Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.
На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием навыков написания изложения, познакомятся с краткой биографией Ч.Айтматова и отрывком из его романа "И дольше века длится день", узнают этимологию и современное значение слова "манкурт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_v_10_klasse.docx | 24.11 КБ |
izlozhenie_v_10_klasse.rar | 695.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе
Тема: Изложение
Цели: углубить знания учащихся по развитию речи
Задачи: продолжить обучение учащихся написанию изложения,
формировать умения: развитие связной речи учащихся, последовательное изложение текста, правильное оформление работы (составление плана),
прививать учащимся творческую инициативу, интерес к учению, истории, литературе.
Наглядность: презентация к уроку
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Целеполагание: работа над изложением по отрывку произведения Ч.Айтматова.
III. Формирование новых знаний.
- Просмотр презентации (слайд 1 – 3)
- Знакомство с текстом.
У кладбища Ана-Бейит была своя история. Предание начиналось с того, что жуаньжуаны, захватившие Сарозеки в прошлые века, исключительно жестоко обращались с пленными воинами. При случае они продавали их в рабство в соседние края, и это считалось счастливым исходом для пленного, ибо проданный раб рано или поздно мог бежать на родину.
Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой – надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени, когда заканчивалось бритьё головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали поблизости матёрого верблюда. Освежёвывая верблюжью шкуру, первым делом отделяли её наиболее тяжёлую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, её тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими пластырями, наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта – раба, не помнящего своего прошлого.
Выйной шкуры одного верблюда хватало на пять – шесть шири. После надевания шири каждого обречённого заковывали деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там, в открытом поле, со связанными руками и ногами, на солнцепёке, без воды и без пищи. Пытка длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определённых местах подходы на тот случай, если соплеменники пленных попытались бы выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко, ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения.
И если впоследствии доходил слух, что такой-то превращён жуаньжуанами в манкурта, то даже самые близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть себе чучело прежнего человека. И лишь одна найманская мать, оставшаяся в предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит – материнский упокой. (327 слов)
(Ч.Т.Айтматов)
- Работа по тексту
- Озаглавьте текст. Сформулируйте его основную мысль. Определите тип речи. Назовите ключевые слова.
УЧАСТЬ МАНКУРТА. САРОЗЕКСКАЯ ЛЕГЕНДА.
- Дайте толкование современного употребления слова манкурт. Как возникло значение этого слова? (слайд 4 – 6)
манкурт — м. Тот, кто забыл свое прошлое, отказался от своих национальных обычаев, традиций, ценностей, потерял нравственные ориентиры. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000
«Если сделать экскурс в историю, то слово манкурт, возможно, восходит к древнетюрскому munqul „неразумный, глупый, лишенный рассудка“.
В современном киргизском языке встречается слово munju в значении „калека (без руки или рук, без ноги или ног)“, то есть изувеченный человек.
В монгольском языке находим форму „мангуу“, фиксируемую в двух значениях: 1. тупой, глупый, слабоумный,
2. идиот, от которого образуется глагол мангуурах- «становится глупым, тупым».
Учитывая взаимопроникновенность и взаимовлияние монгольского языка на киргизский, можно утверждать, что слово манкурт заимствовано из этого языка.
Но данная лексема может толковаться с различными смысловыми оттенками. Возможно, слово манкурт могло образоваться и путем слияния двух древнетюркских корней man- „надевать пояс, опоясываться“ и qurut- „высушенный“, то есть человек, на голову которого надевается пояс и высушивается»
- Составьте план (слайд 7)
План.
1. Жестокое обращение жуаньжуанов с пленными воинами.
2. Счастливый исход рабства.
3. Превращение раба в манкурта:
а) бритьё головы захваченного в боях молодого воина;
б) надевание на голову жертвы шири;
в) последствия страшной пытки.
4. Отношение близких людей к манкуртам.
IV. Применение новых знаний.
Написание изложения
V. Домашнее задание: прочитать произведение Ч.Айтматова «И дольше века длится день» (слайд 8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.
Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...
урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
Цели:1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...
"И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)
17 апреля 1998 года. Семнадцать лет назад. Именно в этот день в нашу школу приезжал Чингиз Айтматов. Да, тот самый. Писатель с мировым именем. Человек с большой буквы. И именно 17 апреля 1998 года в п...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...
Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...
"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака
Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения....