеется такое предисловие: Написано Региной Бретт, 90 лет от роду, Кливленд, Огайо. Желая отметить свое 45-...
Александра ЕРШОВА, Вячеслав БУКАТОВ : Пять «вредных» советов учителю, которому надоело вести скучные уроки
Если Вы ищите новые пути, то эта статья для Вас!...
"Без прилагательных жизнь скучна"
данный материал представляет собой урок русского языка в 6 классе(конспект+ презентация), который можно использовать в качестве повторения перед изучением темы" Имя прилагательное"....
Правила жизни Карлсона, который живет на крыше
Жизненная философия от красивого, умного и в меру упитанного мужчины в самом расцвете сил.Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/pravila-zhizni-karlsona-kotoryj-zhi...
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Конспект урока....
Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." Аристотель.
Эссе "Учителя,которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители - они дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь." АРИСТОТЕЛьУчитель…какова его роль в нашей жизни? Какой ...
: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»
Урок с использованием приёма технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)...