Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Хусяинова Зухря Салеховна

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течении урока ученики работают как в группе, так и самостоятельно.

Тема: « Морфологический разбор имени существительного».

Цели урока.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобрети знаний, развитие воображения.

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.

Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

 

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к встрече с жителями неизвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течении урока ученики работают как в группе, так и самостоятельно.

Тема: « Морфологический разбор имени существительного».

Цели урока.

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобрети знаний, развитие воображения.

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.

Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

Ход урока.

 

I Организационный момент.

Приветствие.

II  Актуализация знаний.

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

Слайд № 1.

- А как вы понимаете слово «галактика»?

(гигантская звездная система)

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

Создание модели.

Имя существительное

Падеж      число    род    склонение   одуш./неодуш.    Собств./нариц.     Синтаксическая         роль

- Это наша галактика. Это наши планеты.

- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.

(у рода, числа, склонения)

III Формирование знаний.

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

 - Какова цель нашего урока?

(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно выполнять морфологические признаки имени существительного)

- Справиться совсем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.

- А эта модель будет нашим маршрутом следования.

- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

- Чтобы получить приглашение надо поработать с текстом.

-Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)

Слайд № 3.  Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

Космический         корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

Проверка по слайду № 4.

Космический         (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.

-Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.

-Молодцы, все допущены к полету.

Раздаются модели ракет.

-Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.

-Все готовы к полету? На старт! Поехали!

- Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)

-Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?

(одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.

-Почему они называются постоянными и непостоянными?

(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

 

- Почему эта планета не похожа на все остальные?

(потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).

-Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)

-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.

 -Существительное перед человеком разбирают самостоятельно.

-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

Слайд № 6.

(морфологический разбор существительного перед человеком)

 Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.

Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.

IV Формирование умений, навыков.

-Давайте запишем слова, на которые вы приседали.

(Слайд № 7).

Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?

- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано  индивидуальное задание выписать значение некоторых слов из толковых словарей.

Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).

Орбита – путь движения небесного тела(Земная орбита).

Спутник – небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).

Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.

Звезда – небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.

Солнце – небесное светило -  раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).

Слайд № 8.

-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли  жителям этой планеты некоторые предметы.

- эльвина, прочитай пожалуйста записку.

Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.

-А что вы смеетесь?

-А как надо правильно прочитать эти слова?

-А в чем особенность этих существительных?

-Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)

(сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)

(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).

V  Итог урока.

-Ну что ж пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание Рустам прочитает им стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

 Только б вырасти мне поскорей,

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

 Знаю я, что минута настанет –

В дальний рейс поведу самолёт.

 - Наше путешествие закончилось и мы возвращаемся домой.

Слайд № 9.

-Мы должны проверить не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать ответив на вопросы теста.

  1. Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

  1. Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

  1. В предложении Однажды мы отправились в музей. имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

  1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

- До свидания.

Домашнее задание

С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.

1 Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

  1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

  1.  Имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

  1. Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

  1. В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

  1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология

2.Имя существительное – часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета

3. Имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род

4.Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.

5.В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.

6.Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока + презентация по русскому языку по теме "Имя существительное".6 класс.

Урок построен в форме сказочной экскурсии в космос. Выполняя различные по сложности задания, ученики приближаются к всрече с жителями неизщвестной планеты. Материал урока охватывает всю тему. В течени...

Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.

Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс. Цели:Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основ...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"

Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме  "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже", 7 класс, 2018г.,для обучающихся с интел...

Урок-презентация по русскому языку на тему "Суффикс" (5 класс)

Урок-презентация по русскому языку на тему "Суффикс" (5 класс)...