Конспект урока-презентации по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок-презентация по русскому языку "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.
Цели:
- Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основе понимания действий по выбору правильного написания.
- Научить учащихся самостоятельно применять современные образовательные технологии в обучении.
- Научить учащихся действовать сообща.
- Научить учащихся сбору, обобщению, систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nn-n.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Тема: Правописание Н-НН в основах различных частей речи.
Цель урока:
- Сформулировать умение правильно писать слова с орфограммой «Одна и две н в разных частях речи» на основе понимания действий по выбору правильного написания.
- Научить учащихся самостоятельно применять современные образовательные технологии в обучении.
- Научить учащихся действовать сообща.
- Научить учащихся сбору, обобщению, систематизации знаний.
Составители:
Урок планировали шесть групп учащихся 10 А класса МБОУ СОШ № 12:
1) 1-я группа – руководитель Н. Суковицина - «Н-НН в основах полных прилагательных и причастий».
2) 2-я группа – руководитель И. Ильинская – «Н-НН в основах имен существительных и наречий».
3) 3-я группа – руководитель В. Проскурин – «Н-НН в основах кратких прилагательных и причастий».
4) 4-я группа – руководитель Н. Белякова – «Н-НН в основах сложных имен прилагательных».
5) 4-я группа – Д. Назлуханов – «Особые случаи правописания суффиксов с НН в полных страдательных причастиях».
6) Дизайнер-оформитель презентации: А. Брусенский.
Ход урока.
- Н-нн в основах полных прилагательных и причастий.
- В полном причастии всегда пишем нн: написанный, ограниченный, читанный в детстве рассказ.
- Необходимо рассмотреть условия выбора н-нн в основах полных отыменных и отглагольных прилагательных. Знание этих условий – ключ к пониманию правописания и других частей речи. Запомним только условия написания нн:
См. слайд 2.
Внимание! В словах кованый, жеваный – нет суффикса – ованн (ый), и поэтому их правописание подчиняется общему правилу: кованый сундук ( от глаг. несов. вида), кованный железом ( завис. сл.) сундук.
Итак, если мы решаем проблему выбора н или нн в основах прилагательных, то:
- определяем, отглагольное оно (Г) или отыменное (И);
- в соответствии с этим применяем к ним условия написания нн: если подходит хотя бы одно из условий – пишем нн; не подходит – пишем н.
Данная орфографическая опора универсальна, она всегда поможет вам определить свои действия по написанию н или нн в основах полных имен прилагательных.
Причинами ошибок могут стать только:
- неумение сопоставить видовые пары: брошенный от бросить (сов. вид, а не от бросать (несов. вид.); некошеное поле – поле, которое (что делали?) не косили (несов. в.);
- неумение разграничивать отглагольные и отыменные прилагательные; прилагательные и причастия;
- «сбой» в логической цепочки рассуждения: формулировка вывода только по одному признаку;
- незнание исключений.
В случае затруднения необходимо тщательно повторить соответствующий лингвистический материал.
См. слайд № 3
- Н-нн в основах имен существительных и наречий.
Как здесь уже отмечалось, понимание условий выбора н или нн в отглагольных и отыменных прилагательных – ключ к правильному написанию имен существительных и наречий.
Условия выбора н или нн в основах имен существительных зависят от способа словообразования данного существительного: осинник ←осина, чайник← чай, путаница←путаный, растерянность←растерянный, мороженое(сущ.)←мороженое ( прилаг. ) и т.д.
Итак, если мы решаем проблему выбора н или нн в основах имен существительных, то помним, что они могут быть образованы от основ существительных (смотрим на наличие н в корне и суффиксе) и прилагательных (пишем столько н, сколько в основе прилагательного).
Несложно выбрать н или нн в наречии на –о: сколько н в основе прилагательного, от которого оно образовано, столько же н и в наречии: туманно(говорить) – туманный, путано (говорить) – путаный, организованно (решить) – организованный.
См. слайд № 4
- Н-нн в основах кратких прилагательных и причастий.
- В кратком причастии всегда пишем н: полы выкрашены, цветы посажены и т.д.
- В кратком прилагательном столько н, столько в полной форме:
даль туманно (какова?) – туманная даль;
объяснение путано (каково?) – путаное объяснение.
Причиной «сбоя» в данном рассуждении (а значит, и ошибки) может стать неумение различать краткие формы имен прилагательных и причастий (особенно если перед нами слова с переносным значением. Помним, что такие прилагательные чаще всего бывают в одном ряду с другими именами прилагательными.
См. слайд № 5
Н-нн в основах сложных имен прилагательных.
Рассмотрим примеры. Вагоноремонтный завод (завод, на котором ремонтируют вагоны).
Вагонно-паровозное депо (депо и вагонное, и паровозное).
Свежезамороженные ягоды (первый корень в сложном отглагольном прилагательном на правописание не влияет. Здесь одно н, так как прилагательное образовано от глагола несовершенного вида).
Свежезамороженные ягоды (от глаг. совершенного вида).
Как видим,
- в отыменных сложных прилагательных пишется столько н, сколько н в производящих основах;
- отглагольные сложные прилагательные подчиняются тем же правилам, что и простые.
См. слайд № 6
Особые случаи правописания суффиксов с нн в полных страдательных причастиях.
Иногда затруднение вызывает выбор не только н-нн, но и букв е/а в суффиксе. Подумайте, почему сходный по звучанию причастия пишутся по-разному.
Выкаченная на позицию пушка
Выкачанная из цистерны нефти
Замешенное тесто
Замешанный в преступлении человек
Как вы знаете, написание здесь е или а связано с образованием данного причастия:
выкаченная (пушка) – выкатить + -енн-
выкачанная (нефть) – выкачать + -а- + -нн-
См. слайд № 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс.
Презентация к уроку русского языка по теме "Н и НН в основах различных частей речи", 10 класс....
Урок русского языка. Н и НН в различных частях речи. Повторение и обобщение.
Урок повторения и обобщения материала, изученного в 5-9 классах....
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи
Правописание не-/ни- с различными частями речи и правописание н-нн в различных частях речи. Тренировочный материал....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 10-м классе. Тема: "Слитное и раздельное написание Не и Ни с различными частями речи"
Цель: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм “Правописание частиц / приставок НЕ и НИ с разными частями речи”, изученных в 5-9-х классах....
Тест по русскому языку «Орфография. Буквы Н и НН в различных частях речи» 8 класс
Тест по русскому языку «Орфография. Буквы Н и НН в различных частях речи» 8 класс...
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»...