М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse_po_uchebniku_dlya_obshcheobrazovatelnyh_uchrezhdeniy.docx | 57.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе по учебнику для общеобразовательных учреждений: Литература .9 класс .Под редакцией В.Я.Коровиной. В 2-х частях.- Москва,Просвещение,2011г.
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Учитель: Лустина Нина Владимировна. Учитель русского языка и литературы. МОУ Гимназия г.Малоярославец.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условие для формирования знаний детей об основных фактах биографии Лермонтова;
- обеспечить усвоение учащимися умения различать основные темы и мотивы лирики поэта, понимать своеобразие художественного мира поэта;
- научить учащихся выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры А.Пушкина и М.Лермонтова;
- совершенствовать навык анализа текста на уровне содержания (темы, мотивы, идеи) и формы (изобразительно-выразительные средства);
- развивать основные рече-мыслительные умения (сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развивать умение учащихся давать историко-культурный и биографический комментарий прочитанному;
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала;
- развивать аналитические способности и наблюдательность, прививать любовь к классической поэзии;
- развивать эмоционально-ценностные компетенции.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
- личностные: готовить к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Оборудование урока: тетради, учебники, компьютер, проектор - презентация , тексты и аудиозаписи стихотворений.
Используемые на уроке приёмы ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо): проверка имеющихся знаний, актуализация, мотивация, осмысление содержания, формирование знания («материализация»,«громкая речь», «речь «про себя», «внутренняя речь»,кластер, синквейн ) , итог урока, оценки за урок, домашнее задание, самоанализ урока.
Ход урока:
1.Этап актуализации имеющихся знаний.
Определение темы и целей урока. (На проекторе Слайд 1 из учительской презентации)
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы поговорим о жизни поэта, о его личности, определим основные темы его творчества, а также более детально проанализируем стихотворения, в которых звучат мотивы вольности и одиночества.
Беседа о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.
а) Слово учителя:
- Творчество любого писателя неотделимо от его судьбы. Биографию Лермонтова вы изучали в 6-8 классе, а сегодня, готовясь к уроку, вы ее повторяли.
Давайте вспомним основные этапы жизни и творчества Лермонтова, а для этого ознакомимся с презентацией, подготовленной к уроку Савельевым Сергеем.
б) работа отдельного учащегося по индивидуальному заданию, подготовленному дома (Савельев С.). А ваша цель- составить кластер. (Кластеры- это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово(тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.)
Работа по презентации учащегося.
Слайды 1, 2
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Слайды 3, 4
Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла.
Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления
Слайд 5,6
в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Слайд 7
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за участия в « маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург.
Слайд 8
где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Слайд 9
По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка.
Слайд 10
Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ,"Подражание Байрону", "Для чего я не родился..."
Слайд 11-13
Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года.
Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
Слайды 14-15
В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга.
Слайд 16
1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским.
Слайд 17-18
Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал к М.Ю.Лермонтову красавицу княгиню М.А.Щербатову. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.
Слайды 19
Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде.
Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург.
В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Слайд 20-21
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.
Слайд 22
«Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», - напишет Белинский.
Слайд 23-25
1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор.
И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
(Учитель открывает Слайд 2 с кластером, учащиеся знакомятся с ним, сравнивают со своей работой)
2.Этап мотивации.
1) пробуждение интереса учащихся к получению новой информации.
а) Слово учителя.
В 16 лет Лермонтов пишет:
Мне нужно действовать,
Мне нужно действовать,
Я каждый день
Бессмертным сделать бы желал…
А в 24 из сердца вырывается признание:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
А между этими строками – вся жизнь Лермонтова, вся жизнь людей его поколения. Они были обречены на бездействие, ибо рано поняли, что вряд ли удастся применить в жизни те могучие силы, переполняющие душу.
Пятнадцатилетний юноша с горечью спрашивает:
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Откуда такое разочарование в жизни? Что так отравило не только Лермонтова, но и всё его поколение?
Обратимся к истории.
б) Рассказ заранее подготовленного учащегося об эпохе Лермонтова (индивидуальное домашнее задание - Шестаков Я.)
1826 год…13 июля. На кронверке Петропавловской крепости повешены Пестель, Рылеев, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол – пять руководителей восстания декабристов. И тогда же потянулись в Сибирь колонны закованных ссыльных, цвет дворянской молодежи. Лермонтову и его сверстникам было по 11-12 лет. Родители благодарили бога, что их дети были так малы, что не доросли до политики. Но они не предполагали, что их детей ждет не менее горькая судьба. Не так уж трудно догадаться, какого действия жаждали сверстники Лермонтова, каким бездействием они тяготились.
Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще.
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…
Черная тень пяти виселиц легла на всю судьбу Лермонтова и его поколения… Отсюда ему и суждено было выразить своей поэзией целую эпоху…
Поколение Лермонтова заменило деятельность чтением, познанием, «наукою бесплодной» без практического приложения знаний, поэтому оно и не оставит векам «гением начатого труда».
«В начале поприща мы вянем без борьбы».
А жизнь без борьбы для поэта не жизнь. Однако порокам поколения все-таки противопоставляется некий идеал, и он, конечно же, авторский.
Отсюда ВЫВОД: самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию.
Лермонтов, по словам Белинского, - «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные «Философические письма» Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
В творчестве Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.
Творчество поэта можно условно разделить на два периода:
1828-1836 гг. и 1837-1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина.
( Учитель открывает Слайд 3:
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
- 1828 – 1836 - ранний период
- 1837 – 1841 – зрелый период )
Учащийся продолжает свой рассказ:
Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности высшего, светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
( Учитель открывает Слайд 4:
«Нет,я не Байрон,я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно,и грустно…» )
в) Слово учителя:
Дома вы уже познакомились с этими произведениями поэта. Подумайте, каким общим мотивом они объединены, и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
2) определение учениками темы урока и постановка собственных целей обучения на уроке.
( Учитель открывает Слайд 5
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. )
3.Стадия осмысления - получение новой информации
1) Слово учителя о личности Лермонтова, работа по вопросам:
Исследователь В.А. Захаров пишет: "Для нас Лермонтов - великий поэт и прекрасный художник, нам хочется видеть его зрелым, благоразумным, уравновешенным, словом, наделённым всеми положительными качествами человеком. Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук".
Возможно, "трудный" характер Михаила Юрьевича сложился из-за трагически разорванной в раннем младенчестве связи с обоими родителями. С раннего детства Елизавета Алексеевна растила внука в полной свободе. Он получал всё, что хотел, не будучи никогда и ни в чём стеснён или ограничиваем. Он абсолютно не был способен подчиняться, угождать и, тем более, угодничать.
-А почему судьба Л. была трагичной?
(За стихотворение, посвящённое гибели Пушкина, Лермонтов отлучён от двора и отправлен в феврале 1837г. в действующую армию на Кавказ. Год хлопот Е.А. Арсеньевой о прощении внука перед царской семьёй увенчался успехом: поэта вернули в лейб-гвардии Гусарский полк, ко двору в мае 1838г. До февраля 1840г Лермонтов жил в Царском селе и часто проводил время в столице.
За свою короткую, 27-летнюю жизнь Лермонтов дважды стоял у барьера: 18 февраля 1840 года в Петербурге и 15 июля 1841 года в Пятигорске. Со времён Петра I дуэли в России были запрещены. Наказание за участие в дуэлях приравнивалось к наказанию за убийство. В наказание за первую дуэль Лермонтов был повторно сослан на Кавказ. (Первая ссылка последовала за стихотворение "На смерть поэта"). Вторая дуэль закончилась его смертельным ранением
Итак: 1. Лермонтов был смел и отважен, от вызова не отказывался, во время дуэли в противника никогда не стрелял. 2. Литературное дело считал главным делом своей жизни, но ради него не считал необходимым отказываться от принятых понятий чести, от риска собственной жизнью.)
В общем, поэт был одинок в мире, поэтому и тема одиночества была для него так актуальна. Запишите тему сегодняшнего урока: «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Послушаем сообщение на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова». Ваша задача – записать основные мысли этого сообщения.
2)Индивидуальное сообщение учащегося на тему «Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова» (Бондарева Д.).
Тема вольности и одиночества в мире - одна из центральных тем романтизма. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гёте, Шиллер. Большое место занимала эта тема и в творчестве одного из величайших русских поэтов — Михаила Юрьевича Лермонтова.
По мнению Лермонтова, поэт — это избранник судьбы. А его избранничество — это не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству, в отношениях с людьми он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. К сожалению, это судьба талантливых поэтов всего мира, и Лермонтов – не исключение. Поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, в которых звучат мотивы одиночества, изгнанничества, расставания с Родиной («Парус», «Нет, я не Байрон», «Тучи» и другие)
Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою...” и другие). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной.
В стихотворениях позднего периода чувствуется ужасная усталость, безысходность, пугающий пессимизм, разочарованность в жизни.
Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и сделало его гордым и одиноким странником. Сейчас творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, не перестает восхищать потомков. Михаил Юрьевич, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.
К данному уроку я подготовила презентацию, на слайдах которой выделила основные моменты своего доклада.
3) Презентация ученицы по теме « Одиночество в лирике Лермонтова» (Бондарева Дарья)
4) Запись в тетрадь: (учитель открывает Слайд 6)
Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», « Утес», «Листок», «Горные вершины», «Когда волнуется желтеющая нива…» );
- любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
- критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»);
- поэтическое призвание и высокое предназначение поэзии («Поэт», «Пророк»,);
- судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»);
- осмысление судьбы своего поколения («Дума»).
5) Работа с цитатой М.М.Дунаева, автора книги «Православие и русская литература» (Учитель открывает слайды 7-8)
«Как часто силой мысли в краткий час/ Я жил века и жизнию иной,/ И о земле позабывал, Не раз/ Встревоженный печальною мечтой,/ Я плакал, но все образы мои,/ Предметы мнимой злобы иль любви,/ Не походили на существ земных./ О нет! Всё было ад иль небо в них», – эти строки написаны Лермонтовым в 17 лет. «Ад иль небо», кромешный мрак и божественный свет, две столь противоположные крайности в душе, между которыми разрывается она, всякий раз являя в своих стремлениях то хаос смятения, то гармонию устремленности к Творцу, но чаще всего парадоксальное смешение того и другого… Противозначные полюса создают мощно напряженное пространство. Это полярное напряжение не успокаивает душу, но способно лишь сильнее взорвать боль, страдание, муку, терзание страстей. Любимые слова Лермонтова: страдание, страсть, мука».
Задание: выскажите свое мнение по цитате М.М.Дунаева.
Вывод: учащиеся приходят к пониманию противоречивости внутреннего мира лирического героя М.Ю.Лермонтова.
4. Стадия рефлексии.
(формирование знания - работа над текстами стихотворений, их анализ; размышление, рождение нового знания ; материализация).
Анализ стихотворения «Нет, я не Байрон».
-Во многих стихотворениях Лермонтова звучит тема одиночества и избранничества, обратимся к одному из них и попытаемся понять, как же сложился могучий талант поэта. Это трудно сделать, потому что у нас нет ни его дневников, ни большинства писем, но остались его стихотворения. Обращаемся к стихотворению «Нет, я не Байрон». Откройте текст.
-И послушаем его в художественном исполнении актера Михаила Козакова.
(прослушивание аудиозаписи)
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В моей душе как в океане
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я — или бог — или никто!
- Прочитайте стихотворение еще раз про себя и постарайтесь уловить его настроение.
- Какое же настроение вы почувствовали? (грусть, обида, тоска, печаль)
- Кто лирический герой этого произведения? (юноша, молодой человек)
- Какие слова указывают на то, что это пишет мужчина? («я другой», «я начал раньше»)
- Почему решили, что это пишет молодой мужчина? («мой ум не много совершит»; совершит – форма будущего времени, поэтому создается ощущение, что у героя еще вся жизнь впереди)
- Но почему эти слова звучат так трагически? («Я раньше начал, кончу ране» слова звучат как пророчество собственной судьбы.) А написано-то стихотворение в 1832 году! Л. было всего 16 лет, чуть старше вас, а насколько оно проникнуто трагизмом, предзнаменованием своей судьбы, фатализмом!
- Что еще мы узнаем о лирическом герое, кроме пола и возраста? Что он говорит о себе? («Нет, я не Байрон, я другой»)
- Кто такой Байрон? (Великий английский поэт, вольнолюбивый романтик)
- Поэт использует в первой строке прием противопоставления (антитезы). Будто отвечает отрицательно на чей-то вопрос - «Нет, я не Байрон, я другой».
- Какой же он «другой»? Чем отличаются эти поэты? (Л. – «Еще неведомый избранник», «Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»).
- Определим смысл строки «Как он, гонимый миром странник». Какие значения имеет слово «мир»? В каком значении оно употреблено здесь? («мир» - народ: «пойти всем миром»)
- А какой странник был гоним всем миром? Всем народом? (религиозный подтекст, образ Иисуса Христа – гонимого всеми избранника).
- Далее по тексту - «Мой ум не много совершит». Что имеется в виду под словом «ум»? (ум – творчество, опять звучит пророчество ранней смерти)
- «В душе моей, как в океане, Надежд разбитый груз лежит». Какие изобразительно-выразительные средства используются автором? (Сравнение, метафора)
- Получается, что «океан угрюмый» - это душа, внутренний мир поэта!?
- Лирический герой задает риторические вопросы самому себе.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
-А толпа здесь – это сам народ, читатели.
- Как же сам отвечает на вопрос? («Я – или бог – или никто!») Т.е. лишь тот, кто эти думы знает! Кроме Л. его думы знает только Всевышний.
- В последней строке очень важно понять и не ошибиться со смыслом.
- Назовите значение союза «или»? (разделительный). Т.е. его функция разделить понятия «я – или бог – или никто!»
-А тире в данном случае выделяет фразу, подчеркивает ее, делает вставным оборотом! Если убрать его из текста, то получится «я или никто!», т.е. фраза «или бог» подчеркивает, что только Богу дано знать истинные мысли всех людей, только он видит всю правду. Поэтому нельзя говорить о том, что молодой Лермонтов противопоставляет себя Богу. Это мнение ошибочно.
- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (в утверждении поэта «с русской душой», что только он может «рассказать» свои «думы»)
Анализ стихотворения «Молитва»
- Многими исследователями был доказан истинный религиозный смысл стихотворений Лермонтова. Давайте попробуем его понять на примере стихотворения «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»)
Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учеником.
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
- В этом стихотворении мы видим явный религиозный подтекст. В чем он выражен? (название, обращение)
-Попытаемся в нем разобраться. Что можете сказать об особенности композиции этого стихотворения? (состоит из 2-х частей)
- О чем «молит» лирический герой в первых строках?
- За что же «всесильный» должен его покарать?
1) За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю…
(Земная жизнь ему милее небесной, он в этом смело признается!)
2) За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя… (Редко обращается с молитвой к Богу)
3) За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя….. (ум далек от христианских мыслей)
4) За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей…
- Что значит «лава вдохновенья»? (Это творчество! Муза!)
5) За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей…
6) За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь….
-В чем признается?
7) И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь…
-А кому же молится поэт? (Л. «молится», т.е.обращается в «песнопеньях» к возлюбленной, к природе, к родине, но все эти адресаты любви – творения всевышнего, значит любовь к ним – это воплощение любви к богу)
-О чем просит поэт во 2 части стихотворения?
- Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор…
- Что же такое «чудный пламень»? (это дар творчества, которое терзает и мучает, не дает покоя. Л.осознает, что дар творчества данный от бога, помогает ему видеть в мире несовершенство, писать об этом, и это его губит, терзает душу, которая рвется «на тесный путь спасения». Лирический герой просит освободить его от творчества, от дара поэта, лишить вдохновения, т.к.душа желает вернутся к богу. Строка «Угаси сей чудный пламень» контрастирует просьбой пушкинского поэта-пророка. Лермонтов уже отказывается от дара, хочет быть обыкновенным смертным человеком)
- От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Анализ стихотворения «Парус» (1832 год):
- Какое настроение вы почувствовали? ( Чувство романтика оказывается вечно раздвоенным, оно не может быть внутренне разрешено, потому что романтик всегда разочарован в чём-то устоявшемся, будь то покой или буря. Романтика удовлетворило бы только состояние покоя-бури. Но так как на земле такого состояния нет, то романтик обречён на одиночество, на вечное метание между покоем и бурей, на вечный мятеж то против покоя, то против бури, и поэтому он не знает счастия ни в покое. ни в буре.)
- Благодаря какому приёму Лермонтов рисует перед читателем вместо реальной картины воображённый пейзаж? (Он использует приём контраста, сталкивая разные по времени состояния природы- бурю и покой. Образ моря- пространственной безбрежности- контрастен одинокому парусу, затерянному в нём. Парус «ищет» и «кинул»,он помещён между « страной далёкой» и « краем родным»,при этом не принадлежит ни тому, ни другому. Далее пространственный контраст распространяется не в ширь, а в глубь. Парус помещён между небом и морем, и этот контраст также проведён последовательно закреплён в антитезах ( «под ним»-«над ним»)
-Что символизирует противоречие между морем и парусом? (По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастия не ищет/ И не от счастия бежит!» Противоречие между морем и парусом символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в её океан. Фактически «парус» всецело зависит от игры морской стихии.)
- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества: один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь. Каждый романтик, в том числе и Лермонтов, жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и обществом, между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Такая жизнь представлялась ему истинно прекрасной. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное, Рай, в котором обитает Бог.)
Анализ стихотворения «И скучно и грустно» (1840 год):
-Анализ чувств в этом стихотворении опущен, даны только начальный момент и конечный результат. Само размышление осталось за пределами текста. Какие главные эмоции, наполняющие душу каждого человека, затрагиваются в этом стихотворении? (Желания, любовь и страсть, дружба, жажда славы и другие)
-Какие стилистические приёмы использует автор в этом стихотворении? ( риторические вопросы и восклицания)Приведите примеры из текста.
-Каждое четверостишие заканчивается обращением к себе, результат раздумья над отдельными чувствами завершается обобщённым выводом о своей и общей жизни,причём лирическое «Я» охвачено целиком- и изнутри,и извне. Приведите примеры из текста.( «А годы проходят- все лучшие годы!» ; «В себя ли заглянешь- там прошлого нет и следа:/ И радость, и муки, и всё там ничтожно…» ; «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - / Такая пустая и глупая штука…»)
- Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? (И здесь присутствует оппозиция «прошлое- настоящее», но теперь настоящее поглощает прошлое, оправдывая стойкую эмоциональную атмосферу(«скучно и грустно») и начальную мысль о бесприютном одиночестве в мире, где нет ни одной родной души и где царит такая же пустота, как и в собственной душе.)
5. Подведение итогов урока.
Учитель открывает Слайд 9, учащиеся дают анализ прошедшему уроку
(Анализ урока:
1.Чем вы сегодня пополнили свой «багаж знаний»?
2.С какими новыми терминами познакомились?
3.Каков же лейтмотив произведений М.Ю.Лермонтова, изученных сегодня?
4.Что удалось повторить, закрепить?
5.Каково ваше впечатление от сегодняшнего урока?
6.На сколько каждый из вас поработал?)
-Итак, мы проанализировали 4 стихотворения Лермонтова, скажите, как же в них раскрываются мотивы вольности и одиночества? (Вольность здесь моральная, поэт должен быть свободен от мнения света, а вот одиночество реальное - Л.был одинок, тем он и привлекал и привлекает до сих пор читателей)
Подводя итог сегодняшнему уроку и обобщая всё сказанное, давайте попробуем составить синквейн:
1. Существительное
2. Два прилагательных
3. Три глагола 4. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. 5. Существительное, выступающее как итог, вывод. (самостоятельная работа учащихся, чтение и обсуждение полученных текстов)
Слово учителя:
-Закончить сегодняшний урок я хотела бы следующими словами: «Не бойся врагов: самое большее, что они могут сделать – это убить.
Не бойся друзей: самое большее, что они могут сделать – это предать.
Бойся равнодушных: это с их молчаливого согласия на земле происходят войны».
6.Домашнее задание : (учитель открывает Слайд 10)
1.Выбрать и прокомментировать цитату, которая, по вашему мнению, наиболее точно отражает своеобразие поэтического мира М.Ю.Лермонтова.
«Лермонтов никуда не приходит, а только уходит… Вы его вечно видите «со спины». Какую бы вы ему «гармонию» ни дали, какой бы вы ему «Рай» ни насадили, – вы видите, что он берется «за скобку двери»… «Прощайте! ухожу!» – сущность всей поэзии Лермонтова. Ничего, кроме этого. А этим полно все». (В.В.Розанов)
«Я – та особа, у которой бываю с наибольшим удовольствием… лучший мой родственник – я сам». (М.Ю.Лермонтов)
2. Выучить одно из предложенных стихотворений наизусть: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «И скучно, и грустно…»
3. Индивидуальное задание для сильного ученика: проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова, подготовьте реферат на эту тему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Жизнь и судьба М.Ю.Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в стихотворениях «Нет, я не Байрон», «Молитва» ("Не обвиняй меня, всесильный").
Урок литературы в 9 классе. Цели урока: расширить знания учащихся о судьбе и личности М.Ю.Лермонтова, понять мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова, почувствовать настроение стихотвор...
Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
Презентация может быть использована на уроке с целью повторения и углубления знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова....
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (урок литературы в 6 классе в рамках реализации ФГОС)
Конспект урока литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе по программе Г.И.Беленького....
Презентация .М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.
Презентация о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова....
Открытый урок чтения и развития речи в 9 классе "М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество"
Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова с презентацией и использованием интерактивной доски....
Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова "Нет,я не Байрон, я другой..."
С детства нам знакомы строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях? Насколько ...