урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Князева Любовь Ивановна

Цели:

1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», применительно к положению пленного;

2.       Познакомить  с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;

3.       Учить анализировать фрагменты художественного произведения в единстве содержания и формы, систему образов, обогащать словарный запас литературоведческой лексикой, правовой и этической;

4.       Формировать навыки устного рассказывания, аргументации высказывания, развернутого ответа на вопрос; развивать ассоциативное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomni_imya_222.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №  15»

ОКРУГА МУРОМ

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ

В 8 КЛАССЕ  

НА  ОСНОВЕ  КОМПЛЕКСА  «ВОКРУГ  ТЕБЯ  -  МИР»

ПО ТЕМЕ:

«ПОМНИ  ИМЯ  СВОЕ!»

(ПО  ЛЕГЕНДЕ  ИЗ  КНИГИ  Ч.АЙТМАТОВА  

«И  ДОЛЬШЕ  ВЕКА  ДЛИТСЯ ДЕНЬ»

Подготовила:

Князева Л.И.,

учитель русского языка

и литературы

средней школы № 15

2013год


«Помни свое имя!»

(по легенде из книги Ч.Айтматова «И дольше века длится день»)

«Можно отнять землю,

можно отнять богатство,

можно отнять и жизнь,

но кто придумал,

кто смеет покушаться

на память человека?!»

                Ч.Айтматов

Цели:

  1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», применительно к положению пленного;
  2. Познакомить  с основными нормами международного гуманитарного права по защите военнопленных;
  3. Учить анализировать фрагменты художественного произведения в единстве содержания и формы, систему образов, обогащать словарный запас литературоведческой лексикой, правовой и этической;
  4. Формировать навыки устного рассказывания, аргументации высказывания, развернутого ответа на вопрос; развивать ассоциативное мышление.

Оформление доски

1 часть. Афоризмы правового и этического характера.

«Война – зло…, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы».

Плутарх

«Если цель войны – уничтожение враждебного государства, то другая сторона имеет право истреблять его защитников, только пока они держат в руках оружие…»

Ж.-Ж. Руссо

«С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать противника человеколюбием»

А.Суворов

«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке»

В.Белинский

«Всякая несправедливость действует развращающе на обе стороны: развращается и тот, кто терпит несправедливость, и тот, кто несправедливость совершает»

К.Либкнехт

2 часть. Словарная работа (на доске).

Легенда – один из прозаических жанров фольклора (у.н.т.), в основе повествования лежат фантастические события.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной аллегорической форме.

Плач – обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбе, при оплакивании покойника, при проводе рекрутов на царскую службу. Характерны большая драматическая напряженность, трагизм.

Психологизм – глубокое изображение переживаний горя.

Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности.

Достоинство – сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе; внешнее проявление уважения к себе.

3 часть. Портрет писателя, иллюстрации учащихся к произведению.

Ход урока.

Слово учителя:

Обращаясь к творчеству любого писателя, читая новое произведение, мы ставим перед собой цель – не только насладиться чтением, но и понять: что же хотел сказать нам автор своим произведением, во имя чего его создавал, какой заветной мыслью хотел поделиться с читателем. И тут же думаем: «А как доносит он свою заветную мысль до читателя, какие художественные средства языка использует, что отличает его от других писателей, как отличить произведение данного писателя от книг других авторов?»

        Сегодня мы впервые встречаемся  с произведением киргизского писателя Ч.Айтматова, мы поведем разговор о легенде о манкурте из его романа «И дольше века длится день…» Наша задача – не только понять мысли автора, увидеть художественные особенности, но и усвоить нормы международного гуманитарного права, имеющие отношение к  рассматриваемому эпизоду.

        Ч.Айтматов, киргизский писатель, родился в 1928 году. Наиболее известные его произведения:

«Джамиля», 1958 г.

«Материнское поле», 1963 г.

«Прощай, Гульсары!», 1966 г.

«Белый пароход», 1970 г.

«Пеший пес, бегущий краем моря», 1977 г.

«И дольше века длится день…», 1980 г.

«Плаха», 1986 г.

«Тавро Кассандры»

        Проза Ч.Айтматова сочетает психологический анализ с традициями фольклора, мифологической образности, тяготеет к жанру притчи (словарная работа).

        Основную особенность творчества писателя можно  охарактеризовать его же словами:

«…Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем мощные чувства сострадания, протест против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

Система вопросов для анализа текста.

  1. Дайте историческую справку о том, где происходит действие и кто его участники?
  2. Каким было отношение жуаньжуанов к пленным?
  3. Почему для пленников быть проданным в соседние края в рабство считалось счастливым исходом?
  4. Какая участь ожидала тех, кого  жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве? Какое слово, отражающее авторское отношение к участи рабов употребляет писатель? «самый жестокий вид варварства», «самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний».
  5. Почему раб-манкурт считался и был ценным рабом, приравнивавшимся к 10 здоровым невольникам?
  6. Почему отнятие памяти у человека писатель называет самым тяжким из всех мыслимых и немыслимых злодеяний?

Д/з: сочинение-миниатюра, индивидуальные задания.

Внимание к эпиграфу и словарным словам «честь», «достоинство», к высказыванию Белинского.

Сообщение учащимся материалов III Женевской конвенции о защите прав военнопленных.

Вопрос классу: Какие нормы отношения к пленным III Женевской конвенции были нарушены жуаньжуанами?( Работа с текстом конвенции по книге «Вокруг тебя – мир».Обращение к афоризмам по данной теме).

  1. О чем поведали однажды купцы, пришедшие с караваном товаров в найманские земли из сарозекских степей?
  2. Почему рассказ проезжих купцов так взволновал, потряс Найман – ану? Какие чувства испытала она, услышав рассказ? (текст).
  3. Расскажите, что произошло с ее сыном в бою и почему тревожное предчувствие не давало покоя матери?
  4. Почему о своем решении ехать в сарозеки она не сказала никому?
  5. О чем мечтала она, выезжая из аула, томимая тоской и сомнениями?
  6. Расскажите о ее поисках.
  7. Какие чувства испытывает она, когда вдруг увидит пасущееся стадо? (текст). Обратить внимание на психологизм писателя.
  8. Выразительное чтение эпизода встречи матери с сыном. Какой жанр фольклора использует автор, чтобы передать чувства матери? (плач – выразительное чтение, словарная работа).
  9. Расскажите о том, как пыталась мать вернуть сыну отнятую память.
  10. О чем думает она, видя врага – жуаньжуана, когда прячется от него в овраге? Какое решение приняла она, проведя ночь в овраге недалеко от своего горемычного сына? Как ее внутренний монолог, высказанный от имени автора, передает ее чувства?
  11. Какое новое коварство придумали и осуществили жуаньжуаны, чтобы избавиться от опасной матери и сохранить в повиновении раба-манкурта? (выразительное чтение эпизода).

Вывод по эпизоду: Так от руки сына-манкурта погибла мать, которая продолжает выполнять свой материнский долг даже после смерти. Это ее платок волею писателя превращается в птицу, взывавшую к сыну и пытавшуюся пробудить его память, вернуть человеческое достоинство.

        Обобщение:

  1. В чём смысл названия темы нашего урока?      

(   Страшную  картину беспамятства рисует Ч. Айтматов в легенде о манкурте, человеке, которого степные племена путём страшных истязаний превратили в ничего не помнящего раба. Потеря памяти, своих корней, истоков приводят к страшной трагедии:  он, не ведая, что творит, убивает свою мать. Айтматов, предупреждая нас, как бы призывает: «Помни имя своё, помни свои истоки, землю свою, иначе беда тебе, близким, окружающим».

«Без прошлого у человека нет настоящего и не может быть будущего»,- сказал кто-то из мудрых. Мысль о чувстве близости человека к деяниям и судьбам предков, о своей ответственности за дарованное ему место на земле хотел донести до нас автор.)

  1. О каких нормах международного гуманитарного права по защите прав военнопленных узнали?

Домашнее задание.

О чем заставило задуматься произведение? (сочинение-миниатюра).

                       

  Литература:

1.Чингиз Айтматов «И дольше века длится день» (отрывок из романа).

2.Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – мир», 5-8 класс. В помощь учителю.

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на основе комплекса «Вокруг тебя - мир»,по теме: «Помни имя свое!» (по легенде о манкруте из книги Чингиза Айтматова «И дольше века длится день».

Автор: Князева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: общеобразовательная школа №15, г.Муром, Владимирской области.

Адрес школы: 602256, Владимирская область, г.Муром улица Колхозная,35.

e-mail: school_15_@mail.ru

Телефон мобильный: 8-915-756-04-70.

Рабочий: 8 (49234) 4-05-80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Конспект урока Литература 7 класс М.Горький «Легенда о Данко»

Конспект урока по литературе               (7 класс)  М.Горький «Легенда о Данко»(Урок с использованием технологии разви...

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...