География: скучная или полезная? Формы работы с учащимися на уроках географии и биологии
материал по теме
В статье раскрывается значимость изучения географии через разнообразные формы работы с учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Ниж – Суетская средняя общеобразовательная
школа имени Анатолия Карпенко»
Алтайского края Суетского района
с. Нижняя Суетка
Уроки географии: скучные или полезные?
Учитель: Сидорова Татьяна Алексеевна
Уроки географии: скучные или полезные?
В. А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, "открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги".
Современный учитель и полезный урок - что это значит?
Учитель всегда и во все времена должен любить учеников и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит не заигрывать и не льстить ему, а понимать и уважать ребёнка как растущего человека.
Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв – «скучная и очень сложная» наука! Конечно, география сложна – карты, даты, номенклатура… Лёгких путей в географии нет. Овладеть этой наукой без кропотливого труда, терпения, усидчивости невозможно. Способности к логическому мышлению есть практически у каждого ребёнка в той или иной степени, а вот остальные качества у современных детей – большая редкость. Что же делать? Один из мощнейших рычагов в обучении – это интерес ребёнка. Поэтому, необходимо использовать все возможности для «учения с увлечением», чтобы большинство школьников испытали и осознали притягательные стороны географии. Изучали и поняли то, чего не видно. Проводили различные занимательные, красочные примеры, рассуждали, высказывали свою точку зрения, увидели и почувствовали красоту великого мира, получили удовлетворение в преодолении трудности самостоятельно решённой задачи.
Нельзя сказать, что учащиеся 8-го класса имеют сильный познавательный интерес, не достаточно обладают развитым абстрактным мышлением. Они стараются преимущественно запоминать материал, а не обдумывать. Самостоятельные рассуждения редки, а склонность к критическому анализу почти не встречается. В этом возрасте лучше воспринимается не логика учебного материала, а его образ, собственное впечатление от самостоятельной деятельности (практических работ).
Прежде чем учить географии, у ребенка надо воспитать культуру мышления. Это умения сравнивать (объекты), анализировать, выделять характерные признаки, необходимо применение эмпирических методов, в результате интерес к географии не теряется.
География – наука практическая, поэтому весь теоретический курс должен органично вплетаться практическим курсом.
На своих уроках использую различные виды учебной технологии. В уроки 6 - 9-х, включаю занимательные задачи, дидактические игры, практикумы, электронные учебники, тесты. Ученики 8-х классов особенно любят тему: «Природные зоны России». Какую изобретательность проявляют ребята, когда составляют описание особенностей природной зоны, растительного и животного мира, составляют кроссворды, сочиняют сказки. А как нравятся учащимся делать проектные работы.
Интеграция учебных предметов описана в трудах следующих ученых: А.Я. Данилюка, В.Т. Фоменко, К.Ю. Колесиной, А.Г. Кузнецова. Учащимся очень нравятся интегрированные уроки, которые проводились в 8 классе на тему «Русская равнина», «История исследования территории России»…
Без знания географии немыслима вся современная цивилизация. География кормит, поит, одевает, обувает, строит, добывает полезные ископаемые, позволяет взлетать в космос и опускаться на дно океана. В содружестве с другими естественными науками география помогает все глубже познавать тайны природы.
География – благодатная почва для творчества учителя и его учеников. Надо любить своих учеников и уметь сделать урок географии - нескучным уроком. Нужно стараться, чтобы твой урок был интересным, полезным и занимательным. Любым путем добиться, чтоб дети поняли то, чего никогда не видели, «увидели» то, чего никогда не увидят. Это конечно сложно, но нужно.
«Страшная это опасность – безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»
В. А. Сухомлинский.
Каждому учителю встречаются трудности при работе с ребятами 8- 9-х классов. Интерес к учению у них резко падает. Так называемый «переходный возраст». Мотивационный фактор учителя «любовь к детям» поможет, преодолеет трудности. Даже если учащиеся доставляют учителю какие-то беспокойства и хлопоты, он не будет таить в душе обиды, а искренне пожелает понять и помочь детям. Но это не решение всех проблем учебного процесса. Нужен несколько другой подход. Поэтому учитель сам придумывает что-то новое, от чего и испытывает удовлетворение от выполненной задачи, так как дети в этом возрасте «желают творить, создавать новое». Некоторые методические приемы и педагогические разработки позволяют разнообразить урок географии, найти нестандартные подходы к решению образовательных проблем.
Известно, что 12-14-летним школьникам сложно концентрировать внимание на рассказе учителя в течение 20-30 минут. Быстрое утомление от монотонной речи и рассеянность внимания приводят к тому, что материал урока бывает, не усвоен. Как удержать внимание класса на протяжении урока?
- В сознании подростков значительное место занимает мир волшебства и фантазии. И это увлечение помогает усвоения географии через применения элементов игр, можно привлечь аналогии и ассоциации.
Я считаю, что главная задача учителя – научить ученика применять полученные в школе знания на практике - в жизни.
- Учитель применяет опробованные, наиболее ему подходящие технологии в своих классах.
Учитель на уроке должен исполнять роль помощника, консультанта, старшего товарища. Дети должны вести себя на уроке более свободно, естественно, работать группами или индивидуально. Теоретический материал можно изучать самостоятельно по учебнику, дополнительной литературе, применяя проектный метод. Для развития творческого мышления и расширения кругозора, одним из условий является создание проблемной ситуации, которая способствует осознанию потребности в приобретении новых знаний, стимулирующей активность субъекта, решающего проблему.
Таким образом, используя всевозможные современные технологии обучения в своей работе, я добиваюсь, чтобы урок географии был не скучным, а полезным. С каждым годом увеличивается количество учащихся, желающих сдать ЕГЭ и ГИА, также увеличивается количество победителей и призеров олимпиад, конкурсов по географии.
Закончить хочется словами пословицы: «Разум истиной просветляется, сердце любовью окрыляется».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке
В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...
Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»
Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии
Методы обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможнореализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенн...
"Формы и методы работы с учащимися на уроках химии и биологии "
Формы и методы работы с учащимися на уроках химии и биологии...