«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Яковенко Валентина Васильевна

Слово учителя

      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:

       «Да разве найдутся  на свете такие огни, муки  и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

        Казаки плыли на узких двурульных челнах,  дружно гребли вёслами, осторожно  минали  отмели,  всполашивая  подымавшихся  птиц, и говорили  про своего атамана».

     Героична жизнь Тараса, Остипа и всех остальных запорожцев,  которые даже в последний час  думают не о себе, а о великом деле, которому отдают свою жизнь.

     Защита Отечества, защита родной земли  от иноземных захватчиков – вот  смысл их жизни. Вольные, веселые, удалые, мужественные запорожцы  готовы жизнь отдать  за родную землю-матушку, чтобы она цвела и развивалась.

      И как  не похожа их широкая, раздольная, полная опасностей и тревог жизнь на тихую, безмятежную и бесцельную жизнь  жителей города Миргорода   или владельцев уединенных деревень, которых обыкновенно называют старосветскими.

   - В чем они видят смысл своей жизни? Для чего живут? К чему стремятся?

Я думаю, мы потом сумеем ответить на эти вопросы, когда разберемся в прочитанном.

   Дома  вы прочитали повесть «Старосветские помещики»,  имеете о ней представление  и подготовили отзывы. Давайте их сейчас озвучим.

Чтение отзывов  о повести «Старосветские помещики».

  - Хотелось бы узнать, как вы восприняли повесть, какое у вас сложилось о ней впечатление.

  - Представьте себе, что вы повесть не читали, а услышали о ней со слов своих товарищей.

  - После какого отзыва вам захочется обратиться к страницам повести? Поясните, почему.

Обратимся к страницам повести и перечитаем некоторые из них вместе с вами.

Повесть не имеет занимательного сюжета, событиями небогата. Через всю повесть проходят картины «старосветской идиллии», передаваемые с сочувствием и мягкой иронией.

  Уже само описание дома, усадьбы вводит нас в этот мир тишины и покоя.

Найдем и прочитаем об этом.

Чтение от слов «Я отсюда вижу низенький домик…»  до слов  «…все это для меня имеет неизъяснимую прелесть…».

Весь пейзаж пронизан ярким, солнечным светом, полон утренними запахами. И душистая черемуха, и яхонтовое море слив, и свежая травка -  все прелестно, замечательно, проникнуто поэзией.

- Что хочет этим описанием подчеркнуть писатель?

- А что представляют собой владельцы  этого домика?

Чтение от слов «Я до сих пор не могу забыть двух старичков…»  до слов «Легкие морщины на их лицах были расположены с такою приятностью…»

Даже сама внешность обоих старичков, которые живут в своем простом душевном мире,  передает их доброту.

Найдите еще  подобные примеры из текста.

«Добрая старушка! Она вся принадлежала гостям».

«..во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах…»

А как трогательны их взаимоотношения, как бережно относятся Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович друг к другу!

- Как об этом пишет Гоголь?

«Нельзя было глядеть не без участия на их взаимную любовь…»

- Какая мысль волнует Пульхерию Ивановну перед смертью?

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна настолько привязаны друг к другу, что, умирая, Пульхерия Ивановна полна лишь одной мыслью: как будет жить без неё Афанасий Иванович? Обращаясь к ключнице, она наказывает: «Смотри мне, Явдоха, когда я умру, чтобы глядела за паном, чтобы берегла его, как глаза своего, как свое родное дитя. Гляди, чтоб на кухне готовилось то, что он любит. Чтобы белье и платье  ты ему подавала всегда чистое…»

     Горькое отчаяние охватывает Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны. («…он рыдал,  рыдал  сильно, рыдал неутешно, и слезы, как река, лились из его тусклых очей».

- Как изменился Афанасий Иванович спустя несколько лет?

«Навстречу вышел старик… Во всем видно было отсутствие заботливой Пульхерии Ивановны…»

Перед нами иллюстрация, передающая именно этот момент. Попробуйте описать то, что вы  видите.

Описание иллюстрации

Казалось бы, что повесть представляет собой изображение тихой, безмятежной жизни патриархальных помещиков. Но это только на первый взгляд. Тонкая, едва уловимая ирония  сопровождает повествование.

- Что настораживает в описании портрета Афанасия Ивановича  и Пульхерии Ивановны?

- В каком состоянии были полы в доме стариков?

- Какая деталь указывает на полное безразличие к чистоте и порядку? (портрет герцогини)

С юмором описана комната Пульхерии Ивановны, заставленная сундуками и ящиками, и поющие двери  (тоскливые, одинокие).

- Как занимался хозяйством Афанасий Иванович?

- В чем состояло хозяйство Пульхерии Ивановны?

- А в чем состоял самый главный интерес старичков?

«Оба старичка … очень любили покушать».

Чтение в ролях от слов «После этого Афанасий Иванович возвращался в покои и говорил…»  до слов «Но Афанасий Иванович … улыбался, сидя на своем стуле».

      Основной интерес старичков, о чем с легкой усмешкой говорит рассказчик, состоял в том, чтобы вкусно и сытно покушать.  Это было главной темой их разговоров, главной нитью их духовной связи, главным мотивом в общении с гостями. 

       Еда становится смыслом жизни. Все действия направлены на то, чтобы побольше насолить, насушить, наготовить.

       Единственное, что человеческое осталось в их психике, - это взаимная долголетняя привязанность.

         Сопоставляя героев повести «Старосветские помещики» и  «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»,  В.Г. Белинский находит у первых какие-то положительные черты, тогда как  «Иван Иванович и Иван Никифорович существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого».

      Повествование ведется от лица  миргородского обывателя.  Рассказчик с восхищением описывает их характеры, их обращения друг с другом, их времяпровождение, их одежду, жилище -  словом,  всё,  что только можно найти у этих «превосходнейших» людей.

       В городе   Миргороде  царит та же атмосфера патриархальности и застоя. Событием, потрясшим всех обитателей Миргорода, становится ссора двух давних друзей из-за пустяка, приведшая к многолетней судебной тяжбе, отравившей их жизнь.

 Сжатые пересказы отрывков из повести «Старосветские помещики».

        Если в «Старосветских помещиках» юмор сочетается с грустью, то в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» гоголевский смех переходит в сатиру. Н.В. Гоголь изобразил пустоту двух «почтенных» людей. Подлинная сущность этих помещиков находится в полном противоречии с той обманчивой  внешностью, которую видят в них глаза миргородского обывателя. Это противоречие становится предметом комизма в повести.

      Гоголь оставляет сюжет без развязки, показывая, что пустая тяжба и впредь будет целью и смыслом жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.

    Повесть заканчивается грустным заключением» «Скучно на этом свете, господа!» Похожие строчки есть и в «Старосветских помещиках»: «Грустно! Мне заранее грустно».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skuchno_na_etom_svete_gospoda.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Скучно на этом свете, господа…» Н. В. Гоголь «Старосветские помещики» «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Слайд 3

- В чем они видят смысл своей жизни? Для чего живут? К чему стремятся?

Слайд 5

«Я отсюда вижу низенький домик…»

Слайд 6

«Я до сих пор не могу забыть двух старичков…» «Легкие морщины на их лицах были расположены с такою приятностью…»

Слайд 8

«Смотри мне, Явдоха , когда я умру, чтобы глядела за паном, чтобы берегла его, как глаза своего, как свое родное дитя. Гляди, чтоб на кухне готовилось то, что он любит. Чтобы белье и платье ты ему подавала всегда чистое…»

Слайд 10

Еда становится смыслом жизни. Все действия направлены на то, чтобы побольше насолить, насушить, наготовить .

Слайд 12

Если в «Старосветских помещиках» юмор сочетается с грустью, то в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» гоголевский смех переходит в сатиру.

Слайд 13

В.Г. Белинский: «Иван Иванович и Иван Никифорович существа совершенно пустые, ничтожные и притом нравственно гадкие и отвратительные, ибо в них нет ничего человеческого».

Слайд 14

Н.В. Гоголь изобразил пустоту двух «почтенных» людей. Подлинная сущность этих помещиков находится в полном противоречии с той обманчивой внешностью, которую видят в них глаза миргородского обывателя. Это противоречие становится предметом комизма в повести.

Слайд 19

Повесть заканчивается грустным заключением» «Скучно на этом свете, господа!» Похожие строчки есть и в «Старосветских помещиках»: «Грустно! Мне заранее грустно». Гоголь оставляет сюжет без развязки, показывая, что пустая тяжба и впредь будет целью и смыслом жизни Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.

1.     Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь».  Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...

Презентация Н. В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем"

Презентация к уроку литратуры в 10 классе по повести Н. В. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В презентацию включена словарная работа, иллюстрации, отражающие...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...

Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.

Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает  мыслительную деятельность учащихся....

Презентация по литературе "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Учебный материал разработан на основе учебника для 6 класса под редакцией И.Н.Сухих...

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме "Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести"...